Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

К экспериментированию у детей 3–4 лет (в баллах)




Карпова Ю.В.

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 3–7 лет : методическое пособие / Ю.В. Карпова. — М. : Вентана-Граф, 2015. — 440 с. — (Тропинки).

ISBN 978-5-360-09797-6

В методическом пособии представлена система педагогической диагностики индивидуального развития ребёнка, максимально упрощённая для практики дошкольного образования. Подобран- ные диагностические методики позволяют оценить уровень физи- ческого, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребёнка в оптимально короткие сроки (примерно за 1–1,5 недели) путём использования методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

Методическое пособие адресовано педагогам дошкольных об- разовательных организаций, работающих по учебно-методическо- му комплекту «Тропинки». Данная система диагностики может также использоваться в процессе реализации других примерных основных образовательных программ дошкольного образования, поскольку позволяет оценить развитие детей дошкольного возрас- та в соответствии с ФГОС, и рекомендуется для широкого приме- нения в массовой практике в системе дошкольного образования.

ББК 74.113.8


 

 


 

ISBN 978-5-360-09797-6


© Карпова Ю.В., 2015

© Издательский центр «Вентана-Граф», 2015


Предисловие

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 утверждён Федераль- ный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС).

В соответствии с п. 3.2.1 ФГОС «при реализации Програм- мы может проводиться оценка индивидуального развития де- тей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуально- го развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или про- фессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей».

Для проведения диагностических мероприятий необходи- мо руководствоваться следующими методическими рекомен- дациями.

1. Условия проведения диагностики должны соответство- вать СанПиН.

2. Обследование может проводиться в присутствии роди- телей.

3. Обследование необходимо проводить в привычной для дошкольника обстановке. Недопустимо использование для ди- агностического обследования медицинского кабинета, админи- стративных кабинетов.

4. Проводить диагностическое обследование должен педа- гог, владеющий технологиями и методами:

— проведения диагностического обследования;

— первичной обработки и индивидуального анализа данных;

— качественной экспертной оценки данных;

— количественной оценки результатов обследования;

— выделения дезадаптационных рисков;

— интерпретации данных обследования;

— составления заключения по результатам обследования;


— разработки индивидуальных программ коррекции и развития дошкольника, формулировки рекомендаций родите- лям и педагогам по развитию ребёнка.

5. Обследование не должно нарушать режим дня дошколь- ников и не приводить к утомлению детей. Целесообразно его проводить в первой половине дня, лучше во вторник или среду (дни наиболее высокой работоспособности детей).

6. Проведение диагностического обследования не должно нарушать нормативные акты, этические и правовые нормы.

7. Проведение диагностических процедур не должно пре- пятствовать выполнению педагогом образовательной органи- зации его должностных обязанностей.

8. Обследование может проводиться в группе или индиви- дуально (в соответствии с методикой). Максимальное количе- ство детей в группе — 6 человек.

9. Диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста.

10. Непрерывная продолжительность диагностики — не бо- лее 20 минут, при первых признаках утомления ребёнка нуж- но сменить вид деятельности.

11. При проведении диагностического обследования следует максимально использовать педагогическое наблюдение за дея- тельностью и поведением ребёнка в образовательной организации.

13. Необходимо заранее подготовить и разложить в опреде- лённой последовательности всё, что требуется для проведения обследования.

14. Все игры, принадлежности, пособия лучше разложить в нужном порядке на отдельном столе.

15. Не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ре- бёнка; показывать своё неудовлетворение, неудовольствие; подчёркивать отрицательные результаты и анализировать ре- зультаты вместе с родителями в присутствии ребёнка.

16. При оценке выполнения дошкольником заданий необхо- димо учитывать, что результаты снижаются в случаях:

— трудностей в контактах с незнакомыми взрослыми;

— страха получить низкую оценку взрослого;

— неспособности ребёнка в специально смоделированной ситуации (обследования) сконцентрировать внимание, сосре- доточиться;


— медлительности ребёнка или усталости;

— плохого самочувствия ребёнка.

В основу разработки содержания комплексного психолого- педагогического обследования детей положены следующие требования.

1. Научная обоснованность системы комплексного диагно- стического обследования.

2. Тесная связь диагностики с образовательной програм- мой дошкольной организации.

3. Единство диагностики и развития (коррекции).

4. Учёт возрастных особенностей и зоны ближайшего раз- вития ребёнка при построении диагностических заданий.

5. Экономичность обследования, обеспечиваемая включе- нием в диагностический комплекс только тех методов, приме- нение которых позволяет получить необходимый объём ин- формации и не приводит к переутомлению ребёнка в ходе об- следования.

6. Профессионализм проведения обследования, обеспечи- ваемый тем, что оно осуществляется только квалифицирован- ными, подготовленными специалистами. Передача диагности- ческих методик родителям для проведения обследования ре- бёнка недопустимо.

7. Конфиденциальность получаемых результатов, достига- емая за счёт строгой регламентации доступа к полученной ин- формации о ребёнке. Педагогам и родителям результаты пред- ставляются в виде психолого-педагогической характеристики ребёнка и рекомендаций, разработанных на основе данных комплексного обследования.


3–4 года1

1. Физическое развитие

Критерий: целенаправленность

и саморегуляция в двигательной сфере

Показатель: проявляет интерес к занятиям физической культурой

Цель:выявить у ребёнка интерес к занятиям физической культурой.

Метод диагностики:наблюдение.

Условия проведения диагностики

Наблюдение проводится в группе, физкультурном зале в процессе непосредственно образовательной деятельности, об- разовательной деятельности во время режимных моментов, са- мостоятельной деятельности ребёнка.

Материалы:физкультурные пособия.

Динамика развития (характеристики)

1. С удовольствием двигается под музыку.

2. Испытывает радость от двигательной активности.

Оценка

Проявление у ребёнка каждой характеристики физиче- ского развития оценивается по трёхбалльной системе — за каждый показатель выставляются баллы (от 3 до 1):

3 балла— полностью проявляется; 2 балла— частично проявляется; 1 балл— не проявляется.

Баллы суммируются, и определяется наличие интереса (есть или нет). Оценка результатов наблюдения вносится в про- токол, и выводится оценка показателя2 (табл. 1).

 

 

1 Система педагогической диагностики индивидуального развития ребёнка (сводная таблица, отражающая критерии, показатели, дина- мику развития, методы диагностики для каждого возраста) пред- ставлена в Приложении.

2 Здесь и далее в протоколах оценки показателей развития.


Таблица 1

Оценка проявления интереса к занятиям физической культурой у детей 3–4 лет (в баллах)

Фамилия, имя ребёнка Характерис- тика 11 Характерис- тика 2 Всего баллов (от 6 до 0)
       

1 Здесь и далее: характеристики развития (см. динамику развития).

 

Показатель: проявляет потребность в двигательной активности

Цель:определить уровень двигательной активности ре- бёнка.

Метод диагностики:хронометрирование.

Условия проведения:групповое помещение.

Динамика развития (характеристика):двигательная актив- ность соответствует возрастным и физиологическим нормам.

Ход обследования

За 1 час с помощью секундомера в свободной самостоя- тельной деятельности ребёнка фиксируется его активное и пассивное состояние (сидит, бежит, прыгает и т. д.). Наблюде- ние ведётся за одним ребёнком или несколькими детьми одно- временно. Затем определяется процент активного и пассивного состояния ребёнка за данный промежуток времени.

Оценка

Нормальным соотношением покоя и движения для до- школьников можно считать 30 % покоя и 70 % двигательной ак- тивности.

3 балла (высокий уровень)— двигательная активность вы- ше нормы (больше 70 %);

2 балла (средний уровень)— в норме (70 %);

1 балл (низкий уровень)— ниже нормы (меньше 70 %).

Оценка результатов диагностики заносится в протокол (табл. 2).


Таблица 2

Оценка уровня двигательной активности детей 3–4 лет (в баллах)

Фамилия, имя ребёнка Выше нормы (больше 70 %) В норме (70 %) Ниже нормы (меньше 70 %) Всего баллов (от 3 до 0)
         

Критерий: развитие физических качеств

Показатель: развиты физические качества (быстрота, скоростно-силовые качества, ловкость, гибкость)

Цель:выявить у ребёнка физические качества (быстроту, скоростно-силовые качества, ловкость, гибкость), двигатель- ные умения и навыки.

Метод диагностики:тестирование физических качеств.

Условия проведения диагностики:физкультурная пло- щадка.

Динамика развития (характеристика):физические каче- ства соответствуют возрастным и физиологическим нормам.

Ход обследования

Быстрота

Тестовое упражнение: бег на 30 м по беговой дорожке дли- ной 35–37 м. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней, на расстоянии 5–7 м, ставится хорошо видимый с ли- нии старта ориентир (флажок на подставке, куб), чтобы избе- жать замедления ребёнком движения на финише. По команде

«На старт, внимание!» поднимается флажок, и по  команде

«Марш!» ребёнок с максимальной скоростью стремится добе- жать до финиша. После отдыха нужно предложить ребёнку ещё две попытки. В протокол заносится лучший результат из трёх попыток.


Скоростно-силовые качества

Сила рук измеряется ручным динамометром, сила ног — становым динамометром.

Силу плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребёнок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, а сила нижних конечностей определяется по прыжкам в длину с места.

Ловкость

Ловкость можно оценить по результатам бега на дистан- цию 10 м; она определяется как разница во времени, за которое ребёнок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 + 5 м) и по прямой. Ребёнку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результатив- ности действий задание лучше выполнять в условиях соревно- вания.

Полоса препятствий. В это задание входят: бег по гимна- стической скамейке (длина 5 м); прокатывание мяча между предметами (6 шт.), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга (кегли, набивные мячи, кубы и т. п.); подлезание под дугу (высота 40 см). Каждому ребёнку даётся по три попытки, засчи- тывается лучший результат.

Гибкость

Гибкость оценивается при помощи упражнения — наклона вперёд, стоя на гимнастической скамейке или на другом пред- мете высотой не менее 20–25 см. Для измерения глубины на- клона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Ес- ли ребёнок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой от- метки, то результат определяется со знаком минус. При выпол- нении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.

Оценка

Результаты выполнения ребёнком упражнений соотносят- ся с возрастно-половыми показателями двигательных качеств (табл. 3), и выставляется оценка.


Таблица 3

Возрастно-половые показатели двигательных качеств детей 3–4 лет 1

 

Тестовые задания

Пол Показатели

Быстрота

Бег на 30 м (с)

М Д 10,0–11,0

Ловкость

Бег на 10 м между предметами (с)

М Д

 

Скоростно- силовые качества

Прыжок в длину с места (см) М Д 49–60
Метание набивного мяча весом 1 кг (см) М Д 117–130

Гибкость

Наклон вперёд из положения стоя (см)

М Д

1 Цит. по: Оценка физического и нервно-психического развития де- тей раннего и дошкольного возраста : В помощь педагогу детского са- да / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена ; [сост. : Н.А. Ноткина и др.]. — СПб. : Акцидент, 2003 (далее — Оценка физического и нервно-психи- ческого развития).

3 балла— все элементы упражнения выполняются в соот- ветствии с нормой или выше возрастных показателей (высокий уровень — 12–9 баллов);

2 балла— при выполнении упражнения допущена одна или две ошибки, существенно не меняющие характер выполне- ния и результат (средний уровень — 8–6 баллов);

1 балл— упражнение выполняется с большим трудом, имеются значительные ошибки (низкий уровень — 5 и менее баллов).

Оценка результатов тестирования вносится в протокол (табл. 4).


Таблица 4

Оценка физических качеств детей 3–4 лет (в баллах)

Фамилия, имя ребёнка Бы- строта Скоростно- силовые качества Лов- кость Гиб- кость Всего баллов (от 12 до 0)
           

Для оценки темпов прироста показателей физических ка- честв (на конец года) можно воспользоваться формулой, пред- ложенной В.И. Усаковым (табл. 5).

 

Таблица 5

Прирост показателей физических качеств ребёнка

Темпы роста (%) Оценка За счёт чего достигнут прирост
До 8 Неудовлетвори- тельно Естественный рост
8–10 Удовлетвори- тельно Естественный рост и рост естествен- ной двигательной активности
10–15 Хорошо Естественный рост и целенаправлен- ная система физического воспитания
Свыше 15 Отлично Эффективное использование есте- ственных сил природы и физические упражнения

W = 100 (V2 – V1) , 1/2 (V1 + V2)

где W — темпы прироста показателей физических качеств ( %); V1 — исходный уровень; V2 — конечный уровень.

