Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оснащение операционного блока




Планировка и оснащение элементов операционного отделения

Особенности размещения и устройства операционных блоков

(СанПиН 2.1.3.2630 – 10).

Операционный блок -структурное подразделение больницы, состоящее из операционных и комплекса вспомогательных и обеспечивающих помещений, предназначенное для проведения хирургических операций

Операционные для неотложной хирургии могут размещаться в составе приемных отделений.

Санитарно-гигиенические нормы для операционных блоков

u Операционные блоки должны быть размещены в помещениях, оборудованных автономной системой приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, обеспечивающей нормируемые параметры микроклимата, чистоту воздуха. При размещении операционного блока изолированно от других лечебных корпусов необходимо предусмотреть удобные утепленные переходы, соединяющие операционный блок с другими лечебно-диагностическими и клиническими подразделениями.

    Оперблоки могут размещаться в изолированном здании, пристройке-блоке или изолированных секциях в составе корпуса;

    Операционные блоки для неотложной хирургии могут располагаться в составе приёмных отделений;

u Отделения в оперблоках не должны быть проходными;

u В операционных предусматриваются автоматически закрывающиеся двери (доводчики, фотоэлементы, прочее). Лечебно-диагностическое оборудование в операционных по возможности должно крепиться на консолях. Для обучения студентов должна быть предусмотрена трансляция операций в другое помещение.

u Операционные должны быть пронумерованы и функционально разделены с учетом необходимого оборудования и степени чистоты оперативного вмешательства.

u Ориентация окон операционных должна исключать юг, юго-восток и юго-запад;

Входы в оперблоки для персонал должны быть организованы через санпропускники, а для пациентов - через шлюзы;

uРазмещение дверных проёмов и конструкция дверей должна обеспечивать свободную транспортировку больных на каталках. Ширина дверных проёмов должна быть не менее 1,1м.;

uОперационные, предназначенные для проведения учебно-демонстрационных занятий, должны быть оборудованы передающими телевизионными камерами либо смотровыми окнами в потолочной части помещения;

Требования к внутренней отделке помещений

uСтены всех помещений оперблока должны подвергаться влажной текущей дезинфекции. Стены помещений должны быть облицованы глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту помещения;

uПолы в операционных должны быть покрыты антистатическими водонепроницаемыми материалами. Покрытия пола не должны иметь дефектов, должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию, быть устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих веществ;

uПотолки должны окрашиваться водостойкими красками или выполняться другими влагостойкими материалами. Допускается применение подвесных потолков, при этом конструкция и материалы должны обеспечивать герметичность, гладкость поверхности и возможность проведения их влажной уборки и дезинфекции;

 

 

Отопление

uВ качестве нагревательных приборов следует применять приборы с гладкой поверхностью, устойчивой к ежедневному воздействию моющих и дезинфицирующих растворов, исключающих адсорбирование пыли и скопление микроорганизмов;

uПодводка труб к отопительным должна быть скрытой;

uТемпература воздуха в оперблоке должна быть 200-230 (оптимум 220);

uОтносительная влажность воздуха 55%.

 

Вентиляция

u В оперблоках предусмотрено кондиционирование воздуха;

u Приточный воздух из системы кондиционирования должен поступать в верхнюю зону помещения операционной на уровне не ниже 2,5м от пола. Поступление воздуха должно  производиться через жалюзийные решётки в виде падающего ламинарного потока;

u Удаление воздуха из операционной должно быть предусмотрено из двух зон – верхней и нижней (0,4м от пола) через регулируемые жалюзийные решётки, расположенные по периметру операционной;

u Подаваемый воздух должен  подвергаться двухступенчатой очистке. Используются только электрические или бактериальные фильтры. Масляные фильтры к установке не допускаются;

u Для размещения систем вентиляции должны быть выделено специальное помещение не примыкающее к помещениям постоянного пребывания людей;

u Количество удаляемого воздуха из нижней зоны операционных должно быть 60%, из верхней зоны 40%

u Подача свежего воздуха осуществляется через верхнюю зону, при этом приток должен преобладать над вытяжкой. В стерильную зону воздух подаётся ламинарным потоком;

u Должны быть изолированные обособленные системы вентиляции для чистых и гнойных операционных

 

Электроснабжение и электротехнические устройства

u В операционных должно быть установлено по 2 электрощитка на каждый операционный стол с комплектом розеток с заземляющими контактами. Щитки д.б. установлены на стенах на высоте 1,6м от пола до низа электрощитка.

u Электрические аппараты с мощностью более 5 кВА и рентгенаппараты подключаются непосредственно к сети через схемы защиты от аварийного выключения.

u Для общего освещения используют люминесцентные панельные лампы закрытого типа.

u Местное освещение обеспечивается бестеневой лампой. Конструкция светильников должна  полностью исключать возможность попадания на операционное поле осколков от лампы в случае её разрушения. Детали светильника должны плотно, без щелей прилегать к потолку или стене.

u Каждый оперблок должен  иметь самостоятельную питающую линию электроснабжения.

u Осветительные приборы в оперблоке должны подключаться непосредственно к сети, высота подвеса должна быть не ниже 2,5м от пола.

u Интенсивность местного освещения операционного поля должна в 100 раз превышать общую освещённость.

u Повышение температуры воздуха в зоне опер. стола не должно превышать 20-30.

 

 

Снабжение медицинскими газами

u Снабжение медицинским кислородом и закисью азота должно быть централизованным;

u Распределительные трубы для газов проводят в специальных каналах, замурованных в стене или полу.

u Ответвления магистральных газопроводов выводят на распределительные щиты, Выводы газопроводов должны быть повёрнуты в противоположенные стороны и окрашены соответствующей краской. Возле них делают чёткие надписи (О2 – голубой краской, N2O4 – серой, CO2 – чёрной).

u Кислород вследствие взрывоопасности подаётся со специальной кислородной станции, расположенной вне здания.

u Запрещена эксплуатация легковоспламеняющих и горючих веществ в оперблоке.

Зонирование оперблока

Операционный блок должен иметь два изолированных друг от друга отделения – септическое и асептическое со строгим зонированием внутренних помещений.

  При условии соблюдения зонирования помещений по чистоте, обеспечения нормативных параметров микроклимата и микробиологической чистоты воздушной среды, разделения технологических потоков, применения отделочных материалов, предназначенных для стерильных помещений, операционные блоки допускается не разделять на септические и асептические.

 

СанПиН 2.1.3.2630 – 10

Территория операционного блока разделяется на три функциональные зоны:

неограниченная, полусвободная, ограниченная:

неограниченная зона состоит из служебных помещений, помещений для сбора, дезинфекции, временного хранения отходов классов «А» и «Б», использованного белья, а также технических помещений;

полусвободная зона состоит из помещений санпропускника, помещения для хранения аппаратуры, инструментария, расходных материалов, белья;

ограниченная зонасостоит из операционных залов, предоперационных, стерилизационной, комнат для наркоза.

 

Потокив оперблоке должны быть разделены на:

 - «стерильный» - проход для хирургов, операционных сестёр;

 - «чистый» - для доставки пациента, прохода анестезиологов, младшего и технического персонал, чистого белья и медикаментов;

 - «грязный» - для удаления отходов, использованного белья, перевязочного материала и т.д.

Потоки не должны пересекаться!

u Мытьё оконных стёкол должно проводиться не реже 1 раза в месяц изнутри и не реже 1 раза в 3 месяца снаружи;

u Уборочный инвентарь должен иметь чёткую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению, обрабатываться и храниться в выделенном помещении;

u Сбор грязного белья должен осуществляться в специальную плотную тару. Запрещается разборка грязного белья в оперблоке;

u Сбор, временное хранение и удаление отходов различных классов опасности осуществляются в соответствие с СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".

 

Общие рекомендации

 

u Сменная обувь персонала должна быть из нетканого материала, доступного дезинфекции.

u Одежда персонала в оперблоке должна быть из хлопчатобумажной ткани, закрытая и плотно облегающая, не пересушена и не накрахмалена;

u Запрещено ношение одежды из шерсти, шёлка, нейлона, капрона и др. синтетических материалов;

u Обувь персонала должна быть на кожаной подошве или на подошве из электропроводной резины;

u Волосы персонала должна быть закрыты колпаком;

u Запрещается во время работы носить браслеты, кольца, цепочки и др. металлические вещи;

 

Оснащение операционного блока

     Операционный зал — основной элемент хирургического блока. Каждый элемент оснащения этого помещения должен создавать эргономичные, комфортные условия для действий бригады хирургов, страховать их действия, помогать организму пациента нормально перенести вмешательство.

Правильно оснащённая операционная, присутствие всей необходимой техники — это не просто требование стандартов, а ощутимая помощь хирургам, уверенность в предсказуемости и эффективности каждого шага.

Ключевой атрибут — операционный стол, специальное секционное ложе с локальным и дистанционным управлением, совместимое с любой анестезиологической и реанимационной аппаратурой. Конфигурация стола должна обеспечивать хирургу и ассистентам удобный доступ к пациенту. В ходе вмешательства конструкция должна гибко регулироваться, быстро и легко адаптируясь к ситуации. Это экономит усилия персонала, повышает точность и аккуратность действий.

К обязательным элементам оснащения также относятся ступенька хирурга, стул анестезиолога, стойки-штативы, светильники холодного света, тележки для аппаратуры, стол для инструментов, шкаф-витрина, часы, подставки для биксов.

Большая часть медицинских изделий, используемых в хирургическом блоке, изготавливается из высококачественной нержавеющей стали, выдерживающей жёсткие условия эксплуатации, частое бактерицидное облучение и дезинфекцию.

Состав оборудования, задействованного в оснащении, зависит от вида проводимых вмешательств (обычные, эндоскопические, нейрохирургические, травматологические, урологические, гинекологические).

Независимо от профиля, в каждой операционной должен присутствовать вакуумный аспиратор, аппарат ЭХВЧ, коагулятор, монитор пациента (для наблюдения за витальными данными), анестезиологический модуль (наркозный аппарат, дыхательный контур), техника для реанимации (дефибриллятор, установка ИВЛ).

 

В зависимости от специализации операционный зал может быть оснащен эндоскопической стойкой, операционным микроскопом, аппаратом АИК, Rg –аппаратом и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 836.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...