Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основания для более высокого балла.




КАК УСПЕШНО НАПИСАТЬ ЭССЕ НА ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Признаки эссе:

Ø Наличие конкретной темы или вопроса.

Ø Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.

Ø Небольшой объем.

Ø Свободная композиция.

Ø Непринужденность повествования.

Ø Парадоксальность.

Ø Внутреннее смысловое единство.

Ø Открытость.

Особенности оценивания эссе

Критерий к1 является определяющим.

Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется.

По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

 

Таблица критериев выглядит следующим образом

 

Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт или содержание текста дает представление о его восприятии 1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. 0

К2

Характер и уровень теоретической аргументации.

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл.

Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. 2
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения. 1
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют).    ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой. 0

К3

Качество фактической аргументации.

Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. 2
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. 1
Фактическая аргументация отсутствует.    ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису. 0
  Максимальный балл 5

 

Особенности формулировок тем эссе

Ø Темы сформулированы в виде афоризмов, ярких высказываний, парадоксальных утверждений философов, ученых, писателей.

Ø Особенность предлагаемых тем состоит в том, что они являются проблемными, их содержание предполагает возможность неоднозначной интерпретации и оценки.

Очень важно понимание смысла высказывания

Ø Смысл выбранного высказывания должен быть освещен с опорой на понятийный аппарат и теоретическое содержание конкретной науки. Это принципиальный аспект системы оценивания задания.

Ø Смысл, раскрытый в рамках другой, отличной от указанной в задании науки, даже при идеальном соблюдении выпускником требований к выполнению мини-сочинения (эссе) по обществознанию, не может быть основанием для результативного балла.

 

Проблемы, возникающие при написании эссе:

Ø В ряде случаев экзаменуемые «уходят» от высказываний. Видят только название соответствующей области знаний (науки) и пишут свои «домашние заготовки» на тему, что такое философия, социальная психология, социология и т.п.

Ø Подобный ответ оценивается в 0 баллов как не соответствующий требованию задания.

Ø Задание предполагает, что вы должны строить свой ответ на основании именно конкретного высказывания, а не области знаний в целом.

Ø В ответах же достаточно часто встречается ошибка: высказывание становится лишь поводом к рассуждениям «на свободные темы».

 

 

Ход работы над  эссе

1. прочитать и соотнести с разделом обществознания. Тема, раскрытая в рамках другой, отличной от указанной в задании науки, даже при идеальном соблюдении выпускником требований к выполнении мини-сочинения (эссе) по обществознанию, не может быть оценена положительно.

2. Определить главную мысль, что автор хотел раскрыть, какие особенности явления указать

3. Сформулировать основные положения собственного ответа и аргументы

4. Выделить какие понятия можно использовать

5. Подобрать примеры или личный опыт

 

Алгоритм работы над эссе

1. Выбор и осмысление темы

Выпускник должен руководствоваться следующими соображениями – он уверен, что…

Ø имеет неплохие знания по базовой науке;

Ø ясно понимает смысл высказывания;

Ø может выразить свое отношение к нему;

Ø владеет терминами;

Ø сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта

 

1. знакомство с предложенными темами

2. определение базовой науки

3. определение смысла предложенного высказывания (рекомендуется выразить мысль автора своими словами)

4. осмысление проблемы, изложенной в высказывании («С какими проблемами она связана? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее»?)

5. формулирование своего отношения к высказыванию

6.определение терминов, понятий и обобщений для обоснования позиции на теоретическом уровне

7. отбор фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта

 

Составление плана эссе

В связи с недостатков времени нецелесообразно писать полный текст эссе. Но предварительные записи все же необходимы. Первая запись и в черновике, и в окончательном варианте – это точная формулировка темы эссе (ключевого тезиса, который вы будете доказывать). Тема – своего рода условие задачи.

 

Далее полезно выписать на черновик в свободной форме все, что может понадобиться в эссе: понятия, ассоциации, примеры, мнения, аргументы, имена, события и т.д. Этот своеобразный мозговой штурм поможет вам собраться с мыслями и даст те элементы, которые можно использовать при написании самого эссе на чистовике.

 

Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста.

Оставьте место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр.

 

Следующим этапом на черновике можно выстроить всю структуру эссе.

Она представляет из себя своеобразную «пирамиду доказательства»:

При раскрытии сущности тезиса главная ваша задача показать его противоречивость, проблемность. Необходимо показать ключевые категории (понятия), которые раскрывают сущность проблемы.

Критерий это тот признак, на основании которого производится оценка, определение, классификация проблемы, мерило.

Аспект – сторона проблемы. Вспомните известную притчу про слепцов, которые ходили вокруг слона и один утверждал, что слон похож на змею, он трогал хобот. Другой – сравнивал слона со столбом (трогал ноги слона). Третий уверял, что слон как парус, т.к. у него большие уши. И никто из них не увидел слона целиком. В эссе очень важно определить аспекты проблемы. Их не должно быть много, иначе ваше эссе станет сочинением, научным трудом. На схеме их нарисовано три, как правило, это оптимальное число. Одного двух аспектов бывает мало, а четыре уже утяжеляют работу и проверяющий может потерять вашу мысль.

Аргументы - это суждения, в которых что-то утверждается или опровергается, аргументы всегда поддерживаются  фактами, явлениями общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др.

Лучше приводить два аргумента в пользу каждого аспекта проблемы: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

 

Написание чернового варианта эссе

Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что мне кажется спорным».

Уже в следующем предложенииуместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность.

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый аспект доказательства тезиса необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:
Тезис (то, что требуется доказать) → Аргументы (факты, примеры, доводы, суждения) → Выводы (в силу каких доказательств ваш тезис верен).
Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль. Помните, что эссе жанр краткой формы, в котором вы не просто рассказываете свои теоретические знания, но выражаете свое отношение к проблеме. сохраняйте свою логику доказательности

 

В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

В итоге черновой вариант будет представлять набор предложений, которые выстроены в логике будущего эссе. В нем должна быть целостность и законченность, но пока нет презентационности («есть спектакль, но нет декорации»)

 



Анализ черновика

Помните эссе – свободная  форма изложения вы имеете право на субъективность, индивидуальность, высказывание личного отношения к проблеме, это не будет подвергаться критике экспертов. Обратите внимание, на те моменты, которые они будут отслеживать:

Ø есть ли в эссе выявление сущности проблемы

Ø какова логика раскрытия

Ø насколько верны теоретические положения, которые могут быть использованы в эссе

Ø как представлен круг понятий из определенной общественной науки (достаточно ли вы использовали понятий, и не стало ли их слишком много – избыточность приведет к потере содержания проблемы)

Ø насколько ответ построен на основании конкретной цитаты, а не темы вообще.

 

Критически прочитайте получившийся собственный текст эссе, непременно соотнося его с требованиями задания.

Устраните обнаруженные содержательные и логические погрешности, при необходимости дополняя эссе.

Проверяйте получившийся текст на соответствие правилам орфографии, пунктуации и стилистики русского языка.

 

 

Написание чистового варианта эссе

Запишите свои суждения в соответствии с намеченной логикой и основными содержательными компонентами и формулирование промежуточных и общих выводов

Используйте  четкие формулировки, некоторые клише могут пугать тем, что ведут к потере индивидуальности, не бойтесь этого: клише - это рамка, декорация, а содержание картины вы создали, работая с черновиком

 

1. Первое предложение эссе связано с  формулированием своего отношения к высказыванию:

            «Я согласен / не согла/ сен с данным мнением (высказыванием, утверждением)…

            «Я не могу присоединиться к этому утверждению»

            «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным»

Уже в следующем предложении уместно сформулировать тезис о понимании высказывания, ставшего темой эссе

«Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании»

«Действительно, на сегодняшний день демократический режим, несмотря на его недостатки, защищает народ от всевластия государства»

 

2. Аргументация своей позиции:

  продумать не менее 2 аспектов проблемы

  подберите к ним факты и примеры

Старайтесь находить в представлении аргументов и фактов яркие образы. В эссе должно быть определенное образное эмоциональное напряжение, но нельзя терять содержательной линии из теоретических понятий и общественных явлений – за тем, как вы их понимаете, следят эксперты.

 

3. Заключение.

Целесообразно подвести итоги своим рассуждениям и закончить эссе

вновь подтверждением своей позиции.

«Таким образом, автор прав / не прав в том, что…..»

«Итак, я вновь готов согласиться / не согласиться с автором….»

Когда работа закончена, прочитайте ее еще раз. Она вам наверняка понравится, просмотрите ее «глазами эксперта» и постарайтесь оценить. Это может быть полезным, когда в дальнейшем вы увидите оценки за экзамен. В них будут указаны баллы за все задания, в том числе и за эссе. Если вы в каких-то балах будете сомневаться, советую сходить на апелляцию.

КАК НАС ОЦЕНИВАЮТ

Основания для более высокого балла.

1. При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов.

2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования.

3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни.

4. В рассуждениях используется «доказательство от противного».

5. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта.

6. Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы.

7. Работа отличается целостностью, завершенностью и соразмерностью частей.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 133.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...