Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Порядок подготовки личного состава пожарной охраны




 

I. Общие положения

 

1. Порядок подготовки личного состава пожарной охраны[6] определяет порядок профессионального обучения личного состава пожарной охраны[7],основными задачами которого являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасание людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ[8].

2. Положения настоящего Порядка обязательны для исполнения личным составом (сотрудниками и работниками) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы[9], проходящим службу (работающим) в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, научных и образовательных организациях МЧС России, отрядах ФПС, органов управления других видов пожарной охраны[10], определенных статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»[11], а также вобъектовых, территориальных, договорных, специальных и воинских подразделениях ФПС и подразделениях других видов пожарной охраны, созданных для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ[12] в населенных пунктах и организациях[13], за исключением подразделений добровольной пожарной охраны.

3. В подразделениях добровольной пожарной охраны профессиональная подготовка осуществляется по отдельным программам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Профессиональная подготовка проводится в виде целенаправленного организованного процесса с целью овладения и постоянного совершенствования знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на личный состав органов управления и подразделений пожарной охраны.

5. Основными задачами профессиональной подготовки являются:

подготовка квалифицированных кадров для решения задач по обеспечениюпожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера[14];

получение личным составом подразделений пожарной охраны профессиональных тактических и специальных знаний, необходимых практических навыков и умений, позволяющих успешно организовывать и решать задачи по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

совершенствование навыков руководящего состава органов управления по руководству, обучению и воспитанию подчиненных, внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы;

формирование профессионального самосознания личного состава подразделений пожарной охраны, чувства ответственности, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики оперативно-служебной деятельности;

обучение личного состава подразделений пожарной охраны безопасным приемам при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

выработка и постоянное совершенствование у личного состава подразделений пожарной охраны практических умений и навыков в вопросах осуществления профилактики пожаров, при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

формирование высокой психологической устойчивости личности личного состава подразделений пожарной охраны, развитие наблюдательности, бдительности, общего и тактического мышления и других профессионально-психологических качеств и психических процессов;

совершенствование навыков обращения с пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием, средствами связи и электронно-вычислительной техникой.

6. Профессиональная подготовка личного состава подразделений пожарнойохраны осуществляется путем:

а) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу(работу) в подразделения пожарной охраны, предусматривающего приобретениеими основных профессиональных знаний и умений, необходимых длявыполнения служебных обязанностей[15];

б) обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации пообразовательным программам:

основного общего и среднего общего образования, интегрированного с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими цельюподготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе[16];

среднего профессионального образования;

высшего образования;

дополнительного профессионального образования;

в) подготовки личного состава дежурных караулов (смен)[17]к боевымдействиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС[18];

г)служебной и физической подготовки;

д)повышения квалификации;

е)переподготовки;

ж)стажировки;

з)самостоятельной подготовки.

7. Начальники (руководители)[19]органов управления, подразделенийпожарной охраны обязаны:

осуществлять организационное и методическое руководство профессиональной подготовкой и обеспечивать контроль за ее проведением;

обеспечивать участие личного состава подразделений пожарной охраны в организации и проведении занятий, учений, семинаров;

обеспечивать содержание учебно-материальной базы;

осуществлять контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов в области профессиональной подготовки, соблюдением правил охраны труда при проведении занятий, учений, тренировок, состоянием процесса подготовки, своевременным и объективным подведением итогов подготовки;

организовывать изучение, обобщение и внедрение передового опыта в практику профессиональной подготовки;

анализировать состояние профессиональной подготовки и разрабатывать меры по ее совершенствованию;

создавать условия, стимулирующие потребность у личного состава подразделений пожарной охраны в постоянном повышении своих знаний, навыков и умений в работе с пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием, средствами связи, а также в умении быстро и грамотно решать оперативно-служебные задачи;

подводить итоги обучения личного состава подразделений пожарной охраны за прошедший учебный год и определять задачи на новый учебный год.

8. Основным организационным документом при планированиипрофессиональной подготовки в учебном году является приказ начальникаподразделения пожарной охраны об итогах профессиональной подготовки органауправления, подразделения пожарной охраны в текущем учебном году и задачахна следующий учебный год[20], в котором:

отражаются итоги и анализ профессиональной подготовки личного состава подразделения пожарной охраны за прошедший учебный год;

определяются цели и задачи на следующий учебный год;

утверждаются тематические планы по организации профессиональной подготовки на следующей учебный год;

назначаются лица, ответственные за организацию учебного процесса.

9. Основными документами по планированию профессиональнойподготовки в учебном году являются:

а)в органах управления:

план профессиональной подготовки (приложение № 1 к настоящему Порядку);

план комплектования учебных групп (приложение № 2 к настоящему Порядку);

тематический план занятий по служебной подготовке (приложение № 3 к настоящему Порядку);

расписание занятий (приложение № 4 к настоящему Порядку).

б)в подразделениях пожарной охраны:

план профессиональной подготовки (приложение № 1 к настоящему Порядку);

годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения для личного состава караулов (приложение № 5 к настоящему Порядку);

тематический план занятий по боевой подготовке личного состава караулов (приложение № 6 к настоящему Порядку);

расписание занятий (приложение № 4 к настоящему Порядку).

10. Для организации и проведения занятий с личным составом подразделений пожарной охраны в каждом подразделении пожарной охраны должен быть оборудован учебный класс обеспеченный техническими средствами обучения, учебной литературой и наглядными пособиями. Один час занятий должен составлять 45 минут.

11. Для проведения занятий с личным составом подразделений пожарной охраны по пожарно-строевой и физической подготовке должны быть оборудованы специальные комплексы, спортивные городки, площадки, залы или комнаты.

12. Физическая подготовка личного состава подразделений пожарной охраны должна осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и должна быть направлена на развитие физических способностей и двигательных навыков прикладного характера, повышение функциональных возможностей организма, сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям и укрепление здоровья.

13. Пожарно-строевая подготовка в подразделениях пожарной охраны должна проводиться в целях:

обучения приемам и способам действий личного состава пожарной охраны с пожарной и аварийно-спасательной техникой, вооружением и оборудованием;

выработке навыков слаженной работы и умелого применения пожарной, аварийно-спасательной техники, вооружения и оборудования при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

14. Начальник органа управления, подразделения пожарной охраны является ответственным за организацию и качество проведения профессиональной подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, соблюдение личным составом подразделения пожарной охраны правил охраны труда при проведении занятий.

15. В начале учебного года в каждом органе управления, подразделении пожарной охраны разрабатывается и утверждается план совершенствования учебной материально-технической базы.

16. Начальники органов управления самостоятельны в выборе форм, методов и средств обучения с учетом социально-экономических, технических и других условий и особенностей функционирования подразделений пожарной охраны, формировании и утверждении планов профессиональной подготовки, тематических планов, иных видов деятельности в области профессиональной подготовки, при условии, что они не противоречат законодательству Российской Федерации.

17. Начальники подразделений пожарной охраны самостоятельны в определении тематики боевой подготовки личного состава караулов и самостоятельного обучения личного состава караулов, утверждении документов планирования профессиональной подготовки, выборе средств и методов обучения, осуществлении процесса обучения, учебно-методической работы, совершенствовании и развитии учебной материально-технической базы и иных видов деятельности.

18. Начальник подразделения пожарной охраны не вправе изменять количество учебных часов по предметам обучения в сторону их уменьшения, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком, и является ответственным за:

выполнение функций по обеспечению подготовки личного состава подразделения пожарной охраны;

реализацию плана профессиональной подготовки;

качество подготовки личного состава подразделения пожарной охраны, отделений, караулов;

своевременность подведения итогов;

обеспечение безопасных условий при проведении занятий.

19. Начальник караула является ответственным за качество подготовки личного состава возглавляемого им караула.

20. Начальник караула должен лично организовывать и проводить занятия и мероприятия, предусмотренные планом профессиональной подготовки и расписанием занятий по боевой подготовке личного состава караулов.

21. Личный состав органов управления, подразделений пожарной охраны на занятиях по профессиональной подготовке должен постоянно совершенствовать уровень теоретических и практических навыков в области тушения пожаров и ликвидации ЧС, темы занятий должны конспектироваться в учебных тетрадях.

 

II. Общее профессиональное образование

 

22. Организация основного общего и среднего общего образования,интегрированного с дополнительными общеразвивающими программами,имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной илииной государственной службе, среднего профессионального образования,высшего образования, дополнительного профессионального образованияпроводится в соответствии законодательными и иными нормативными правовымиактами Российской Федерации.

 

III. Специальное первоначальное обучение

 

23. Специальное первоначальное обучение должно проводиться вотношении лиц, впервые принимаемых на службу (работу) по контракту(трудовому договору)[21] в органы управления и подразделения пожарной охраны,вцелях приобретения ими знаний, умений и навыков, достаточных длясамостоятельного исполнения обязанностей по должности.

Специальное первоначальное обучение должно проводиться в три этапа:

индивидуальное обучение по месту службы;

курсовое обучение;

стажировка в занимаемой должности по месту службы.

Курсовое обучение должно проводиться в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании специального разрешения (лицензии)[22].

24. Обучение на всех этапах специального первоначального обучения начинается с инструктажа по правилам охраны труда.

25. Индивидуальное обучение по месту службы должно проводиться под руководством одного из заместителей начальника подразделения пожарной охраны[23]и наставника, назначаемых приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны, в котором определяются порядок, сроки подготовки и состав квалификационной комиссии (не менее трех человек), для принятия зачетов по окончании подготовки.

26. Индивидуальное обучение по месту службы лиц, впервые принятых на службу, должно проводиться по месту предстоящей службы, начиная со дня назначения на должность, а при установлении испытательного срока с его первого дня.

27. Индивидуальное обучение по месту службы личного состава караулов должно состоять из теоретического курса, проводимого в течение 10 дней в объеме не менее 60 часов, и практического курса (стажировки), проводимого в течение 5 дежурств в карауле в объеме не менее 30 часов без выезда на проведение боевых действий по тушению пожаров и ликвидацию ЧС.

28. Лица, принятые на службу, не связанную с исполнением обязанностей в составе караулов, должны проходить индивидуальное обучение по месту службы в течение 15-20 дней.

29. Занятия должны проводиться ежедневно по 8 часов, из которых 2 часа отводятся на самостоятельное изучение пройденного материала.

30. Индивидуальное обучение по месту службы должно проводиться на основании программы индивидуального обучения по месту службы лица, впервые принятого на службу в орган управления, подразделение пожарной охраны[24] (приложение № 7 к настоящему Порядку).

31. Программа индивидуального обучения по месту службы должна составляться на основании рекомендуемого перечня тем индивидуального обучения по месту службы (работы) лиц, впервые принятых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны (приложение № 8 к настоящему Порядку), а также с учетом тем, касающихся специфики района выезда подразделения пожарной охраны.

32. Начальник органа управления, подразделения пожарной охраны обязан представить обучаемого личному составу подразделения пожарной охраны, объявить приказ об организации индивидуального обучения по месту службы.

33. Руководитель индивидуального обучения лица, проходящего индивидуальное обучение по месту службы, обязан:

разработать и утвердить программу индивидуального обучения по месту службы;

создать обучаемому условия для занятий, обеспечить его руководящими документами, методическими разработками и учебной литературой;

осуществлять контроль за формированием навыков работы и усвоением учебного материала.

34. Наставник лица, проходящего индивидуальное обучение по местуслужбы, обязан:

создать обучаемому условия для закрепления теоретических знаний, приобретения практических навыков и умений в период прохождения практического курса индивидуального обучения по месту службы;

вносить предложения по совершенствованию учебного процесса;

по завершении индивидуального обучения по месту службы дать характеристику обучаемого, в том числе внести рекомендации о целесообразности его назначения на соответствующую должность.

35. Запрещается при проведении практического курса индивидуального обучения по месту службы привлекать обучаемого к участию в мероприятиях, не предусмотренных программой индивидуального обучения.

36. По окончании индивидуального обучения по месту службы обучаемый сдает зачет в объеме изученного материала, а также по правилам охраны труда и особенностям работы с техническими средствами, приборами и инструментом с учетом исполнения обязанностей по должности, специфики охраняемых объектов и положений отраслевых документов.

Итоги индивидуального обучения по месту службы оформляются протоколом о приеме экзамена (зачета).

37. Лица, успешно завершившие индивидуальное обучение по местуслужбы, до начала курсового обучения допускаются приказом начальника органауправления, подразделения пожарной охраны к самостоятельному исполнениюобязанностей по должности за исключением выполнения работ:

на высоте;

в непригодной для дыхания среде;

с электроустановками пожарных автомобилей и прицепов; с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом.

38. Не позднее одного года со дня завершения индивидуального обучения по месту службы и в соответствии с ежегодным планом комплектования учебных групп, лица, завершившие индивидуальное обучение по месту службы, направляются на курсовое обучение в образовательную организацию.

39. В случае, когда период со дня назначения на должность до начала обучения очередной группы в образовательной организации составляет менее 10 дней или если с начала обучения очередной группы в образовательной организации прошло не более 10 дней, допускается вновь принятый на службу личный состав подразделений пожарной охраны направлять на курсовое обучение без прохождения индивидуального обучения по месту службы.

40. Перечень образовательных организаций, количество обучаемых, порядок и сроки (даты) проведения курсового обучения должны определяться и доводиться до образовательных организаций ежегодными планами-графиками комплектования учебных сборов, утверждаемыми приказами начальников органов управления.

41. Содержание и продолжительность курсового обучения определяются программами профессионального обучения, разрабатываемыми и реализуемыми образовательными организациями[25].

42. Запрещается сокращать сроки обучения, установленные программами курсового обучения, за исключением часов на подготовку газодымозащитников, в случае, когда в подразделении пожарной охраны, направившего обучаемого, отсутствует газодымозащитная служба[26].

Сведения об отсутствии в подразделении пожарной охраны ГДЗС представляются в образовательную организацию его начальником.

43. При направлении личного состава подразделения пожарной охраны на курсовое обучение начальник органа управления, подразделения пожарной охраны обязан обеспечить выдачу командировочного удостоверения с отметкой об убытии, выписку из приказа начальника органа управления, подразделения пожарной охраны о назначении на должность, личную карточку газодымозащитника.

44. Личный состав подразделения пожарной охраны, убывающий на курсовое обучение, наряду с вышеперечисленным при себе обязан иметь:

паспорт;

служебное удостоверение (при его наличии);

форменное обмундирование по сезону;

спортивную форму одежды;

письменные принадлежности;

туалетные принадлежности и предметы личной гигиены.

45. По окончании курсового обучения начальники образовательных организаций издают приказы об окончании слушателями курсового обучения и направлении выпускников для дальнейшего прохождения службы в орган управления, подразделение пожарной охраны.

46. В органе управления, подразделении пожарной охраны для личного состава подразделения пожарной охраны, прошедшего курсовое обучение, организуется стажировка:

продолжительностью пять дежурств – для лиц со сменным режимом службы;

ежедневно в течение десяти дней – для лиц с другим режимом службы.

47. На период стажировки приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны за обучаемым закрепляется руководитель стажировки.

48. По окончании стажировки личный состав подразделения пожарной охраны, успешно сдавший зачеты, допускается приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны к самостоятельному исполнению обязанностей по должности.

49. Копии приказов в отношении личного состава подразделения пожарной охраны, прошедшего специальное первоначальное обучение, направляются в кадровые органы по месту службы личного состава подразделения пожарной охраны для приобщения к личным делам.

50. В отношении лиц, отчисленных из образовательной организации в период прохождения курсового обучения за нарушение служебной дисциплины или неуспеваемость, начальником органа управления, подразделения пожарной охраны рассматривается вопрос о расторжении контракта (трудового договора) о прохождении службы.

 

IV. Боевая подготовка личного состава караулов

 

51. Боевая подготовка личного состава караулов должна проводиться в целях приобретения и поддержания личным составом караулов на необходимом уровне знаний, умений и навыков, реализуемых посредством теоретической и практической подготовки личного состава караулов к проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

52. К занятиям по боевой подготовке личного состава караулов в рамках мероприятий пожарно-спасательного гарнизона[27] может привлекаться личный состав органов управления, иных подразделений пожарной охраны, а такжеаварийно-спасательных и восстановительных служб, входящих в состав гарнизона.

53. Занятия с личным составом должны проводить начальники (заместители начальников) подразделений пожарной охраны, начальники, помощники начальников караулов и командиры отделений в зависимости от особенностей и сложности темы.

54. Порядок организации и проведения занятий по боевой подготовке личного состава караулов должен определяться итоговым приказом начальника подразделения пожарной охраны (отдельным разделом), в котором:

подводятся и анализируются итоги профессиональной подготовки личного состава караула за прошедший год;

утверждается годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения для личного состава караулов (приложение № 5 к настоящему Порядку);

утверждается тематический план занятий по боевой подготовке личного состава караулов на следующий учебный год[28](приложение № 6 к настоящему Порядку);

определяется перечень нормативов по пожарно-строевой подготовке[29];

определяется перечень объектов, подлежащих обязательному оперативно-тактическому изучению[30];

назначаются лица, ответственные за организацию учебного процесса по боевой подготовке личного состава караулов.

55. Боевая подготовка личного состава караулов должна проводиться в период несения боевого дежурства с 13-16 января по 13-16 декабря. Учебный год начинается с первого караула подразделения пожарной охраны.

56. Количество часов на изучение тем должно планироваться расписанием занятий по боевой подготовке личного состава караулов.

Расписание занятий по боевой подготовке личного состава караулов составляется с учетом плана профессиональной подготовки, годового плана распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения личного состава караулов, тематического плана боевой подготовки личного состава караулов и рекомендуемым перечнем тем по боевой подготовке личного состава караулов (приложение № 9 к настоящему Порядку).

57. Расписание занятий по боевой подготовке личного состава караулов разрабатывается на месяц и утверждается начальником подразделения пожарной охраны не позднее 25 числа месяца, предшествующего периоду подготовки.

58. В расписание занятий по боевой подготовке личного состава караулов включаются мероприятия, проводимые в рамках профессиональной подготовки и гарнизонных мероприятий. Занятия с личным составом караулов проводятся в течение дежурных суток в объеме 4-6 учебных часов, из которых 1 учебный час отводится на отработку нормативов по ПСП и 1 учебный час – на физическую подготовку, в соответствии с распорядком дня несения караульной службыличным составом караула[31].

59. Занятия должны отмечаться в журнале учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава караулов[32](приложение № 10 к настоящему Порядку). Лица, проводящие теоретические занятия с личным составом караулов и занятия по проведению пожарно-тактических учений[33], занятия по решению пожарно-тактических задач[34], должны использовать план - конспект проведения занятий (приложение № 11 к настоящему Порядку). Лица, проводящие практические занятия, должны использовать методический план проведения занятий (приложение № 12 к настоящему Порядку).

60. Личному составу караулов, пропустившему занятия, руководителем занятий выдаются индивидуальные задания для самостоятельного изучения. Учет выдачи и выполнения индивидуальных заданий ведется в журнале учета занятий караула.

61. Практические занятия в районе (подрайоне) выезда не должны проводиться в дни проведения технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники.

62. При переводе органа управления, подразделения пожарной охраны в режим функционирования «Повышенная готовность» или «Чрезвычайная ситуация», а также при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС в часы, отведенные расписанием занятий на боевую подготовку личного состава караулов, допускается приостанавливать процесс обучения личного состава караулов с последующим изучением пропущенного материала в системе самостоятельной подготовки.

63. Для личного состава караулов, переведенного из другого органа управления, подразделения пожарной охраны на равнозначную должность, организуются дополнительные занятия и стажировка в соответствии с занимаемой должностью продолжительностью в пять дежурств с последующей сдачей зачета. Для лиц, переведенных в орган управления, подразделение пожарной охраны на другие должности, организуется переподготовка.

64. На занятиях по общественной-государственной подготовке должны изучаться темы информационно-воспитательной и правовой работы личного состава подразделений пожарной охраны.

65. Занятия по пожарно-тактической подготовке должны проводиться с целью формирования и совершенствования у личного состава подразделений пожарной охраны навыков проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС в составе отделения и караула, а также совершенствования пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений пожарной охраны по управлению боевыми действиями по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

66. Практические занятия по пожарно-тактической подготовке с выездом на объекты района (подрайона) выезда подразделения пожарной охраны должныпроводиться начальником подразделения пожарной охраны или его заместителем, а начальник караула, командир отделения должны выступать в роли руководителя тушения пожара.

67. Перечень объектов, подлежащих ОТИ, определяют начальник гарнизона и начальник подразделения пожарной охраны, отдавая при этом приоритет пожаровзрывоопасным объектам и объектам с массовым пребыванием людей.

68. В объектовых подразделениях пожарной охраны тематический план должен предусматривать проведение не менее 80 % практических занятий непосредственно на охраняемом объекте, а остальные практические занятия должны проводиться на объектах, расположенных в подрайоне выезда, установленного для такого подразделения.

69. Практические занятия на местности, учебных полигонах и объектах должны проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, с соблюдением правил по охране труда и обеспечением безопасных условий выполнения упражнений и нормативов по ПСП.

70. Планирование ПТУ, ПТЗ, ОТИ, занятий (тренировок) с газодымозащитниками осуществляется в рамках мероприятий гарнизона.

71. ПТУ подразделяются на тренировочные, контрольно-проверочные, показательные, опытные и комплексные.

72. Тренировочные ПТУ должны проводиться с целью отработки руководящим составом органов управления, подразделений пожарной охраны[35]навыков по руководству проведением боевых действий по тушению пожаров и ликвидацией ЧС, а также отработки слаженных действий личного состава подразделений пожарной охраны при проведении ими боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

Все караулы в течение учебного года должны участвовать в тренировочных ПТУ равное количество раз, начальник каждого подразделения пожарной охраны и оперативные дежурные, выполняющие функции по проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС по повышенному рангу (номеру) пожара на штатной основе[36], должны выступить в роли руководителя тушения пожара и ликвидацией ЧС, а заместители начальников подразделений пожарной охраны – в роли должностных лиц оперативного штаба на пожаре.

73. Контрольно-проверочные ПТУ должны проводиться с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству проведением боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, а также для определения степени готовности как отдельных подразделений пожарной охраны, так и органов управления в целом к проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Контрольно-проверочные ПТУ проводятся при инспектировании деятельности органа управления, подразделения пожарной охраны или при подведении итогов профессиональной подготовки за год.

74. Показательные ПТУ должны проводиться с целью демонстрации приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, способов и приемов ликвидации горения с привлечением новой техники, огнетушащих веществ. Периодичность и лица, ответственные за проведение показательных ПТУ, определяются начальником органа управления. Показательные ПТУ проводятся не реже одного раза в полугодие (по одному ПТУ в зимний и летний периоды обучения).

75. Опытные ПТУ являются разновидностью показательных учений, они должны проводиться с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих веществ, приемов и способов проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Опытные ПТУ проводятся по мере необходимости на полигоне, на неиспользуемых или списанных с баланса объектах (как правило, выселенных домах или других зданиях, списанных с баланса), на установках (резервуарах). На опытных учениях воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.

76. Комплексные ПТУ должны проводиться с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов и объединять задачи, решаемые при проведении тренировочных, контрольно-проверочных и показательных учений.

77. ПТУ с боевым развертыванием сил и средств опорных пунктов тушения пожаров и проведения АСР должны проводиться не реже двух раз в год.

78. Тренировочные занятия по решению ПТЗ должны проводиться один раз в месяц в дневное время и один раз в квартал в ночное время с каждым караулом подразделения пожарной охраны.

79. Контрольно-проверочные занятия по решению ПТЗ должны проводиться один раз в квартал с каждым караулом в период контроля (оценки) боевой подготовки личного состава караулов, если караул не привлекался к участию в контрольно-проверочных ПТУ.

80. В роли руководителей занятий по решению ПТЗ выступают следующие должностные лица, к функциям которых отнесено руководство подразделениями пожарной охраны при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС:

начальник отряда ФПС или его заместители, допущенные к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС, - не менее одного занятия в год в каждом подразделении пожарной охраны ФПС, чередуя и равномерно распределяя подразделения между собой;

должностные лица органов управлений, подразделений пожарной охраны или их заместители, допущенные к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС, - не менее одного занятия в год в каждом подчиненном подразделении пожарной охраны, чередуя и равномерно распределяя подразделения между собой;

оперативные дежурные – не менее одного раза в год в каждом подразделении пожарной охраны гарнизона при проведении проверок с охватом личного состава всех караулов (в режимных объектах, организациях – по согласованию с руководством объектов (организаций);

начальник подразделения пожарной охраны и его заместители, допущенные к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС, - во всех случаях при проведении занятий по боевой подготовке личного состава караулов, чередуя и равномерно распределяя караулы подразделения между собой.

81. При проведении ПТУ и занятий по решению ПТЗ с выездом на объекты начальники поразделений пожарной охраны обязаны обеспечить отработку планов и карточек тушения пожаров, а при необходимости их корректировку.

82. Все пожары, происшедшие в районе выезда подразделения пожарной охраны, должны быть разобраны с личным составом караулов в течение 30 суток с момента ликвидации пожара с использованием карточки действий по тушению пожара.

83. Разбор пожаров проводиться в часы дополнительных занятий с целью:

анализа проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

оценки уровня подготовки караулов подразделений пожарной охраны;

анализа положительных сторон и выявления недостатков в проведениибоевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

определения новых приемов и способов проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, использования необходимых огнетушащих веществ, пожарной и аварийно-спасательной техники и средств связи;

анализа оперативно-тактических особенностей объекта пожара, возможных причин возникновения и особенностей развития пожара;

анализа случайных явлений и событий, происшедших при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, причин происшедших случайностей, решения вопросов охраны труда;

разработки мероприятий, направленных на устранение недостатков, имевших место при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, обобщение и распространение положительного опыта.

84. Общее руководство подготовкой газодымозащитников в подразделениивозлагается на начальника подразделения, а в карауле – на начальника караула.

Подбор упражнений, степень их сложности, структуру и содержание каждой тренировки определяет лицо, проводящее тренировку (занятие), исходя из особенностей функций подразделения, уровня физической подготовленности и адаптации газодымозащитников к физическим нагрузкам в условиях теплового воздействия.

85. Для личного состава караулов, имеющего на вооружении СИЗОД,устанавливается следующая периодичность тренировок:

а) в непригодной для дыхания среде (теплодымокамере, учебно-тренировочных комплексах) один раз в квартал под руководством начальникаподразделения пожарной охраны или его заместителя;

б) на огневой полосе психологической подготовки и иных учебно-тренировочных объектах с применением открытого огня не менее однойтренировки в год под руководством начальника подразделения пожарной охраныили его заместителя;

в) на свежем воздухе один раз в месяц под руководством начальника караула.

86. При отсутствии в гарнизоне дымокамеры (теплодымокамеры, специального пожарного автомобиля-теплодымокамеры) тренировка может проводиться с использованием приспособленных под дымокамеру зданиях и помещениях организаций и учреждений пожарной охраны, расположенных в районе (подрайоне) выезда подразделения пожарной охраны. Порядок использования таких мест определяется начальником гарнизона.

87. Лица, участвующие в тренировке в непригодной для дыхания среде, в случае заболевания, плохого самочувствия обязаны доложить о своем состоянии руководителю занятия и обратиться за медицинской помощью.

88. ОТИ района выезда подразделений пожарной охраны должно проводиться в составе отделения, караула (подразделения) с выездом по заранее разработанным маршрутам, утвержденным начальником подразделения пожарной охраны, или без выезда, классно-групповым методом.

89. ОТИ одного охраняемого объекта рекомендуется проводить с решениемПТЗ.

90. Занятия классно-групповым методом проводятся:

на однотипных объектах, при условии, когда один из таких объектов был изучен подразделением ранее с обязательным решением на нем ПТЗ;

при изучении района обслуживания опорных пунктов по тушению крупных пожаров и проведения АСР.

91. Перечень объектов, подлежащих изучению в оперативно-тактическом отношении, ежегодно утверждается приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны.

92. Занятия по охране труда проводятся в целях недопущения травмирования и гибели личного состава караулов при несении ими гарнизонной и караульной служб и при нахождении в быту, а также на каждом практическом занятии по боевой подготовке личного состава караулов.

93. ПСП должна проводиться путем индивидуального и группового обучения личного состава караулов работе с пожарной, аварийно-спасательной техникой и оборудованием. Занятия по ПСП проводит начальник (помощник начальника) караула (смены) или командир отделения.

94. Один раз в течение учебного года в органе управления, подразделении пожарной охраны должны проводиться соревнования личного состава по ПСП на личное и лично-командное первенство подразделения пожарной охраны.

95. Отработка нормативов по радиационной, химической и биологическая защите, оказанию первой помощи пострадавшим должна проводиться согласно расписанию занятий по боевой подготовке личного состава караулов в часы, отведенные распорядком дня на отработку нормативов по ПСП.

Перечень нормативов и время на их отработку определяются начальником подразделения пожарной охраны и включаются самостоятельным разделом в тематический план занятий по боевой подготовке личного состава караулов на год. Результаты отработки должны учитываться в журнале учета занятий караула с указанием времени выполнения нормативов и выставлением оценок.

96. На занятиях по физической подготовке отрабатываются упражнения,способствующие повышению уровня физической подготовленности ивыносливости личного состава караулов.

Общее количество времени, отводимое на учебные занятия и сдачу контрольных нормативов по физической подготовке, должно составлять 100 часов в год

Не менее 4 часов в месяц должно отводится на отработку комплексных упражнений, связанных со спецификой работы пожарных (подъем по штурмовой и трехколенной лестницам, преодоление 100-метровой полосы с препятствиями).

97. Боевая подготовка личного состава дежурных смен специализированных пожарно-спасательных частей ФПС[37] и специализированных частей по тушению крупных пожаров ФПС[38] осуществляется в соответствии с рекомендуемым перечнем тем по боевой подготовки личного состава СПСЧ (СЧ) (приложение № 13 к настоящему Порядку).

98. Личный состав СПСЧ (СЧ), подготовленный по смежным специальностям, должен подтверждать свою квалификацию в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к этим специальностям, а при необходимости проходить переподготовку.

99. Подготовка личного состава специальных служб (групп), отделений, не входящих в состав караулов, а также личного состава, допущенного к ведению специальных работ (водолазных, взрывных, эксплуатации робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов), должна проводиться на инструкторско-методических занятиях из расчета не менее 12 часов в год.

Указанные занятия должны проводиться в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, утвержденными начальником органа управления.

100. Дополнительные занятия с личным составом караула должныпроводиться по решению вышестоящего руководства, начальника подразделенияпожарной охраны, начальника караула.

Дополнительные занятия должны включать в себя проведение внеплановых ПТУ (ПТЗ), разбор пожаров, изучение законодательных и других нормативных правовых актов Российской Федерации, проведение занятий по ПСП и физической подготовке.

 

 

V. Служебная подготовка и физическая подготовка начальствующего состава

 

101. Служебная подготовка должна проводиться в целях закрепления, обновления и совершенствования необходимых знаний, умений и навыков начальствующего состава.

