Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лингвистическая характеристика.




Характеристика Русских Немцев (Немцы Поволжья)

Особое положение этнонима «немец» в России научным сообществом и обыденным сознанием воспринималось и воспринимается как четко определенная номинация, маркирующая собой восприятие русским сознанием всякого иностранца, отграничение «русского» от «не русского». Иными словами, этноним «немец» можно определить, как некий устойчивый гетеростереотип обобщающего характера.
В связи с этим нелишне будет напомнить этимологию и историю развития значения слова. По М. Фасмеру, древнерусское нъмьцъ «человек, говорящий неясно, непонятно»; «иностранец», нъмьчинъ «немец, любой иностранец».3 В этом значении слово встречается в древнерусских документах, по крайней мере, уже с XII в. Интересно, что этнонимом «ньмчинъ» обозначались не просто германоязычные народы немцы, шведы, датчане, но всякие иноземцы западноевропейского происхождения. Так, по свидетельству С.В. Максимова, в новгородских летописях норвежцы назывались каннскими немцами.4 В Актах археографической экспедиции в документе 1588 г. содержится следующее любопытное наполнение этнонима «немец»: «Английские, барабрнские, венецкие, галанские, датские, каянские, курляндские, пруские, свейские, французские, ткацкие, шранекие немцы».5 А в XVII в. русские люди полагали, что «Италия — страна латинека, близ Рима, а живут в ней мудрии немци»



 

 




Происхождения.

Основную часть нынешнего немецкого населения России и стран СНГ составляют прежде всего потомки немецких крестьян-колонистов. История их формирования охватывает период с XVIII по XX век. Основными местами расселения являлись среднее и нижнее Поволжье, северное Причерноморье, Закавказье, Крым,Волынь (северо-запад Украины), с конца XIX века — Северный Кавказ и Сибирь. В силу их территориальной разобщенности и различных особенностей исторического и этнического развития в среде российских немцев сформировался ряд этнических (локальных) групп — поволжские немцы, украинские немцы (выходцы из Причерноморья, зачастую разделяющие себя по конфессиональному признаку на лютеран и католиков),волынские немцы, бессарабские немцы, кавказские немцы (или швабы, по месту своего проживания в южной Германии — Швабии) и меннониты (особая этноконфессиональная общность). Представители различных этнических групп немецкого населения долгое время имели и сохраняли особенности вязыке, культуре, религии, быту — говорили на своих, зачастую значительно различающихся, диалектах, праздновали по особому народные и религиозные обряды и праздники — Рождество, Пасха, Троица, Праздник урожая, Праздник забоя скота (нем. Schlachtfest) и др.

Исходным пунктом миграции немецкого населения по территории России были также окончательно присоединенные к ней в XVIII веке прибалтийские земли, особенно Эстляндия и Лифляндия. Кроме того, большое количество немцев в XIX столетии переселилось на Волынь из Польши. Наконец, в 1920-е годы немецкая диаспора в СССР пополнилась некоторым количеством немецких коммунистов, перебравшихся в единственное в мире социалистическое государство.

Наибольший вклад в развитие этнологии внес российский ученый Лев Николаевич Гумилев, установивший закономерности возникновения, развития и исчезновения этносов.

Согласно этим закономерностям этногенез имеет 6-7 основных фаз длительностью до 300 лет каждая, общая длительность их, если нет существенных вмешательств извне, составляет около 1200 лет.

Первая фаза этногенеза - пассионарный подъём, состоящий из двух периодов: первого, инкубационного /скрытого/ периода и второго, явного периода.

Внутри этой фазы, при переходе от первого /скрытого/ периода ко второму, происходит оформление этнической системы.

Причиной и началом образования новой этнической системы являются либо пассионарный толчок – микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к появлению новых этнических систем в тех или иных регионах /обычно несколько одновременно/, либо генетический "дрейф" - явление рассеивания пассионарного признака путем случайных связей, обычных во время войны, либо отпочкование от какого-нибудь этноса группы людей с изменением места жительства.

С течением времени эти люди вырабатывают новый стереотип поведения и теряют связи с метрополией. Иногда эти группы гибнут, но нередко, смешавшись с аборигенами или другими переселенцами, они образуют самостоятельные этносы. Примеры: американцы англосаксонского происхождения, креолы, буры, сикхи, буряты, российские немцы.

4. Переселение иностранных колонистов в Россию началось в 1763 году и длилось до 1842 года, отдельные случаи переселения были до 1862 года.

Таким образом, первый период, скрытый инку6ационный период, длился у этноса российских немцев сто лет.

Этот период в этнологии называется скрытым, так как ни современниками, ни в исторических документах происходящий процесс не воспринимается и не фиксируется как процесс возникновения нового этноса.

Скрытый инкубационный период переходит во второй явный период с момента самоопределения этноса, как такового, со времени приобретения им устойчивого осознания своей самобытности.

Ещё предстоит найти в архивах первый документ, зафиксировавший самоназвания двух наших первых крупных су6этносов "Волгадойче" и "Шварцмердойче".

Обычно в новом этносе первое поколение еще не может свыкнуться со своей самобытностью, но во втором или третьем поколении члены этноса уже констатируют свое отличие от предков.

К 1872 году, к моменту первого массового выезда российских немцев из России, российский немецкий этнос был уже полностью сформировавшимся.

5. Подлинными месторазвитиями новых этносов являются территории сочетания двух и более ландшафтов.

Поволжье - сочетание степи, речных долин и холмистой правобережной лесостепи, с преобладанием степной местности.

Причерноморье - сочетание степи, речных долин и морского побережья, также с преобладанием степной местности.

В обоих месторазвитиях нашего этноса основным элементом ландшафта была степь. И стремление жить в степном ландшафте стало одним из признаков этноса российских немцев.

Это проявилось еще при создании многочисленных дочерних колоний в России: они создавались в основном в степях Крыма, Оренбуржья, Северного Казахстана, в Кулундинской и Барабинской степях.

Это сказалось и при переселении на Американский континент: селились в степях Канады, США, Аргентины.

Это же вызвало после снятия российских немцев со спецучёта, переезд многих из них из лесной северной местности в казахстанские и алтайские целинные степи и даже в пустынные степи юга Казахстана и Узбекистана.

6. Поселившись, в основном, в степных местностях России переселенцы, несмотря на принадлежность к разным национальностям и к четырем различным, религиозным конфессиям, в течение одного века сложились в единый народ со всеми основными признаками устойчивого этноса.

Главный из этих признаков - чувство принадлежности к своемуэтносу. Это чувство устойчиво проявляется как у российских немцев, живущих на территории бывшего СССР, так и у потомков выехавших 100-120 лет тому назад из России немцев Поволжья и Черноморских немцев. Сегодня это все более заметно и у российских немцев, попавших в Германию.

При последней переписи населения СССР более 2 млн. российских немцев заявили о своей принадлежности к своему народу.

Большинство российских немцев активно проявило свое чувство национальной принадлежности, когда началось движение за реабилитацию и восстановление государственности российских немцев, создав за 1,5 года, от первой конференции "Видергебурт" в марте 1989 года до третьей конференции "Видергебурт" в августе 1990 года, свою национальную организацию - общество "Видергебурт" по всей территории СССР.

Это же чувство проявилось и в том, что абсолютное большинство российских немцев, поняв, что руководители СССР и России не собираются восстанавливать их права, решило выехать из страны и упорно осуществляет это решение.

Об этом же убедительно говорит стремление всех российских немцев, живущих в восточных республиках СНГ, выехать, если не на историческую родину Германию, то на непосредственную родину - Россию.

Удивительно чувство принадлежности к российскому немецкому этносу потомков выехавших на американский континент еще 100-120 лет назад российских немцев. Во всех странах только они из потомков различных немцев имеют свои организации. Они сохраняют чувство своей принадлежности к российскому немецкому этносу, несмотря на то, что живут на американском континенте уже больше, чем их предки жили в России.

Потомки немцев из других стран на американском континенте в большинстве потеряли такое чувство принадлежности к немецкому этносу.

7. Первый период фазы пассионарного подъема этноса российских немцев перешел во второй примерно 130 лет тому назад, в 60-е годы Х1Х века. В целом фаза пассионарного подъема длится у нашего этноса 230 лет. До конца фазы пассионарного подъема и перехода в фазу акматическую остается 70 лет. Затем будет до 300 лет высшей фазы развития этноса, то есть до фазы надлома еще 370 лет энергичного прогрессивного развития.

Если первые сто лет российский немецкий этнос находился с окружающими этносами в состоянии симбиоза - сосуществования двух и более этносов в одном регионе, когда каждый занимает свою экологическую нишу и эти этносы могут сосуществовать веками, то начиная с 70-х годов прошлого века некоторые действия правительства России и особенно действия руководства СССР в 30-х - 40-х годах привели к превращению симбиоза в этническую химеру – сосуществованию двух и более чуждых суперэтнических этносов в одной экологической нише, приводящую к гибели одного или всех входящих в химеру этносов.

Превращение симбиоза в химеру привело к искажению и задержке естественного процесса этногенеза российских немцев, но не прекратило его, привело к распылению этноса по 25 странам, но не уничтожило сам этнос.

Являясь молодым, высоко пассионарным этносом, российский немецкий народ, несмотря на многочисленные потери, упорно и быстро рос численно, развивал свою культуру и особенно производительные силы.

В первом потоке переселенцев прибыло около 27000 человек, половина которых вымерла за первые 15 лет. Всего за 100 лет в Россию переселилось около 100.000 человек из различных стран Германии, из Швейцарии, Польши, Дании, Швеции, Эльзаса.

3а первые 150 лет численность этноса выросла в 20 раз. По переписи 1914 года немцев в России было 1,7 млн. человек и 300 тыс. российских немцев выехало к этому времени на американский континент.

Несмотря на потери в l-й мировой и гражданской войнах, на репрессии 20-30 годов, массовую гибель мужской части этноса в трудармии, численность этноса быстро восстанавливалась и росла. Я уверен, что, несмотря, на массовый выезд из СНГ, численность российских немцев в России сейчас не уменьшается.

Корень этого явления не в многочисленности наших семей. Сами многочисленные семьи - это следствие того, что российский немецкий народ - это молодой этнос с высоким пассионарным напряжением.

3а 230 лет этнос российских немцев вырос в 700-800 раз!

8. Любой новый этнос, вступив во второй период своей первой фазы этногенеза, нуждается в расширении ареала своего обитания.

У многих молодых этносов это достигается путем воинственной агрессии против соседей. У российских немцев расширение ареала обитания шло другим путем.

Российские немцы как народ никогда ни с кем не воевали. Наоборот, они отличаются способностью мирно уживаться с любым другим народом, с которым им приходится жить.

Расширение ареала российского немецкого этноса шло быстро, в 19 веке даже очень быстро, но исключительно мирным путем, либо получением от государства пустующих площадей, либо покупкой новых участков земли.

9. Никто еще не сделал полный анализ, не написал историю развития производительных сил российского немецкого народа. Нам известны пока только отдельные факты этой истории: превращение громадных степных пространств в плодородные нивы, развитие товарного зернового хозяйства, внедрение железного усовершенствованного плуга, многих сельскохозяйственных машин, строительство громадных для своего времени паровых мельниц, производство сарпинки, растительных масел, горчицы, та6ака, тонкорунное овцеводство, выведение высокопродуктивной красной степной породы коров, разработка уникальной системы выращивания зерновых в условиях сухой степи, вывезенная нашими предками с Волги в Канаду и, вернувшаяся, затем в СССР во время освоения целины под названием канадской системы.

10. Являясь молодым развивающимся этносом, народ российских немцев имеет большую историческую перспективу своего сохранения и быстрого развития.

С точки зрения науки этнологии, чтобы реализовать эту перспективу этносу российских немцев необходимо вернуться из этнической химеры в состояние симбиоза с окружающими этносами, то есть жить компактно на своей территории и со своим собственным управлением.

Реальный путь к этому только один: переселение в Поволжье, в основном в компактные поселения, восстановление своего местного самоуправления и своей государственности.

3 краткая этническая история

Правители установившие тесные связи с немцами

Ярослав Мудрый (1019-1054) установил тесные контакты с немцами и женил своих сыновей на немках.При Иване Грозном в Москве на Яузе появилась немецкая слобода Кукуй.

Пётр I активно приглашал специалистов из Германии.1764 год – началось массовое переселение немцев в необжитые районы России во время царствования Екатерины II.

Согласно переписи в 1897 году в Российской империи насчитывалось около 1,9 миллионов немцев.

К 1914 году число немцев приближалось к 2 миллионам. Они жили в Саратовской губернии, под Одессой, в разных районах Казахстана. Это были кусочки Германии с характерными постройками, мельницами, кирхами, трактирами.Конец 18 века – православные немцы активно теснят православных русских на всех уровнях и во всех сферах государственной жизни. Немцы во главе Канцелярии Его Величества, министерств.

Немцы воспитывают цесаревичей, великих князей, управляют наукой и университетами, военными академиями и штабами, заводами и поместьями.

Роковой 1914 год.

В начале войны прошла волна добровольной русификации.

Первое массовое переселение.

В 1924 году была провозглашена Автономная республика немцев Поволжья.

 Население – 606, 5 тысяч человек Столица – г. Энгельс

Лингвистическая характеристика.

Переселение немецких крестьян и ремесленников, а вместе с ними учителей, священников, отставных офицеров и людей других профессий, в Россию началось после известных манифестов императрицы Екатерины II. Длилось оно с перерывами более ста лет. В результате в России появились немецкие поселения в области Поволжья, на Украине, в Санкт-Петербургской губернии, в Закавказье и Бессарабии. Несколько позже, из-за нехватки земли, немецкие колонисты освоили значительные пространства в области Черного моря, на Северном Кавказе, в Башкирии, Оренбургской области, а с конца прошлого века и в Туркестане, Сибири и Казахстане.

Наши предки приносили с собой из разных мест Германии свои обычаи и обряды, существенно отличающиеся друг от друга. Обычаи и обряды "материнских колоний" вливались в обычаи и обряды "дочерних колоний"

Таким образом в каждом новообразованном поселении происходило смешение фольклорных традиций различного немецкого населения. Немецкие колонии отличались друг от друга не только особенностями обрядов и обычаев (например, в каждом немецком селе имелась собственная песня и своя манера её исполнения), но даже присущим каждой деревне своим разговорным диалектом.

Например, жители немецкой колонии Боаро разговаривали приблизительно так:

"Gusä, hastwo die Guh schun jidrängt?"

"'Inja, Dadä, ich habäsä jidrängt."

"Jungä, ich dängä du buliechst mich. Ich bin vornä Weilä durchs Johrndierjin rinjigomm, un wennich die Guh nich an Schwanz jigricht hätt, wierschä in Brunn nunrjihopst."

"Das gomt aich nur sou vour, Dadä."

Или крестьяне из Боаро говорили:

"Häj, Bejdr, dumo die Händä aus die Hosnfickn, ich gannsä nich jedn Daach flickn."

"O Mammä, was hackstä nur immr uff mich rumm?"

Ich soä jä joornix, du sollst nur die Hosnfickn nich voreisn." [2]

Жители колонии Мариенталь не меньше гордились своим диалектом. Мариентальцы отличались своим крутым характером и при малейшем

10

недовольстве выплескивали свой гнев, не сдерживая себя при этом. Происходило это примерно так:

'Sacker-Sachermensch! Wu eilschte nor hin? Du sollscht wietig ginn mit dein dumme Karakter, wu du hoscht! Koum hoschte gess, dou gehts bei dir, wos gischte wos hoschte! So derf mr doch nit sin!'

Немцы колонии Ней-Норка разговаривали между собой так:

'Bou, loss mich mol n Papiressje weckeln. Doich hat so gouter Towak.'

На что другой отвечает:

'Wenn doich gouter Towak touche well, so soll doich sich ouch welcher koufe'

В колонии Семеновка, располагавшейся севернее колонии Ней-Норка, жители разговаривали на гессенском диалекте.

Среди колонистов Поволжья преобладали уроженцы южногерманских земель. Их диалект, более всего распространенный в колониях, был общепринятым языком общения всех иностранцев, селившихся на Волге. На этом же диалекте говорили жители главной немецкой колонии Екатериненштадт. Их "говор" звучал, примерно, так: 'Ich will dich n Vorschlag mache, Nachber: Heit kommste un helfst mich schlachte, un iwermorje komm ich zu dich un helf dich schlachte.'.

Физическое развитие.

По своему физическому развитию колонисты высоки ростом, хорошо сложены, выносливы, сильны, со свежим лицом, белыми зубами; большая часть колонистов брюнеты, меньшая - блондины; в общем, они представляют тип германской нации в лучшем его развитии и резко отличаются от соседних славянских и финских типов, от которых их сразу можно отличить по внешнему виду: колонисты бреют усы и бороду, волосы расчесывают прямым пробором, обстригая в скобку. Колонистки в юности большею частью красивы, но ранний выход замуж и беспрерывная тяжелая работа заставляют их скоро стариться.

 

Поселение.

По наружному виду колония резко отличается от русского села, но мало напоминает и село в Германии. Через всю колонию идут широкие прямые улицы с перпендикулярными к ним переулками, образовывающими одинаковые по размеру кварталы с такими же дворовыми местами, составляющими площадь по первоначальным планам: для коренных колоний нагорной стороны - 15 х 25 саженей, для луговой стороны и новых переселенческих колоний - 21 х 30 саженей. Дворовые места застраивались по одному шаблону, почему единообразие построек делает колонии монотонными в отличие от сел Запада, с их индивидуальными особенностями в архитектуре построек и рассадке садов и рощ. На дворе вдоль улицы возведен жилой дом, ворота с калиткой и летней кухней, называемой в колониях "пекарней" (Backhaus). В середине двора во всю его ширину, а иногда и но сторонам двора возведены хозяйственные постройки: конюшни, сараи и амбары, а задняя половина двора составляет обыкновенно огород или сад. Постройки большей частью деревянные, крытые тесом, в колониях вдали от Волги - саманные (из нежженых кирпичей в смеси глины с соломой), в местностях каменистых - из дикого камня, сложенного на глине; лишь единичные дома состоятельных колонистов выстроены из кирпича и крыты железом. Обычный дом колониста среднего достатка имеет по улице 6, а во дворе 4 сажени, состоит из двух комнат по обе стороны дома и кухни с прихожей в середине; это тип того первоначального дома, выстроенного казною "из двух связей" для двух колонистских семей, имевших общую прихожую и кухню, сделавшегося впоследствии шаблоном для колонистов и потому совершенно несхожего ни с хатой русского, ни с жилым домом германского крестьянина. Во дворе к середине дома пристроено для защиты входа от ветра и холода тесовое крыльцо, около двух саженей длины и полторы ширины. В одной из комнат, меньшей по размеру, живут отец и мать семьи, в другой, большей - вся остальная часть семьи. Комнаты светлые, с 2-3 большими окнами. У стены от кухни выходит в середину комнаты низкая печь с двумя вделанными в нее котлами, отапливаемая из кухни; накаленные докрасна котлы быстро нагревают комнаты и вместе с тем служат плитой для варки кушаний в особых котлах или чугунах; однако котлы, давая быстрое тепло, скоро остывают, почему температура в комнатах быстро изменяется от жары к холоду. Топят печи большей частью кизяком - смесью навоза с соломой, - так как во многих колониях почти не осталось леса. Комнаты внутри чисто выбелены, а двери, окна и вся мебель пестро выкрашены в разнообразные краски, из которых выделяются особо любимые - красная и синяя. К стене у самого потолка приделана полка, на которой расставляется чайная и медная кухонная посуда. Комната обыкновенно заставлена высокой двуспальной кроватью со столбиками по углам и надетой на них деревянной рамой, на которой изображена надпись владельца и год венчания; кровать затянута ситцевым пологом, сделана в виде короба, но из экономии места слишком коротка, так что лежать на ней растянувшись нельзя. На кровати помещается днем все постельное белье, с высоко взбитыми перинами и подушками. Для детей имеются низкие кроватки, которые днем задвигаются под большую кровать, а на ночь выдвигаются в комнату. Мебель состоит из деревянного обеденного стола, двух длинных скамеек и двух деревянных стульев или табуреток. Сундуки с одеждой обыкновенно не помещаются в комнате и хранятся в чулане или на подволовке (чердаке) дома.

Посреди села раскинута площадь, на которой возвышается над другими постройками церковь, или, как ее называют русские со времен Немецкой слободы в Москве, "кирка". По внешнему виду кирка напоминает православный храм в византийском стиле, с некоторыми изменениями в духе римском; в последнее время, впрочем, стали строить кирки в готическом стиле.

На церковной площади находится большой одноэтажный школьный дом, до 18 саженей в длину и 8 саженей в ширину, способный вместить всех детей школьного возраста. Так как церкви в колониях не отапливаются, то в школьном доме совершается зимой церковная служба, в нем же собирается сельский сход.

Традиционные занятия.

Большая часть колонистской жизни протекает в продолжительной и тяжелой сельскохозяйственной работе. Весной и летом в страдную пору колонии почти совершенно вымирают: все население на гумне и в поле. Лишь осенью, по окончании работ, в колониях водворяется жизнь, но и тут эта жизнь превращается в сплошной нескончаемый труд по тканью сарпинки, выделке веялок, плугов и пр

Тем не менее осень дает населению колоний возможность несколько отдохнуть и жить в собственное удовольствие. У колонистов не более 60 праздничных и воскресных дней в году. Праздничные дни вне воскресений: два дня Рождества Христова, Новый год, Крещение, Благовещение, второй день Пасхи (понедельник), Вознесение и Духов День - приходятся на сравнительно свободное от работ время, а страдная пора проходит без праздников. Поэтому в праздничные дни колонисты стараются вознаградить себя за тяжелую, почти непрерывную работу и празднуют их весьма торжественно. С особой помпезностью колонисты празднуют престольные праздники - кирмесы (Kirmes, Kirchmesse, в названии колонистов: "Kirh"). Все воскресенья осени распределены на кирмесы, причем кирмесы

 соседних колоний никогда не совпадают, а приходятся на разные воскресенья, чтобы на торжество можно было съезжаться жителям нескольких колоний и участвовать в праздновании несколько воскресений. Полевые работы окончены. После тяжелого труда всякий стремится не только к отдыху, но и развлечению и даже к разгулу; гуляет же каждый по-своему, сообразно культуре и состоянию. Дни кирмеса напоминают русскую масленицу, с ее объеданием и опиванием. Урожай хлеба, овощей и фруктов снят, провизия заготовлена, овощи посолены, птица откормлена

Праздники кирмеса снова сменяются трудовыми днями недоконченной осенней работы или началом сезона зимних работ по тканью сарпинки и другим кустарным промыслам, производящимся в колониях. Но труд уже разнообразится некоторыми удовольствиями, особенно по вечерам. Холостая молодежь (Burschen) собирается в домах своих возлюбленных (Menschen), сходящихся на посиделки поочередно, то в доме одной, то другой для рукодельных работ, и беседует с ними до поздней ночи, отпуская шутки и рассказывая всякого рода небылицы, а после посиделок каждый парень провожает свою возлюбленную до ее дома

При первых заморозках в каждом дворе режут свиней, выделывают колбасы; пекут в кипящем масле особого рода хворост (Кröрpel), приглашают гостей на Säutröster, Metzelsuppe - импровизированный ужин с выпивкой

Поздней осенью происходят сватовства, за которыми следуют на Святки, в частности на второй день Рождества, венчания и свадьбы. Это важное в человеческой жизни событие - вступление в брак - в колониях сопровождается массой особенностей и церемоний.

Одежда.

В течение почти столетия пребывания в России колонисты придерживались привезенного из Германии национального костюма: рубашка с отложным воротником из белого полотна, черный галстук, короткий жилет с металлическими пуговицами и синий суконный полукафтан; сапоги с голенищами поверх штанов; на голове летняя черная шляпа, а зимою ватная на мерлушке или на сукне шапка; в праздник длинный трековый или нанковый длинный кафтан, который назывался "городским" (колонисты коверкали это название: "Karotzker Kaftan"), кафтан обязательно справлялся кандидату на женитьбу, и без него юноша не считался женихом. Тяжелые климатические условия дополняли обыкновенный колонистский зимний костюм овечьей дубленой шубой, крытой у более состоятельных колонистов черным сукном. Женщины носили нижние вытканные шерстяные, с красными разводами, теплые юбки; поверх надевались короткие синие легкие юбки и короткие синие, с блестящими пуговицами на шнуре, душегрейки (Leibchen) без рукавов, с широким круглым вырезом вокруг шеи и с зубцами в талии, обшитыми узкой цветной тесемкой; под душегрейку одевалась белая бумажная рубаха, которая выглядывала буфами в талии и вокруг шеи; рукава рубахи, длинные и широкие, у кисти руки собирались буерами, плотно на шее привязывался шнур белых или желтых бус, которые колонисты называли кораллами (Karellen). Костюм довершал длинный белый бумажный фартук, который, как и рубашка, заменялся в праздник белым кисейным с большими цветами. Голова прикрывалась вязаным чепцом, который завязывался у молодых женщин под прической, у старых - под подбородком; обувь состояла из низких башмаков, без каблуков (наподобие нынешних чувяк), надетых на вязаные белые или синие чулки. Летом, во время полевых работ, женщины надевали широкополую соломенную шляпу с остроконечной тульей. Зимою верхний костюм женщины составлял ватное пальто, доходившее до талии и стянутое в ней, а на голову надевалась теплая шаль

Быт

Колонисты покорны старшим и начальству. Отец семьи имеет неограниченную, патриархальную власть в семье, и никто из членов последней не вправе действовать самостоятельно и без ведома отца. Все распоряжения начальства, хотя бы и незаконные, исполняются колонистами беспрекословно; подати и повинности вносятся бездоимочно даже в неурожайные годы. Несчастья и жизненные невзгоды колонисты переносят терпеливо и безропотно; в общем, они равнодушны ко всякого рода переменам в жизни и сживаются со всяким положением. Они религиозны до фанатизма; почти каждый праздник посещают церковь, молятся перед сном и после него, до и после еды, при колокольном звоне, при грозе и молнии, часто произносят молитвенные восклицания, почти целой колонией хоронят покойников.

В семейной жизни они деспотичны и требовательны; дети находятся в беспрекословном подчинении родителей и за непослушание и шалости жестоко наказываются. Жена - раба своего мужа и часто подвергается жестоким побоям она исполняет домашние работы, заведует кухней, обшивает семью, но в общем хозяйственном распоряжении голоса не имеет: редко можно встретить среди других народов и сословий более угнетенное состояние женщины, чем у колонистов, несмотря на то, что она работает в доме вдвое более мужчины.

Кухня.

Едят колонисты сытно и употребляют много мяса, особенно свиного. Пища их, в отличие от русской, всегда пресная и постоянно разнообразится: каждый день имеет свое меню. Помимо обыкновенных хлебов к праздникам пекут пироги из тонко раскатанного сдобного теста, посыпанного затиркой из муки, масла и сахара (Riebelkuchen) или заложенного яблоками и ягодами, залитыми полугустым составом из яичных желтков, сахара, сметаны и муки

Завтрак состоит обыкновенно из ароматного, приторно-сладкого жидкого состава, называемого черным, или степным чаем (schwarzer Tee, Stepptee), или своеобразного белого кофе (weißer Kaffee), едят ложками и закусывают белым калачом. Степной чай варится в котле на воде из смеси толченого солодского корня, цвета липы и шиповника, душистой ромашки и душистого чабреца (Quendel), прозванного колонистами чайной травкой (Teekräutchen). Белый кофе варится на молоке из жженой пшеницы. Иногда завтрак состоит из пшенного, картофельного или какого-либо мучнистого супа, а в малочисленных семьях - из обыкновенного чая с сахаром

Обед состоит из одного блюда; лишь в праздники подается и виде десерта сладкий суп, сваренный на арбузном меде из сушеных яблок, груш, вишни, изюма и винной ягоды, заменяемой в последнее время сливой и курагой. У колонистов варятся многочисленные супы с картофелем, пшеном, горохом, бобами, чечевицей, капустой, галушками, мучной затиркой и лапшой, заправленные маслом или салом. Супы подаются более к ужину, на обед же только раз или два в неделю и тогда варятся на мясе; остальные дни употребляют густые, так сказать, второблюдные кушанья: вареную свинину, жаркое, жареную колбасу или сало с картофелем, галушки или лапшу на масле, вареники из творога, а летом - из яблок или ягод и пр.

Любимые кушанья колонистов - свинина, приготовленная во всех видах, картофель вареный и жареный и разнообразные галушки: Klöße, Butterklöße, runde Kartoffelklöße, Schucknuteln. Особый вид галушек представляют Hefenklöße - дрожжевые галушки, или Dampfnuteln - паровая лапша. Скатанное в шар, весом около фунта, тесто варят в котле и едят в растопленном соусе из масла и арбузного меда.

Обычаи.

Колонисты вообще сохранили массу своеобразных, вынесенных еще из Германии обычаев

Накануне Рождества в церкви устраивается елка, с навешанными на нее пряниками и конфетами, которые после вечерней службы раздаются детям школьного возраста. После церковной службы в частных домах всем детям, с трех лет, раздают подарки, игрушки и сладости. В дом приглашают ряженого - переодетого медведем мужчину, одетого в вывороченный овечий тулуп, меховую шапку и громадные валенки и опоясанного железными дышловыми или плужными цепями, конец которых волочится по полу, производя лязг и шум. Ряженый (Pelznickel), вооруженный длинным прутом и жгутом, вползает на четвереньках в комнату, где собрались дети, гремит цепями и втягиваемым в себя голосом вызывает того или другого шалуна в доме. Дети от страха забиваются в крайний угол, прячутся под кровати, под стол. Pelznickel вытаскивает сам или приказывает другим вытащить детей, дрожащих от страха, перечисляет заранее сообщенные ему родителями шалости каждого, наказывает их, заставляет прыгать над протянутым прутом и кусать зубами цепь. Взяв с плачущих детей обещание впредь не шалить, Pelznickel уходит. Вслед за ним появляется новое привидение, которое, как говорят детям, спускается с неба, называясь Христовым младенцем - Christkindchen. Молодая женщина, обыкновенно из своего же дома, наряжается в белое одеяние, прикрывает лицо густой вуалью и входит в комнату, держа в одной руке прут, в другой - завязанные в платочки игрушки, пряники и конфеты. Детей снова спрашивают о шалостях, наказывают слегка прутом, заставляют каждого прочитать заученную для данного случая молитву и раздают платочки с подарками. Взрослые парни и мужчины, заинтригованные желанием узнать, кто изображает интересное привидение, стараются поднять вуаль или лезут с поцелуями; но ловкое Christkindchen обороняется прутом, избивая иногда до боли не в меру любопытных взрослых шалунов

Новый год встречается в колониях особенно торжественно. Около 5 часов утра молодые парни и мужчины идут к своим родственникам и свойственникам и приветствуют их еще в постели с Новым годом. Первый визит делается крестным родителям. Заряжают самой мелкой дробью ружье, туго его запыживают и перед входной дверью производят выстрел, направляя его в порог или даже в дверь. Раздается оглушительный удар, от которого дрожат двери и окна; вся семья моментально просыпается. Выстреливший немедленно отворяет дверь, входит в комнату и, приветствуя всех с добрым утром, начинает славить, называя тех, кому славить: "крестные отец с матерью", "дядя с тетей", "тесть с тещей", "зять с сестрой" и т. д. - и читая наизусть сложенное в стихах поздравление, с пожеланием в новом году здоровья, долголетия, мира и согласия, а после смерти речного спасения души. Славящего хозяева благодарят, желают ему счастья и угощают с вечера приготовленной водкой и закуской. После такого потрясения в доме зажигается огонь, и семья поднимается на ноги. Понемногу появляются группами в 3-4 человека дети школьного возраста, каждый читает заученное приветствие, за что получает мелкую монету или пряник с конфетой. В этих приветствиях проходит утро до рассвета, когда семья садится за праздничный сытный завтрак из печеного окорока, тонких пирогов, хвороста, пышек и пр. В это же время приходят славить музыканты с флейтами и кларнетами, играют туши и церковные песни и получают угощение и вознаграждение от 30 коп. до рубля. После обеда, около 2-х часов, начинается катание молодежи по улицам на реальных или воображаемых рысаках, которое продолжается до ночи. Вечером старики ходят друг к другу в гости, а молодежь, собравшись в домах, где нет родителей, веселится, устраивая танцы и игры

Масленица празднуется у колонистов лишь один день: во вторник первой недели Великого поста. С утра пекут массу хвороста, который едят в обед со сладким фруктовым супом, в 4 часа пополудни - с кофе и вечером - с колбасой и ветчиной. Никаких особых увеселений в этот день не бывает

Пасха у колонистов также не отличается торжественностью, как у русских. Для детей существует традиционный заяц, который несет в ночь на Пасху детишкам крашеные яйца и игрушки в выставленные ими с вечера корзиночки. Куличей и пасх у колонистов не бывает; на Пасху и Троицу подается обычно праздничная пища

