Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Центры народной глиняной игрушки были в д. Дроняево, с. Кожля Льговского уезда.




Работа с камнем различных пород - это традиционное занятие русского народа. В Курской губернии особенно славились каменщики с. Троицкого Нижне-Реутской волости Фатежского уезда. В Курском уезде добывали самород и мел, в Путивльском уезде - брусяной камень, в д. Берюхово и Моисеевке, Петуховке и Романовке Путивльского уезда добывали жерновой камень. В Белгородском, Корочанском и Льговском уездах выжигали уголь. Кирпичное производство особенно было развито в Щигровском, Обоянском и Тимском уездах. Как свидетельствует краеведческая литература, каменщики начали объединяться в артели уже к 1887 г.

Были в Курской губернии и умелые кузнецы. В начале ХХ века кузнечный промысел был наиболее развит в Грайворонском, Новооскольском, Старооскольском, Фатежском и Щигровском уездах, заштатном городе Мирополье. Металлические части машин курские кузнецы делали самые простые ... В Фатежском уезде изготовляли металлическую изгородь.

Ткачество как кустарный промысел, не имело серьезного экономического значения и, в основном, удовлетворяло бытовые нужды. Ткали холст, полотно, рушники, полотенца, скатерти, рукава для женских рубашек, простое сукно, шерстяные кушаки, пояса, вожжи, попоны, ковры, дорожки, одеяла, плахты и т.п. В 1911 г. открылись ткацкие школы в г. Суджа, сл. Белая и с. Боршня, д. Касторная с отделениями в Судже и Мирополье.

Особо следует сказать об изготовлении скатертей. Этот промысел возник в конце первой четверти XIX столетия. Занимались тканием скатертей мужчины. Скатерти делали исключительно из пеньки и льна четырех сортов. Самые распространенные рисунки на скатертях были "клеточками" и "шашочками" (шестиугольниками), на дорогих скатертях были узоры "колпаки" и "теремки". Производство скатертей было сосредоточено в центральном районе Курской губернии, слободе Борисовка Грайворонского уезда, деревне Крутая Щигровского уезда, в Фатежском и Курском уездах. Курские скатерти продавались на ярмарках и местных базарах южных уездов Курской губернии, в Харькове и Харьковской губернии.

Один из самых молодых промыслов - корзиноплетение (плетение корзин) - был принесен в Курскую губернию крестьянами, уходившими на заработки в южные губернии.

Были в Курской губернии и кустари-музыканты. В селе Нижнее Ольховатое Щигровского уезда, деревне Воронцово, Карасевке Курского уезда делали гармонику - неизменного спутника и сопроводителя всех народных праздников.

Организация народного художественного творчества в Курске

Из года в год усиливается интерес к этому массовому, поистине всеобщему творчеству, в котором народ выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразить по законам гармонии и красоты свое непосредственное окружение.

Уникальный пласт представляют промыслы и декоративно-прикладное творчество, являясь воплощением многовековых традиций народного искусства.

В одном из своих выступлений бывший Президент России В. Путин подчеркнул, что сохранение и возрождение российской культуры - не просто наш долг перед предками, это необходимое условие нормального духовного развития общества.

Поэтическому и песенному миру народного творчества близка глиняная игрушка - искусство традиционно крестьянское. Когда-то славились жители села Кожля искусством делать игрушки. Промысел этот существовал здесь с XVIII века, когда игрушки делали в каждом дворе. Мастерству начинали обучаться с 7-8 лет, перенимая навыки у матерей и бабушек. Расписывали кожлянские игрушки с помощью гусиного пера красками, наведенными на молоке и яичном желтке. Кожлянские игрушки вывозили на ярмарки и базары Курска, Льгова, Фатежа, Суджи, Обояни, Харькова, доходили они до Персии и Турции.

Сегодня предметом особой гордости стал очевидный рост мастерства народных умельцев в Домах и Центрах ремесел Суджи, Глушково, Большесолдатского, Пристенского районов, железногорской детской школы "Артель". В минувшем году отметило свое пятилетие отделение народного художественного творчества Суджанского музыкального училища, сделавшее первый выпуск будущих руководителей и педагогов, которые, несомненно, станут продолжателями и пропагандистами замечательных народных традиций соловьиного края, создаваемых веками. Им есть на кого равняться. В области работают 17 человек, кто носит высокое звание "Народный мастер России", четверо из них являются членами Союза художников Российской Федерации. Среди них Ю.С. Спесивцев, В.В. Ковкина - лауреат премии Министерства культуры России 2002 г. "Душа России", Л.М. Мартыненко, О.И. Дериглазова. Щедро и мудро они десятилетиями передают свои знания, умения, отношение к дорогому сердцу делу подрастающему поколению. Немалый вклад в развитие творчества народных умельцев вносит историко-культурный Центр "Коренная пустынь", филиал областного Дома народного творчества, где постоянно действует выставка-продажа изделий талантливых курян. Большим стимулом для таких людей стали передвижные ретроспективные выставки, проводимые с областным и районными краеведческими музеями в рамках программы "Истоки".

В 2003 г. за участие во Всероссийской тематической выставке "Наши дети - будущее России" железногорская школа "Артель" и ее руководитель, Народный мастер, член Союза художников Российской Федерации - Л.М. Мартыненко удостоены диплома, а наставник награжден грамотой Министерства культуры Российской Федерации и признан академией менеджмента и рынка Лауреатом выставки оригинальных работ народных художественных промыслов. К тому же, замечательный педагог участвовал со своими работами в групповой выставке курских художников. В немецком городе Виттене, вместе с Н.Я. Цыбиной стал лауреатом IV Международного фестиваля народного творчества.

Заслуженную известность и почитание получил далеко за пределами Курской области Саморядовский Дом ремесел из Большесолдатского района, отметивший недавно свое 10-летие. Воистину здесь и стар, и мал - мастера на все руки. Чего только не увидишь в крохотном интерьере: камышевые кугиклы, из коровьего рога - пыжатки, пеньковые лапти, изумительные тканые тонкой работы рушники языческой архаики. Вот фамилии некоторых народных мастеров - подвижников: Г.Ф. Косинова, Г.И. Комаревцева, Л.Я. Карачевцева, Н.Ф. Карпенко, В.С. Ананьев, В.А. Малышкина - все они участники международных выставок в Пловдиве и Марселе, участвовали в I Московской оптовой ярмарке товаров "Ладья - 2002". И что самое отрадное, при Доме ремесел работает школа для детей и юношества, вовлекающая их в замечательное, старинное, исконно курское искусство.

Наш край в силу своей истории и особенностей ландшафта не мог не дать миру многовековой музыкальной культуры. Курские песни собирались и записывались столетиями. Они вошли даже в один из первых известных нам сборников В.Ф. Трутовского, издававшихся в 1776-1795 гг. Песни, собранные фольклористкой профессором А.В. Рудневой (1903-1983), легли в основу известной теперь всему миру кантаты Г.В. Свиридова. Руднева - участник многочисленных фольклорных экспедиций, в том числе по Курской области. Изучив народные музыкальные инструменты, инструментальные наигрыши, тексты песен под пляску, связь хореографии с музыкой … Руднева написала статью "Русские народные хороводы и пляски", сборники "Курские народные хороводы и танцы", "Курские танки и карагоды", "Таночные и карагодные песни", а также фундаментальный труд "Народные песни Курской области".

Более полутораста обрядовых, любовных и свадебных, семейных и бытовых, хороводных и плясовых, сатирических и шуточных, ямщицких и солдатских, исторических, природных миниатюр, распеваемых в Курской области, собрали П. Бульбанюк и П. Лебедев в 1962 г. Один этот перечень жанров показывает, как разнообразна палитра народных мелодий.

В любовных песнях воспевается сильное, чистое и постоянное чувство счастливой и верной любви, а еще чаще - любви несчастной, которая вызывалась различными причинами: разлукой, изменой, желанием родителей выдать за "неровнюшку", за нелюбимого и т.д. К любовной лирике примыкают свадебные и семейные песни.

В нашей области существовало несколько разновидностей свадеб, но все они обладали общими чертами, характеризовавшими южный тип русской народной свадьбы. Играли ее несколько дней (во многих курских районах, в частности, в Михайловском - три дня). Сама церемония состояла из последовательно сменяющихся циклов или частей: сватовство, сговор (в некоторых местах сговор называют "образованием"), девичник, поезд жениха, венчание, "обливание" (игра у колодца - была распространена, например, в селах Петраковка и Генеральшино Дмитриевского района), пир и гуляние в доме жениха. К любовным и семейно-бытовым примыкают песни хороводные, игровые и плясовые. Очень часто в Курской области хоровые песни именуются "вулишными". Среди курских народных песен много шуточных и сатирических. В этих насмешливых, задорных песнях чаще всего высмеивается ленивая, нерадивая, избалованная и гулящая жена, бесстыжая вдова, старый муж, лютая свекровь и т.д.

Значение старинных крестьянских песен определяется не только их содержанием, но и высокой поэтичностью, музыкальностью. Следует отметить, что некоторые курские варианты общерусских песен стали хрестоматийными. Они включены в школьные и вузовские хрестоматии, а также в популярные сборники.

На территории Курской области к первой половине XVII в. были широко распространены народные песни с действием, а также всякого рода игрища и инструментальная музыка. До нас дошел Указ Соборного Уложения о запрещении "сатанинских игрищ, скакания и плясания". С древними формами театра и народной хореографии связаны хороводные песни. В хороводах Курской области различают два вида - танки и карагоды.

Танки - хороводы преимущественно плясового характера с развитыми построениями и множеством фигур под собственное пение самих участников. Есть танки с элементами сценического действия - карагоды - род пляски, в основе которой лежит индивидуальное мастерство исполнителей. Часто при этом аккомпанируют музыканты. Танки посвящаются определенной дате, преимущественно к пасхальной неделе, к Рождеству, к дням Зеленых святок (на Троицу), а также к постам на Благовещенье (25 марта ст. ст.), к Великому посту (март - апрель).Фольклорный ансамбль "Тимоня" села Плехово получил широкую известность в 1957 г., когда принял участие в IV Международном фестивале молодежи и студентов в Москве. С тех пор этот самобытный коллектив - непременный участник областных, российских и международных фольклорных фестивалей. Самодеятельные артисты достойно представляли традиционную культуру Курского края в Польше и США, а совсем недавно выступали на сцене Государственного Кремлевского Дворца в концерте творческих коллективов Центрального Федерального округа "Золотые ключи России". Фольклорную эстафету от старших подхватили дети. Ансамбль "Родничок" - участник областных и региональных конкурсов и фестивалей. 60 лет существует фольклорный ансамбль села Бегичево Обоянского района. Бегичевцы отличаются искусным исполнением традиционных курских хороводов. "Бурю восхищения вызвал Бегичевский народный хор, - писала о них воронежская пресса, - с задором и высоким мастерством он исполнил красочный "Танок с поясами", кружевной "Восьмиконечный танок". На одном из концертов в Москве каждый участник Бегичевского ансамбля был награжден памятным рушником с надписью "Хранителю русского самобытного хореографического фольклора".

Бережно сохраняют свою певческую и инструментальную традицию фольклорные коллективы Беличанского и Ильковского сельских Домов культуры Беловского района. Им тоже не раз приходилось выезжать за пределы области и демонстрировать свое самобытное искусство, а беличанам посчастливилось стать участниками I Международного фестиваля фольклора в Москве в 1988 г.

Не властно время над такими фольклорными коллективами, удостоенными высокого звания "народный", как "Родники" Глушковского, "Сеймичане" Курчатовского, "Сударушка" Рыльского, "Селяночка" Октябрьского, "Будановский досуг" и "Сударушки" Золотухинского, "Истоки" Железногорского, "Селяночка" Обоянского районов.

Широкое распространение получило в области молодежное и детское фольклорное движение. Далеко за пределами региона известны такие фольклорные коллективы, как "Ларец" областного Дома народного творчества, "Полдень" Курского музыкального колледжа им. Г.В.Свиридова, "Славица" Курчатовского городского культурно-досугового комплекса, "Ростань" Суджанского музыкального училища, "Вольница" Глушковского районного Дома культуры. Замечательные детские фольклорные коллективы, такие как "Чеботушка" и "Вереюшка" из Железногорска, "Саяны" из Свободы, "Крестьяночка" из Большесолдатского, "Беличаночка" из Беловского, "Бабочки" из Глушковского, "Ручеек" из Пристенского, "Родничок" из Рыльского районов, "Дубрава" из Курска и многие другие увлеченно изучают и пропагандируют русскую народную песню на районных, областных и межрегиональных фольклорных конкурсах и фестивалях.

За пятнадцать лет на территории Курской области состоялась немало творческих мероприятий всероссийского и международного статуса по различным жанрам самодеятельного искусства. В 1989 г. в Курске проходили Всероссийский зональный конкурс академических хоров "Поющая Россия" и Республиканский зональный конкурс духовых оркестров; в 1990 г. - Республиканский праздник песни; в 1991 г. Всесоюзная декада любительских театров и Всероссийская творческая мастерская "Русское хоровое пение"; в 1992 г. - Всероссийский фестиваль детских фольклорных и народнопевческих коллективов "Песенная молодость России"; в 1993 г. - Всероссийская творческая мастерская "Школа молодого хормейстера"; в 1994 г. - Российский фольклорный праздник "Ночь на Ивана Купалу" (г. Рыльск); в 2000 г. - Межрегиональный фестиваль детских фольклорных коллективов "Дежкин карагод"; в 2001 г. - Межрегиональный фольклорный праздник "Славянская радуга" (г. Рыльск); в 2002 г. - Всероссийский фестиваль-конкурс русской народной песни им. Н.В. Плевицкой и Межрегиональный фестиваль "Дежкин карагод"; в 2003 г. - Межрегиональный фестиваль детских фольклорных коллективов "Дежкин карагод". В 2004 г. в городе Суджа состоялись Межрегиональный фольклорный праздник "На Масленицу" и Международный славянский праздник "Ночь на Ивана Купалу".










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 379.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...