Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предупреждение женской преступности




Предупреждение преступности женщин лежит в русле решения проблем предупреждения всей преступности. Однако обязательной предпосылкой такого предупреждения является облегчение жизнедеятельности женщин в производственной сфере. Государство должно использовать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости. Совершенствование правового регулирования охраны труда женщин, предоставление им различных льгот по семейным обстоятельствам – одна из мер, которая оказывает разрушающее воздействие на женскую преступность. Предоставление женщине сокращенного рабочего дня, неполной рабочей недели, запрет использования женского труда на трудоемком и вредном производстве будут благоприятствовать укреплению семьи, профилактике женских заболеваний и конфликтов на бытовой почве.

В современных условиях особую социальную направленность имеют образование, медицинские услуги, социальное обеспечение. Между тем в условиях постиндустриального общества эти услуги важны не только для малообеспеченных категорий граждан, но для большей части общества. Цель этих услуг – содействие, а иногда и непосредственное обеспечение человеку достойной жизни и свободного развития. Развитие и общедоступность социальных услуг облегчит труд женщин в быту и на производстве.

Особое значение для предупреждения преступности женщин имеет помощь семье, в том числе в рамках реализации специальных социальных программ. Федеральные программы по усилению борьбы с преступностью, разработанные в 90-е годы и имевшие большое профилактическое значение, содержали ряд конкретных положений и мер как общего, так и специального характера, направленных, в частности, на обеспечение нормальной жизнедеятельности женщины, защиту семьи, борьбу с насильственными, экономическими и другими преступлениями. Общая стратегия и приоритетные направления государственной политики в сфере профилактики преступности женщин были определены в Указе Президента России от 4 марта 1993 г. № 337 (в редакции от 1 сентября 2000 года) «О первостепенных задачах государственной политики в отношении женщин». В процессе реализации названных задач были разработаны другие официальные документы: Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства России от 8 января 1996 года № 6; Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года, утвержденный Постановлением Правительства России от 29 августа 1996 года № 1032 и другие. Однако в этих программах узкоспециальных профилактических мер по защите женщины не содержалось. В результате при осуществлении социальной профилактики недостаточно учитывалось то, что механизм социальной инерции, проявляющийся по отношению к семье, детям, влияние традиций и обычаев оказывают на женщину значительно большее воздействие, чем на мужчину.

Меры по предупреждению преступлений, совершаемых женщинами, необходимо включать в специальные долговременные, рассчитанные на 5 – 7 лет, федеральные и региональные программы улучшения положения семьи, женщины и детей, совершенствования морально-правового климата в обществе. Особое внимание при этом должно быть обращено на степень удовлетворения потребностей, укрепления морально-этических и правовых основ общества, материально-ресурсное обеспечение включаемых мероприятий, систему контроля их исполнения.

Одной из главных социальных проблем нашей страны считается демографическая обстановка, для решения которой государством была изобретена программа стимулирования рождаемости, которая включает в себя комплекс мер финансовой, социальной, административной поддержки молодой семьи. Мерой материального стимулирования женщины, которая решила родить второго ребенка, является предоставление в ее распоряжение средств материнского капитала, которые направлены на поддержание ее финансового и социального статуса.

С 1 января 2007 года в России осуществляется программа «материнский (семейный) капитал», которая предусматривает выделение денежных средств из федерального бюджета семьям, родившим или усыновившим второго, третьего и последующего ребенка. Лица, которые имеют право на получение материнского капитала, получают государственный сертификат от Пенсионного фонда России. Это именной документ, который подтверждает право на получение средств материнского капитала.

Из закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», следует, что право на материнский капитал не имеют женщины, которые лишены родительских прав, или же которые совершили умышленные преступления против жизни и здоровья своего ребенка (детей).

Однако, на практике много случаев, когда женщины, зная об ограничениях, указанных в отношении к ним, после рождения второго и последующих детей, подают заявление в Управление Пенсионного фонда РФ о выдаче сертификата на получение материнского капитала, умалчивая такие сведения, пытаются обманным путем завладеть денежными средствами, совершая тем самым преступление.

Современный этап в развитии социальной политики российского государства должен стать во многом переломным, но не в плане глобального пересмотра курса развития, а в плане превращения во многом бессистемного реформирования в логическую обусловленную систему мер. Первые шаги уже сделаны: вместо планирования в рамках очередного года стало возможным осуществлять прогнозирование на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Национальные проекты тесно связаны с реализацией федеральных программ. Реализация национального проекта в области здравоохранения должна сопровождаться разработкой актов, направленных, в том числе и на повышение доступности всех медицинских услуг, но особенно отдельных их видов (например, специализированная помощь) и для отдельных категорий граждан (например, детей, беременных женщин).

Как известно, женщины, в силу особенностей своей психологии, весьма чувствительны к религии и религиозным обрядам. Однако вклад Православной церкви и других существующих в России религиозных конфессий в предупреждение женской преступности продолжает быть небольшим, хотя во всех развитых странах Запада, особенно в Швеции, Норвегии, Финляндии и Канаде, христианские служители религии играют существенную роль не только в деле профилактики женской преступности, но и преступности вообще. Не случайно в названных странах женская преступность имеет один из самых низких в мире показателей.

Религия с ее проповедями ненасилия, любви и взаимопомощи, скромности и послушания, с ее умением умиротворить людей имеет большие возможности для снижения социальной напряженности в целом и тревожности женщин в частности. Религиозные организации могут оказывать большую помощь женщинам, осуществлять в отношении них то, что на криминологическом языке именуется «индивидуальной профилактикой».

Проблемы предупреждения преступлений девушек должны решаться в русле борьбы с преступностью несовершеннолетних в целом и среди женщин в частности. Целенаправленное, всестороннее профилактическое воздействие должно быть направлено на те сферы жизнедеятельности, где могут быть сформированы негативные черты их личности и в которых они в основном совершают преступления. Это, прежде всего, быт и досуг. Необходимо обратить особое внимание на взаимоотношения в семье несовершеннолетней. Неблагоприятные эмоциональные отношения в семье порождают психологическую отчужденность у девочки-подростка, ее повышенную тревожность и неуверенность в самой себе. Данные обстоятельства предопределяют попадание несовершеннолетней в зависимость от внешних факторов и условий. В результате негативного влияния окружающей среды несовершеннолетние девушки начинают рано деградировать, убегают из дома и бродяжничают, совершают кражи, употребляют спиртные напитки, допускают половую распущенность.

Чрезвычайно важна ранняя профилактика аморального поведения и сексуальной деморализации девушек, помощь в устройстве их на работу.

В ходе предварительного следствия надо тщательно анализировать причины, условия и мотивацию преступления, совершенного женщиной, определять его предпосылки, которые часто соответствуют преступным деяниям других лиц, и принимать необходимые меры реагирования.

Лишение женщин свободы – сложная социальная и этическая проблема. Несовместимость женщины и тюрьмы, особая трагичность этого сочетания замечена многими исследователями. Особую остроту этой проблеме добавляет то, что в местах лишения свободы рождаются дети – приговор матери практически распространяется на ни в чем не повинного ребенка. Одним из направлений решения данной проблемы – это организация в местах лишения свободы человеческих условий жизни. Однако это требует очень значительных материальных затрат, к которым наше общество не готово.

Конечно, призыв к гуманному отношению осужденным женщинам не означает требование предоставления льгот и преимуществ всем без исключений. Это не должно применяться к женщинам, совершившим особо тяжкие преступления и к лицам не прошедшим лечение от алкоголизма, наркомании, венерических болезней и к злостным нарушительницам режима.

Необходимо расширение социальных связей осужденных женщин. Предметом серьезной заботы администрации колонии и, конечно, самих осужденных должно быть поддержание их связей с семьями, поскольку лишенные свободы женщины на много чаще, чем мужчины, утрачивают контакты с ними.

Наряду с общесоциальными мерами предупреждения женской преступности важно широко применять такие меры специально-криминологического характера, как выявление неблагополучных семей; установление в них источников негативного влияния на женщин; обнаружение и устранение фактов и причин социальной и бытовой конфликтности; осуществление профилактического воздействия на лиц, оказывающих на членов семьи десоциализирующее влияние (ранее судимых, подверженных депрессии, конфликтам, обладающих психологической несовместимостью и т.п.); оказание социальной помощи семьям с низким уровнем материального обеспечения; организация работы телефонов доверия; создание специальных помещений для приема на временное проживание женщин, подвергнувшихся насилию; своевременное лечение лиц с психическими отклонениями; помощь ранее судимым женщинам в адаптации к новой жизни и т.п.

В целях профилактики преступности женщин также необходимо обратить внимание на создание и развитие инфраструктуры системы социальной (психологической, педагогической) помощи населению, через социальные центры. Их работа должна быть направлена: на социальное обслуживание граждан, реализацию права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства; обеспечение психологической защищенности населения/ поддержку и укрепление его психологического здоровья; возрождение духовных начал в человеке; профилактику девиантных форм поведения, суицидов, проведение мероприятий для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями; обучение детей и родителей здоровому образу жизни; разрешение семейных конфликтов; проведение научно-исследовательской работы в сфере социально-защитных новаций. Апробацию и внедрение их в жизнь.

