Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предмет и задачи возрастной психологииСтр 1 из 52Следующая ⇒
Марина Хилько, Мария Ткачева Возрастная психология. Конспект лекций
Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен "вывести информацию из долговременной памяти в оперативную", сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу "Возрастная психология". Издательство: Юрайт, 2010г. Оглавление Тема 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 1.1. Предмет и задачи возрастной психологии 1.2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии 1.3. Методы исследования в возрастной психологии 1.4. Исторический анализ понятия «детство» Тема 2. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2.1. Биогенетические и социогенетические концепции 2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития 2.3. Психоаналитические теории детского развития 2.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона 2.5. Теория социального научения 2.6. Проблема развития мышления в ранних работах Жана Пиаже 2.7. Теория когнитивного развития (концепция Ж. Пиаже) 2.8. Культурно-историческая концепция 2.9. Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина Тема 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 3.1. Особенности процесса развития 3.2. Движущие силы, условия и источники развития личности 3.3. Закономерности психического развития 3.4. Механизмы развития личности 3.5. Самосознание личности 3.6. Структурные звенья самосознания. Их генезис Тема 4. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии 4.2. Понятие возраста 4.3. Параметры возраста 4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды Тема 5. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННОГО, МЛАДЕНЦА 5.1. Кризис новорожденности 5.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности 5.3. Новообразования периода новорожденности 5.4. Кризис первого года жизни 5.5. Ведущий вид деятельности 5.6. Новообразования младенческого возраста Тема 6. РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ) 6.1. Социальная ситуация развития 6.2. Развитие познавательной сферы ребенка 6.3. Личностные образования 6.4. Кризис трех лет 6.5. Ведущий вид деятельности в раннем детстве Тема 7. ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (от 3 до 6–7 лет) 7.1. Социальная ситуация развития 7.2. Ведущий вид деятельности 7.3. Игра и игрушки 7.4. Психическое развитие дошкольника 7.5. Новообразования дошкольного возраста 7.6. Психологическая готовность к школе Тема 8. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 6–7 ДО 10–11 ЛЕТ) 8.1. Социальная ситуация развития 8.2. Учебная деятельность. Другие виды деятельности 8.3. Новообразования младшего школьного возраста 8.4. Кризис семи лет 8.5. Проблемы перехода от младшего школьного возраста к подростковому Тема 9. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10–11 ДО 14–15 ЛЕТ) 9.1. Социальная ситуация развития 9.2. Физиологические изменения 9.3. Психологические изменения 9.4. Кризис подросткового возраста 9.5. Ведущая деятельность в подростковом возрасте 9.6. Новообразования подросткового возраста Тема 10. ЮНОШЕСТВО (ОТ 15–16 ДО 20 ЛЕТ) 10.1. Когнитивные изменения 10.2. Учебно-профессиональная деятельность 10.3. Процесс становления самосознания 10.4. Взаимоотношения с окружающими Тема 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОБНАРУЖИВАЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ 11.1. Дети с отклонениями в развитии 11.2. Психология умственно отсталого ребенка 11.3. Психологические особенности одаренных детей Тема 12. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ И СИТУАЦИЯХ ДЕПРИВАЦИИ Тема 13. МЕТОДЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА 13.1. Содержание и организация развивающей и коррекционной работы 13.2. Традиционные формы групповой коррекционно-развивающей работы (тренинги) 13.3. Нетрадиционные формы групповой развивающей работы 13.4. Индивидуальная работа психолога Тема 14. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА 14.1. Ранняя взрослость (20–40 лет) 14.2. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) 14.3. Период поздней взрослости (60 лет и старше) Использованная литература Тема 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА Предмет и задачи возрастной психологии Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д. Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития. Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения. Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания. Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков. Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д. Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 231. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |