Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ




Воскресенские ворота Храм Христа Спасителя Благополучных периодов в истории государственной охраны объектов культурного наследия России практически не было, несмотря на то, что формирование государственной политики в этой сфере началось в XVIII в. с принятия первых петровских указов о сохранении древностей. Необходимость сохранения памятников осознавались государством и обществом и на протяжении всего XIX в., когда предпринимались попытки разработки и принятия закона об охране памятников, но разработанный и внесенный в Государственную Думу в 1911 г. закон, регулирующий вопросы сохранения памятников, так и не был принят. В советский период российской истории также принимались отдельные распорядительные и законодательные акты, направленные на сохранение

5 памятников, но только в 1976 году был принят Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», ставший основой для принятия одноименных законов в союзных республиках. Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» был принят 15 декабря 1978 г. и после распада СССР стал единственным законом, регулировавшим сложные проблемы охраны культурного наследия вплоть до 2002 г., когда был принят новый Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Серьезной проблемой в настоящее время является прочно утвердившаяся в строительной практике тенденция к уничтожению подлинных памятников и созданию вместо них более или менее точных копий из современных строительных материалов. Особую остроту приобрел вопрос регулирования градостроительной деятельности в исторических городах. Для эффективной реализации предусмотренных законом мер защиты памятников требуется: установление порядка определения границ территорий объектов культурного наследия; механизма и критериев отнесения их к категории земель историко-культурного назначения; внесения в Земельный кадастр Российской Федерации. Государственная политика в области охраны объектов археологического наследия основывается на Федеральном Законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которому, объекты археологического наследия отнесены к памятникам истории и культуры федерального значения. Закон защищает не только находящиеся на государственной охране памятники археологии. В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, предусматривается необходимость внесения в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ разделов об обеспечении сохранности обнаруженных объектов и приостановление работ до проведения мероприятий по сохранению объектов археологического наследия. Есть примеры положительного и эффективного способа сохранения объектов археологического наследия их музеефикации. Так, объектами музейного показа являются фрагмент культурного слоя средневековой Москвы, экспонирующийся в музее «Палаты бояр Романовых», ряд памятников археологии Новгородской области (Любытинский район), археологические комплексы Анапы, «Гермонасса-Тмутаракань» полуострова Тамань (Краснодарский край), многочисленные памятники Псковской области (Довмонтов город в Пскове, Труворово городище, Труворов крест в деревне Изборск Печорского района, курганная группа в деревне Выбуты Псковского района), памятники археологического комплекса «Дивногорье» Воронежской области. Вместе с тем, практика работы с объектами археологического наследия свидетельствует о наличии сложных проблем в области их сохранения. Основной и наиболее болезненной причиной разрушения памятников можно назвать наличие так называемой «черной археологии», охватившей практически все регионы страны. Значительное количество памятников разрушается в результате распашки земель. Кроме антропогенных факторов, существует природный фактор, вызывающий гибель памятников. Так, например, античному поселению Фанагории ежегодно наносится непоправимый ущерб размывом берега Черного моря. Актуальной остается проблема, связанная с разрушением оврагами территории городища и валов памятника археологии «Старая Рязань», занимающей площадь около 50 га. Музейно-выставочный комплекс Дмитровского кремля (город Дмитров, Московская область) Археологический комплекс "Гермонасса-Тмутаракань" (Краснодарский край) Для сохранения зданий, являющихся памятниками истории и культуры, совершенно необходима возможность их передачи в любую форму собственности, в том числе частную, вне зависимости от категории их историкокультурного значения, но с обременением нового собственника памятника обязательствами по его реставрации и сохранению под контролем соответствующего категории значения памятника органа охраны объектов культурного наследия. Для памятников истории и культуры регионального значения такая возможность была предусмотрена ещё в 1994 г. специальным Указом Президента Российской Федерации от г. 2121, что позволило сохранить многие разрушавшиеся здания без затрат государственных средств. Государственный учёт объектов культурного наследия является основополагающим направлением в сфере охраны памятников истории и культуры. Впервые принципы государственного учёта, порядок и критерии отнесения объектов к памятникам истории и культуры, категории историко-культурного значения памятников, их виды и типы в систематизированном виде были изложены в Законе СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» 1976 г., до принятия которого отдельные вопросы государственного учёта регулировались различными законодательными и распорядительными актами органов государственной власти. Анализ состава памятников истории и культуры, даты их включения в Государственные списки памятников истории и культуры, позволяют говорить о том, что колебания качественного и количественного состава памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране, находились в зависимости от идеологических, экономических и социальных

6 задач государства и общества, решаемых в определенный исторический период. Так, если тридцатые годы прошлого столетия ознаменовались массовым сносом памятников культового зодчества, обусловленного идеологией «воинствующего атеизма», то послевоенный период характеризовался неоднозначной политикой в сфере государственной охраны памятников: периоды пристального внимания к вопросам сохранения памятников сменялись периодами «охлаждения», что приводило к чередованию процессов постановки их на государственный учёт и снятию с охраны. Огромные потери памятников истории и культуры в годы Великой Отечественной войны привели к осознанию ценности историко-культурного наследия России. Были продолжены начатые во время войны обследования памятников. Уже первые послевоенные годы ознаменовались принятием постановлений Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. 389 и от 22 мая 1948 г. 503 о постановке на государственную охрану значительного количества памятников архитектуры. Постановления Совета Министров РСФСР 1327 от г. и 624 от г. сформировали основной объём памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране, как объектов культурного наследия федерального значения, и включённых, согласно Федеральному закону от г. 73- ФЗ, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. После 1974 г. принимались отдельные постановления и распоряжения об отнесении тех или иных объектов к категории памятников истории и культуры республиканского (после 1991 г. федерального) значения. Последним по времени и значительным по количеству дополнительно отнесённых к категории памятников федерального значения объектов стал Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от г Таким образом, существующий объём памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране, был сформирован к середине 1990 х гг. и составляет в настоящее время около 100 тыс. объектов, 42 тыс. из которых памятники истории и культуры федерального значения. Изменение состава объектов культурного наследия происходит в связи с выявлением памятников, требующих присвоения им категорий историко-культурного значения, изменением либо утратой историко-культурного значения объектов. Составной частью государственного учёта является уточнение реквизитов памятников, указывающихся при постановке их на государственную охрану: местонахождения, наименования, даты создания. Необходимость проведения такой работы особенно очевидна для объектов, внесённых в списки памятников истории и культуры постановлениями Совета Министров РСФСР. В связи с этим были подготовлены уточнённые списки объектов культурного наследия федерального значения по ряду регионов страны. Самым значительным по количеству памятников и сложности работы, проведённой по уточнению их реквизитов, можно назвать Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, расположенных в Санкт-Петербурге, включивший в себя свыше 5 тыс. памятников истории и культуры, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации 527 от 10 июля 2001 г. Федеральный закон от г. 73-ФЗ заменил понятие «государственные списки памятников истории и культуры» и ввёл понятие Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, формирование которого является в настоящее время основной задачей в сфере государственного учёта объектов культурного наследия. Федеральный закон об объектах культурного наследия даёт право на доступ к объектам культурного наследия и беспрепятственное получение соответствующей информации. Население не только пользуется памятниками истории и культуры, но и формирует критерии отношения к ним. Если в сознании граждан размыто или утрачено понятие о культурном значении памятника, то деятельность по их охране превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы. В эпоху глобализации всех сфер жизнедеятельности и, одновременно, осознания культурного разнообразия, деятельность по пропаганде наследия и культурное просветительство следует признать своевременной и одной из ключевых в системе государственной политики сохранения культурного наследия. Одним из направлений деятельности по популяризации памятников истории и культуры является подготовка многотомного научно-справочного издания энциклопедического характера «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России». Первый том издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства Брянской области вышел в свет в 1998 году. Сведения по памятникам систематизированы и содержат историческую справку, структурно-композиционное описание объектов, их фотофиксацию, планы памятников. Работа эта важна тем, что в процессе обследования памятников происходит выявление объектов, подлежащих постановке на государственную охрану. Кроме того, издание имеет значительный популяризационный аспект и представляет интерес как для специалистов архитекторов, градостроителей, реставраторов, искусствоведов, музейных работников, краеведов, работников органов охраны памятников, так и для жителей населённых мест, описания памятников которых содержатся в Сводах памятников архитектуры и монументального искусства. Несмотря на огромный туристический потенциал историко-культурного наследия России, в настоящее время отсутствует стратегия его реализации. Возможным вариантом решения этой проблемы может стать участие России в проекте Совета Европы «Европейские культурные маршруты», направленном на развитие культурного туризма в странах-участницах через максимально возможную интерпретацию историко-культурного наследия. Туризм и связанная с ним коммерческая деятельность рассматриваются экспертами Европейского Союза как одна из важнейших отраслей постиндустриального общества, приносящая доход и наиболее связанная с традиционным типом общественной жизнедеятельности, исторически сложившейся на данной территории. Проводится политика сохранения культурного наследия во всём его многообразии, возвращения массовому сознанию населения представлений о месте историкокультурных ценностей в современной жизнедеятельности, сохранения разнообразия европейского культурного наследия и утверждения его роли в мировой системе ценностей, развития сбалансированного

7 использования наследия в индустрии туризма. Всесторонняя интерпретация наследия интересует крупные европейские финансовые структуры, медиа-холдинги и, безусловно, участников рынка туризма. Существующие тенденции в области комплексного сохранения европейского наследия обусловили учреждение в 1998 г. Советом Европы Европейского Института культурных маршрутов исполнительного органа проекта, в задачи которого входит координация программ по интерпретации европейского наследия, разработка и реализация пилотных проектов в сфере культурных туристических маршрутов, консультативная помощь и популяризация наследия народов Европы, подготовка и переподготовка специалистов в сфере культурного туризма.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...