Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Контроль соблюдения социальных норм.
Познание
Различают относительную и абсолютную истину.
Критерии истины могут быть различными – простота и непротиворечивость изложения, соответствие ранее доказанным истинам и пр. Однако самым важным и надёжным критерием истины является практика. То есть самый лучший способ проверить истинность наших знаний – это применить их на практике. Формами познания являются чувственное и рациональное познание.
Ощущение – это чувственное отражение отдельных свойств предмета.Восприятие – чувственное отражение предмета в целом.Представление – целостный чувственный образ предмета, сохранённый в памяти и воспроизведённый без предмета.
Понятие – мысль, утверждающая общие и важные свойства предмета.Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете.Умозаключение или вывод – выделение нового суждения на основе нескольких ранее сделанных. Научное познание. Важнейшими чертами научного исследования является объективность и доказательность.
Методами научного познания являются наблюдение, эксперимент и теоретическое исследование. Теоретическое. Первоначально исследователь выдвигает научную гипотезу – предположение. Затем выстраивает теоретическую модель. Теоретическая модель существует только в сознании учёного! Ненаучное познание. Миф был первой попыткой человека понять окружающий его мир. Важнейшей особенностью мифологического познания является то, что в миф верят без доказательств. Народная мудрость всегда основана на опыте многих поколений и выражена в афористической форме. Например, «куй железо,пока горячо», «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Здравый смысл, например, понимание того, что не следует пользоваться механизмами и приборами, которые тебе не известны, также основан на многократно повторённом опыте. Паранаука или мистика (от греческого «пара» - около, то есть околонаука) основана на изотерических знаниях, то есть знаниях, источник которых неизвестен. Познание в процессе практической деятельности. Познание методами искусства или художественное осмысление действительности всегда происходит через художественный образ, который всегда носит обобщённый характер.
Социальное познание.
Социальным познанием занимаются различные науки. Общество как целостную систему изучает социология. Прошлое общества – история. Экономические общественные отношения – экономика. Отношения в обществе в связи с государственной властью – политология. Духовное, то есть нематериальное, производство – культурология. Философия – наука о наиболее общих закономерностях развития природы и общества. Её важными разделами являются этика – наука о добре и зле, о морали и нравственности, и эстетика – наука о прекрасном и безобразном в широких смыслах этих слов. Культура. Вопрос первый. Определение культуры. Культура – это всё ценное, созданное человеком.
В современной мировой культуре прослеживаются две пары взаимосвязанных и противоречивых тенденций. Во-первых, это традиции и новаторство. Каждое новое поколение черпает культурные ценности, созданные предшествующими поколениями. Другой парой тенденций в развитии мировой культуры являются тенденции развития национальных культур и тенденция к интернационализации культуры, которую надо рассматривать в рамках общей глобализации. Основными характерными чертами элитарной культуры являются следующие. -Эта культура рассчитана не на широкого потребителя, а на узкий круг ценителей. -Она сложна по содержанию и по форме. -Коммерческий успех не может быть здесь главной целью. Для массовой культуры (для поп-культуры) свойственна -простота и стандартность содержания. -Коммерческий успех поставлен здесь во главу угла. -Массовая культура тесно связана со средствами массовой информации и коммуникации. К народной культуре, безусловно, относятся народные танцы, песни, костюмы, сказки различных народов и пр. Но к ней относятся произведения народного творчества, создаваемые сегодня на наших глазах. Это, например, анекдоты, школьный фольклор и пр. Главный признак этой культуры – анонимность. Самым последним по времени возникновения видом культуры, является культура экранная. Она тесным образом связана с Интернетом и, прежде всего, с общением в социальных сетях. НАУКА
Функции науки. Во-первых, отметим важнейшую функцию науки – познавательную. Главная задача учёных – добывать новые знания для людей. Мировоззренческая функция науки заключается в том, что при помощи науки формируется научное мировоззрение человека. Популяризаторская или разъяснительная функция науки заключается в том, чтобы довести до людей смысл открытий учёных. Прогностическая функция науки заключается в том, что учёные делают научные прогнозы. Производственная функция науки заключается в том, что учёные разрабатывают новые технологии и образцы новой техники, необходимые для развития производства. Социальная функция науки заключается в том, что наука непосредственно помогает людям, учёные изменяют их жизнь к лучшему. Классификация наук. Существуют сотни наук – конкретных отраслей человеческих знаний. Выделим прежде всего основные группы научных знаний. Социальные науки – это знания об обществе. Гуманитарное знание – знание о человеке. Естественные науки – науки, изучающие природу. Это физика, химия, биология, астрономия и др. Точные науки – науки о числах и их соотношениях. Это – математические науки. Технические науки всегда носят прикладной характер. Например, сопромат – наука о сопротивлении материалов, без знания которой невозможно построить ни одно здание. Науки о человеческом организме – физиология и медицинские науки. Науки о поведении человека – психологические науки. Кроме того, все научные знания можно разделить на фундаментальные и прикладные. ОБРАЗОВАНИЕ
