Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перечень заданий и рекомендации по их выполнению




Расставьте ударения в словах ...

    При выполнении задания рекомендуется использовать «Орфоэпический словарь русского языка», «Словарь ударений для работников радио и телевидения», желательно брать издания последних 7-10 лет или использовать электронную версию словарей на дисках или в Интернете по адресу http://slovari.gramota.ru Слово выписывается из словаря, отмечаются произносительные варианты, если они есть, стилистические и др. пометы, если они есть.

    Для качественного выполнения задания вы можете познакомиться с перечнем современных орфоэпических норм по пособиям:

1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Произношение согласных; Произношение заимствованных слов; Особенности русского ударения; Вариативность ударений // Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи . — Ростов-н/Д, 2000. — С. 81-89.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Нормы произношения и ударения // Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. — Ростов-н/Д, 1999. — С. 91-95.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Нормы ударения; Орфоэпические нормы // Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. — Ростов-н/Д, 2002. — 112-115. 

 

Образец выполнения:

о/рган – "часть организма" , орга/н – "музыкальный инструмент"

кле/ить, не рекомендуется устаревшее клеи/ть

шёлковый, в народно-поэтической речи шелко/вый.

 

Поставьте ударения в словах, запишите, как следует произносить подчеркнутые буквы в соответствии с нормами литературного языка.

    См. рекомендации к заданию № 1.

 

 Образец выполнения:   ску/чно - [шн] , жи/знь - [жыз’н’]

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

    При выполнении задания рекомендуется использовать пособия под редакцией Д. Э. Розенталя: «Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию» (М., 1998 и др. издания), «Справочник по орфографии и пунктуации» (любое издание), или электронную версию словарей в Интернете по адресу http://slovari.gramota.ru     

    Если вы работаете на компьютере, то при расстановке знаков можно проверить себя, включив текстовый редактор компьютерной программы. Однако следует помнить, что в некоторых случаях (обособление вводных и невводных слов, причастного и деепричастного оборота и нек. др.) текстовый редактор может предложить Вам самостоятельно установить условия контекста, в котором возможна (т.е. знак может быть и не нужен) постановка знака.

    Для справки приводится краткий перечень знаков препинания и условия контекста, в которых эти знаки необходимо ставить: 

 

А. В сложном предложении на границах его частей - простых предложений. Если простые предложения соединены союзом, то они разделяются запятой. В предложениях, не соединенных союзом (бессоюзных), может ставиться запятая, точка с запятой, тире или двоеточие.

- Весна, и уже тепло. - Тополь гол, береза пожелтела. -В морозном воздухе тихо; точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца. -Поверь: меня, как вас, пленяет и водопад, и темный лес. - Чайка прилетела - скоро лёд пойдёт.

Б. В простом предложении:

1. Тире между главными членами: Увлекательное это занятие- собирать грибы.

2. Тире в неполном предложении: Жаворонок является к теплу, зяблик - к стуже.

3. Запятая при однородных членах; тире, двоеточие при однородных членах и обобщающем слове: В поле, в лесу, у реки слышались птичьи голоса. Ни музы, ни труды, ни радости досуга - ничто не заменит единственного друга. Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека: искусство и наука.

4. Запятая, тире, скобки при вводных словах и предложениях: Наверное, сегодня пойдёт дождь. Мой приход- я это мог заметить- сначала несколько смутил гостей.

5. Запятая при причастных и деепричастных оборотах: Статья, горячо обсуждаемая в классе, понравилась всем. Петр шагал, что-то насвистывая.

6. Запятая при обособленных членах предложения: обстоятельствах, определениях, приложениях, дополнениях: Мир, солнечный, пахучий, окружил нас. (определение), Утром, несмотря на непогоду, миноносцы снялись и пошли дальше. (обстоятельство) Все, включая детей, очень старались. (дополнение). Отступник света, друг природы, покинул он родной предел. (приложение).

7. Запятая при уточняющих членах предложения: На поляне, между березами, синели колокольчики.

8. Запятая при сравнительном обороте:  Словно ветер, летели олени;

9. Запятая, кавычки, тире, двоеточие и др. при прямой речи, цитатах, при передаче диалогической речи: "Идем, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь?"; А.М. Горький писал: "Всё в мире создано ... трудом." 

10. Запятая при присоединительных оборотах: Мне было весело, даже очень.

л) запятая, восклицательный знак при обращении: Русь моя, люблю твои берёзы! О тонкая берёза! Что загляделась в пруд?

11. Запятая, восклицательный знак при словах ДА, НЕТ: Да, только здесь такие дали и такие зори. Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

 

 Образец выполнения:

Читая статью, я всегда делаю выписки. Запятая отделяет причастный оборот "читая статью".

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...