Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
МБОУ «Протасовская СОШ им. И.А. Новикова» Мценский район.
Технологическая карта урока, реализующего ФГОС
Урок открытия нового знания по теме:
«Культурное пространство Российской империи в XVIII веке.»
Базаров Руслан Ганиевич, учитель истории и обществознания
МБОУ «Протасовская СОШ им. И.А. Новикова» Мценский район.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
| Предмет – История России
| Класс - 8
|
| Тема урока – Культурное пространство Российской империи в XVIII веке.
| Цели: - сформировать у обучающихся представления об особенностях развития литературы, архитектуры, живописи, театрального искусства и музыки в Российской империи XVIII века;
- создать условия для формирования у обучающихся представления о русской культуре и культуре народов России в XVIII веке (в соответствии с ИКСом);
- продолжить развитие у обучающихся различных УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными и личностными результатами.
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| - смогут назвать основных представителей литературы, архитектуры, живописи, музыки и театрального искусства России XVIII века;
- смогут сопоставить представителей искусства и их произведения;
- сформулируют и выскажут мнение об актуальности новых течений искусства России XVIII века в наши дни.
- смогут правильно использовать исторические термины: классицизм, сентиментализм, Кунсткамера, Эрмитаж, барокко.
| Регулятивные УУД:
- примут участие в собственной деятельности на уроке;
- самостоятельно оценят достигнутые результаты. Познавательные УУД:
- научатся находить информацию в тексте;
- научатся вести самостоятельный отбор информации и преобразовывать её;
- сформулируют и проаргументируют мнение по проблеме.
Коммуникативные УУД:
-примут участие в обсуждении в ходе работы в парах и малой группе.
| - смогут задуматься о роли искусства в жизни современного человека и высказать личное мнение;
- сформулируют и выскажут собственное мнение о необходимости бережного отношения к национальной культуре России.
Личностные УУД:
- сумеют проявить самостоятельность в высказывании и отстаивании собственной точки зрения;
- смогут научиться понимать и принимать точки зрения окружающих.
- сумеют сформировать уважительное отношение к культурному наследию России (на основе информации о памятниках искусства и культуры России XVIII века).
| Словарь урока:классицизм, сентиментализм, Кунсткамера, Эрмитаж, барокко.
| Ресурсы урока:
˗ компьютер, мультимедийное оборудование;
˗ микрофон;
˗ учебник, рабочая тетрадь;
˗ рабочие листы с заданиями для групп;
˗ листы формата А4, фломастеры или цветные карандаши.
| | ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
| Этап урока (+время)
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1 этап. Орг. Момент (1 мин.)
| Проверка отсутствующих в классе, проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя для совместной деятельности на уроке. (Слайд 2)
| 2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)
(4-5 мин.)
| (Слайд 3) Проблемный вопрос:
- Какие изменения произошли в литературе, живописи, архитектуре, музыке и театре в России XVIII века?
(варианты записываются на доске, выделяется и фиксируется затруднение, обусловленное нехваткой информации).
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
| - анализируют информацию, высказывают гипотезы.
|
| Общий вывод. Сегодня на уроке мы будем говорить о новых течениях в архитектуре, живописи, театральном искусстве и музыке в Российской империи XVIII века.
Тема урока – запись на доске (или соответствующий слайд презентации): «Культурное пространство Российской империи в XVIII веке.» (слайд 4)
| 3 этап. Актуализация знаний
(4 мин.)
| Задает вопросы для актуализации знаний:
1) – это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, произведения искусства, политические теории, правовые и этические нормы
и т.д.?
2) Это учреждение (помещение для редкостей) основано Петром I в Петербурге в 1719 году.
3) Укажите название газеты. С 1703 года начала регулярно издаваться первая официальная русская печатная газета, в которой публиковалась иностранная хроника. (слайд 5)
4) Из нашей темы: «Культурное пространство Российской империи в XVIII веке.» следует, что в XVIII в. произошли определенные изменения и появились новые течения в искусстве. Можем ли мы их назвать?
Что нужно узнать для решения проблемы?
| Отвечают на вопросы:
1) Культура.
2) Кунсткамера;
3) «Ведомости»;
4) Нет, у нас недостаточно информации.
- высказывают предположения.
| 4 этап.
Целеполагание
и планирование
(2 мин.)
| План урока (на доске или соответствующий слайд) (слайд 6):
1. Литература и публицистика.
2. Живопись, скульптура и архитектура.
3. Музыка и театр.
В результате урока вы сможете:
- назвать основных представителей литературы, архитектуры, живописи, музыки и театрального искусства России в XVIII веке;
- сможете сопоставить представителей искусства и их произведения;
-примете участие в обсуждении в ходе работы в парах и малой группе.(слайд 7)
| Как вы думаете, какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?
| Высказывают предположения (учебник, рассказ учителя, документы, слайд – презентация, ЭОР и др.)
| 5 этап. «Открытие» нового знания(изучение новой темы)
(15-20 мин.)
| «Открытие» нового знания(изучение новой темы)
| Часть 1.