Виды образования. Дошкольное – в яслях и детских садах. Начальное – с 1-го до 4-го класса. Общее основное – до окончания 9 класса. Среднее общее – до 11 класса в школе, лицее или в гимназии. Дополнительное – в различных кружках, секциях, клубах, студиях, в ДДТ, ДТЮ и пр. Среднее специальное – в техникумах, училищах и колледжах. Высшее – в университетах и других высших учебных заведениях. Постдипломное – на различных курсах повышения квалификации врачей, учителей, инженеров и т.д. Принципы образования в РФ. Принцип доступности образования реализуется через право каждого - получать образование на родном языке, - обучаться на вечерних отделениях в техникумах и высших учебных заведениях, совмещая работу с учёбой, - получать образование на заочной форме обучения в техникумах и высших учебных заведениях, - получать бесплатно дошкольное, начальное, среднее общее и среднее специальное образование (но в школах разрешено оказание дополнительных педагогических услуг на добровольной основе), - получать бесплатно высшее образование на конкурсной основе. Принцип светскости образования заключается в том, что школа отделена от церкви. Принцип гуманизации образования заключается в уважительном отношении к личности ученика, в создании в учебном заведении атмосферы человеколюбия, но, главным образом, в учёте индивидуальных особенностей и интересов ученика. Непрерывность образования вызвана тем, что в условиях научно-технической революции и постоянно меняющихся технологий специалист должен многократно повышать свою квалификацию после получения им образования. Гуманитаризация образования вызвана повышением значения общественных наук – экономики, правоведения, социологии, политологии и др. Интернационализация образования связана с необходимостью получения образования гражданами одной страны в разных странах и необходимостью создания международной системы образования. Компьютеризация образования связано с тем, что современное образование уже невозможно получить без информационных технологий. Функции образования. Экономическая функция образования заключается в том, что учащиеся получают профессиональное образование, они готовятся к будущей трудовой деятельности. Социальная функция образования проявляется в социализации учащихся. Культурная функция – в трансляции культурных ценностей от одного поколения к другому.
РЕЛИГИЯ
Вера – это, прежде всего, эмоциональное, духовное чувство человека, основа любого религиозного мировоззрения. Церковь – это группа верующих, исповедующих одну религию. Но внутри этих больших религиозных групп можно видеть направления. Так, христиане – это православные, католики и протестанты, мусульмане – сунниты и шииты и т.д. Для обозначения этих направлений используется термин «конфессия». Любая религия включает в себя - нормы морали (например, заповеди Христа) - юридические нормы (например, законы шариата у мусульман) - веру в боговдохновлённость священников и некоторых других лиц (мучеников, святых, угодников, блаженных и т.д.) - культ, то есть вид религиозной деятельности, религиозную практику. Сначала появились древнейшие верования – шаманизм, тотемизм и т.п. Язычество – вера во множество богов или многобожие. Затем происходит переход к единобожию или монотеизму. Современные религии подразделяются на - местные традиционные верования (например, шаманизм у народов крайнего Севера), - национальные религии, распространённые среди представителей одного народа (синтоизм у японцев, иудаизм у евреев и т.д.) и - мировые религии. К мировым религиям относят буддизм – самую древнюю мировую религию – христианство – самую распространённую религию в мире и мусульманство или ислам – самую молодую мировую религию. Социальные нормы.
Жизнь современного человека регламентируется такими социальными нормами как нормы морали и нормы права.
Различия заключаются, прежде всего, в том, что нормы морали устанавливаются людьми, про них ещё говорят, что они действуют на человека «изнутри», а нормы права – государством, они действуют «сверху». Кроме того, нормы права всегда имеют формальное выражение, то есть мы имеем дело с писанными законами, с точным и дословным из выражением. Нормы морали выражаются в произвольной форме. Сфера действия Норм морали шире сферы действия норм права. Нормы морали и нормы права различны и по социальным санкциям – последствиям, которые наступают в связи с несоблюдением социальной нормы. Отклоняющееся поведение.
Отклоняющееся поведение может носить как негативный, так и позитивный характер. В отличии от девиантного поведения, делинквентнымназывают поведение, имеющее исключительно негативный, чаще всего, противоправный характер. Основными проявлениями негативного девиантного поведения являются - пьянство и наркомания, - национальная и религиозная нетерпимость, - преступность, -терроризм. Факторы негативного девиантного поведения, то есть о причины, которые порождают такое поведение. - Физиологический фактор. - Культурный фактор - Психологический фактор. - Социальный фактор. Контроль соблюдения социальных норм. Он бывает внутренним и социальным (общественным). Внутренний контроль основывается на таких прекрасных свойствах человеческой души, как стыд и совесть. Внешний или социальный контроль прежде всего основан на социальных санкциях.
Социальные санкции бывают негативные и позитивные. Кроме того, социальные санкции бывают формальные, то есть имеющими формальное выражение, записанными, зафиксированными и неформальными.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 85. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |