Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы: • принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий; • принцип доступности заданий; • принцип систематичности занятий, предусматривающий определенную частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю; • принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей, педагогов-дефектологов, логопедов. В процессе обучения детей с психическим недоразвитием предметно-практическим манипуляциям психолог формирует у них поисковые способы ориентировки в задании, обучает ребенка усвоению формы, цвета и величины предметов. В ходе занятий ребенку необходимо показать такие действия, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности. Приводим конкретную схему занятий с описанием психотехник: Предметно-практические манипуляции с объемными формами. Цель занятий: научить ребенка соотносить плоские и объемные формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные. Психотехнические игры: «Закрой коробки», «Чей домик», «Найди окошко», «Почтовый ящик». Ребенку предлагаются эталонные геометрические фигуры, которые он должен соотнести с местом. 71 Оборудование: — коробки с крышками разной формы, — объемные геометрические формы по объему подходящие к прорези, — доски с прорезями, изображающими геометрические фигуры и предметы из геометрических форм. 2. Зрительное восприятие формы без предметно-практических манипуляций. Цель занятий: обучение ребенка зрительному сопоставлению формы без предметно-практической ориентировки (вычленение контура предмета, соотнесение объемных и плоских форм, узнавание предметов в рисунках, их словесное обозначение). Психотехнические игры: «Найди свою пару», «Лото», «Угадай что нарисовано», «Магазин». Оборудование: — карточки с изображением геометрических форм; — парные плоскостные или пластмассовые формы; — предметы и игрушки разной формы; Запоминание форм. Цель занятий: научить детей запоминать воспринятые формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной. Закреплять названия: «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный». Психотехнические игры: «Узнай и запомни», «Найди похожую», «Угадай чего не стало». Оборудование: — карточки с геометрическими формами разной величины и цвета, — объемные игрушки разной формы (например, шар, неваляшки, телевизор и пр.), — плоскостные формы образцы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Обучение восприятию величины предметов так же, как и формы проводится в контексте предметно-практических ма- 72 нипуляций. В процессе действий с игрушками умственно отсталый ребенок начинает выделять величину зрительно. На основе длительного применения проб и примеривания у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине. Занятия состоят из трех этапов: Практическое выделение величины. Цель занятий: научить детей ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоские и объемные фигуры, обучать детей составлению сериационного ряда. Психотехнические игры: «Составление двух- и трехместных матрешек», «Найди место для предмета», «Построй башню», «Найди кровать для куклы» и пр. Оборудование: — матрешки (двух-, трех- и четырехместные), — бруски разной величины, — куклы и машинки разной величины, — игрушечная мебель разной величины. 2. Зрительноевосприятие величины. Цель занятий: научить различать зрительно предметы различной величины, соотносить зрительный образ со словом. Психотехнические игры: «Лото» (определение предметов по величине), «Закончи узор» (с учетом величины детали), «Построй башни» (с учетом разной высоты) и пр. Оборудование: — карточки с изображением предметов разной величины, — большие и маленькие круги, квадраты и контурные узоры, — фломастеры, — трафареты с изображением предметов и животных разной величины. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 217. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |