Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фразеология. Употребление фразеологизмов.




Фразеология– раздел языкознания, изучающий устойчивые обороты, а также состав фразеологических единиц и устойчивых сочетаний языка.

Фразеологизм – устойчивое словосочетание.

Например: намылить шею, заморить червячка, повесить нос.

Фразеологизмы соотносятся с определенным понятием, обозначают нечто единое по смыслу, а в предложении являются одним членом. Фразеологией называется также раздел науки о языке, который изучает фразеологические единицы.

Источники фразеологии разнообразны. Это профессиональные выражения(тянуть лямку, достичь потолка).                                                                                                                               Выражения, взятые из произведений устного народного творчества(сказка про белого бычка).

Из античной мифологии(яблоко раздора).                                                                            Из церковной литературы(камень преткновения).                                                                           Из научной и художественной литературы(живой труп, власть тьмы)

Фразеологические обороты широко употреблены в художественной, публицистической литературе. Использование их в речи помогает избежать шаблонности, сухости изложения.

 

Словообразование. Способы словообразования.

Словообразование – раздел языкознания, изучающий словообразовательную структуру слов и законы образования слов.

В результате словообразования в языке появляются новые слова. Вновь образованное слово и слова, от которого оно образовано, отличаются лексическим значением. Например(сад-садовой; сад-садовый)

Формы одного и того же слова имеют одинаковое лексическое значение. Например(книга-книги; бежать-бегут)

Морфологические способы словообразования.

Аффиксация– образование новых слов путем присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову. Например: город > при-город.

При префиксальном способе новое слово образуется путем присоединения к имеющемуся слову приставки (префикса). Например: город > при-город, автор > со-автор, бежать > от-бежать, за-бежать.

При суффиксальном способе новое слово образуется путем присоединения у производящей основе суффикса. Например: лимон > лимон-н-ный, черный > черн-от-а.

При префиксально – суффиксальном способе новое слово образуется путем одновременно присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Например: нос > пере-нос-иц-а, окно > под-окон-ник.

Сложение – образование новых слов путем соединения двух или более основ или слов. Например: овощехранилище, глинозем.

В современном словообразовании активным является также образование сложносокращенных слов:

1) из начальных частей или слогов слова: спецкор (специальный корреспондент), универмаг (универсальный магазин)

2) из части слова или полного слова: педколлектив (педагогический коллектив), сбербанк (сберегательный банк)

3) из начальных букв слов (аббревиатура): МГУ (Московский Государственный университет), ВВЦ (Всероссийский выставочный центр)

 

Усечение основы – образование новых слов посредством усечения производящей основы. Данный способ действует только в словообразовании имен существительных.

Например: магнитофон > маг, заведующий > зав.

Обратное словообразование – образование более простого по структуре слова от более сложного.

Например: фляга > фляжка, дояр > доярка.

 Неморфологические способы словообразования

Лексико-семантический способ– появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Например: прапорщик(знаменосец) > прапорщик (воинское звание), бригадир (воинское звание) > бригадир (руководитель трудового коллектива)

Морфолого-синтаксический способ – появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую. Например: столовая (ложка) [прилаг.] > столовая (помещение) [сущ.], караул [сущ.] > караул! [междом.].

Лексико-синтаксический способ – появление новых слов в результате сращений сочетаний слов. Например: высококачественный < высоко + качественный, тотчас < тот + час.

Морфология. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род, число, падеж. Морфологический разбор имени существительного.

Морфология– «грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, формах словоизменения словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования.

 Имя существительное как часть речи включает в себя слова с предметным значением в широком смысле(стол, кровать, машина). Имя сущ. отвечает на вопросы: кто?, что?

По лексическому значению и грамматическим  признакам имена сущ. деляться на следующие разделы:

1) Национальные и собственные

2) Одушевленные и неодушевленные

3) Конкретные, отвлеченные, собирательные и вещественные

Все имена сущ. относятся к одному из трех родов: мужской род- конь- папа; женский род- мама, дочь; средний- кольцо, село.

Имена сущ. изменяются по числам: книга- книги, ручка- ручки. Однако есть сущ., имеющие форму только ед.ч: молоко, студенчество или только мн.ч: ножницы, ворота.

Имена сущ. изменяются по падежам.

 К 1-му склонению относятся сущ. ж.р. м.р. с окончанием –а(-я).                              

К 2-му склонению – сущ. м.р. с нулевым оканчанием (диван, гость) и ср.р. с окончанием-о(ё) (село,поле)                                                                                                                                

К 3-му склонению относятся сущ. ж.р. с нулевым оканчанием(мышь, кость)

 

Морфология. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Степени сравнения. Полная и краткая форма. Морфологический разбор имени прилагательного.

  Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Чей?      По лексическому значению и грамматическим признакам имена прил. делятся на разряды: качественные, относительные, притяжательные. Качественные- обозначают признак предмета, определяющий его качество. Относительные- называют признак по отношению к материалу, месту, действию. Притяжательные- обозначают принадлежность предмета к какому-либо лицу или животному.

Бывают сравнительная и превосходная степени сравнения. Они могут быть как и простыми( добрее, добрейший), так и сложными( более добрый, самый добрый). Простая форма сравнительной степени образуется при помощи суффиксов-ее, -ей, -е(слабый- слабее, слабей). Синтаксическая форма превосходной- при помощи суффиксов-ейш, -айш: добрый-добрейший.

Большинство прил. может иметь полную и краткую формы: долгий путь- путь долог. Краткие прил. образуются от полных путем отбрасывания оканчания: низкий- низок, горячий-горяч. Краткие прил. изменяются только по числам и имеют форму рода: мальчик умен-девочка умна. Краткие прил. не склоняются, поэтому выступают только в роли сказуемого.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1)Часть речи

2)Начальная форма( им.п., ед.ч., м.р.)

3)Постоянные признаки: а- разряд по значению(качественные, относительные, притяжательные); б-у качественных им. прил.: сравнительная и превосходная степени сравнения; в-у качественных им. прил.: полная или краткая форма.

4)Непостоянные признаки:                                                                                                     а) род                                                                                                                                        б) число                                                                                                                  в)падеж

5)Функции в предложении.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 148.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...