Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русский язык. Сравнительная характеристика К.Симонова и С.Безрукова («Жди меня, и я вернусь”)




    Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

Жди меня, и я вернусь,
Не жалей добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им.

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» было написано К. Симоновым в 1941 году (опубликовано в 1942г в газете «Правда»).

В стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» поражает страстное, напряжённое чувство, воплощённое поэтом в этих стихах. Это лирическое произведение о верной и преданной любви. Автор верил, что любимая дождётся его с фронта. Она будет ждать даже тогда, когда друзья потеряют надежду на его возвращение. В этом стихотворении поэту удалось воплотить чувства любви и привязанности, над которыми не властны время и обстоятельства. Бросается в глаза многократное повторение слова «жди».

В первой двенадцати строчной строфе оно повторено одиннадцать раз, даже в слове «дожди». Эта строфа и начинается, и заканчивается словом «жди». Это не случайно. А вот словами «жди, когда…» начинается шесть строчек, в которых описаны и разные времена года, и разные жизненные обстоятельства, обозначающие, что ожидание это бессрочно.

Во второй строфе напряжение как будто немного спадает, но и она начинается и заканчивается словом «жди».

В третьей строфе мы снова встречаемся с настойчивым повторением: «жди—ждал—ждавшим—ожиданием--ждать». Начало каждой строфы: «жди меня, и я вернусь…» повторено три раза.

В этом лирическом произведении рифмуются нечётные и чётные строки: 1-я—3-я, 2-я—4-я. При этом во всём стихе рифмы мужские, то есть с ударением на последнем слоге: «вернусь--грусть», «жди--дожди» и т.д. Мужские рифмы сообщают стихам силу напора, энергию, жёсткость.

Чтецы и актеры обладают искусством речевого взаимодействия со слушателем. Такое искусство складывается путём взаимодействия различных элементов: тон речи, интонация, навык внедрения своих видений к сознание слушателей. Чтецы развивают речевой аппарат для передачи своего внутреннего мира, своих эмоций, чувств и переживаний. Сущность речевого взаимодействия заключается в том, чтобы захватить внимание слушателей и удержать его до конца выступления, а также произвести впечатление путём изменения голоса  и интонации.

Голос – это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса – это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны ещё и такие свойства, как благозвучность, полётность, подвижность и разнообразие тона.

Голос играет важную роль в речевом искусстве. Благодаря ему обеспечивается слышимость звучащего со сцены слова, является выразителем мысли и проводником чувств. Слушателям важно, как звучит голос чтеца: на низких или высоких тонах, мягко, свободно или доверительно. Ведь от этого зависит насколько полно будет воспринята информация.

На примере голоса К.Симонова , авторалли стихотворения «Жди меня, и я вернусь…», прослеживается изменение тональности его голоса, интонации, жестов и мимики.

Понижение тона голоса мы можем заметить на данных строках: «Жди меня, и я вернусь, не желай добра всем, кто знает наизусть, что забыть пора». Низкая тональность акцентирует наше внимание на определенном моменте, настраивает на восприятие содержания. По звучанию, на всём протяжении выступления автора, голос имеет мягкий и свободный характер, что вызывает у слушателей чувство доверия.

Интонация также не менее важна в речевом взаимодействии. Именно благодаря интонации зритель ощущает все чувства чтеца, его эмоции и переживания. Повышение или понижение тона голоса, расстановка пауз, определённый темп речи помогают нам соприкоснуться с тем, что живет в душе артиста. Обладание подвижностью голоса помогает оратору без напряжения менять голос по силе, высоте и темпу.

Повышением интонации К.Симоновпользуется в следующих строках: «Пусть поверят сын и мать в то, что нет меня, пусть друзья устанут ждать, сядут у огня, выпьют горькое вино на помин души…Жди. И с ними заодно выпить не спеши». Яркость данным строкам придаёт и убыстрение темпа голоса автора, стараясь достигнуть кульминации момента. Но благодаря правильно поставленной паузе, К.Симонов помогает слушателю уловить все события, воспринять все то, что хочет донести до нас автор, собраться с мыслями и подготовить нас  к дальнейшему восприятию.

