Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лист формирования универсальных учебных действий




Мониторинг уровня сформированности  

Универсальных учебных действий (УУД)

Обучающихся первых классов

Цель мониторинга уровня сформированности УУД -получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий и коррекции дальнейшей деятельности у обучающихся 1 ступени образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД.

2. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД: системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

3. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД

4. Анализ сформированности УУД обучающихся.

5. Корректировка педагогической деятельности по формированию УУД.

Для реализации поставленных целей и задач были разработаны технологические карты мониторинга сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД обучающихся первых классов. Технологические карты составлены на основе методического пособия под редакцией А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», изучен опыт работы пермской школы. Технологические карты находятся в стадии апробации, поэтому имеют место для корректировок и дополнений.

В картах отражены виды и основные характеристики групп УУД. Из предлагаемыхтиповых задач для каждого УУД были отобраны методики, соответствующие возрастным психологическим особенностям первоклассников, а также методы и диагностики, апробированные нами ранее в рамках формирования и мониторинга ОУУН.

 Единых устоявшихся критериев, по которым можно было бы определить, в какой степени обучающийся освоил то или иное действие - нет. Мы отошли от привычной трехуровневой разбаловки, аргументируя свой выбор тем, что критерии оценивания должны быть более дифференцированными и прозрачными. Исходя, из выбранных методик, были определены уровни сформированности и их показатели.

 

 

Данные, полученные в результате, проведённого  мониторинга сформированности УУД у учащихся любого класса  есть основа для внесения коррективов в построение учебного процесса и создания индивидуальных маршрутов формирования УУД в соответствии с выявленными проблемными зонами в следующем учебном году.

 

 

Литература

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2010.


 

Технологическая карта мониторинга сформированности личностных УУД

ученика МБОУ СОШ №2 с.Стерлибашево ______________________________

Виды УУД Основные характеристики Уровни сформированности Показатели сформированности Методы, методики и типовые задачи

Самоопределение

Внутренняя позиция школьника

1 уровень отрицательное отношение к школе

Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.

Л. Венгера)

2 уровень положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности
3 уровень возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»
4 уровень сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни

Самооценка

1уровень низкая самооценка

Методика «Лесенка»

«Волшебные линеечки» (Г.А. Цукерман)

2 уровень адекватная самооценка
3 уровень завышенная самооценка

Смыслообразование

Учебно-познавательный интерес

1 уровень  негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Анкета (Н.Лускановой)

 

2 уровень низкая школьная мотивация
3 уровень  положительное отношение к школе
4 уровень хорошая школьная мотивация
5 уровень максимально высокий уровень школьной мотивации

Нравственно-этическая ориентация

 

1 уровень низкий уровень развития эмпатии; ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости); учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

2 уровень- правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое Ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости);частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм
3 уровень имеет начальное представление о нравственных нормах Неправильное представление о моральных нормах

 

 

Технологическая карта мониторинга сформированности регулятивных УУД

ученика МБОУ СОШ №2 с.Стерлибашево ______________________________

 

Виды УУД Уровни сформированности

Показатели сформированности

Методы, методики и типовые задачи

Целеполагание

 

1 уровень - отсутствие цели

Предъявляемое требование осознаётся лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведёт себя хаотично. Может принимать простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели – требования)

Наблюдение.

Методика  Г В. Репкина, Е.В. Заика

 

 

2 уровень - принятие практической задачи

Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется

3 уровень - переопределение познавательной задачи в практическую

Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется

4 уровень - принятие познавательной цели

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; чётко выполняется требование познавательной задачи

5 уровень - переопределение практической задачи в познавательную

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней

6 уровень - самостоятельная постановка учебных целей 

Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы

Контроль

 

1 уровень - отсутствие контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

Наблюдение.

Методика  Г В. Репкина, Е.В. Заика

 

2 уровень - контроль на уровне непроизвольного внимания

Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

3 уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания

Ученик осознаёт правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки

4 уровень - актуальный контроль на уровне произвольного внимания

При выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

5 уровень - потенциальный рефлексивный контроль

Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы

6 уровень - актуальный рефлексивный контроль

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

Оценка

 

1 уровень - отсутствие оценки

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия – ни самостоятельно, ни по просьбе учителя

Наблюдение.

Методика  Г В. Репкина, Е.В. Заика

 

2 уровень - адекватная ретроспективная

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

3 уровень - неадекватная прогностическая

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт – знает он её или нет, а не возможность изменения известных ему способов действий

4 уровень - потенциально-адекватная прогностическая

Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для её решения, учитывая изменения известных ему способов действий

5 уровень - актуально-адекватная прогностическая

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в её решении, учитывая изменения известных способов действия

Учебные действия

1 уровень - отсутствие уч. действ. как целостных единиц деятельности

Выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и контроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения

Наблюдение.

Методика  Г В. Репкина, Е.В. Заика

 

2 уровень - выполнение уч. дейст. в сотрудничестве с учителем

Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму

3 уровень - неадекватный перенос уч. дейст  

 

4 уровень - адекватный перенос уч. дейст.

 
         

 

 

Технологическая карта мониторинга сформированности познавательных УУД

ученика МБОУ СОШ №2 с.Стерлибашево ______________________________

 

Виды УУД

Основные характеристики

Уровни сформированности Показатели сформированности Методы, методики и типовые задачи

Общеучебные

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное

1 уровень Большинство умений не сформированы

Наблюдение

2 уровень Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога
3 уровень Выполняет самостоятельно

Универсальные логические действия

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

 

1 уровень Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена

Тест на изучение развития логических операций

2 уровень Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков
3 уровень Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков

Постановка и решение проблемы

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

1 уровень Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

Задания проблемно-поискового характера

 

2 уровень Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов
3 уровень Самостоятельно ориентируется в учебнике
           

 

 

Технологическая карта мониторинга сформированности коммуникативных УУД

 ученика МБОУ СОШ №2 с.Стерлибашево ______________________________

 

Виды

УУД

Основные характеристики

Уровень сформированности коммуникативных УУД

Методы, методики и типовые задачи

высокий средний низкий
Коммуникация как кооперация Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время. Работать в паре. отвечает на все вопросы, осознанно стремится к сотрудничеству частично отвечает на вопросы, работает в паре ситуативно. не идет на контакт (агрессивен или пассивен) Наблюдение Методика «Рукавички»
Коммуникация как интеракция Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Понимать речевое обращение другого человека. тактичен, вежлив, соблюдает этикет; понимает речевое обращение другого человека  частично соблюдает этикет; не всегда понимает речевое обращение другого человека молчалив или агрессивен; не понимает речевое обращение другого человека Наблюдение  Методика «Левая и правая стороны»  
Коммуникация как интериоризация Слушать и понимать речь других. слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь    слышит, понимает; обратную связь дает ситуативно. не слышит; не может дать обратную связь Наблюдение  Методика «Узор под диктовку»

Лист формирования универсальных учебных действий

Учени _____     1- _ класса

Учебный год               

Ф.И. ученика       ____________________________________

 

 

Наблюдаемые параметры

Уровень сформированности УУД

Диагностируемые сроки:

Личностные УУД 1 триместр 2триместр 3 триместр Динамика
1. Внутренняя позиция школьника        
2. Самооценка        
3. Учебно-познавательный интерес        
4.Нравственно-этическая ориентация        
Регулятивные УУД
1. Целеполагание        
2. Контроль        
3. Оценка        
4. Учебные действия        
Познавательные УУД
1. Общеучебные        
2. Универсальные логические действия        
3. Постановка и решение проблемы        
Коммуникативные УУД
1. Коммуникация как кооперация        
2. Коммуникация как интеракция        
3.Коммуникация как интериоризация        
         

Классный руководитель: _____________________________________________

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 109.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...