Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Лист формирования универсальных учебных действий
Мониторинг уровня сформированности
Универсальных учебных действий (УУД)
Обучающихся первых классов
Цель мониторинга уровня сформированности УУД -получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий и коррекции дальнейшей деятельности у обучающихся 1 ступени образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД.
2. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД: системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
3. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД
4. Анализ сформированности УУД обучающихся.
5. Корректировка педагогической деятельности по формированию УУД.
Для реализации поставленных целей и задач были разработаны технологические карты мониторинга сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД обучающихся первых классов. Технологические карты составлены на основе методического пособия под редакцией А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», изучен опыт работы пермской школы. Технологические карты находятся в стадии апробации, поэтому имеют место для корректировок и дополнений.
В картах отражены виды и основные характеристики групп УУД. Из предлагаемыхтиповых задач для каждого УУД были отобраны методики, соответствующие возрастным психологическим особенностям первоклассников, а также методы и диагностики, апробированные нами ранее в рамках формирования и мониторинга ОУУН.
Единых устоявшихся критериев, по которым можно было бы определить, в какой степени обучающийся освоил то или иное действие - нет. Мы отошли от привычной трехуровневой разбаловки, аргументируя свой выбор тем, что критерии оценивания должны быть более дифференцированными и прозрачными. Исходя, из выбранных методик, были определены уровни сформированности и их показатели.
Данные, полученные в результате, проведённого мониторинга сформированности УУД у учащихся любого класса есть основа для внесения коррективов в построение учебного процесса и создания индивидуальных маршрутов формирования УУД в соответствии с выявленными проблемными зонами в следующем учебном году.
Литература
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2010.
Технологическая карта мониторинга сформированности личностных УУД
ученика МБОУ СОШ №2 с.Стерлибашево ______________________________
Виды
УУД
| Основные характеристики
| Уровни сформированности
| Показатели сформированности
| Методы, методики и типовые задачи
| Самоопределение
| Внутренняя позиция школьника
| 1 уровень
| отрицательное отношение к школе
| Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.
Л. Венгера)
| 2 уровень
| положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности
| 3 уровень
| возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»
| 4 уровень
| сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни
| Самооценка
| 1уровень
| низкая самооценка
| Методика «Лесенка»
«Волшебные линеечки» (Г.А. Цукерман)
| 2 уровень
| адекватная самооценка
| 3 уровень
| завышенная самооценка
| Смыслообразование
| Учебно-познавательный интерес
| 1 уровень
| негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
| Анкета (Н.Лускановой)
| 2 уровень
| низкая школьная мотивация
| 3 уровень
| положительное отношение к школе
| 4 уровень
| хорошая школьная мотивация
| 5 уровень
| максимально высокий уровень школьной мотивации
| Нравственно-этическая ориентация
|
| 1 уровень
| низкий уровень развития эмпатии; ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости); учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости
| Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
| 2 уровень-
| правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое Ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости);частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм
| 3 уровень
| имеет начальное представление о нравственных нормах Неправильное представление о моральных нормах
|
Технологическая карта мониторинга сформированности регулятивных УУД
ученика МБОУ СОШ №2 с.Стерлибашево ______________________________
Виды
УУД
| Уровни сформированности
| Показатели сформированности
| Методы, методики и типовые задачи
| Целеполагание
| 1 уровень - отсутствие цели
| Предъявляемое требование осознаётся лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведёт себя хаотично. Может принимать простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели – требования)
| Наблюдение.
Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика
| 2 уровень - принятие практической задачи
| Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется
| 3 уровень - переопределение познавательной задачи в практическую
| Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется
| 4 уровень - принятие познавательной цели
| Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; чётко выполняется требование познавательной задачи
| 5 уровень - переопределение практической задачи в познавательную
| Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней
| 6 уровень - самостоятельная постановка учебных целей
| Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы
| Контроль
| 1 уровень - отсутствие контроля
| Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок
| Наблюдение.
Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика
| 2 уровень - контроль на уровне непроизвольного внимания
| Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий
| 3 уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания
| Ученик осознаёт правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки
| 4 уровень - актуальный контроль на уровне произвольного внимания
| При выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок
| 5 уровень - потенциальный рефлексивный контроль
| Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы
| 6 уровень - актуальный рефлексивный контроль
| Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы
| Оценка
| 1 уровень - отсутствие оценки
| Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия – ни самостоятельно, ни по просьбе учителя
| Наблюдение.
Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика
| 2 уровень - адекватная ретроспективная
| Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия
| 3 уровень - неадекватная прогностическая
| Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт – знает он её или нет, а не возможность изменения известных ему способов действий
| 4 уровень - потенциально-адекватная прогностическая
| Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для её решения, учитывая изменения известных ему способов действий
| 5 уровень - актуально-адекватная прогностическая
| Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в её решении, учитывая изменения известных способов действия
| Учебные действия
| 1 уровень - отсутствие уч. действ. как целостных единиц деятельности
| Выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и контроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения
| Наблюдение.
Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика
| 2 уровень - выполнение уч. дейст. в сотрудничестве с учителем
| Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму
| 3 уровень - неадекватный перенос уч. дейст
|
| 4 уровень - адекватный перенос уч. дейст.
|
| | | | | |
Технологическая карта мониторинга сформированности познавательных УУД
ученика МБОУ СОШ №2 с.Стерлибашево ______________________________
Виды
УУД
| Основные характеристики
| Уровни сформированности
| Показатели сформированности
| Методы, методики и типовые задачи
| Общеучебные
| Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное
| 1 уровень
| Большинство умений
не сформированы
| Наблюдение
| 2 уровень
| Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога
| 3 уровень
| Выполняет самостоятельно
| Универсальные логические действия
| Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков
| 1 уровень
| Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена
| Тест на изучение развития логических операций
| 2 уровень
| Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков
| 3 уровень
| Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков
| Постановка и решение проблемы
| Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела
| 1 уровень
| Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела
| Задания проблемно-поискового характера
| 2 уровень
| Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов
| 3 уровень
| Самостоятельно ориентируется в учебнике
| | | | | | |
Технологическая карта мониторинга сформированности коммуникативных УУД
ученика МБОУ СОШ №2 с.Стерлибашево ______________________________
Виды
УУД
| Основные характеристики
| Уровень сформированности коммуникативных УУД
| Методы, методики и типовые задачи
| высокий
| средний
| низкий
| Коммуникация как кооперация
| Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.
Работать в паре.
| отвечает на все вопросы, осознанно стремится к сотрудничеству
| частично отвечает на вопросы, работает в паре ситуативно.
| не идет на контакт (агрессивен или пассивен)
| Наблюдение
Методика «Рукавички»
| Коммуникация как интеракция
| Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Понимать речевое обращение другого человека.
| тактичен, вежлив, соблюдает этикет;
понимает речевое обращение другого человека
| частично соблюдает этикет;
не всегда понимает речевое обращение другого человека
| молчалив или агрессивен; не понимает речевое обращение другого человека
| Наблюдение
Методика «Левая и правая стороны»
| Коммуникация как интериоризация
| Слушать и понимать речь других.
| слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь
| слышит, понимает; обратную связь дает ситуативно.
| не слышит; не может дать обратную связь
| Наблюдение
Методика «Узор под диктовку»
|
Лист формирования универсальных учебных действий
Учени _____ 1- _ класса
Учебный год
Ф.И. ученика ____________________________________
Наблюдаемые параметры
| Уровень сформированности УУД
| Диагностируемые сроки:
| Личностные УУД
| 1 триместр
| 2триместр
| 3 триместр
| Динамика
| 1. Внутренняя позиция школьника
|
|
|
|
| 2. Самооценка
|
|
|
|
| 3. Учебно-познавательный интерес
|
|
|
|
| 4.Нравственно-этическая ориентация
|
|
|
|
| Регулятивные УУД
| | 1. Целеполагание
|
|
|
|
| 2. Контроль
|
|
|
|
| 3. Оценка
|
|
|
|
| 4. Учебные действия
|
|
|
|
| Познавательные УУД
| | 1. Общеучебные
|
|
|
|
| 2. Универсальные логические действия
|
|
|
|
| 3. Постановка и решение проблемы
|
|
|
|
| Коммуникативные УУД
| | 1. Коммуникация как кооперация
|
|
|
|
| 2. Коммуникация как интеракция
|
|
|
|
| 3.Коммуникация как интериоризация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Классный руководитель: _____________________________________________
|