Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контроль соблюдения социальных норм.




Познание

 Истина – знания, соответствующие изучаемому предмету.  
Учёные по-разному относятся к проблеме существования объективной истины. Так, эмпирики полагают, что объективная истина существует, её критерием является опыт. То есть мир таков, каким мы его видим, слышим и т.д. Рационалисты так же считают, что объективная истина существует и её критерием является логическое доказательство. То есть мир таков, каким мы его понимаем, а истина то, что мы можем доказать логически Агностики отрицают наличие объективной истины и утверждают, что объект познания зависит от субъекта, то есть мир таков, каков человек, смотрящий на него. Они считают, что у каждого свой мир. .  
 Познание – специфический вид человеческой деятельности, направленный на постижение истины.  

 

 


Различают относительную и абсолютную истину.

 Относительная истина – неполное и неточное знание о предмете исследования, которое со временем будет опровергнуто.  
 Критерии истины – мерила, при помощи которых мы определяем истинность знаний.  
 Абсолютная истина – полное и точное знание о предмете исследования, которое никогда не будет опровергнуто, но и никогда не будет достигнуто.  


Критерии истины могут быть различными – простота и непротиворечивость изложения, соответствие ранее доказанным истинам и пр. Однако самым важным и надёжным критерием истины является практика. То есть самый лучший способ проверить истинность наших знаний – это применить их на практике.

Формами познания являются чувственное и рациональное познание.

 Чувственное познание – познание при помощи органов чувств.  

 

 


Ощущение – это чувственное отражение отдельных свойств предмета.Восприятие – чувственное отражение предмета в целом.Представление – целостный чувственный образ предмета, сохранённый в памяти и воспроизведённый без предмета.

 Рациональное познание – познание при помощи разума, интеллекта.  

 


Понятие – мысль, утверждающая общие и важные свойства предмета.Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете.Умозаключение или вывод – выделение нового суждения на основе нескольких ранее сделанных.





Научное познание.

Важнейшими чертами научного исследования является объективность и доказательность.

Эмпирический уровень научного познания – уровень, на котором происходит накопление научных фактов.  
Теоретический уровень научного познания – уровень, на котором происходит постановка и решение научной проблемы.  

 


Методами научного познания являются наблюдение, эксперимент и теоретическое исследование.

Теоретическое. Первоначально исследователь выдвигает научную гипотезу – предположение. Затем выстраивает теоретическую модель. Теоретическая модель существует только в сознании учёного!


Ненаучное познание.

Миф был первой попыткой человека понять окружающий его мир. Важнейшей особенностью мифологического познания является то, что в миф верят без доказательств. 

Народная мудрость всегда основана на опыте многих поколений и выражена в афористической форме. Например, «куй железо,пока горячо», «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Здравый смысл, например, понимание того, что не следует пользоваться механизмами и приборами, которые тебе не известны, также основан на многократно повторённом опыте.

Паранаука или мистика (от греческого «пара» - около, то есть околонаука) основана на изотерических знаниях, то есть знаниях, источник которых неизвестен.

Познание в процессе практической деятельности.

Познание методами искусства или художественное осмысление действительности всегда происходит через художественный образ, который всегда носит обобщённый характер.

Художественный образ – обобщённое и субъективное отражение объективной реальности.  

 



Социальное познание.

Конкретно-исторический подход – рассмотрение всех явлений и предметов социальной жизни в их конкретном окружении и в развитии.  

 

 


Социальным познанием занимаются различные науки. Общество как целостную систему изучает социология.

Прошлое общества – история.

Экономические общественные отношения – экономика.

Отношения в обществе в связи с государственной властью – политология.

Духовное, то есть нематериальное, производство – культурология.

Философия – наука о наиболее общих закономерностях развития природы и общества.

Её важными разделами являются этика – наука о добре и зле, о морали и нравственности, и эстетика – наука о прекрасном и безобразном в широких смыслах этих слов.


Культура.

Вопрос первый. Определение культуры.

Культура – это всё ценное, созданное человеком.    

Культура – часть природы, преобразованная человеком.  

 

 


В современной мировой культуре прослеживаются две пары взаимосвязанных и противоречивых тенденций.

Во-первых, это традиции и новаторство. Каждое новое поколение черпает культурные ценности, созданные предшествующими поколениями.

Другой парой тенденций в развитии мировой культуры являются тенденции развития национальных культур и тенденция к интернационализации культуры, которую надо рассматривать в рамках общей глобализации.

Основными характерными чертами элитарной культуры являются следующие.

-Эта культура рассчитана не на широкого потребителя, а на узкий круг ценителей.

-Она сложна по содержанию и по форме.

-Коммерческий успех не может быть здесь главной целью.

Для массовой культуры (для поп-культуры) свойственна

-простота и стандартность содержания.

-Коммерческий успех поставлен здесь во главу угла.

-Массовая культура тесно связана со средствами массовой информации и коммуникации.

К народной культуре, безусловно, относятся народные танцы, песни, костюмы, сказки различных народов и пр. Но к ней относятся произведения народного творчества, создаваемые сегодня на наших глазах. Это, например, анекдоты, школьный фольклор и пр. Главный признак этой культуры – анонимность.

Самым последним по времени возникновения видом культуры, является культура экранная. Она тесным образом связана с Интернетом и, прежде всего, с общением в социальных сетях.


НАУКА

Наука – добывание знаний, новых для человечества.  
Наука – отдельная отрасль знаний.  
Наука – система научно-исследовательских и учебных учреждений.  

 



Функции науки.

Во-первых, отметим важнейшую функцию науки – познавательную. Главная задача учёных – добывать новые знания для людей.

Мировоззренческая функция науки заключается в том, что при помощи науки формируется научное мировоззрение человека.

Популяризаторская или разъяснительная функция науки заключается в том, чтобы довести до людей смысл открытий учёных.

Прогностическая функция науки заключается в том, что учёные делают научные прогнозы.

Производственная функция науки заключается в том, что учёные разрабатывают новые технологии и образцы новой техники, необходимые для развития производства.

Социальная функция науки заключается в том, что наука непосредственно помогает людям, учёные изменяют их жизнь к лучшему.

Классификация наук.

Существуют сотни наук – конкретных отраслей человеческих знаний. Выделим прежде всего основные группы научных знаний.

Социальные науки – это знания об обществе.

Гуманитарное знание – знание о человеке.

Естественные науки – науки, изучающие природу. Это физика, химия, биология, астрономия и др.

Точные науки – науки о числах и их соотношениях. Это – математические науки.

Технические науки всегда носят прикладной характер. Например, сопромат – наука о сопротивлении материалов, без знания которой невозможно построить ни одно здание.

Науки о человеческом организме – физиология и медицинские науки.

Науки о поведении человека – психологические науки.

Кроме того, все научные знания можно разделить на фундаментальные и прикладные.

ОБРАЗОВАНИЕ

Образование – процесс обретения знаний, умений и навыков.  

 


Виды образования.

Дошкольное – в яслях и детских садах.

Начальное – с 1-го до 4-го класса.

Общее основное – до окончания 9 класса.

Среднее общее – до 11 класса в школе, лицее или в гимназии.

Дополнительное – в различных кружках, секциях, клубах, студиях, в ДДТ, ДТЮ и пр.

Среднее специальное – в техникумах, училищах и колледжах.

Высшее – в университетах и других высших учебных заведениях.

Постдипломное – на различных курсах повышения квалификации врачей, учителей, инженеров и т.д.   


Принципы образования в РФ.

Принцип доступности образования реализуется через право каждого

- получать образование на родном языке,

- обучаться на вечерних отделениях в техникумах и высших учебных заведениях, совмещая работу с учёбой,

- получать образование на заочной форме обучения в техникумах и высших учебных заведениях,

- получать бесплатно дошкольное, начальное, среднее общее и среднее специальное образование (но в школах разрешено оказание дополнительных педагогических услуг на добровольной основе),

- получать бесплатно высшее образование на конкурсной основе.

Принцип светскости образования заключается в том, что школа отделена от церкви.

Принцип гуманизации образования заключается в уважительном отношении к личности ученика, в создании в учебном заведении атмосферы человеколюбия, но, главным образом, в учёте индивидуальных особенностей и интересов ученика.

Непрерывность образования вызвана тем, что в условиях научно-технической революции и постоянно меняющихся технологий специалист должен многократно повышать свою квалификацию после получения им образования.

