Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Development of ethnic schools as a factor of influence on ethno-cultural reproduction (by the example of the Irkutsk region).




Развитие этнических школ как фактор влияния на этнокультурное воспроизводство (на примере Иркутской области).

       Аннотация.В статье рассматривается развитие этнической школы как необходимой части социального образования в современном обществе, что может являться одним из решений проблем межкультурных отношений и демографического кризиса. В статье приводятся методы и пути по развитию этнических школ и этнокультурного образования. Автор статьи показывает необходимость развития этнических школ и этнокультурного образования, их функционал для подрастающего поколения и место в современном российском обществе на примере школ Иркутской области.

       Ключевые слова:этнос, этническая школа, этнокультурное образование, межпоколенческая преемственность, этническая идентичность.

ShantanovR.V.

(Irkutsk State University, Irkutsk)

Development of ethnic schools as a factor of influence on ethno-cultural reproduction (by the example of the Irkutsk region).

Summary.The article considers the development of the ethnic school as a necessary part of social education in modern society, which can be one of the solutions to the problems of intercultural relations and the demographic crisis. The article describes methods and ways to develop ethnic schools and ethno-cultural education. The author of the article shows the need for the development of ethnic schools and ethnocultural education, their functional for the younger generation and a place in modern Russian society on the example of schools in the Irkutsk region.

Key words: ethnos, ethnic school, ethnocultural education, intergenerational continuity, ethnic identity.

Школьный период является самым благоприятным временем для усвоения индивидом важных жизненных ориентиров, идеалов общества и формирования внутреннего мировоззрения – отдельных элементов социального образования индивидов.В последствии у школьника начинается постепенный процесс отождествления себя с той общностью, с которой он имеет общие внешние признаки, характерные манеры поведения, физические способности и духовные качества. Главным фактором в данном процессе являются этнические школы, так как они готовы транслировать культуру и самобытность этносов, а это неотъемлемая основа национального самосознания, укрепляющая связь поколений, обеспечивающая мирные межкультурные отношения этнических общностей в России. Именно через образование и познание собственного этноса у личности формируются основы межкультурного общения, обеспечивающийся через передачу социального опыта предшествующих поколений не только от родителей детям, но и от учителя – ученикам, что иногда более эффективно в силу пребывания в ин-группе.

Каждый этнос обладает своей групповой этнической идентичностью,своими духовно-нравственными нормами поведения и взаимоотношениями, что составляет элементы национального характера и транслируется каждому поколению для полноценного функционирования в обществе. В современном обществе развивающийся индивидуализм влечет за собой отказ от традиционных форм воспитания, которые проверены веками. Например, по бурятским традициям мужчинам запрещалось употреблять спиртное и табак до тех пор, пока он не заработает калым за невесту, не обеспечит свой род здоровым поколением и не вырастит его, то есть пока не осуществит преемственность традиций новым поколением. Большинство современной бурятской молодежи не придает этому особого значения, сейчас мы наблюдаем нарастание проблемы алкоголизма в бурятских деревнях, да и не только. Это, в первую очередь, негативно влияет на воспроизводство нового поколения как в количественном смысле, так и в качественном. Бурятской девушке было запрещено возвращаться в родительский дом после того, как выйдет замуж, она с супругом могла навещать отца и мать только в определенные праздничные дни. Нарушение этого канона влекло за собой позор роду ее отца, и чтобы не допустить этого, родители были вынуждены ее изгнать из своего дома. Казалось бы, слишком суровый закон, но необходимо отметить, что это веками обеспечивало институт брака крепкими семейными узами.

Воспитание также имеет ряд своих особенностей. Так, например, дети должны были уважать старших, не перечить им и обращаться на «вы» или мальчиков с пяти лет начинали учить верховой езде, стрельбе из лука и силовой борьбе, что обеспечивало их физическое здоровье. Сейчас это в семьях бурят Прибайкалья обнаружить практически невозможно.

Мы можем наблюдать, что в городских условиях каждый думает о своем благосостоянии, исходя из которого люди решают, сколько детей у них будет; идет стирание границ различия между функционалом женщины и функционалом мужчины в семье, что может привести к возникновению гомосексуальных отношений; городские дети большую часть времени проводят в окружении своих друзей, для которых чаще всего образцами поведения становятся люди разгульного образа жизни, а этоведет к разрыву отношениймежду детьми и родителями.Все эти факторы являются причинами современных проблем межпоколенческой преемственности и, конечно, демографического кризиса.

Что в сельской местности, что в городской необходима качественная трансляция этнической культуры, которую максимально эффективно можно осуществить с помощью этнических школ и этнокультурного образования. Именно институт образования играет важную роль в данном процессе трансляции и самоидентификации. Через изучение родного языка и литературы возможно передать те нравственные идеалы и качества, которые сейчас не встретишь. Нам видится, что лучше всего осуществлять весь воспитательный и образовательный процесс в национальных школах на родном языке, чтобы достичь высокого уровня. А для этого нужна хорошая основа в дошкольных учреждениях, и она должна закладываться также на этническом воспитании и языке.

В Иркутской области коренными народами являются буряты, эвенки и тофалары.Основным районом проживания бурят в Прибайкалье является Усть-Ордынский бурятский округ, в котором по данным отчета Отдела национального образования администрации округа из 110 общеобразовательных школ преподают родной (бурятский) язык в 68, из 103 дошкольных образовательных учреждений – в 48. В Ольхонском районе, где довольно большое количество бурятского населения, родной язык преподается только в Тонтинской начальной школе и в Чернорудской СОШ. В Ангарском городском районе бурятский язык преподается только в школе №16 села Одинск. [1]Такое малое количество образовательных учреждений с изучением бурятского языка поддерживает его исчезновение из бытового общения, так как сам процесс обучения в школах проходит на русском языке. После утверждения Федерального государственного образовательного стандарта количество часов по бурятскому языку и литературе значительно уменьшилось – до 3 часов в неделю, а в некоторых районах вынуждены сокращать до 2 и то до 1 часа в неделю.

В Нижнеудинском районе 1 час в неделю отдается изучению тофаларского языка в начальных классах трех образовательных учреждений. Эвенкийский язык преподается в двух начальных школах в количестве также 1 часа в неделю. Сокращение и малый объем преподавания родного языка, отсутствие учителей в сфере этнокультурного образованияприводит, во-первых,к слабому использованию воспитательного потенциала этнической самобытности в образовательном процессе, который подменяется трудно изучаемыманглийским, во-вторых, к единообразной системе преподавания, то есть к универсализации.

Постепенно укореняются стереотипы о изучении русского и иностранного языков как самых необходимых в социальной среде, что негативно влияет на отношение школьников к родному языку. Положение ФГОС о преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования имеет ряд нарушений по причине бессистемности учебного плана в образовательных учреждениях. Следовательно, автоматически нарушаются другие положения данного образовательного стандарта: сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Кафедра этнорегионального образования ГАУ ДПО Института развития образования Иркутской области разработала стратегию развития и расширения этнических школ и этнокультурного образования. Основной целью стоит трансформирование прежней «национальной» школырусскоязычной по содержанию образования – в школу двуязычную, с изучением родного языка и включением национальной культуры в содержание образования, которая будет осуществлять свою деятельностьв статусе «Регионального тематического инновационного комплекса». Это во многом определит решение данной проблемы, так как эта практика уже оправдала себя в других регионах Российской Федерации, таких как Дагестан, Якутия. Также, по мнению специалистов кафедры, необходимо создать целостное этнокультурное образовательное пространство «Единое пространство этнокультурного образования», которое сможет развивать и интегрировать деятельность школ с этнокультурным образованием. Данные проекты, направленные на решение проблем этнических школ, необходимо реализовывать и предлагать органам управления как более эффективные методы по решению стоящей проблемы перед регионом. [1]

       Следует отметить деятельность учреждений дополнительного образования, которые активно проводят мероприятия в сфере народной культуры. Министерство образования Иркутской области ежегодно поддерживает Областной фестиваль детского и юношеского творчества «Язык – душа народа», направленный на поддержание знания культуры этносов среди детей и выявление талантов. Мастер-классы, конкурсы, лекции, круглые столы, конференции по этнокультурному образованию проводятся ежегодно на Форуме «Образование Прибайкалья», что помогает в создании стратегий развития и сохранения народной культуры. Отдел национального образования Усть-Ордынского бурятского округа поддерживает тесные связи с Министерством образования Республики Бурятия и Забайкальского края, с ведущими преподавателями бурятской филологии Бурятского государственного университета в целях совместного планирования и расширения этнокультурного образования.

Таким образом, система образования вносит большой вклад в интеграцию общества.Помогать построению диалога культур призваны этнические школы как часть сферы социального образования для нового поколения, они смогут восстановить межпоколенческую преемственность. Это позволит сделать существенные сдвиги в решении проблем межкультурных отношений и демографического кризиса. Также образование вносит вклад в формирование чувства общности человеческой судьбы, принадлежности к своему единому обществу и, учитывая национальное своеобразие одной этнической группы, каждая личность будет способна содействовать выработке предпочтений, идеалов,общих ценностей в рамках культурной интеграции, достичь больших успехов в сфере национальной безопасности, а также в социальном воспроизводстве населения.

Список использованной литературы

1. Дармаева, А.Д. Пути совершенствования системы этнокультурного образованияв образовательных организациях Иркутской области [Текст] / А.Д. Дармаева// Педагогический ИМИДЖ. – 2017. -№2. – С. 44-51










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 97.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...