Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие этологии. Методы изучения поведения животных.




Этология животных

План

1.  Понятие этологии. Методы изучения поведения животных.

2.  Врожденные и приобретенные формы поведения.

3.  Особенности поведения сельскохозяйственных животных.

Понятие этологии. Методы изучения поведения животных.

Этология (греч. Ethos – нрав, характер) – наука о поведении животных.

И.М. Сеченов впервые в книге «Рефлексы головного мозга» (1863) высказал мысль о том, что произвольные движения и психические процессы человека и животных по своей природе являются отраженными (рефлекторными).

И.П. Павлов отождествлял поведение с высшей нервной деятельностью.

Наблюдение за поведением животных имеет большое значение в практике животноводства и ветеринарии, т.к. позволяет судить о состоянии животных и их здоровья при изменении внешних факторов среды (температура, кормление, солнечная радиация и т.д.).

Этология – интегративная наука, имеет тесную связь с физиологией, морфологией, экологией, генетикой, биохимией, эволюционным учением и др.

Задачи этологии:

1. Изучение внешних форм поведения в связи с изменяющимися условиями окружающей среды;

2. Изучение внутренних механизмов организма, участвующих в реализации той или иной поведенческой реакции;

3. Изучение взаимосвязи внутренних и внешних реакций организма на изменение среды обитания.

Основоположник – англ. уч. Д. Сполдинг в 1873 г. опубликовал работу о запечатлении (поведении цыплят).

У. Крег (1918) изучая поведение самца горлицы сделал вывод, что в основе поведенческих реакций лежат причины, разделил поведение на 3 элемента:

1. Побуждение (мотивация);

2. Поисковое (целенаправленное) поведение, складывающееся из двигательной активности;

3. Завершающий акт (при достижении цели).

В этологии выделяют 2 направления:

1. Изучение закономерностей обучения животных в процессе индивидуального развития и физиологических механизмов поведенческих реакций (школа Павлова);

2. Объективное исследование инстинктивного поведения и внешних форм поведения (К. Лоренц, Н. Тинберген).

n Методы изучения поведения животных:

1. Хронометраж (визуальное наблюдение, запись);

2. Фотографирование, видеозапись;

3. Актография – регистрация двигательной активности;

4. Биотелеметрия – регистрация физиологических показателей на расстоянии с помощью радиоволн;

5. Метод условных рефлексов – изучается высшая нервная деятельность;

6. Методы раздражения и экстирпации (удаления) отделов головного мозга.

n 2. Врожденные и приобретенные формы поведения.

Поведение — это сложная деятельность животного, направленная на удовлетворение его естественных потребностей и обеспечивающая приспособление к условиям окружающей среды.

В регуляции участвуют: новая кора, лимбическая система (гиппокамп, ядра миндалевидного комплекса), гипоталамус.

Формы поведения:

I. Врожденное поведение (инстинкты) базируется на безусловных рефлексах и имеют подкорковую основу,

2. Приобретенное поведение - базируется на условных рефлексах и связано с корой головного мозга.

Инстинкт (instinctus – побуждение) – представляет собой совокупность сложных врожденных стереотипных актов поведения, характерных для особей данного вида в определенных условиях.

n Классификация инстинктов по Слониму А.Д.:

n 1. Рефлексы, направленные на сохранение внутренней среды организма и постоянства веществ:

n    1) Пищевые – постоянство веществ в организме;

n    2) Гомеостатические – постоянство внутренней среды.

n 2. Рефлексы на изменение внешней среды:

n    1) Оборонительные (пассивные и активные);

n    2) Средовые (ситуационные);

n 3. Рефлексы, связанные с сохранением вида:

n    1) Половые;

n    2) Родительские (материнский инстинкт);

n    3) Рефлексы биологической осторожности.

Виды инстинктов в соответствии с потребностями:

1. Витальные – направлены на выживание особи, это пищевой, питьевой, оборонительный, «сон-бодрствование», экономии энергии.

2. Зоосоциальные или ролевые – направлены на выживание вида, группы, это половые, родительские, территориальные, эмоциональный резонанс, иерархия.

3. Саморазвития – направлены на самосовершенствование рассудочной деятельности, это исследовательский, новизны, свободы, иммитационный, игровой.

В 30-х гг. ХХ в. К. Лоренц создал концепцию инстинктивного поведения животных, основу которого составляют стереотипные движения, позы, звуки и т.п., форма которых закреплена генетически - комплексы фиксированных действий (КФД), ставшую основой этологии, отвергнув как виталистическую (божественную), так и чисто рефлекторную трактовки.

Л.А. Орбели предложил концепцию постнатального дозреваниябезусловных рефлексов под влиянием и при взаимодействии с условными. Пр., врожденный цепной рефлекс насиживания яиц не проявляется в условиях клеточного содержания кур.

В современной этологии отказались от деления поведения на врожденное и приобретенное, и любое поведение рассматривается как результат взаимодействия наследственности и индивидуального опыта животного, определяющего другие свойства. В результате вместо термина «инстинктивное поведение» предпочитают говорить о видоспецифичном поведении, а вместо инстинкта — о генетическом программировании поведения.

Существует много классификаций поведения животных: З.А. Зориной и И.П. Полетаев (2001), на основе данных О. Меннинга (1992), Д. Дьюсбери (1981), Р. Томаса (1996), Дж. Пирса (1998) и др.

Приобретенное поведение – обеспечивает приспособление к окружающей среде, имеет адаптивный характер.

1. Ассоциативное обучение - в ЦНС формируется временная связь между двумя стимулами, один из которых изначально был безразличен, а другой выполнял роль вознаграждения или наказания, они могут видоизменяться или разрушаться при изменении условий.

1) классические условные рефлексы (И.П. Павлов) - временная связь между условным сигналом и безусловной реакцией возникает непроизвольно при действии безусловного раздражителя (подкрепления).

2) инструментальные или оперантные условные рефлексы (или обучение методом проб и ошибок, Э. Торндайк) – подкрепление (пр. пища) дается только после того, как животное совершает определенное действие, которое не имеет прямой связи с безусловным раздражителем;

3) дифференцировочные условные рефлексыприподкреплении условной реакции только на определенный раздражитель и не подкреплении на сходные (в результате они постепенно угасают), животное обучается дифференцировать – различать похожие сигналы.

2. Неассоциативныеформы обучения – привыкание, суммация, латентное обучение, подражание, импринтинг. В мозгу тоже остаются следы памяти (энграммы), которые могут быть извлечены, но ассоциативных связей не образуется.

1) Привыкание (габитуация) – постепенное снижение, а затем прекращение реакции на посторонний безвредный объект, связано с безусловным ориентировочным рефлексом. Изменение условий приводит к восстановлению реакции – отвыкание(дегабитация).

2) Суммация (сенсибилизация) – постепенное усиление реакции на многократно повторяющуюся биологически значимую стимуляцию.

3) Латентное обучение — вид случайного обучения; процесс формирования определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация необязательна, но может иметь важное значение в дальнейшем, это след, который остается в памяти животного, ранее бывавшего в аналогичных условиях (пр., крыса в лабиринте).

4) Подражание (имитация) – реакция копирования поведенческих актов, лежит в основе заучивания видовых «песен» птицами, молодняк овладевает многими необходимыми навыками и т.д.

5) Импринтинг(запечатлевание)— врожденная реакция следования за движущимся объектом (матерью, предметом, животными, человеком), лежит в основе формирования привязанности к матери и стадных отношений. Формируется лишь на ранних этапах постэмбрионального развития, в течение коротких критических периодов от 8 ч до 5 сут. (у собак 3-10 нед.), характеризуется длительностью и прочностью. Возможно, имеет значение в последующей жизни для распознавания близких родственников и предупреждения близкородственных спариваний.

Инсайт - высшая ступень, поведение, основанное на понимании. Встречается только у высокоразвитых животных (приматов). Проявляется при планомерных действиях, путем изготовления и использования предметов для решения сложной задачи.

Мышление – высшая форма поведения, доминирующая у человека, рассудочная деятельность, это опосредованное и обобщенное отражение действительности, в основе которого лежит произвольное оперирование образами и которое дает знание о наиболее существенных свойствах, связях и отношениях между объектами окружающего мира.

Когнитивные (познавательные) процессы - в их основе не условнорефлекторный ответ на воздействие внешних стимулов, а формирование внутренних (мысленных) представлений о событиях и связях между ними (образная память).

Когнитивная этология (лат. Cognitio — знание) занимается изучением интеллекта животных - способности к осуществлению процесса познания и к решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — согласно радикальной концепции Дж. Уотсона все поведение животного (и человека) сводится к комплексу секреторных и мышечных реакций организма на внешние стимулы (концепция «стимул-реакция»), не занимается анализом происходящих в мозге процессов, а делает акцент на возможно более точной регистрации поведения и его количественном анализе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...