К числу правоохранительных органов как субъектов предупреждения преступлений относятся органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности, юстиции, Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, арбитраж, суды и прокуратура. Их предупредительная деятельность состоит в осуществлении функций надзора за исполнением законов, привлечения к административной и уголовной ответственности, применения гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. Профилактическая деятельность правоохранительных органов реализуется, как правило, на уровне специального предупреждения преступлений, но в ряде случаев включает решение задач общесоциального предупреждения (укрепление трудовой дисциплины и организованности, прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих хозяйственные отношения, и т.д.).

Каждый из правоохранительных органов осуществляет предупреждение преступлений в пределах своей компетенции, конкретных целей и задач. При этом следует отметить, что позитивное влияние системы правоохранительных органов на уровень преступности в значительной степени ограничено объективными обстоятельствами: правоохранительные органы не имеют возможностей прямого воздействия на формирование у лица таких важных элементов криминогенной мотивации, как потребности, интересы, цели и средства достижения преступных намерений. Только частично они влияют на формирование правосознания путем общей и индивидуальной превенции, устранения причин и условий конкретных преступлений, принятия уголовно-правовых мер воздействия на лиц, совершивших преступления, а также исправления и перевоспитания осужденных. Однако эти обстоятельства не исключают участия правоохранительных органов в процессе предупреждения преступлений и профилактического воздействия на конкретное лицо.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности. Это вытекает из особенностей их функций и содержания компетенции. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Связано это прежде всего с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы милиции, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. Само структурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб, служит, прежде всего, делу предупреждения преступлений. Органы внутренних дел, раскрывая и расследуя преступления, принимая меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов, коллективы трудящихся и общественность. Особо важное значение в предупредительной деятельности органов внутренних дел придается их связи с общественностью, опоре на общественные организации по месту жительства и в трудовых коллективах.

Место и роль прокуратуры в системе предупреждения преступлений определяется ее функцией высшего надзора за точным исполнением законов на территории всей страны. Выполняя эту функцию, прокуроры не только сами решают стоящие перед ними задачи предупреждения преступности, но и осуществляют контроль за деятельностью других государственных органов, исполнением законов, регламентирующих их обязанности по предупреждению преступлений.

Предупредительная деятельность прокуроров состоит также в оказании воздействия на должностных лиц и граждан путем выявления и пресечения средствами общего надзора уже совершенных правонарушений и преступлений. Выявив их, прокурор принимает соответствующие меры к пресечению правонарушений и наказанию виновных. Повышение эффективности этой деятельности прокуратуры достигается обеспечением широкой гласности.

Наиболее действенным средством общего надзора при выявлении и устранении криминогенных обстоятельств является отмена незаконных актов. Тем самым обеспечивается не только предупреждение обусловливаемых ими преступлений (хищения, приписки, злоупотребления и т.д.), но и укрепление законности.

Судебные органы решают задачи предупреждения преступлений с помощью присущих им разнообразных средств и методов. В соответствии с российским законодательством суды обязаны всей своей деятельностью воспитывать граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к государственной и общественной собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

В числе разнообразных задач, решаемых судом, важное значение имеет правильное определение мер наказания. Вынесение справедливого приговора в отношении виновного является для склонных к совершению преступлений лиц наглядным примером того, какие последствия могут наступить в случае совершения противоправных деяний. Акт правосудия оказывает превентивное воздействие и на других граждан.

Соблюдение законности является важным принципом, который должен неуклонно осуществляться во всей деятельности следственных и судебных органов. От исхода расследования и разрешения уголовного дела зависит доброе имя, честь и достоинство гражданина, его свобода, благополучие его семьи.

Также правом, но к сожалению, не обязанностью суда является вынесение частных определений или постановлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления.

Основным направлением предупредительной деятельности органов и учреждений юстиции является работа по исправлению и перевоспитанию осужденных, а также правовая пропаганда. Они также осуществляют организационное руководство работой судов и таким образом имеют возможность влиять на их деятельность по предупреждению преступлений. На органы юстиции возложено не только непосредственное осуществление правовой пропаганды, но и методическое руководство этой работой. Они координируют деятельность правоохранительных органов по правовой пропаганде, разрабатывают средства и методы ее осуществления, организуют их внедрение в практику пропагандистской работы.

Изучение социально-экономических процессов в обществе позволяет прогнозировать рост криминальной активности женщин, ухудшение качественных показателей данного вида преступности. Поэтому преступность среди женщин требует к себе пристального внимания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...