Гуманитаризация образования вызвана повышением значения общественных наук – экономики, правоведения, социологии, политологии и др.

Интернационализация образования связана с необходимостью получения образования гражданами одной страны в разных странах и необходимостью создания международной системы образования.

Компьютеризация образования связано с тем, что современное образование уже невозможно получить без информационных технологий.   

Функции образования.

Экономическая функция образования заключается в том, что учащиеся получают профессиональное образование, они готовятся к будущей трудовой деятельности.

Социальная функция образования проявляется в социализации учащихся.

Культурная функция – в трансляции культурных ценностей от одного поколения к другому.

 

РЕЛИГИЯ

Религия – это вера в сверхъестественное.    

 


Вера – это, прежде всего, эмоциональное, духовное чувство человека, основа любого религиозного мировоззрения. Церковь – это группа верующих, исповедующих одну религию. Но внутри этих больших религиозных групп можно видеть направления. Так, христиане – это православные, католики и протестанты, мусульмане – сунниты и шииты и т.д. Для обозначения этих направлений используется термин «конфессия».

Любая религия включает в себя

- нормы морали (например, заповеди Христа)

- юридические нормы (например, законы шариата у мусульман)

- веру в боговдохновлённость священников и некоторых других лиц (мучеников, святых, угодников, блаженных и т.д.)

- культ, то есть вид религиозной деятельности, религиозную практику.

Сначала появились древнейшие верования – шаманизм, тотемизм и т.п. Язычество – вера во множество богов или многобожие. Затем происходит переход к единобожию или монотеизму.

Современные религии подразделяются на

- местные традиционные верования (например, шаманизм у народов крайнего Севера),

- национальные религии, распространённые среди представителей одного народа (синтоизм у японцев, иудаизм у евреев и т.д.) и

- мировые религии. К мировым религиям относят буддизм – самую древнюю мировую религию – христианство – самую распространённую религию в мире и мусульманство или ислам – самую молодую мировую религию.


Социальные нормы.

Социальные нормы – обязательные правила поведения, которые общество требует выполнять каждого своего участника  

 


Жизнь современного человека регламентируется такими социальными нормами как нормы морали и нормы права.

Нормы морали – установленные людьми нормы поведения, основанные на представлении общества о добре и зле и обеспечивающиеся силой коллективного авторитета.  
Нормы права или законы – установленные государством и поддерживаемые его принудительной силой.  

 


Различия заключаются, прежде всего, в том, что нормы морали устанавливаются людьми, про них ещё говорят, что они действуют на человека «изнутри», а нормы права – государством, они действуют «сверху». Кроме того, нормы права всегда имеют формальное выражение, то есть мы имеем дело с писанными законами, с точным и дословным из выражением. Нормы морали выражаются в произвольной форме. Сфера действия Норм морали шире сферы действия норм права. Нормы морали и нормы права различны и по социальным санкциям – последствиям, которые наступают в связи с несоблюдением социальной нормы.



Отклоняющееся поведение.

Отклоняющееся или девиантное поведение – систематическое и осмысленное нарушение социальных норм.  

 


Отклоняющееся поведение может носить как негативный, так и позитивный характер. В отличии от девиантного поведения, делинквентнымназывают поведение, имеющее исключительно негативный, чаще всего, противоправный характер.

Основными проявлениями негативного девиантного поведения являются

- пьянство и наркомания,

- национальная и религиозная нетерпимость,

- преступность,

-терроризм.

Факторы негативного девиантного поведения, то есть о причины, которые порождают такое поведение.

- Физиологический фактор.

- Культурный фактор

- Психологический фактор.

- Социальный фактор.


Контроль соблюдения социальных норм.

Он бывает внутренним и социальным (общественным).

Внутренний контроль основывается на таких прекрасных свойствах человеческой души, как стыд и совесть.

Внешний или социальный контроль прежде всего основан на социальных санкциях.

Социальные санкции – это те последствия, которые наступают в связи с нарушение социальных норм.  

 


Социальные санкции бывают негативные и позитивные. Кроме того, социальные санкции бывают формальные, то есть имеющими формальное выражение, записанными, зафиксированными и неформальными.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 85.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...