Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Екатерина II и феномен просвещенного абсолютизма




Историография

Для изучения материала были использованы работыСахарова А.Н., Боханова А.Н., Щестакова Н.А. «История России с древнейших времен до наших дней», Милова Л. В., Цимбаева Н. И.,«История России XVIII–XIX веков», Боханова А.Н., Горинова М.М. «История России с древнейших времен до конца XX века» и другие.

 

Книги «История России с древнейших времен до наших дней», «История России с древнейших времен до конца XX века» дают хоть и краткое, но довольно содержательное представление о просвещении в России XVIIIвека, в то время как «История России XVIII–XIX веков» предоставляет более полную информацию.

Просвещение при Петре I

Просвещение в XVIIIвеке начинается с масштабных преобразований Петра I.Петр Великий не только сам постоянно учился и усваивал полезные умения и навыки, но и принимал меры по поднятию культуры и уровня образованности российского общества. Его целью было создание облика новой Россиипутем серьезных изменений в сфере культуры, науки, образования. Благодаря ему в России стало утверждаться мнение, что в области просвещения, науки, культуры и быта прогрессивно и полезно то, что уже прошло проверку временем в передовых европейских странах и вывело их в мировые лидеры.

При активном участии Петра в России вместо устаревшей церковнославянской азбукибыла изданановая гражданская, что значительно упростило книгоиздание. Эта азбука использовалась более двух веков.Приняли арабские обозначения цифр, которыми пользуется сейчас весь мир, вместо старых буквенных обозначений. Например, единица стала обозначаться как «1» вместо «А».Появились новые типографии, в которых печатались русские и переводные учебники, книги по истории, естествознанию и технике, переводы литературных и исторических сочинений античных авторов, в том числе Юлия Цезаря, древнегреческого баснописца Эзопа, римского поэта Овидия. В Москве и Петербурге появились первые библиотеки — общедоступные и бесплатные.[1]

Наиболее масштабным достижением реформ Петра I было создание Академии наук. Мысль о ней великий реформатор высказал в 1718 году. 28 января 1724 г. Сенат огласил проект об Академии, который и был после исправлений утвержден царем. В конце 1725 г. состоялось торжественное открытие Академии.

В начальном варианте Академия как организация совмещала в себе и научно-исследовательское сообщество, и университет, и гимназию. В Академии было три отделения: математическое, физическое и так называемое «гуманиора» (гуманитарных наук). Первые члены Академии (их было 12) должны были следить за всей новой литературой по специальности, делать «изобретения» и выступать с докладами и «советами». Наряду с русскими учеными и способными к науке людьми в Академию были приглашены иностранцы, зачастую очень крупные ученые (математик И. Герман, физиолог и математик Д. Бернулли, математик Н. Бернулли, астроном и географ Ж.-Н. Делиль и др.).[2]

Особенности российского просвещения

Российское просвещение имеет ряд особенностей по сравнению с западным. Особенность этого периода в России состоит в том, что если во Франции классицизм, поставленный на службу реализации абсолютистских идей, предшествовал Просвещению, то в России он был призван сопутствовать ему и реализовывать его. Екатерина II, воодушевлённая французским просвещением, начала поощрять и направлять подобную деятельность в своей стране. Просвещение не было атеистическим, не содержало жесткой критики религии и церкви, не было направлено против самодержавия.Оно не затронуло народные массы, а ограничилось просвещением привилегированных слоёв.

В Европе мысли о внесословной человеческой важности, равенстве творческого потенциала и о человеческих чувствах, созвучных природе, стали итогом поступательного буржуазно-демократического развития.

В России же эти идеалы противоречили и крепостному праву, и образцу национального устройства, воплощенному в самодержавии, и консервативному православию, ориентированному на мессианство и «предание».

______________________________________________________________________________________

[1]– Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Щестаков Н.А.История России с древнейших времен до наших дней. // под редакцией А.Н. Сахарова. М.: Проспект, 2011.-768 с.

[2] –МиловЛ. В., ЦимбаевН. И.,История России XVIII–XIX веков // под редакцией Л. В. Милова. М.: Эксмо, 2006.-784 с.

1

 

Этим, объясняется то, что в рамках отечественной культуры получили параллельное развитие две взаимоисключающие системы – сентиментализм и классицизм, ориентированные на диаметрально противоположные установки (личность и государство, частное право и общественная польза, космополитические мотивы и национальные, чувства и разум, зов сердца и дисциплина), которые, вместе с тем, не мешали обеим системам в равной степени исповедовать идеалы просветительской эпохи.

Российские просветители

а) Сознательное отношение к просвещению, к жизни Европы и нуждам России нашло свое выражение в деятельности ряда представителей отечественной культуры, и среди них, безусловно, первый по значимости - М. В. Ломоносов.

В самой натуре Ломоносова многое от требований петровского времени: ум, сметливость, трудолюбие, «преследование пользы России». Для него наука становится не только технической выучкой, но и серьезным, важным элементом общей культуры, знанием, которое освещалось философской мыслью и становилось, поэтому целой мировоззренческой системой. Он первый внес в отечественную культуру великое благотворное начало - сознательную работу разума, мысли как основу просвещения и подчеркнул необходимость такого просвещения. Ломоносов считал, что великое значение Петра состояло не только в том, что он возвысил Россию как государство, но еще больше в том, что он открыл для народа область науки, толькос помощью которой человек может достигнуть высоты своего умственного и нравственного достоинства.[3]

Будучи гениальным ученым, он был и поэтом, очарованным красотой природы. Ломоносов ярко и сильно выражает эстетическое любование природой в своих стихотворениях, для него оно неотделимо от научного исследования. Из всех естественных наук Ломоносовбольше всего любил иценилхимию за то, что она «открывает завесу внутреннего святилища натуры». Получив научное образование в Германии, Ломоносов знал философию Вольфа, Декарта и постоянно защищал мысль Лейбница о том, что «закон опыта» нужно восполнять «философским познанием»[4].

Позднее А. С. Пушкин назовет М. В. Ломоносова «первым нашим университетом», и этими словами точно обозначен основной смысл его деятельности. Она заключалась в том, что Ломоносов, занимаясь самыми различными отраслями науки и литературы, становился руководящим авторитетом в широкой области знания и поэзии, какой с тех пор не мог охватить ни один из наших ученых и писателей.

Роль Ломоносова в русской культуре огромна. Но, к сожалению, его наследие полностью не дошло до нас. Не сохранились ни химическая лаборатория, ни дом на Мойке, ни завод вУсть-Рудицах, ни многочисленные приборы, изготовленные собственноручно М. В. Ломоносовым или его помощниками и мастерами.

б) Н. И. Новиков является типичнейшим общественным деятелем, стремившимся к общему благу, сознательным и принципиальным защитником просвещения масс. В конце шестидесятых годов Новиков предпринимает издание сатирического журнала «Трутень», затем - «Живописец». В журналистской деятельности он проявил себя человеком большого общественного долга,

______________________________________________________________________________________

[3] - Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий. Л.: - Наука, 1974.-513 с.

[4] -Баггер X. Реформы Петра Великого. Обзор исследования, с. 104. М.: Прогресс,1985.-199 с.

 

2

 

страстным «обличителем неправды» в русской жизни. В сатирических журналах,которые Новиков издавал, он стремился к созданию такого общественного мнения, какого не было до тоговремени в России. Оставив сатиру, в которой стала дозволена лишь «веселая и легкая критика», он принялся за серьезный анализ общественных проблем.[5]

С именем Новикова связано такое общественно-политическое движение, как русское масонство. Оно проникает в Россию во второй половине XVIII века. Нравственная философия масонства с ее идеей самосовершенствования личности через просвещение, «деятельное человеколюбие» и общественная благотворительность привлекла в ряды масонов часть передовой дворянской интеллигенции, деятелей русской культуры и общественной мысли. «Знаменитое новиковское десятилетие», - так называл семидесятые годы Ключевский, отдавая дань уважения размаху его общественной и книгоиздательской деятельности. В круг сотрудников и единомышленников Новикова входят писатели и переводчики, журналисты и книготорговцы, профессора и студенты Московского государственного университета.

Новиков не мог не видеть положительных сторон идеологии масонства: признание человеческого достоинства, проповедь взаимной любви и помощи, всяческой терпимости — религиозной, национальной, сословной, побуждение к нравственному совершенствованию и поискам идеала. Как особое учение масонство способствовало и выработке целостного мировоззрения, включающего взгляды и на существующий мир, и на человека. Эти черты масонства мирили Новикова с его недостатками. Но в отличие от масонов, пассивно, «на словах», воспринимавших нравственное учение ордена и мало думавших о борьбе со злом и об утверждении равенства, терпимости, взаимопомощи, Новиков явился представителем «деятельного идеализма». Екатерина видела опасность масонства для власти, ее беспокоила деятельность таких представителей российской культуры, как Новиков. Исход был очевиден: Шлиссельбургская крепость, из стен которой Новиков вышел через 15 лет больным стариком.

в) А. Н. Радищев, сын зажиточного помещика, в середине шестидесятых годов был отправлен на учебу в Германию. Он изучает естествознание, медицину, занимается литературой, философией и возвращается в Россию с большим запасом знаний и навыками к систематическому мышлению.[6] Радищев знакомится с трудами Лейбница, увлекается французскими материалистами, Локком и Пристли. Идеи «естественного права» принимаются им безоговорочно. «В человеке... никогда не иссякают права природы», — говорит Радищев. Поэтому для него «совершенное умерщвление страстей уродливо», поэтому он горячо протестует против всякого угнетения «естества». Взгляды Радищева легли в основу его знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Все, что по крупицам, по частям, в форме намеков и иносказаний уже было в обличительных произведениях русской литературы XVIII века, в «Путешествии» соединено в одно; сказано прямо и сильно. И в этом смысле книга Радищева представляет собой свидетельство зрелости русской мысли. Книгу уже через несколько дней после издания доставили Екатерине II. Негодование императрицы было огромным, и на полях книги она написала о Радищеве: «...Не любит царей и, где может к ним убивать любовь и почитание, тут жадно прицепляется с редкой смелостью», «надежду полагает на бунт от мужиков». Судьба «Путешествия» и ее автора известна: книга была изъята из обращения, автор отправлен в сибирскую ссылку.

______________________________________________________________________________________

[5] -Милюков П.Н.Очерки по истории русской культуры: В 4 ч. СПб, 1899. Ч. 3.

[6] -Баггер X. Реформы Петра Великого. Обзор исследования, с. 97. М.: Прогресс,1985.-199 с.

 

3

Екатерина II и феномен просвещенного абсолютизма

Екатерина II была разумной и просвещенной правительницей, которая понимала, что старыми методами управлять страной нельзя. Особенно очевидно это было в сравнении с бурным развитием буржуазных отношений на Западе.

В Европе наступала эпоха Просвещения с его верой в благодатную роль разума, науки для процветания человечества, с критикой старофеодальных и церковных устоев. Вся надежда возлагалась на образованных просвещенных монархов, смысл деятельности которых должен заключаться в благе их подданных.

Люди зачитывались трудами просветителей — Монтескье, Дидро, Руссо, Вольтера с их критикой сословного строя, проповедью свободы личности. В трудах Монтескье провозглашался принцип разделения власти на исполнительную, законодательную, судебную - как орудия сдерживания тирании власти.[7]

Екатерина II являлась вполне человеком своего времени. В отличие от своих предшественниц она прекрасно понимала неотвратимость наступающих перемен. Но став самодержавной правительницей и будучи человеком крайне властолюбивым и честолюбивым, больше всего она была озабочена сохранением своей неограниченной власти.

В сочинениях западных просветителей Екатерина черпала обоснование идей просвещенного абсолютизма.И действительно, некоторые идеи Просвещения она действительно проводила в жизнь. Так, по мнению императрицы, опиравшейся в своих суждениях на труды французского философа Монтескье, обширные российские пространства и суровость климата обуславливают закономерность и необходимость самодержавия в России. Необходимо было укреплять власть, чему Екатерина уделяла первостепенное внимание. Усиление коснулось и бюрократического аппарата, централизации страны и унификации системы управления. Однако идеи, высказанные Дидро и Вольтером, которых Екатерина придерживалась на словах, не соответствовали её внутренней политике. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, и выступали за равенство всех людей и устранение средневековых форм эксплуатации и деспотических форм государственного управления. На словах подтверждая истинность и веру в эти общечеловеческие ценности, Екатерина вовсе, казалось, не стремилась справиться с ухудшающимся положением народа. Усиливалась эксплуатация крепостных крестьян, как следствие неравенства в пользу дворянского сословия, которое в период правления Екатерины, получило еще больше привилегий. В целом историки характеризуют её политику как продворянскую и полагают, что вопреки частым высказываниям императрицы о её неусыпной заботе о благе всех подданных, понятие общего блага в эпоху Екатерины являлось фикцией.[8]










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...