Противоположностью выступает пониженная интонация. Например: «Не понять, не ждавшим им, как среди огня ожиданием своим ты спасла меня».Как упоминалось раньше, эффектность речи придают паузы. При взаимодействии пониженной интонации голоса и правильно поставленных пауз, автор призывает нас задуматься над тем, что несут в себе данные строки, какую роль они играют. И приводит нас к выводу, что любовь и терпение – великая сила, побеждающая смерть.

 Стоит отметить благозвучность голоса К.Симонова. Под благозвучностью понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). Благозвучие речи — это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Отсутствие таких звуков прослеживается во всем выступлении автора.

С помощью развитой голосовой гибкости и подвижности в строках: «Жди, когда наводят грусть желтые дожди» - оратор пытается передать нам чувства грусти и тоски, свои ощущения и восприятие. Лексические повторы придают определенный оттенок речи и вносят свою окраску. Так, постоянное повторение слова «Жди» оставляет свой отпечаток в сознании слушателей. В совокупности лексического повтора и ускорения темпа: «Жди, жди, жди..»,- заставляет нас задуматься над смыслом всего стихотворения, даёт нам понять, что все строки пропитаны отчаянной надеждой.

Не менее важными факторами в речевом искусствесчитаются зрительный анализатор и мимика, с помощью которых оратор взаимодействует со слушателем. К. Симонов собирает наше внимание, охватывая взглядом всю аудиторию, сдерживая взглядом каждого, кто его слушает. Говоря о мимике, стоит отметить движение лица автора. Поднятия бровей на строках: «Жди, когда снега метут, жди, когда жара».

1)Взгляд вверх–пусть поверят сын и мать в то, что нет меня…

2)Кивание головой – Жди меня, и я вернусь, всем  смертям назло.

3)Логическое ударение — ожиданием своим ТЫ спасла меня

4)Сдержанная эмоциональность.

 

С.Безруков

Рассмотрим стихотворение К. Симонова в лице Сергея Безрукова. Безруков очень грамотно и чётко передал нам всю напряжённость и важность этого произведения.

Вслушиваясь в эти строки, невозможно представить, каким образом поэту удалось совместить в нескольких строфах смерть и ужасы войны, всеобъемливающую любовь и бесконечную верность. На это способен лишь настоящий талант.

«Жди, и я вернусь, только очень жди» - главная мысль всей литературы военного времени, то, о чём больше всего на свете хотели услышать солдаты.

Интимная лирика; элементы, придающие произведению характер исповеди; присутствуют гражданские молитвы – выполнение героем своего долга, его вера в победу.

Стихотворение построено в виде монолога лирического героя, бойца, обращающегося к любимой женщине. Монолог носит разговорный характер. Каждая строфа имеет кольцевую композицию. Ключевые слова «жди меня». Каждая строфа начинается с этих строк, поэтому они звучат здесь как заклинание. А заканчиваются строфы той же просьбой, обращённой к любимой: «Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждёт», «Жди. И с ними заодно выпить не спеши».

1 строфа. Рассказ о трудной жизни героини, любимой поэта. «Жёлтые дожди» наводят грусть, время кажется бесконечным, зиму сменяет лето, метель – жара. А между тем «других» уже не ждут, писем не приходит. Мы видим, сколько душевных сил, терпения, мужества и веры требует это умение ждать бойца с фронта.

2 строфа. Усугубляет и развивает мотивы предыдущей. Она является кульминационной в развитии темы ожидания.

Испытание разлукой могут не выдержать «друзья», родные – «сын и мать», выпивающие «на помин души». Но это испытание под силу любимой и любящей женщине. Она не должна поверить в смерть любимого, должна выдержать все испытания. И её любовь, вера способны творить чудеса. Здесь мы видим противопоставление веры, любви героини и безверия, забвения всех окружающих.

3 строфа. Ситуация ожидания заканчивается. Всё напряжение, кульминационная точка второй строфы разрешаются здесь в светлый аккорд:

 

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им.

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Эти строчки – апофеоз русской женщины, её терпения, любви, её духовных качеств. Любовь – великая сила, побеждающая смерть. Она способна сберечь воина в смертельном бою. Такого основная мысль этого произведения.

В стихотворении сочетаются трёхстопный и четырёхстопный хорей, рифмовка – перекрёстная. По своим художественным свойствам оно крайне скупо, но совокупность речи оттеняется в нём глубиной чувств, однообразие ритма усилено проникновенностью одного всеохватывающего душевного состояния. Поэт использует различные средства художественной выразительности:

Анафору (каждая строфа);

Эпитет («жёлтые дожди», «горькое вино»;

Метафору («Ожиданием свои ты спасла меня»);

Фразеологизм («всем смертям назло»);

Синтаксический параллелизм («Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут»)

Сергей Безруков читает К. Симонова «Жди меня, и я вернусь…».

Тембр голоса, как эмоциональная окрашенность голоса С. Безрукова в произведении К. Симонова «Жди меня, и я вернусь…».

Под тембром голоса подразумевается его неповторимая и индивидуальная окраска, выразительность, возможность передать чувства, эмоции и намерения в речи говорящего. Когда у человека спокойный, размеренный тембр голоса его речь для слушателей становится приятной и благозвучной.
На примере голоса С. Безрукова можно проанализировать прочитанное им стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» и заметить эмоциональную окрашенность голоса. Эмоциональный тембр образуется благодаря наличию дополнительных к основному тону призвуков-обертонов.

Безруков своей мимикой даёт понять всю напряженность произведения. Особенно это показано игрой его бровей. Они то сходятся, то расходятся, показывая переживания и тяжесть его слов.

В первых строках произведения можно услышать благозвучность, в первых словах даже мягкость и теплоту повествования. В голосе Безрукова слышно в какой-то степени отчаяние, но в то же время и лёгкая раздражённость, сожаление.

Следующее, что стоит отметить в голосе Безрукова, это его благозвучность. Она подразумевает свободу звучания, что достигается благодаря свободной работе всех органов речи, отсутствием напряжения. Прослушав стихотворение К. Симонова в исполнении С. Безрукова, то можно сразу же заметить благозвучность его голоса.

Точка в речи: Остановки в речи, которые были бы легкоузнаваемыми достаточно редки. Однако точка добавляет ноту раздумий повествование автора, заставляет слушателя обдумать услышанное им.

Эмоциональность речи, как способ развитиявоображения,творчества, эстетического чутья:

Дикция как степень отчетливости в произношении звуков и слов: Дикцию Безрукова бесспорно можно назвать идеальной, все слова четко произносятся и легки для восприятия.

1. «Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь всем смертям назло» - качает головой в стороны, закрыв глаза.

2. «Ожиданием своим Ты спасла меня» - улыбка на лице до глубины души.

3. Первые две строки говорит в кадр, затем отводит глаза до слова «дожди». Потом снова в кадр и закрывает сильно глаза на несколько секунд, будто вспоминая то время (снова отводит взгляд).

4. Машет головой на «писем не придёт».

5. «Что забыть пора» - сглотнул слюну, делая паузу.

6. Пауза после слова «жди» с очередной просьбой к любимой.

7. Слово «повезло» с облегчением и спокойно произносит.

8. В глаза видна глубина душевного переживания во время рассказа этого стихотворения. Безруков пронёс через себя всю боль и теплоту этого произведения.

9. «Как я выжил…» - дрожат губы.

Последние слова трогают за душу, а этот взгляд даёт поверить в настоящую любовь, как женина ждёт с фронта, и чего ей это стоит.

«Тон голоса как эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса Безрукова».

Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.

На примере голоса артиста Сергея Безрукова можно провести анализ прочитанного им стихотворения «Жди меня, и я вернусь…» К. Симонова и увидеть эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса.

Голос — это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Можно услышать тембр голоса, высоту голоса, его благозвучность и подвижность.

Тембр голоса- это особая окраска, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.

Безруков, благодаря, своему неповторимому тембру спокойно говорит о происходящем.

Следующее, что следует отметить это его сила. Сила голоса- это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Если прослушать стихотворение в исполнении Безрукова, то можно сразу заметить силу его голоса.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...