Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Г) просторечия, диалектизмы, жаргоны




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ОГСЭ. 04 Русский язык и культура речи

Специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

 

 

Обучающегося (ейся) заочной формы                                                                  

                                                 обучения специальности

                                                 группы 273 СЗУ

Ф.И.О                 

                                                                   Проверила:_____________

Оценка: ________________

(________________)

 

Псков

                                                        2018

 

 

1. Кто является основоположником русского языка?

а) Ломоносов                                  в) Пушкин

б) Карамзин                                     г) Сумароков

2. За пределами литературной нормы оказались:

а) диалектизмы, профессионализмы, просторечия

б) жаргоны, синонимы, омонимы

в) просторечия, фразеологизмы, омографы

г) просторечия, диалектизмы, жаргоны

3. Перечислите известные вам лингвистические словари.

 В лингвистических словарях содержится информация о слове. Существуют различные типы лингвистических словарей: толковые, словари иностранных слов, этимологические, орфографические, орфоэпические, фразеологические, словари синонимов, омонимов, антонимов, словари лингвистических терминов, синтаксические словари и др.

 

4. Какой науке посвящена данная цитата Льва Успенского?

«…-это сложная и тонкая отрасль знаний, стоящая на грани науки и искусства. Она … требует не только знаний, но и чутья. Зачастую её рецепты, годящие для одного стиля речи, неприменимы для другого»:

а) морфология                                     в) лексика

б) стилистика                                        г) фонетика

 

5. Перечислите 5 функциональных стилей речи.

- разговорный;

- официально-деловой;

- научный;

- публицистический;

- художественный.

 

6. Перечислите 5 известных вам невербальных (паралингвистических) средств речи.

К средствам невербальной коммуникации относят, как правило, следующие: 1. Жестовый контакт, выражающийся в разнообразных формах - толчки, похлопывания, поглаживания и т. п. 2. Дистанция между общающимися. Расстояние между участниками делового общения свидетельствует о его формальности или неформальности, об отношении партнеров друг к другу, о степени заинтересованности в разговоре. 3.Ориентация, то есть положение сидящих (стоящих) по отношению друг к другу. Ориентация может меняться в зависимости от ситуации и свидетельствует о степени соперничества или сотрудничества.

4. Внешний вид.Основная цель - сообщение о себе. Через имидж деловые партнеры информируют окружающих о своем социальном положении, виде деятельности, самооценке и т.п.

5. Поза тела. Поза обычно указывает на те или иные межличностные отношения, на социальное положение партнера. Она может меняться в зависимости от настроения и эмоционального состояния человека. Однако при интерпретации необходимо учитывать культурный потенциал человека и общепринятые этикетные условности, которые следует соблюдать в тех или иных конкретных ситуациях.

6. Кивок головой - используется для одобрения или подтверждения чего-либо, а также как сигнал, дающий партнеру основание вступить в диалог. 7. Выражение лица (мимика) дает возможность для широкой интерпретации, сокрытия или демонстрации эмоций, помогает понять информацию, передаваемую с помощью речи, сигналит об отношении к кому-то или чему-то.

8. Жесты могут быть не очень выразительны, например движения головы или тела, но используются параллельно с речью, чтобы что-то в ней выделить, подчеркнуть, а иногда и заменить ее.

9. Взгляд позволяет считывать самые разнообразные сигналы: от проявления интереса к кому-то или к чему-то до демонстрации абсолютного пренебрежения. Выражение глаз находится в тесной связи с речевой коммуникацией.

10. Паравербальные и экстравербальные сигналы. Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или застенчивости. Таким образом, язык тела сам по себе является разновидностью "параллельного" языка, сопровождающего, как правило, речевые выражения человека и охватывающего все его движения, в том числе душевные (психомоторные). Тот факт, что человек способен молчать, но не может полностью контролировать движения своего тела, предоставляет деловому партнеру, умеющему "считывать" невербальную информацию потрясающий по своим возможностям "инструмент", который позволяет ему адаптировать и реадаптировать свою коммуникационную тактику в соответствии с реакцией (движениями) собеседника.

 

 

7. Наука о правильном произношении и постановке ударений называется…

а) синтаксисом                                   в) орфографией

б) орфоэпией                                           г) пунктуацией

 

 

8. Выберите только один ряд, где ударение во всех словах расставлено верно:

а) каталоʹг, звоʹнит, кваʹртал, куʹхонный

б) каталоʹг, звониʹт, квартаʹл, кухоʹнный

в) катаʹлог, звониʹт, кваʹртал, куʹхонный

г) каталоʹг, звониʹт, квартаʹл, куʹхонный

9. Объясните различия в значениях слов-паронимов

 

1.  Абонемент- право пользования чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право.(абонемент концертный, театральный, межбиблиотечный, телефонный).

 Абонент - владелец абонемента (лицо или учреждение) (аккуратный, новый, городской абонент);

2. Адресат — лицо или огранизация, кому адресовано почтовое отправление (получатель);

Адресант — лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель);

3. Бережливый - осмотрительно и осторожно расходующий что-либо; расчётливый, экономный.

 Бережный - заботливый, внимательный.

4. Глинистый- содержащий глину, изобилующий глиной (глинистые почвы);

Глиняный -сделанный из глины (глиняная посуда);

5. Искусный- умелый, хорошо знающий своё дело. 2. Умело, хорошо выполненный (искусный мастер, ювелир, пианист, фокусник, фехтовальщик);
Искусственный- не природный, ненатуральный, сделанный наподобие настоящего, природного. Притворный, неискренний. ( искусственное озеро, орошение, опыление,освещение);

6. Обидный - 1. Содержащий обиду, причиняющий её, оскорбительный. 2. Досадный, неприятный (разг.)  (обидная несправедливость, шутка);

Обидчивый - легко поддающийся обиде (обидчивый человек);

7. Практический -1. Относящийся к области практики. 2. Нужный для практики; прививающий умение, навыки. 3. Относящийся к области реальных потребностей (практическая деятельность, работа; практические занятия);

Практичный -  Опытный, хорошо разбирающийся в жизненных делах. Удобный, пригодный в деле, выгодный, экономный (практичный человек, мужчина, торговец, хозяйственник);

8.Скрытый -тайный, невидимый (скрытая угроза) не обнаруживающийся явно (скрытый смысл, намёк)

   Скрытный -не склонный делиться с другими своими мыслями, переживаниями, намерениями, неоткровенный (скрытный человек);

9. Соседний - расположенный вблизи, рядом с кем-чем-либо, по соседству(соседний дом);
     Соседский(разг.) Относящийся к соседу, принадлежащий ему (соседские дети);
10. Командированный -только с одуш. сущ. Находящийся в командировке, получивший командировку (командированный журналист, врач, инженер)
     Командировочный - только с неодуш. сущ. Относящийся к командировке (командировочное удостоверение).

 

10. Замените фразеологические паронимы соответствующими синонимами:

1. приложить руку - приложить руки быть причастным - участвовать

2. девать некуда - деваться некуда   много – безвыходность

3. в лице - в одном лице                      представитель - единолично

4. язык проглотить - язык проглотишь замолчать -вкусно

5. в самом деле - на самом деле         действительно - оказывается

 

 

11. Из данных выражений выберите лишь те, в которых, по вашему мнению, нет ошибок:

- браслет с брелоками, - дверь открывается вовнутрь, - сумею ли я прийти завтра – не знаю, - кружевной тюль, - хочу кушать, - по окончании концерта позвони, - в семье двое девочек, - оплачивайте за проезд, - вырезали аппендицит, - бронь на билеты не пригодилась - бывай здоров, друг, - здоровенькое дитё, - светло – серый пуловер, - устранить имеющиеся недостатки, - хочешь кушать? - пертурбация началась, - две большие разницы, - не трать нервы, - в данный период времени, - спелёнатый малыш  

 

12. Подберите определения, правильно согласуя их с существительными:

Красивый Тюль, хороший шампунь, долгий путь, идеальное жюри, политическое коммюнике (официальное сообщение),                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  удобный бра, шикарный боа (меховой шарф), представительный атташе (официальное лицо при дипломатическом представительстве), тридцать восьмая авеню (улица), вкусный кофе, удачный пенальти, спелая киви, запеченное авокадо, прекрасное рандеву, диетическое кольраби, хохлатый какаду, большое Онтарио (озеро), широкая Миссури (река), блестящий Дели, солнечный Сочи.

 

13. Раскройте скобки; определите род существительных; отметьте наличие вариантов:

Плацкарта (жен. род), манжета (жен. р.), зал (муж. р.), желатина(жен.р.),желатин(муж. р.), чинар (муж. р.), корректива (жен. р), эполета (жен. р.), туфель,туфля (жен. р.).

 

14. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа:

Армяне- Армян Апельсины- Апельсинов Бананы- Бананов Блюдца - Блюдец Ботинки- Ботинок Вафли- Вафель Гектары- Гектаров Граммы- Граммов Грузины- Грузин Заморозки - Заморозков Кастрюли - кастрюль Комментарии- комментариев Кочерги- Кочерёг Носки-носков Плечи- плеч Полотенца- полотенец Помидоры- помидоров Рельсы- рельсов (рельс) Сапоги- сапог Свечи- свечей(свеч) Солдаты- содлдат Туфли- туфель Чулки- чулок Яблоки- яблок Ясли- яслей

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 698.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...