Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

По Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)




Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки:       1 балл - так делать можно, 2 балла - так делать иногда можно, 3 балла - так делать нельзя, 4 балла - так делать нельзя ни в коем случае.

Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один, выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) …и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.

Процедура проведения задания занимала от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста детей.

В таблице 2 представлены конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю).

  вид социальных норм категория моральных норм (по Туриелю) моральные нормы мини-ситуации нарушения моральных норм

конвенциональные нормы

ритуально - этикетные культура внешнего вида, поведение за столом, правила и формы обращения в семье не почистил зубы; пришел в грязной одежде в школу; накрошил на столе; ушел на улицу без разрешения;
организационно – административные правила поведения в школе, правила поведения на улице, правила поведения в общественных местах вставал без разрешения на уроке; мусорил на улице;  перешел дорогу в неположенном месте;
  моральные нормы       Нормы альтруизма   Нормы ответственности, справедливости и законности   норма помощи, норма щедрости,   норма ответственности за нанесение материального ущерба не предложил друзьям помощь в уборке класса; не угостил родителей конфетами; взял у друга книгу и порвал ее;

Всего в предложенной анкете было представлено:

семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2. 4, 7, 10, 12, 14, 17)

семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16,

четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, .15, 8, 18)

1 балл

 

Так делать можно

2 балла

 

Так делать иногда можно

3 балла

 

Так делать нельзя

4 балла

Так делать нельзя ни в коем случае

 

Инструкция: поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.

Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.

Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.

Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.

Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.

Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.

Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.

Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.

 Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.

 Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.

 Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.

 Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.

 Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.

 Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.

 Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.

Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.

18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.

Уровни:

1 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4;

2 – суммы равны (+ 4 балла);

2 - сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4;

Карта воспитанности младшего школьника (вариант №1)

КОЛЛЕКИВИЗМ, ГУМАНИЗМ

Умение согласовывать интересы 1 2 3 4 5

 

Средний балл = сумма показателей

(уровень качеств)         8

                          

Заботливость 1 2 3 4 5
Чуткость 1 2 3 4 5
Дружелюбие 1 2 3 4 5
Уступчивость 1 2 3 4 5
Общительность 1 2 3 4 5
Скромность 1 2 3 4 5
Отзывчивость 1 2 3 4 5

 

ТРУДОЛЮБИЕ

Старательность 1 2 3 4 5

 

 

Средний балл = сумма показателей

(уровень качеств)         6

                          

Бережливость 1 2 3 4 5
Щедрость 1 2 3 4 5
Помощь товарищам 1 2 3 4 5
Самообслуживание 1 2 3 4 5
Аккуратность 1 2 3 4 5

 

ЧЕСТНОСТЬ

Откровенность 1 2 3 4 5

 

Средний балл = сумма показателей

(уровень качеств)         5

 

Умение держать слово 1 2 3 4 5
Доверчивость 1 2 3 4 5
Добросовестность 1 2 3 4 5
Отвращение к плохому 1 2 3 4 5

 

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

Организованность 1 2 3 4 5

 

 

Средний балл = сумма показателей

(уровень качеств)         6

 

Исполнительность 1 2 3 4 5
Инициативность 1 2 3 4 5
Самоконтроль, самооценка 1 2 3 4 5
Отказ от неразумного поведения 1 2 3 4 5
Умение подчиняться и руководить 1 2 3 4 5

 

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Наблюдательность 1 2 3 4 5

 

Средний балл = сумма показателей

(уровень качеств)         5

 

Применение знаний 1 2 3 4 5
Интерес к учению 1 2 3 4 5
Вдумчивость 1 2 3 4 5
Работоспособность на уроке 1 2 3 4 5

 

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

Жизнерадостность 1 2 3 4 5

 

 

Средний балл = сумма показателей

(уровень качеств)         6

 

Доброжелательность 1 2 3 4 5
Умение не падать духом 1 2 3 4 5
Стыдливость 1 2 3 4 5
Восприимчивость 1 2 3 4 5
Сострадание 1 2 3 4 5

 

Итоговая карта воспитанности младшего школьника:

 

Ф.И. ученика (цы):

 

Качества личности Самооценка Оценка родителей Оценка классного руководителя Итоговая (средняя) оценка
1. Коллективизм, гуманизм        
2. Трудолюбие        
3. Честность        
4. Самостоятельность, организованность        
5. Любознательность        
6. Эмоциональность        

По каждому качеству (критерию) выводится среднеарифметическая оценка, в результате каждый ученик имеет 6 оценок. После оценивания составляется карта воспитанности, в которую заносят все оценки. Таким образом, все заинтересованные стороны (учитель, ученик, родитель) получают возможность наблюдать за развитием ребенка, вовремя оказать ему помощь, если того требуют показатели.

 

Сводная ведомость класса:

Качества личности

(итоговые оценки)

Общая

итоговая

оценка

Ф, И учащегося 1 2 3 4 5 6
1 Иванов А. 3 3 4 5 4 2 21:6=3,5
2 И т.д.              

Карта воспитанности младшего школьника (вариант №2)

Качества личности  и их показатели Самооценка Оценка родителей Оценка классного руководителя Итоговая (средняя) оценка
1.Эрудиция (начитанность и глубокие познания в какой-либо области): - прочность, глубина знаний - культура речи - доказательность и аргументированность суждений - сообразительность - использование дополнительных источников        
2. Прилежание (отношение к учебе): - старательность и добросовестность - регулярность и систематичность - самостоятельность  - внимательность  - взаимопомощь        
3. Трудолюбие (отношение к труду): - организованность и собранность - бережливость - привычка к самообслуживанию - следование правилам безопасности в работе - эстетика труда        
4. Я и природа (бережное отношение к природе): - к земле - к растениям - к животным - к природе в повседневной деятельности и труде - помощь природе        
5. Я и общество (отношение к общественным нормам и закону): - выполнение правил учащихся - выполнение правил внутреннего распорядка - следование нормам и правилам человеческого общества - культурные привычки в жизни - внесение эстетики в жизнедеятельность - умение видеть прекрасное в жизни - посещение культурных центров        
7. Эстетический вкус (отношение к прекрасному): - аккуратность (опрятность) - культурные привычки в жизни - внесение эстетики в жизнедеятельность - умение видеть прекрасное в жизни - посещение культурных центров        
7.Я (отношение к себе): - умение управлять собой, своим поведением - умение организовать свое время - соблюдение правил личной гигиены - забота о здоровье - отсутствие вредных привычек        

Оценка результатов в баллах: 5 – это есть всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция, 0 – не знаю.

По каждому качеству (критерию) выводится среднеарифметическая оценка, в результате каждый ученик имеет 7 оценок. После оценивания составляется карта воспитанности, в которую заносят все оценки. Таким образом, все заинтересованные стороны (учитель, ученик, родитель) получают возможность наблюдать за развитием ребенка, вовремя оказать ему помощь, если того требуют показатели.

Сводная ведомость класса:

                                                                                                          

   

Качества личности

(итоговые оценки)

Общая итоговая оценка
Ф, И учащегося 1 2 3 4 5 6 7  
1 Иванов А. 3 3 4 5 4 2 0 21:6=3,5

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...