Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Требование к современному уроку




Методика русского языкакак наука, её предмет и задачи. Методыиследования, применяемые в МПРЯ

Общеепонятие о методике. Методика преподаваниярусскогоязыкапредставляетсобой одну изпедагогических наук. Онаизучаетпроцессыобученияшкольниковродномуязыку (усвоениеими знаний о языке, формирование у них языковых и речевыхумений и навыков). Методика родногоязыкаопирается на лингвистические и психологическиеконцепции о роли языка в социальномразвитии, о связиязыка и сознания, речи и мышления.

Предмет методики. Предметом методики являетсяпроцессобучениярусскомуязыку, причемпонятиеобучениевключает в себя: а) содержаниеобучения, языковойматериал, которыйизучается, языковыеумения, которыедолжныбытьусвоены; б) деятельность учителя по отбору и "подаче" материалаучащимся, по организацииихучебного труда, по ихразвитию, по выявлениюих знаний и умений; в) деятельностьучащихся по усвоению знаний, ихтворческий труд по применению знаний, выработкаумений и навыков. Результат обучениятакжевходит в объемпонятия предмет методики какеговажнейшеезвено.

Деятельностьучащихся и учителя методика рассматриваеткаквзаимодействие, каксовместнуюдеятельность, каксотрудничество при ведущей роли учителя.

Задачи методики. Методика решаетчетырезадачи: первая -"зачемизучать", т.е. определениецелей и задач обучениярусскомуязыкукакродному; вторая - "чему учить", т.е. определениесодержанияобучения; обоснование и составлениепрограммы, учебников и учебныхкомплексов для учащихся, пособий. Методика определяет максимум знаний, умений по языку, критерииихвыявления и оценки. Третья задача - "как учить": разработкаметодов и приемовобучения, конструированиеуроков и ихциклов, методическихпособий и учебногооборудования. Четвертая - "какконтролироватьусвоенное", т.е. определениекритериевоценки, методовконтроля.

 Задача курса - дать студентам минимумтеоретических и практическихсведений, которыепослужатосновойовладенияпрактическимиумениями и навыками в областипреподаваниярусскогоязыка; подготовитьстудентов к реализацииобразовательной, воспитательной и развивающейфункцийэтого предмета, к творческойдеятельности и к изучению передового опыташкол.

 

Концепция современногообразования по русскрму язику в школе: цели, содержания, структура курса

В сложившейсяКонцепции поставлена сверхзадачасовершенствованияэкологииязыка и культуры;4 намеченыпутивоспитаниявысоконравственнойличности, способнойвыполнятьфункциюхранения, передачи и расширенноговоспроизводстватекстоврусскоголитературногоязыка; путиформирования и развитияречевойдеятельности, формированиянавыковнаблюдения и самонаблюдения, исследованияязыка, языковойсреды и окружающейвнеязыковойдействительности. Концепцияпредусматриваетовладениевысшимзнанием, научно-исследовательскимаппаратомсовременнойлингвистикикаксредствомвхождения в структуру языка. Концепциябазируется на четкомпредставлении о целях и задачах школьногообразования и воспитаниягармоническойличности, формированиячеловекавысоконравственного, образованного, духовно богатого, физическиразвитого и способного к самообразованию, к упорному одухотворенному труду в избраннойсфередеятельноси.

Целирусского язика

Целямиизучениярусского (родного) языка в основнойшколеявляются:

 • воспитаниеуважения к родномуязыку, сознательногоотношения к немукакявлениюкультуры; осмыслениеродногоязыкакак основного средстваобщения, средстваполучения знаний в разных сферах человеческойдеятельности, средстваосвоенияморально-этических норм, принятых в обществе; осознаниеэстетическойценностиродногоязыка;

 • овладениерусскимязыкомкаксредствомобщения в повседневнойжизни и учебнойдеятельности; развитиеготовности и способности к речевомувзаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевомсамосовершенствовании; овладениеважнейшимиобщеучебнымиумениями и универсальнымиучебнымидействиями (уменияформулироватьцелидеятельности, планироватьее, осуществлятьречевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографическийпоиск, извлекать и преобразовыватьнеобходимуюинформациюизлингвистическихсловарейразличныхтипов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлятьинформационнуюпереработкутекста и др.);

 • освоение знаний об устройствеязыковойсистемы и закономерностяхеефункционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русскоголитературногоязыка; развитиеспособностиопознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оцениватьязыковыефакты; овладение на этойосновекультуройустной и письменной речи, видами речевойдеятельности, правилами использованияязыка в разныхситуацияхобщения, нормами речевогоэтикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширениеобъемаиспользуемых в речи грамматическихсредств; совершенствованиеспособностиприменятьприобретенныезнания, умения и навыки в процессеречевогообщения в учебнойдеятельности и повседневнойжизни.

 

Формы обучения. Урок какосновная форма организацииучебнойработы в школе. Типыуроков.Спецыфика и структура

Существуетмного форм организацииучебногопроцесса. Каждаяиз них имеетсвоиотличительныеособенности, и вместе с тем все онисвязанымеждусобойклассно-урочнойсистемойобучения, основоположником которойявляется Я. А. Коменский.

При классно-урочнойсистемеучебнаяработаведется по классам с по­стоянным составом учащихся, в определенныечасы, поурочно, по разнымучебным предметам. Эта система обучения в основ­ныхеечертах в настоящеевремяпринятакак в украинскойшко­ле, так и в школах других стран.

Каждый урок представляетсобой по содержаниючастьучебногокурса по тому илииномуучебному предмету и имеетопределеннуюдидактическуюцель, котораяобусловленаместомданногоурока в учебномкурсе, разделе, теме по тому илииномуучебному предмету. При классно-урочнойсистемеобуче­нияучебнаяработапроводитсясовсемиучащимисяодновремен­но. Онаможет носить общеклассный, групповойилииндивиду­альный характер.

Клаcсно-урочная система, принятая в украинскойшколе, поз­воляет: 1) равномернораспределятьизучениеучебногокурса по тому илииному предмету на определенные части—уроки, кото­рые в строгойлогическойпоследовательностиследуют друг за другом по расписанию в рамках точно отведенногоучебноговре­мени; 2) планомерноосуществлятьруководящую роль учителя в образовании, воспитании и развитииучащихся; 3) организоватьучебнуюработу с учетомпсихологическихособенностейовладениязнаниями, умениями, навыками в ихединстве с фор­мированиемличности; 4) чередовать труд и отдыхучащихся и тем самымсодействоватьвнесениюопределеннойчеткости в ра­ботушколы; 5) формироватьколлективистическиеотношения.

Типыуроков

Традиционно в дидактикеведущееместоотводитсяследующимтипологиямуроков:

1) по основнойдидактическойцели;

2) по основному способу проведенияуроков;

3) по основнымэтапамучебногопроцесса.

По основнойдидактическойцеливыделяюттакиетипыуроков:

– уроки ознакомления с новымматериалом;

– урок закрепленияизученного;

– урок применения знаний и умений;

– урок обобщения и систематизации знаний;

– урок проверки и коррекции знаний и умений;

– комбинированный (смешанный) урок.

По основному способу проведенияподразделяются уроки: в формебеседы, лекции, самостоятельнойработыучащихся, лабораторных и практическихработ, сочетанияразличных форм занятий.

По основнымэтапамучебногопроцессавыделяют:

– вводные уроки;

– уроки первичногоознакомления с материалом;

– уроки усвоения понятий, законов, правил;

– урокиприменения знаний на практике;

– смешанныеиликомбинированные уроки.

Структура орока

Любой урок, традиционныйилипроблемный, интересныйилискучныйимеетсвоестроение – структуру (этапы). С этапамиурокасвязаныпонятияегоцелей и дидактических задач, ориентированных на реализациюобучающей, воспитывающей и развивающейфункцийурока. Существуютразличныеподходы к выборуосновныхструктурныхэлементовурока. Однакообщаядидактическая структура урокахарактеризуетсятремяосновными (обобщенными) структурнымиэлементами, в числекоторыхвыделяются:

1) актуализацияпрежних знаний и способовдействий;

2) формированиеновых знаний и способовдействий;

3) применение знаний и формированиеумений и навыков.

Требование к современному уроку

1. Точное и творческоевыполнениепрограммно-методическихтребований к уроку; грамотноеопределение типа урока, егоместа в разделе, курсе, системевнутрикурсовыхсвязей, видениеособенностейкаждогоурока.

2. Учетреальныхучебныхвозможностейучащихсяразныхвозрастов, классов, уровняихвоспитанности, уровнясформированностиклассногоколлектива, учетинтересов, склонностей, потребностей и запросовучащихся; целенаправленность в ликвидациипробелов в знаниях.

4. Выборрациональнойструктуры и темпапроведенияурока, обеспечивающихуспешноерешениепоставленных задач и экономноеиспользованиевремениурока.

6. Обеспечениепрактической, политехнической и профориентационнойнаправленностиучебногопроцесса, созданиереальныхвозможностейпримененияучащимисяполученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоениятеоретическихсведений.

8. Сочетаниеобщеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организацииучебного труда какколлективнойдеятельности.

9. Осуществление на основедиагностикиреальныхучебныхвозможностей, дифференцированногоподхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированнойпомощишкольникам с разноуровневойподготовкой.

10. Формирование у всехучащихсяосознанного и активного отношения к своейучебнойдеятельности, навыковрациональнойорганизацииучебного труда на уроке; использованиевоспитательных и развивающихвозможностейхорошоорганизованнойучебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыковучащихся, ихприлежания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 158.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...