102. Порядок организации и проведения занятий в системе служебной подготовки начальствующего состава ежегодно устанавливается итоговымприказом начальника соответствующего органа управления, подразделения пожарной охраны (отдельным разделом), в котором анализируются итоги служебной подготовки начальствующего состава за истекший период, определяются количество и состав учебных групп, с учетом специализации начальствующего состава, назначаются руководители учебных групп, утверждается тематический план занятий по служебной подготовке на следующий учебный год (приложение № 3 к настоящему Порядку).

103. Занятия по служебной подготовке начальствующего состава должны проводиться в соответствии с расписанием занятий. Учет занятий ведется в журнале учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава в системе служебной подготовки[39](приложение № 14 к настоящему Порядку).

104. В органах управления, занятия по служебной подготовке начальствующего состава проводятся с февраля по ноябрь, ежемесячно, из расчета не менее 60 часов в год, из которых 18 часов отводится на занятия в общей группе начальника органа управления (из них 8 часов на общественно-государственную подготовку), остальные на специальную подготовку, проводимую в группах по направлениям служебной деятельности[40].

105. Общественно-государственная подготовка должна проводиться с целью изучения начальствующим составом органа управления основных аспектов государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности страны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, формирования позитивного профессионального и нравственного облика воспитания, дисциплинированности и ответственности обучаемого.

106. Занятия в группе начальника органа управления должны проводиться в структурных подразделениях территориального органа МЧС России и организациях МЧС России.

107. В группе начальника органа управления изучаются вопросы по реализации законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по защите населения и территорий от пожаров и ЧС.

108. Темы занятий по специальной подготовке определяются руководителем учебной группы.

109. Перед началом каждого учебного года органами управления организуются и проводятся однодневные учебно-методические сборы для лиц, ответственных за организацию профессиональной подготовки.

110. Лица, проводящие занятия по служебной подготовке, по каждой изучаемой теме должны иметь план-конспект проведения занятий, утвержденный непосредственным руководителем.

111. Начальствующему составу органов управления пропустившему занятия выдаются индивидуальные задания. Учет выдачи и выполнения индивидуальных заданий ведется в журнале учета занятий в системе служебной подготовки, посещаемости и успеваемости личного состава в системе служебной подготовки.

112. В группе специальной подготовки, созданной для обучения начальствующего состава ФПС, непосредственно выступающего в роли руководителей тушения пожара и ликвидации ЧС, а также членов оперативного штаба тушения пожаров и ликвидации ЧС, в органах управления организуются занятия в системе школы оперативного мастерства[41].

113. ШОМ должен проводиться в целях совершенствования профессионального мастерства, углубления специальных знаний и приобретения практических навыков в проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС лицами начальствующего состава, выступающими в роли руководителей тушением пожара и ликвидацией ЧС, а также членов оперативного штаба пожаротушения.

114. В целях совершенствования приемов и способов проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС на занятия в системе ШОМ могут привлекаться должностные лица других видов пожарной охраны и представители заинтересованных организаций.

115. Основными задачами ШОМ являются:

совершенствование профессиональных знаний начальствующего состава, развитие у них умения творчески мыслить, использовать передовой опыт и научные достижения;

повышение у начальствующего состава штабной культуры, уровня имеющихся у них теоретических знаний и практических навыков в составлении и разработке оперативно-служебной документации и их практическому применению;

совершенствование практических навыков начальствующего состава по управлению силами и средствами при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

обучение начальствующего состава умению быстро и грамотно выбирать решающее направление при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, а также осуществлять расчет сил и средств, необходимых для их проведения, и их расстановку с учетом наиболее эффективной схемы боевого развертывания;

совершенствование имеющихся навыков и практического опыта у начальствующего состава в организации управления силами и средствами подразделений пожарной охраны, отработки слаженности действий подчиненного ему личного состава;

совершенствование навыков у начальствующего состава подразделений пожарной охраны в организации обучения и воспитания подчиненных;

повышение служебного мастерства по линии специализации.

116. Обучение в ШОМ осуществляется в следующих формах:

а)классно-групповые занятия;

б)семинары;

в)оперативно-тактическое изучение наиболее важных и сложных воперативно-тактическом отношении объектов, зданий и сооружений районавыезда подразделений пожарной охраны (общие особенности района выезда,отдельных участков района выезда);

г)ПТУ;

д)групповые упражнения (деловые игры);

е)разбор пожаров.

117. В процессе обучения в системе ШОМ начальствующий состав долженизучать:

оперативно-тактические характеристики гарнизона;

оперативно-тактические особенности особо важных ипожаровзрывоопасных объектов, расположенных на территории гарнизона;

тактико-технические характеристики пожарных автомобилей и оборудования, находящихся на вооружении подразделений пожарной охраны, схемы их наиболее рационального использования;

тактические возможности подразделений пожарной охраны, входящих в состав гарнизона;

закономерности развития пожара, его параметры и сопровождающие явления;

огнетушащие вещества, приемы и способы их подачи;

методы расчета сил и средств для тушения пожаров и принципы их расстановки;

тактику тушения пожаров, меры по охране труда при несении службы и проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

назначение и устройство СИЗОД и средств радиосвязи, а также руководящие документы по их применению;

условия организации и проведения ПТУ и ПТЗ (теоретические и практические).

118. На практических занятиях в системе ШОМ начальствующий составдолжен отрабатывать:

основные принципы выбора решающего направления при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

определение необходимого количества сил и средств, принятие правильных решений по их рациональному использованию при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

условия работы со специальными агрегатами и техническим оборудованием пожарных автомобилей, средствами связи, работе в СИЗОД;

вопросы по разбору действий личного состава органов управления, подразделений пожарной охраны при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

119. В начале учебного года руководителем группы ШОМ для каждогообучаемого определяется индивидуальное задание, которое должно бытьреализовано обучаемым самостоятельно в виде разработки плана тушенияпожара, подготовки плана-конспекта на проведение ПТУ, либо выполнении иногоиндивидуального задания, направленного на совершенствование гарнизонной икараульной служб.

120. Подготовка газодымозащитников в системе служебной подготовкиначальствующего состава должна проводиться под руководством начальниканештатной газодымозащитной службы гарнизона в дополнительные часызанятий, согласно плану профессиональной подготовки:

в теплодымокамере, учебно-тренировочных комплексах – не менее одного раза в квартал;

на огневой полосе психологической подготовки и иных учебно-тренировочных объектах с применением открытого огня – не менее одного раза в год.

121. Учебный год в системе служебной подготовки начальствующегосостава заканчивается проведением итоговых занятий продолжительностью 2 часа, которые должны проводиться в целях определения уровняпрофессиональной подготовленности начальствующего состава.

В рамках итоговых занятий должна проводиться обязательная проверка профессиональных знаний, умений и навыков начальствующего состава по видам служебной и физической подготовки.

122. Физическая подготовка должна проводиться с целью повышенияуровня физической подготовленности и выносливости начальствующего состава спериодичностью 1-2 занятия в неделю продолжительностью 2 часа.

 

VI. Повышение квалификации и переподготовка

 

123. Повышение квалификации личного состава должно проводиться в целях пополнения и обновления профессиональных знаний личного состава и для решения оперативно-служебных задач, приобретения новых умений и навыков, применения инновационных технологий при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

124. Переподготовка личного состава должна проводиться в целях получения новой специальности (квалификации), необходимой при переводе на другую должность, в органах управления и подразделениях пожарной охраны.

125. Повышение квалификации и переподготовка личного состава организуются органами управления пожарной охраны по плану комплектования учебных групп на год (приложение № 2), в котором определяются сроки (даты) обучения, категории обучаемых (от командира отделения и выше) и их количество.

126. Занятия в системе повышения квалификации и переподготовки должны проводиться в образовательных организациях.

127. Порядок организации и проведения занятий в системе повышения квалификации и переподготовки личного состава ежегодно устанавливается итоговым приказом начальника органа управления пожарной охраны. Допускается проведение переподготовки личного состава в органе управления, подразделении пожарной охраны.

128. Повышение квалификации личного состава должно проводится в соответствии с перспективными планами повышения квалификации, разрабатываемыми начальниками подразделений пожарной охраны.

Повышение квалификации личного состава должно проводится один раз в пять лет.

129. От повышения квалификации освобождается личный состав обучающийся в образовательных организациях по направлению, связанному с тушением пожаров и проведением АСР, или подлежащий увольнению в текущем году.

130. Заявки, составляемые органами управления, подразделениями пожарной охраны в соответствии с ежегодной потребностью в повышении квалификации и переподготовке личного состава на следующий год, представляются в вышестоящий орган управления к 1 июня текущего года для составления плана комплектования учебных групп.

131. Личному составу органов управления, подразделений пожарной охраны, прошедшему повышение квалификации или переподготовку, выдается документ, подтверждающий прохождение соответствующего обучения.

Данный документ подлежит сдаче в кадровый орган органа управления, для его учета и приобщения к личному делу должностного лица пожарной охраны, прошедшего повышение квалификации, переподготовку.

 

VII. Стажировка

 

132. Стажировка должна проводиться в целях приобретения или повышения личным составом подразделений пожарной охраны знаний, практических навыков и умений, необходимых для успешного выполнения обязанностей по занимаемой или новой должности. Порядок организации и проведения стажировки ежегодно устанавливается итоговым приказом начальника соответствующего органа управления, подразделения пожарной охраны.

133. Стажировка организуется и проводится с личным составом подразделений пожарной охраны:

по окончании индивидуального обучения по месту службы; по окончании курсового обучения;

перемещенным по службе на иную должность в органе управления, подразделении пожарной охраны, при этом исполнение основных должностных обязанностей по которой отличается от должностных обязанностей, предусмотренных по ранее занимаемой им должности;

зачисленным в резерв кадров на выдвижение;

переведенным из одного подразделения пожарной охраны в другое; начальствующего состава, допущенного к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС при службе пожаротушения (1 раз в 5 лет).

134. Продолжительность стажировки определяется требованиями настоящего Порядка, но не более 20 рабочих дней.

135. Руководитель стажировки назначается приказом органа управления, подразделения пожарной охраны.

136. Руководитель стажировки обязан:

разработать совместно со стажером индивидуальный план стажировки (приложение № 15 к настоящему Порядку) и представить его на утверждение начальнику органа управления, подразделения пожарной охраны, организующего стажировку;

провести со стажером собеседование по знанию руководящих документов, регламентирующих деятельность пожарной охраны;

ознакомить стажера с его функциональными обязанностями, организацией деятельности органа управления, подразделения пожарной охраны;

осуществлять контроль за ходом выполнения индивидуального плана стажировки, оказывать стажеру необходимую методическую и практическую помощь.

137. Лица, проходящие стажировку, обязаны:

разработать совместно с руководителем стажировки индивидуальный план прохождения стажировки;

изучить законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность по занимаемой должности, а также функциональные обязанности по должности;

изучить район выезда подразделения пожарной охраны (охраняемый объект), пожарную и аварийно-спасательную технику, находящуюся на вооружении в подразделении пожарной охраны, установки пожарной автоматики и сигнализации, установленные на охраняемом объекте, средства связи, СИЗОД и другие вопросы в объеме обязанностей по должности;

принимать участие в проводимых по месту стажировки служебных совещаниях, мероприятиях, занятиях по профессиональной подготовке.

138. По окончании стажировки стажер должен сдать зачеты комиссии.Протокол приёма экзамена (зачета) должен хранится в личном деле сотрудника(работника).

 

VIII. Самостоятельная подготовка

 

139. Самостоятельная подготовка должна проводиться личным составомподразделений пожарной охраны в целях непрерывного совершенствованияспециальных знаний и навыков в часы, предусмотренные распорядком дня, ивключать в себя:

изучение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России;

изучение учебного материала занятий по боевой и служебной подготовке личного состава караулов;

практическую работу по совершенствованию навыков владения специальной техникой, инструментом и оборудованием;

формирование профессионально важных психологических и физических качеств;

отработку нормативов по пожарно-строевой и физической подготовке; дополнительные вопросы для самостоятельного изучения.

140. Дополнительные вопросы для самостоятельного изучения определяетначальник органа управления, подразделения пожарной охраны с учетомфактической необходимости дополнительного изучения тем личным составом.

141. Содержание самостоятельной подготовки отражается самостоятельным разделом в тематических планах профессиональной подготовки на новый учебный год.

142. Учет индивидуальных заданий должен вестись в журнале учета занятий караула и журнале учета занятий в системе служебной подготовки.

 

IX. Особенности боевой подготовки личного состава караулов в малочисленных подразделениях

 

143. В малочисленных подразделениях пожарной охраны (с численностьюдо 20 человек включительно) занятия по боевой подготовке личного составакараулов организуются в соответствии с настоящим Порядком и проводятся:

в подразделениях пожарной охраны, имеющих на вооружении пожарную и аварийно-спасательную технику, - не менее 25 часов в месяц с караулом;

в подразделениях пожарной охраны, не имеющих на вооружении пожарной и аварийно-спасательной техники и обеспечивающих пожарно-профилактическое обслуживание охраняемых объектов, - не менее 15 часов в месяц с дежурной сменой и в форме самостоятельной учебы со всем личным составом караулов подразделений, в том числе свободным от несения службы.

144. Перечни отрабатываемых нормативов и упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке должны разрабатываться с учетом функций изадач, решаемых подразделением пожарной охраны применительно кохраняемому району (объекту).

 

X. Проверка состояния профессиональной подготовки личного состава

 

145. Проверка состояния профессиональной подготовки личного состава1 должна осуществляться в целях оценки уровня подготовленности личного состава органов управления, подразделений пожарной охраны к проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

146. Проверка является составной частью инспектирования вышестоящими органами управления нижестоящих органов управления и подразделений пожарной охраны. Проверкам подлежат все подразделения пожарной охраны.

147. Проверка осуществляется комиссиями, образуемыми органами управления, состав комиссии определяется приказом начальника органа управления и доводится до нижестоящих органов управления и подразделений пожарной охраны.

148. Проверка состояния профессиональной подготовки личного состава подразделений иных видов пожарной охраны, входящих в состав местного гарнизона, должна проводиться под руководством начальника местного гарнизона в соответствии с планом гарнизонных мероприятий с принятием зачетов.

149. Проверка должна включать:

прием экзаменов (зачетов) от начальствующего состава по разделам служебной подготовки и выполнению нормативов по пожарно-строевой и физической подготовке;

проверку наличия, содержания и ведения учетно-планирующей документации по профессиональной подготовке личного состава органов управления, подразделений пожарной охраны;

прием экзаменов (зачетов) от личного состава караулов по обязательным предметам обучения в системе боевой подготовки личного состава караулов и выполнению обязательных нормативов по пожарно-строевой и физической подготовке;

проведение контрольно-проверочного ПТУ (ПТЗ) с задействованием каждого подразделения пожарной охраны.

150. Проверка нижестоящих органов управления, подразделений пожарнойохраны осуществляется:

комиссией органа управления не менее одного раза в год в подразделениях пожарной охраны;

оперативным дежурным в соответствии с графиком проверки подразделений пожарной охраны;

начальником подразделения пожарной охраны ежеквартально в караулах подразделений пожарной охраны;

начальником караула ежемесячно в караулах подразделений пожарной охраны в рамках проведения занятий.

151. Прием экзаменов (зачетов) должен осуществляться по билетам, утвержденным начальником органа управления, подразделения пожарной охраны. Билеты разрабатываются в каждом органе управления, подразделении пожарной охраны в двух экземплярах, при этом количество билетов должно превышать численный состав учебной группы не менее чем на 10 %. Один экземпляр (контрольный) утверждается и хранится в органе управления, подразделении пожарной охраны, второй – используется для работы с обучаемыми.

152. Допускается проверка знаний с использованием технических средств обучения или анкетирования в виде тестов, составленных с учетом требований настоящего Порядка.

153. Итоги проверки должны фиксироваться в журналах учета занятий караулов, а также сводных ведомостях (приложение № 16 к настоящему Порядку).

154. По дисциплинам и разделам подготовки, которые являются обязательными и выносятся на экзамены, а также по результатам выполнения нормативов по физической, пожарно-строевой подготовке выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», по остальным разделам – отметки «зачтено» или «не зачтено».

155. К предметам обучения, которые являются обязательными и должны выноситься на экзамены (зачеты), относятся:

ПСП;

пожарно-тактическая подготовка;

подготовка газодымозащитников (для подразделений, где создана ГДЗС);

пожарная и аварийно-спасательная техника;

аварийно-спасательные работы;

пожарно-профилактическая подготовка;

охрана труда;

оказание первой помощи.

156. Индивидуальная оценка личному составу подразделений пожарнойохраны выводится из средней оценки, полученной при сдаче обязательныхнормативов по ПСП и нормативов по физической подготовке, а такжеобязательных предметов обучения, и определяется:

до 2,9 включительно - «неудовлетворительно»;

от 3,0 до 3,5 включительно - «удовлетворительно»;

от 3,6 до 4,5 включительно - «хорошо»;

от 4,6 и выше - «отлично».

157. За выполнение индивидуальных нормативов по пожарно-строевойподготовке выставляется одна из следующих оценок:

«отлично» - если обучаемый выполнил обязательные нормативы по ПСП на оценку «отлично», а остальные нормативы - не ниже «хорошо»;

«хорошо» - если обучаемый выполнил обязательные нормативы по ПСП на оценку «хорошо», а остальные – не ниже «удовлетворительно»;

«удовлетворительно» - если обучаемый выполнил нормативы по ПСП на оценку не ниже «удовлетворительно»;

«неудовлетворительно» - если обучаемый выполнил один норматив на оценку «неудовлетворительно».

158. За знание учебных (теоретических) вопросов выставляется одна изследующих оценок:

«отлично» - если обучаемый показал глубокие знания пройденного материала по поставленным вопросам, грамотно, логично его излагает, умело применяет теоретические знания в практической работе;

«хорошо» - если обучаемый твердо знает учебный материал, грамотно его излагает, не допускает существенных неточностей в ответе на вопросы, правильно применяет теоретические знания в практической работе;

«удовлетворительно» - если обучаемый имеет знания основного материала по поставленным вопросам, но не усвоил его деталей, не допускает грубых ошибок в ответе, требует в отдельных случаях наводящих вопросов, допускает неточности;

«неудовлетворительно» - если обучаемый допускает грубые ошибки в ответе на поставленные вопросы, не может применять полученные знания на практике.

159. Оценка за индивидуальную подготовку по учебным дисциплинамобучаемому определяется:

а) по пожарно-технической подготовке – по двум слагаемым: знаниетеоретических вопросов и умение практически применять их в работе спожарным оборудованием и инструментом, а также с СИЗОД;










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 458.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...