Например, ребёнок прыгнул в длину с места в начале года

на 42 см, а в конце на 46 см. Подставляя эти значения в форму- лу, получаем:

W = 100 (46 – 42) = 9 (%)

1/2 (42 + 46)


Критерий: приобретение опыта двигательной деятельности

Показатель: владеет основными видами движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание)

Цель:выявить владение ребёнком основными видами дви- жения.

Методы диагностики:наблюдение, тестирование.

Условия проведения диагностики:физкультурный/спор- тивный зал, физкультурная площадка.

Динамика развития (характеристика):основные виды дви- жения соответствуют возрастным и физиологическим нормам.

Ход обследования(табл. 6)

1. Наблюдается качество выполнения детьми ходьбы обыч- ной, лазания.

2. Оценивается выполнение детьми заданий, связанных с прыжками, бегом, метанием (сравнить с нормами — см. табл. 3).

 

Таблица 6

Определение сформированности основных движений у детей 3–4 лет 1

 

Основное движение Характеристика движения Метод диагностики
1 2 3
Ходьба обычная Ходит прямо, сохраняя задан- ное воспитателем направление Наблюдение
Бег Норма — см. табл. 3. Бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление Тестирование. Задание: пробе- жать 10 м, 30 м
Прыжки Норма — см. табл. 3 Тестирование. Задание: прыгнуть в длину

1 Цит. по: Оценка физического и нервно-психического развития.


Окончание табл. 6

1 2 3
Лазание Может ползать на четверень- ках; лазать по гимнастической стенке Наблюдение
Метание Норма — см. табл. 3. Тестирование.
вдаль Способен катать мяч в задан- Задания: 1) мет-
  ном направлении с расстояния нуть мяч сначала
  1,5 м; бросать мяч двумя рука- правой рукой, за-
  ми от груди, из-за головы; ме- тем левой рукой
  тать предметы правой и левой как можно дальше;
  рукой на расстояние не ме- 2) прокатить мяч
  нее 5 м как можно дальше;
    3) бросить мяч дву-
    мя руками от гру-
    ди, из-за головы

Оценка

3 балла— все элементы упражнения выполняются в пол- ном соответствии с заданием и возрастными нормами;

2 балла— при выполнении упражнений допущены ошиб- ки, существенно не влияющие на результат;

1 балл— упражнения выполняются с большим трудом, имеются значительные ошибки, существенно влияющие на ре- зультат.

Оценка результатов диагностики заносится в протокол (табл. 7).


Таблица 7

Оценка основных видов движения у детей 3–4 лет (в баллах)

Фамилия, имя ребёнка

Ходьба обычная

Бег на ско- рость

Прыжки в длину с места

Метание вдаль

Лазание по гим- настиче- ской стенке

Всего баллов (от 30

до 0)

кол. п.1 кач. п.2 кол. п. кач. п. кол. п. кач. п. кол. п. кач. п. кол. п. кач. п. кол. п. кач. п.
                         

1 Кол. п. — количественный показатель.

2 Кач. п. — качественный показатель.

 

 

Критерий: овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

Показатель: выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

Цель:выявить у ребёнка культурно-гигиенические навыки.

Метод диагностики:наблюдение.

Условия проведения диагностики

Наблюдение проводится в групповой, раздевальной, умы- вальной, спальной во время режимных моментов.

Динамика развития (характеристики)

1. Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

2. Знает о предметах личной гигиены (зубная щётка, поло- тенце, носовой платок, расчёска); о необходимости соблюдать порядок и чистоту в групповых помещениях и на участке дет- ского сада, убирать игрушки и строительный материал.

3. Замечает непорядок в одежде, устраняет его при помощи взрослых.

4. Самостоятельно одевается и раздевается в определённой последовательности.


5. Испытывает радость от соблюдения гигиенических норм.

Оценка

3 балла— характеристика развития полностью проявляется;

2 балла— проявляется при помощи воспитателя;

1 балл— не проявляется.

Оценка результатов наблюдения вносится в протокол (табл. 8).

 

Таблица 8

Оценка культурно-гигиенических навыков у детей 3–4 лет (в баллах)

Фами- лия, имя ребёнка Харак- тери- стика 1 Харак- тери- стика 2 Харак- тери- стика 3 Харак- тери- стика 4 Харак- тери- стика 5 Всего баллов (от 15 до 0)
             

Критерий: становление ценностей здорового образа жизни

Показатель: сформированы начальные представления о здоровом образе жизни

Цель:выявить выполнение ребёнком первоначальных ос- нов безопасного поведения как предпосылки формирования представлений о здоровье.

Метод диагностики:наблюдение.

Условия проведения диагностики

Наблюдение проводится в групповой, на игровой площадке.

Динамика развития (характеристики)

1. Стремится правильно (безопасно) организовать свою двигательную активность и игры со сверстниками.

2. Способен к осторожному поведению в незнакомой си- туации.

Оценка

3 балла— характеристика развития полностью проявляется;

2 балла— проявляется при помощи воспитателя;

1 балл— не проявляется.


Оценка результатов наблюдения вносится в протокол (табл. 9).

 

Таблица 9

Оценка представлений о здоровом образе жизни у детей 3–4 лет (в баллах)

Фами- лия, имя ребёнка

Характеристики развития

Всего баллов (от 6 до 0)

Характери- стика 1 Характери- стика 2
       

***

Оценка результатов обследования по всем показателям за- носится в сводный протокол, и выявляется уровень физическо- го развития на данном возрастном этапе у каждого ребёнка (табл. 10).

 

Таблица 10

Выявление уровней физического развития у детей 3–4 лет (в баллах)

Фамилия, имя ребёнка

Проявляет интерес к занятиям физической культурой

Проявляет потребность ребён- ка в двигательной активности

Развиты физические качества (быстрота, скоростно-силовые качества, ловкость, гибкость)

Владеет основными видами движения (ходьба, бег, прыж- ки, лазание, метание)

Выполняет доступные возра- сту гигиенические процедуры

Сформированы начальные представления о здоровом образе жизни

Всего баллов (от 72 до 0)

Уровень физическо- го развития

высокий (72–61) средний (60–41) низкий (40 и менее)
                     

Итого (количество детей/%)

.../ ... .../ ... .../ ...

Характеристика уровней физического развития у детей 3–4 лет1

Высокий (72–61 балл)— ребёнок проявляет интерес к вы- полнению физических упражнений, испытывает радость от двигательной деятельности, физические качества и основные движения соответствуют возрастным и физиологическим нор- мам. Самостоятельно выполняет доступные для его возраста гигиенические процедуры, имеет представления о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об основах здо- рового образа жизни. Стремится соблюдать элементарные пра- вила гигиены, приёма пищи, поведения в детском саду, на ули- це, в транспорте, бережного отношения к природе.

Средний (60–41 балл)— ребёнок избирательно интересу-

ется физическими упражнениями, не всегда испытывает ра- дость от двигательной деятельности, физические качества и основные движения чуть ниже возрастной и физиологической нормы. Выполняет доступные для его возраста гигиенические процедуры с помощью воспитателя, имеет неустойчивые представления о правилах безопасного поведения в различ- ных ситуациях, об основах здорового образа жизни. Не всегда стремится соблюдать элементарные правила гигиены, приёма пищи, поведения в детском саду, на улице, в транспорте, бе- режного отношения к природе.

Низкий (40 и менее баллов)— ребёнок не проявляет инте-

рес к выполнению физических упражнений, не испытывает радость от двигательной деятельности, не всегда выполняет доступные для его возраста гигиенические процедуры, физи- ческие качества и основные движения намного ниже возраст- ной и физиологической нормы. Не имеет устойчивых представ- лений о правилах безопасного поведения в различных ситуа- циях, об основах здорового образа жизни. Не стремится соблюдать элементарные правила гигиены, приёма пищи, по- ведения в детском саду, на улице, в транспорте, бережного от- ношения к природе.

 

 

 

1 Здесь и далее: результаты педагогической диагностики развития детей используются для оптимизации работы с группой детей и ин- дивидуализации образования.


2. Познавательное развитие

Критерий: развитие познавательных интересов, любознательности

и познавательной мотивации у детей

Показатель: интересуется

новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, отношений)

и в своём внутреннем мире

Цель:изучить особенности проявления ребёнком любозна- тельности, интереса к новым объектам, предметам.

Метод диагностики:наблюдение.

Условия проведения диагностики

Наблюдение за поведением ребёнка проводится в есте- ственных для него условиях.

Динамика развития (характеристики)

1. Интересуется окружающими предметами (одеждой, ме- белью и посудой), положительно относится к содержанию но- вой информации, предлагаемой педагогом.

2. Задаёт вопросы о назначении окружающих предметов и уходе за ними, стремится эти правила соблюдать.

3. Исследует объекты, используя различные чувственные анализаторы; находит, замечает и исследует свойства и каче- ства предметов.

4. Проявляет интерес к объектам на улице, к животным и растениям своей местности.

Оценка

3 балла— характеристика развития проявляется ярко;

2 балла— проявляется нестабильно, неустойчиво, требу- ется некоторая поддержка ребёнку в данном направлении;

1 балл— почти не проявляется.

Оценка результатов наблюдения заносится в протокол (табл. 11).


Таблица 11

Оценка особенностей проявления любознательности, интереса к новым объектам, предметам у детей 3–4 лет (в баллах)

Фамилия, имя ребёнка Характе- ристика 1 Характе- ристика 2 Характе- ристика 3 Характе- ристика 4 Всего баллов (от 12 до 0)
           

Критерий: формирование познавательных действий, становление сознания

Показатель: может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)

Цель:выявить у ребёнка умение применять представле- ния о здоровом образе жизни в повседневной реальности.

Метод диагностики:наблюдение.

Динамика развития (характеристика):может применять знания о здоровом образе жизни в повседневной реальности.

Условия проведения диагностики

Диагностика проводится в ходе самостоятельной деятель- ности ребёнка.

Оценка

3 балла— в свободной деятельности ребёнок самостоя- тельно правильно моет руки после прогулки, перед едой и по- сле продуктивной деятельности, насухо их вытирает; возвра- тившись с прогулки, снимает одежду, аккуратно складывает и/или развешивает её на свободное место для просушки; при затруднении может спросить у взрослого или понаблюдать за действиями сверстников;


2 балла— после напоминания и указания взрослого моет руки после прогулки, перед едой и после продуктивной дея- тельности, насухо их вытирает; возвратившись с прогулки, снимает одежду, складывает и/или развешивает её на свобод- ное место для просушки при помощи взрослого;

1 балл— после напоминания и указания взрослого моет руки после прогулки, перед едой и после продуктивной дея- тельности, но делает это наскоро, не тщательно; возвратив- шись с прогулки, снимает одежду, не складывает и/или не раз- вешивает её для просушки даже после показа взрослым.

Оценка результатов наблюдения заносится в протокол (табл. 12).

 

Таблица 12

Оценка умения детей 3–4 лет применять представления о здоровом образе жизни в повседневной реальности

(в баллах)

Фамилия, имя ребёнка Характеристика развития Всего баллов (от 3 до 0)
     

Критерий: развитие воображения и творческой активности

Показатель: любит экспериментировать

Цель:изучить особенности проявления ребёнком интереса к экспериментированию.

Метод диагностики:наблюдение.

Условия проведения диагностики

Наблюдение проводится во время непосредственно образо- вательной деятельности с организацией экспериментирования.

Динамика развития (характеристики)

1. Интересуется экспериментальной деятельностью в бы- товых ситуациях, играх и специальных упражнениях.

2. Интересуется экспериментированием с художественны- ми материалами.


3. Стремится к экспериментам со звуком на игрушечных и простейших народных музыкальных инструментах.

4. Придумывает знаки для указания новых качеств иссле- дуемых предметов и явлений.

Оценка

3 балла— характеристика развития проявляется ярко;

2 балла— проявляется нестабильно, неустойчиво, требу- ется поддержка ребёнку в данном направлении;

1 балл— почти не проявляется.

Оценка результатов наблюдения заносится в протокол (табл. 13).

 

Таблица 13

Оценка особенностей проявления интереса

























к экспериментированию у детей 3–4 лет (в баллах)

Фамилия, имя ребёнка Характе- ристика 1 Характе- ристика 2 Характе- ристика 3 Характе- ристика 4 Всего баллов (от 12 до 0)
           

Показатель: способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Цель:выявить способность ребёнка реализовать собствен- ный замысел в продуктивной деятельности с заданной тема- тикой.

Метод диагностики:диагностические задания.

Условия проведения диагностики

Диагностика проводится в ходе продуктивной деятельно- сти детей в групповой форме. Примерная тематика заданий:

«Я и моя семья», «Моя любимая игрушка», «Мой любимый дет- ский сад», «Моя игровая площадка».

Материалы:конструктор, детский строительный матери- ал; заготовки для дорисовывания, имеющие основные опорные точки и линии, карандаши.


Динамика развития (характеристики)

1. Способен выполнить элементарную постройку по об- разцу.

2. Способен дорисовать картинку по образцу с использова- нием готовых точек, добавлять детали для завершения образа (при заданном начале).

Ход обследования

Педагог проводит жеребьёвку для объединения детей в микрогруппы по три-пять человек. Микрогруппы работают одновременно. После выполнения одного задания, микрогруп- пы меняются местами, переходя к следующему заданию.

1. Выполнение элементарной постройки по об- разцу

Материалы: конструктор, детский строительный мате- риал.

Оценка

3 балла— ребёнок анализирует образец, правильно пере- даёт пространственное расположение, подбирает необходимые детали;

2 балла— нуждается в руководстве взрослого на каждом этапе воплощения задуманного;

1 балл— затрудняется в реализации задуманного замыс- ла или при воспроизведении образца и/или не выполняет за- дание.

2. Дорисовывание основы до завершения образа с использованием отработанных приёмов

Материалы: заготовки для дорисовывания, имеющие основные опорные точки и линии, карандаши.

Оценка

Созданный ребёнком рисунок носит:

3 балла— творческий характер (создание новых вариан- тов знакомых образов);

2 балла— репродуктивный характер (воспроизведение элементов знакомых образов или копирование рисунка свер- стника);

1 балл— манипулятивный характер (не приводит к созда- нию конкретного образа).

Оценка выполнения детьми диагностических заданий за- носится в протокол (табл. 14).


Таблица 14

Оценка способности детей 3–4 лет реализовать собственный замысел в продуктивной деятельности с заданной тематикой (в баллах)

Фамилия, имя ребёнка Характери- стика 1 Характери- стика 2 Всего баллов (от 6 до 0)
       

Критерий: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях

и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира

Показатель: сформированы представления о детском саде, родном городе, Родине

Цель:выявить у ребёнка представления о детском саде, родном городе, Родине.

Метод диагностики:индивидуальная беседа.

Условия проведения диагностики

Беседа с ребёнком проводится в свободное от непосред- ственно образовательной деятельности время.

Динамика развития (характеристика):имеет представле- ния о детском саде и населённом пункте, в котором проживает.

Ход обследования

Вопросы.

1. Как называется твой детский сад? Чем ты занимаешься в детском саду?

2. Какие взрослые люди есть в детском саду, что они дела- ют, как заботятся о тебе и о других детях?

3. В каком городе (селе) ты живёшь, на какой улице?


4. Есть ли в твоём городе (селе) общественный транспорт, поликлиника, парк, кинотеатр, театр? Знаешь ли ты, как нуж- но вести себя там?

5. Много ли людей живёт в твоём городе (селе)?

6. Какая природа окружает твой город (село)?

Оценка

3 балла— ребёнок обнаруживает представления об окру- жающем мире, о своём городе, родном крае, его жителях, род- ной природе. Отвечает на вопрос полно, развёрнуто, аргумен- тированно;

2 балла— отвечая на вопрос, ребёнок допускает неточно- сти, адекватно пользуется помощью взрослого. Если испыты- вает затруднения, старается анализировать, найти правиль- ный ответ. При ответе возможны некоторые ошибки, неточ- ности;

1 балл— затрудняется в ответе на вопрос или не знает его, не проявляет потребности узнать правильный ответ.

Оценка ответов вносится в протокол (табл. 15).

 

Таблица 15

Оценка представлений детей 3–4 лет о детском саде, родном городе, Родине (в баллах)

Фамилия, имя ребёнка

Характеристика развития

Всего баллов (от 18 до 0)

Как называется твой детский сад? Чем ты занимаешься в детском саду? Какие взрослые люди есть в дет- ском саду, что они делают, как заботятся о тебе и о других детях? В каком городе (селе) ты живёшь, на какой улице? Есть ли в твоём городе (селе) обще- ственный транспорт, поликлиника, парк, кинотеатр, театр? Знаешь ли ты, как нужно вести себя там? Много ли людей живёт в твоём городе (селе)? Какая природа окружает твой город (село)?
               

Показатель: сформированы представления о себе, семье, об обществе, о мире и природе

Цель:выявить у ребёнка представления о себе, семье, об обществе, о мире и природе.

Метод диагностики:индивидуальная беседа.

Условия проведения диагностики

Беседа с ребёнком проводится в свободное от непосред- ственно образовательной деятельности время.

Материал:картинки с изображением основных цветов спек- тра, домашних (корова, коза, лошадь, собака, кошка) и диких животных (медведь, волк, лиса, заяц) и их детёнышей, птиц (со- ва, воробей, голубь); двух деревьев (ель и берёза) и двух травя- нистых растений (подсолнух, одуванчик); одежды (с пуговица- ми, карманами и рукавами), времён года, мебели, посуды1.

Динамика развития (характеристики)

1. Называет своё имя (в том числе полное).

2. Задаёт вопросы о себе, родителях, людях из ближайше- го окружения.

3. Имеет представления о частях суток (название); об ос- новных цветах спектра. Знает домашних (корова, коза, ло- шадь, собака, кошка) и диких животных (медведь, волк, лиса, заяц) и их детёнышей, птиц (сова, воробей, голубь); названия двух деревьев и двух травянистых растений данной местно- сти; основные детали одежды, предметы мебели, посуды. Имеет представления обо всех временах года и их характер- ных особенностях.

Ход обследования

А. Вопросы

1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

2. Как тебе нравится, чтобы тебя называли?

3. Зачем человеку нужны мама и папа?

4. Чем ты любишь заниматься дома, во что играть?

5. Чем вы любите заниматься вместе с мамой и папой?

 

1 Карпова Ю.В. Педагогическая диагностика индивидуального раз- вития ребёнка 3–7 лет : дидактические материалы. — М. : Вентана- Граф, 2015 (далее — Дидактические материалы).


6. Чем больше всего любят заниматься твои родители дома?

7. Ездил ли ты с родителями в другие города?

8. Что тебе интересно узнать о маме и папе?

9. Что происходит утром, днём вечером, ночью? Чем зани- маются люди в это время?

Оценка

3 балла— ребёнок обнаруживает представления о себе, своей семье, своём доме, совместной деятельности с родителя- ми, об окружающем мире, о частях суток. Отвечает на вопрос полно, развёрнуто, аргументированно;

2 балла— отвечая на вопрос, допускает неточности, адек- ватно пользуется помощью взрослого. При затруднении стара- ется анализировать, найти правильный ответ;

1 балл— затрудняется в ответе на вопрос или не знает его, не проявляет потребности узнать ответ.

Б. Задания к картинкам

1. Какие цвета нарисовал художник на этой картинке?

2. Назови детёнышей домашних животных.

3. Назови деревья, которые изображены на картинках.

4. Назови растения, которые изображены на картинках.

5. Рассмотри одежду на картинке. Покажи рукава, ворот- ник, пуговицы, карманы.

6. Назови мебель, которую ты видишь на картинке.

7. Какое время года изображено на этой картинке?

8. Разложи картинки: домашних животных в одну сторону, диких — в другую. Назови всех животных.

9. Назови птиц, которых нарисовал художник на кар- тинке.

Оценка

3 балла— ребёнок правильно выполнил все задания;

2 балла— выполнил задания частично;

1 балл— выполнил задания с явными затруднениями и при помощи педагога.

Оценка результатов беседы фиксируется в протоколе (табл. 16).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...