В ночь под Троицу холостая молодежь устраивает соревнование но постановке у ворот девиц, за которыми ухаживают, так называемого майского дерева (Maibaum), или просто "мая" (Mai). Установка такого дерева к Троице считается большой честью для девушки, другие ей завидуют и не без основания считают ее серьезной и скорой невестой. Поэтому каждая девушка еще на заре встает и осведомляется насчет "мая". Последний состоит из толстого пука березовых веток, привязанных к шесту, который вкапывается глубоко в землю у ворот. Бывает иногда, что девушке ставится два "мая", и ей приходится разбираться, кто поставил "лучший", ибо последнему отдается предпочтение: "он больше любит!". Установка майских деревьев производится всегда сообща, компанией сверстников-товарищей, так как другие компании парней, не успевших или поленившихся достать дерево, тайно выкапывают и воруют чужой "май", чтобы поставить его у ворот своей девицы. На почве таких шалостей часто происходят драки, доходящие до увечий и даже убийств

Проблемы.

Этнические немцы в России сегодня - это неприкаянный, рассеянный по всей стране народ. Нынешнее поколение, то есть внуки и правнуки депортированных в советское время немцев, не сохранили культуру, язык и традиции, что собственно и определяет принадлежность человека к этносу. Большинство молодых российских немцев уже не говорят на языке предков, не читают книг на немецком языке. Я бы сказал, что их главная проблема сегодня - потеря идентичности

Необходимо выделить еще один немаловажный аспект практического значения исследований депортации: проблему «искажающих эффектов» исторической памяти российских немцев. Немаловажное влияние на их современную этническую жизнедеятельность оказали такие «эффекты», как «абсолютизация традиций» и «ностальгия»9. Актуальность обращения к изучению этих феноменов особенно наглядно подтверждается результатами этносоциологических исследований в течение 1990-х гг. относительно этнического «само образа» российских немцев, а также содержанием программных документов немецких общественных движений этого периода. В условиях кризиса этнической идентичности немцев в России к концу XX века центральной идеей своего возрождения выбирается перспективная идея восстановления государственной автономии. Представители старшего и среднего поколений немцев в многочисленных интервью явно удаляли из памяти негативные или проблемные черты довоенного прошлого, превращая его в лучшее, чем настоящее. И, наоборот: в воспоминаниях о депортации было налицо абсолютное преобладание негативизма. И тем не менее при целенаправленной установке и интерпретации в наших десятилетних интервью с очевидцами депортации, т.е. в устной истории, можно найти подтверждения самымиразным оценкам этого периода истории и его последствий. Однако их достоинством и является как раз это разнообразие, характерное для воспоминаний и индивидуальных оценок, которое нельзя фрагментарно
использовать для обоснования, например, общесоциологических выводов.42 Методологически это столь же ограниченно, как и попытки, например, оценить какие-либо действия в прошлом как исторически необходимые только на основе существовавших в тот период юридических норм или причины, вы звавшего это действие. Относительно депортации это означает, например, что для исследователей ни Германия, ни развитие военных действий, ни попытки придать законную обоснованность принятого решения, ни даже суть сталинского режима не могут в отдельности рассматриваться как причина
этого исторического действия или как его фатальная неизбежность. Для обоснования этого утверждения можно сослаться на рассуждения, представленные в работе Поля Рикёра «Время и рассказ»10. Среди особенностей познания истории/времени, которые анализируются автором, можно выделить в рамках обсуждаемой темы два важных вопроса. Первый связан с обоснованием и развитием идеи Р. Арона о необходимости преодоления ограниченного понимания каузальности в истории как «единичной исторической причинности», которая приводит к «иллюзии фатальности».
Рикёр подчеркивает, что важно не только обрисовать крупные черты исторического рельефа, но и сохранять или воспроизводить в прошлом неопределенность будущего. Отсюда следует второй вопрос о том, что ретроспективная оценка вероятностей приобретает моральное и политическое значение и напоминает читателям истории: то, что для историка является
прошлым, для исторических персонажей было будущим11. Вторую специфику каузального объяснения составляет взаимосвязь цели исторического решения или действия и его результатов. Это позволяет также оценить, насколько исход действия исказил намерения, каковы расхождения между намерениями и последствиями. Конкретизируя  формулированные принципы, необходимо подчеркнуть, что для объективного анализа истории российских немцев и понимания их исторической памяти сегодня актуальное значение имеет пересмотр непреклонности и строгости фразы: «История не знает сослагательного наклонения». Другими словами, речь идет о признании «сослагательной истории» как актуального принципа/метода понимания и интерпретации прошлого для более адекватного определения настоящего и выбора будущего.
Отсюда следует важность анализа взаимосвязи цели исторического действия и его результатов.

 

 

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 380.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...