Работа с материалом. Глава 5 (стр. 72 – 101) и дополнительный материал.
| Учитель предлагает обучающимся разделиться на группы:
1 группа – «Поэты и писатели» (стр. 72-75 учебника);
2 группа – «Живописцы и архитекторы» (стр. 86-96 учебника);
3 группа – «Музыканты и театральные актеры» (стр. 97-100 учебника). (Слайд 8)
1. Учитель раздает каждой группе рабочие листы и собственный знак слайда (слайдов).
2. Контролирует ход работы, фиксирует затруднения и помогает обучающимся найти верный вектор решения образовательной задачи.
3. Готовит обучающихся к поиску и обработке дополнительной информации для более успешной защиты работы.
4. Презентация работ групп с микрофоном у доски, пресс-конференция (ответы на вопросы одноклассников).
| - делятся на группы, согласно предпочтениям.
- распределяют обязанности в группе;
- обсуждают задание и строят алгоритм его выполнения;
-выполняют задания на рабочих листах;
- готовятся к защите своих работ.
- защищают свои работы с микрофоном у доски.
- оценивают защиту работ других групп по трехбалльной системе.
| | Часть 2. Работа с материалом. Глава 5 (стр. 72 – 101).
| | 1. Учитель предлагает обучающимся разделиться на пары.
2. Открывает соответствующий слайд. (Слайд 9)
| - делятся на пары;
- выполняют задание.
| 6 этап.
Минута энергосбережения
«Весь мир театр…»
| Театральный антракт «Танцующий ёжик». (Слайды 10 и 11)
| Повторяют движения и танцуют вместе с ёжиком.
| 7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
| Проблемная ситуация (Слайд 12)
Представьте себе, что Вы участник Всемирного фестиваля молодежи и студентов и Вам выпала честь рассказать о русской культуре XVIII века. Что и о ком бы Вы рассказали иностранным слушателям в первую очередь?
Аргументируйте свой ответ.
| - анализируют вопрос;
- формулируют собственное мнение;
- аргументируют ответ.
| 8 этап. Рефлексия и оценивание
| 1. Задает вопросы:
˗ Кукую проблему мы ставили в начале урока?
«Какие изменения произошли в литературе, живописи, архитектуре, музыке и театре в России XVIII века?»
˗ Удалось ли нам решить поставленную проблему? Всё ли запланированное удалось выполнить? (Если не получилось – почему?)
| 1) Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока.
2) Предлагает продолжить музыкальные предложения:
- А я и не знал, что… («Жестокая любовь» исп. Ф. Киркоров, авт. муз. и слов О. Попков).
- Я знаю теперь, я знаю теперь…(«Я знаю теперь» исп. А. Барыкин, авт. муз. А. Бырыкин и В. Кузьмин, стихи И. Кохановский).
(Слайд 13)
| - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока (ориентируясь на целеполагание), отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения;
- дополняют музыкальные предложения.
| 9 этап. Домашнее задание
| Домашнее задание. (Слайд 14)
- инвариантную часть: Повторить материал главы 5 (стр. 72 – 101).
- вариативную часть:
1) Сообщение на одну из тем:
- Джон Локк (1632-1704);
- Шарль Луи Монтескье (1689-1755);
- Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778);
- Жан Жак Руссо(1712-1778);
- Иоганн Вольфганг Гете(1749-1832).
| | | | | | | | | |
Источники и литература:
1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. История России. 8 класс. Часть 2. М.: Просвещение, 2016.
2. Ионина Н. А. 100 великих картин. М.: Вече, 2011.
3. https://yandex.ru/images/search?text=денис%20иванович%20фонвизин%20бригадир%20обложка&lr=10
4. https://yandex.ru/images/search?text=бедная%20лиза%20карамзин&img_url=https%3A%2F%2Fwww.litres.ru%2Fstatic%2Fbookimages%2F04%2F53%2F36%2F04533657.bin.dir%2F04533657.cover.jpg&pos=1&rpt=simage
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Державин,_Гавриил_Романович#/media/File:Derzhavin_by_Borovikovsky_(1811,_Pushkin_museum).jpg
Рабочий лист № 1
Работа в группах.
Тема урока:
________________________________________________
________________________________________________
План урока
1. __________________________________________
2. __________________________________________
3. ___________________________________________
Вид искусства _______________________________________
Краткая характеристика развития вида искусства в XVIII веке.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист № 2
Работа в парах.
Вид искусства ____________________________________
Задание 1.Дайте краткую характеристику виду русского искусства в XVIII веке.
Задание 2. Дайте определение историческим терминам к выбранному вами виду искусства.
· Классицизм – __________________________________________
_______________________________________________________ .
· Сентиментализм – ______________________________________
_______________________________________________________ .
· Эрмитаж –_____________________________________________ _______________________________________________________ .
· Барокко– ______________________________________________
_______________________________________________________ .
|