Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие криминологии: истоки, этапы становленияи основные теории




 

1. Зарождение криминологической мысли:

- Библия и иные религиозные источники о преступном поведении;

 В I - III веках было кодифицировано Священное Писание буддизма - Типитака («Три корзины» - Виная-питака, Сутта-питака, Абхидхамма-питака). В Винае в качестве важнейшей части выделена Пратимокша - уголовный кодекс для монахов, совершающих те или иные преступления, с указанием наказаний за них. Остальные книги Винаи являются комментариями к Пратимокше. Таким образом, вся важнейшая первая часть Священного Писания представляет собой уголовное право.

Помимо общих положений о преступлении, источники буддизма содержат конкретные запреты уголовно-правового характера, а иногда и определенные наказания за них. Отдельные направления этих предписаний усматриваются и из основных правил поведения, сформулированных в заповедях буддизма: не разрушать ничьей жизни; не отнимать чужой собственности; не пить опьяняющих напитков; воздерживаться от незаконных половых сношений. Этим заповедям буддистское богословие посвящает многочисленные комментарии, из которых можно усмотреть и разновидности преступного поведения.

Две другие части Типитаки (Сутта и Абхидхамма) включают в себя популярную буддийскую литературу, притчи, философские тексты о понимании жизни, основах мировоззрения и благородном восьмеричном пути.

Много внимания в вероисточниках буддизма уделяется мотивации и причинам возникновения преступлений, особенно против личности, против нравственности, против собственности и против окружающей среды.

Махаяна, являясь продолжением и развитием хинаяны, стала затем основой ламаизма, ушедшего ещё дальше от классического буддизма. Зародившись в Тибете, ламаизм затем распространился на Монголию и Сибирь. Учение о шамбале в ламаизме допускало лишение жизни в справедливой войне. Между Тем, очевидно отрицательное отношение ламаизма к любым формам насилия, к корыстолюбию, к причинению вреда окружающим, за что предусмотрено, как и в буддизме в целом, суровое наказание - сансара (бесконечная цепь перевоплощений из одной жизни в другую, в том числе в животных, и связанные с этим переживания).

Модернистские идеи необуддизма, направленные на возврат к «истинному буддизму», породили новые течения и концепции мироздания, Связанные с учением о карме (судьба и предопределение). Применительно к уголовному законодательству России, европейские школы буддизма осуждают деяния, аналогичные предусмотренным в главах 16, 20 - 22, 24 - 26, 34 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Б) Христос означает мессия, то есть спаситель. Явившись людям, он принёс Новый Завет, тем самым внося изменения в Ветхий Завет и подтверждая преемственность двух частей Библии. Безо всяких исключений и оговорок он запретил своим последователям убивать, враждовать, прелюбодействовать, поддаваться порочным соблазнам, мстить, ненавидеть. И.Христос также подтвердил прежние заповеди: не красть, не лжесвидетельствовать, не клеветать и т.д.

Новый, более строгий Закон, вызван тем, что люди освобождаются от первородного греха Адама и Евы искупительной жертвой И.Христа. За предоставленную возможность получения вечной жизни людям надлежит соблюдать этот строгий Закон, что, несомненно, труднее, нежели следовать Ветхозаветным заповедям, дающим право на возмездие.

В научном богословии большое значение придаётся догматам, которые приобретают нормативный характер через санкционирование их церковью. Двенадцать догматов и семь таинств были приняты на Первом Никейском (325 год) и Втором Константинопольском (381 год) Вселенских соборах. Последующими Соборами в эти основы вносились лишь некоторые корректировки.

Основатели протестантизма М. Лютер и Ж. Кальвин в эпоху Реформации (XVI век) возглавили широкое антикатолическое движение в Центральной Европе, преследуя цели возврата от преданий к первоисточнику (Библии).

Несмотря на расхождения в трактовке положений Библии; направления Западного христианства (католицизм и протестантизм) в оценках общественно опасного поведения имеют много общего: широко трактуются воровство, другие преступления против собственности и в сфере экономической деятельности, взяточничество, клевета, насильственные преступления, другие преступления против личности, преступления против мира и безопасности человечества, а также - преступления против правосудия и против безопасности государства.

Только некоторые протестантские конфессии (например, Свидетели Иеговы, Армия Спасения) не допускают исключений из заповеди «не убий», остальные христианские организации допускают убийство при защите отечества и в состоянии необходимой обороны. Шире, нежели в статье 129 Уголовного кодекса Российской Федерации, трактуется христианскими богословами преступная клевета. К ней они также относят деяния, предусмотренные статьями 142, 159, 165, 173, 180, 182, 186, 187, 196, I97, 200, 207, 233, 288, 298, 299, 303-307, 324 - 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, признавая тяжкими преступлениями.

Положения православного богословия об общественно опасном поведении в целом совпадают с оценками конфессий Западного христианства, но трактуются подробнее и шире, некоторые из них содержат прямо противоположные оговорки. Тяжкими грехами в православии признаются убийства, аборты, супружеские измены, самоубийства, воровство, разврат во всех формах, злоречие, пьянство, участие в сектах, связь с сатанинскими силами, подстрекательства к этим деяниям и пособничество в их совершении.

Аналогичные требования, хотя и не столь чётко сформулированные, содержатся в вероисточниках других христианских конфессий: Указанные положения имеют криминологическое значение, поскольку в ряде случаев удерживают христиан от совершения подобных деяний, которые указаны в. нормах действующего уголовного законодательства России.

В) Вероисповедной основой всех мусульман является Коран - Священная книга ислама. Сначала он формировался лишь в устной традиции из источников доисламской поэзии V - VII веков. Первый писаный канонический текст Корана по указанию халифа Ормана был составлен богословом-правоведом Зейдом в 651 году. В ряде сур (глав) Корана (всего их 114) предписывается определённое поведение, содержится запрет деяний, являющихся преступными в соответствии с современными уголовно-правовыми нормами.

Откровение Аллаха ниспосылалось пророку Мухаммаду (569 -632 годы) последние 23 года его жизни, являющейся примером мусульманину по обретению личного опыта (ихсана), означающего «рождение заново». Эти Откровения положены в основу Корана (Священного Писания), а жизненный опыт Мухаммада - в основу Сунны или Ахбара (Священных Преданий) двух направлений ислама (соответственно, суннизма и шиизма). Третье направление - ваххабизм - появилось в XVIII веке подобно протестантизму в христианстве на основе идей возврата от преданий к первоисточнику.

Коран содержит немало общего с Библией, в том числе относительно запретов уголовно-правового характера, однако допускает и прижизненные наказания, поэтому в ряде стран Востока является и государственно-правовой основой предписаний должного и запретов недопустимого. Особое внимание в Коране уделяется регламентации случаев лишения жизни с разграничением форм вины, обмана потребителей, половых преступлений, клеветы и лжесвидетельства, неприкосновенности жилища.

Шариат представляет собой свод законов, соответствующих требованиям Корана и Сунны (или Ахбара), а зачастую - переписанных из этих вероисточников правил поведения. Шариат преподносит образцы нравственности и определяет правильное и неправильное поведение, являясь руководством к жизни мусульман. Провозглашённый статьей 19 Конституции Российской Федерации и статьёй 4 Уголовного кодекса Российской Федерации принцип равенства людей перед законом является и принципом шариата, закреплённом в Коране (сура 2, аят 59). Ни личность, ни положение, ни богатство пострадавшей стороны не учитываются при разборе дел, в отличие от положений Уголовного кодекса Российской федерации о значительности и существенности материального ущерба.

Шариатом подробно регламентируются меры наказания и условия их назначения (от 100 ударов хлыстом до смертной казни), в том числе при рецидиве преступлений. Много внимания уделено регламентации пищевых запретов, неприкосновенности жилища, преступлений против правосудия, личности, прав и свобод человека, в том числе и свободы совести, половых преступлений.

В ходе модернизации ислама в XVIII - XX веках реформаторы неоднозначно отнеслись к вопросу о предопределении. Они не отрицают ни то, ни другое. Анализ шариатских законов, принятых в различных течениях ислама, позволяет признать наиболее приближенным к первоначальным источникам, ислама его третье направление - ваххабизм. Его основал в 1730-х годах Мухаммед Абд аль-Ваххаб. Он отрицал культ святых и их предания, признавая лишь Коран и хадисы первых четырёх (праведных) халифов в Сунне. Вместе с тем ваххабизм провозглашает джихад (священную войну) вероотступникам и мусульманам, нарушающим исламские запреты.

В целом вероисточники ислама, так же, как и в других мировых религиях, ориентируют своих последователей на миролюбие и покорность государственным властям, осуждая подавляющее большинство тех деяний, которые в современном уголовном законодательстве России признаются преступными.

- идеи мыслителей древности и средневековья о преступном поведении и мерах профилактики (Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека, Ф. Аквинский, и др.);

В каждый период своего развития криминология, как и любая другая наука, несла на себе печать своего времени. Запреты на те или иные действия, нарушение которых сурово каралось, существовали во все периоды человеческой истории. Точно так же всегда имелись представления о том, почему эти запреты нарушаются, и что представляет собой нарушитель.

Так, по мнению Сократа, бледные и смуглые люди склонны совершать проступки. Он полагал, что человек поступает дурно, потому что не знает, в чем его благо, а преступления совершает против своей воли, находясь в беспамятстве.

По Платону, преступление совершают люди, в чьи души вселилась идея преступления. Основными же чертами, способствующими преступлению, являются изнеженность и безделье (чему способствует роскошь), а также низменные чувства и желание делать зло (чему способствует нищета). При этом разум способен выбирать между добром и злом. Платон считал, что личная судьба людей фатально предопределена качествами души, вынесенными из их бестелесного существования.

 В сочинениях Аристотеля тоже можно обнаружить попытки отыскать причины совершения преступлений. С одной стороны, он отрицал идею существования прирожденного преступника, которая занимала умы ученых XIX-начала XX в. Он считал, что от самого человека зависит, быть ли ему добродетельным или дурным. С другой стороны, в трудах Аристотеля можно встретить рассуждения о связи между формой головы и душевными качествами. Он констатировал наследственный характер порочных и преступных инстинктов.

Значимыми для истории криминологии являются идеи римского врача Галена , который во II в. до н. э. определил влияние зло- употребления алкоголем на свершение преступлений. Гален говорил о необходимости уничтожать врожденных преступников. Причем полагал, что необходимо делать это из тех же соображений, по которым истребляются скорпионы и гадюки, а не из мести.

 Обоснование Плотином в III в. неоплатонического учения о личности, развитое затем Аврелием Августином, привело к созданию основ концепции свободной воли, в соответствии с которой человек свободен в своих поступках и лишь под воздействием злой воли или вселившегося в него злых сил совершает преступления.

Августин пытался понять и объяснить феномен зла, которое есть умаление добра. По Августину, все победы зла над добром носят временный характер: «Преступление есть порочное движение души»1. Он считал, что зло не приводит к полному исчезновению добра в индивиде, у преступников оно лишь значительно уменьшается, но это уменьшение носит обратимый характер. Увеличение же добра в человеке не наступит в результате причиненного ему зла.

Постепенно криминология сформировала три основных взгляда на причины преступности и сущность преступника. Один из них придавал первостепенное значение антропологическим чертам преступников, второй пытался разобраться во влиянии воли самого индивида на совершение им преступления. Третий заключался в положении о полной подвластности Богу, который только один повелевает всеми поступками людей, в том числе и преступными.

Эпоха Ренессанса, начавшаяся в XIV в., характеризуется расцветом гуманизма, усилением личностного начала, обращением к человеку, который осмысливается во всем многообразии его позитивных и негативных черт. Если антропоцентризм христианских философов был подчинен принципу теоцентризма (хоть Бог и творит мир для человека, но человека ущербного, отягощенного грехопадением, обреченного на тяжкий труд и аскетичную жизнь), то у гуманистов эпохи раннего Возрождения человек понимался как центр, как единство души и тела. Отсюда и иные взгляды на вопросы преступного поведения, уже намного более близкие нам.

 

- научные воззрения философов-просветителей эпохи Возрождения о причинах преступлений и мерах их предупреждений (М. Лютер, Т. Мор, Ф. Бэкон, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др.).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...