Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Масштаб разрушений фонематического слуха




Как научить ребенка слышать звуки (профилактика дисграфии)

 

1.Что надо делать, чтобы у ребенка к школе появился фонематический слух?

Наш путь познания тесно связан с чувствами. Появившись на свет, ребёнок сразу же начинает использовать осязание, обоняние, вкус, зрение и слух для активного освоения окружающего мира. В дальнейшем малыш будет неуклонно совершенствовать каждое из этих чувств, научится использовать их с наибольшей пользой для себя. Возьмём, к примеру, слуховое восприятие. Оно необходимо для нормального психического развития ребёнка, для успешного овладения устной и письменной речью. Каким образом осуществлять развитие слухового восприятия ребёнка? Что надо делать, чтобы к школе у малыша появился так называемый ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (слух на отдельные звуки родного языка)? Эти вопросы родители задают логопеду наиболее часто...

Звуковые волны.

Звуки обрушиваются на новорождённого мощными волнами. Когда он был в мамином животике, околоплодные воды смягчали и приглушали всю эту какофонию. Зато теперь.… От испуга кроха разражается оглушительным плачем, и сам удивляется его звучанию: он и не думал, что может воспроизвести такое! Так начинается путь слухового восприятия звучащегомира маленьким человеком. Некоторые мамы и папы думают, что этот путь малыш способен преодолеть в одиночку, без их непосредственного участия. В этом и заключается их ошибка! И пожинать плоды подобной отстранённости родители будут в самое ближайшее время...

Почему ребенок меня не слышит? Может быть он глухой?

Нередко на приём к отоларингологу и сурдопедагогу приходят мамы с малышами 3-5 лет и примерно следующими жалобами: «Он (-а) меня не слышит! Я ему (ей) сто раз говорю одно и то же, а он (она) меня не понимает! Может быть он (она) глухой (-ая)?»

В ходе проверки выясняется, что со слухом у ребёнка всё в порядке. В чём же тогда дело? Подобная ситуация возможна, если:

• У ребёнка есть определённые трудности в концентрации слухового внимания. Он не может сосредоточиться и воспринять звуковую информацию. Проще говоря, у него, как говорят в народе, всё пролетает «мимо ушей». Тому, конечно же, есть причины. Подобные явления встречаются у малышей, которые растут в шумной домашней обстановке. Громкая музыка, постоянно работающий телевизор, разговоры взрослых на повышенных тонах, могут привести к подобной мнимой глухоте. Это своего рода защитная реакция. Не будь её, крохе грозили бы нервные срывы. А так, - отключился, и здоровье сохранил…

• У ребёнка не сформировано понимание звуковых образов слов. Иными словами, он не улавливает смысл высказываний. Просто слышит некий звуковой ряд, но не может соотнести его с конкретными предметами и явлениям действительности. Объяснений здесь может быть несколько. Вот самые основные:

Дефицит общения. Педагоги и психологи называют это педагогической запущенностью. Вот некогда было маме разговаривать с крохой: нескончаемые домашние дела, проблемы, работа, карьерный рост, да мало ли что ещё! В этом случае малыш растёт в речевом вакууме и постепенно превращается в Маугли городских джунглей. Как ни печально, но подобное явление можно наблюдать повсеместно.

В подобной ситуации только полноценное общение с малышом может исправить ситуацию, и, конечно, помощь логопеда и психолога. Но самое главное, повторяю, речевое общение с людьми: взрослыми и сверстниками!

Патологические (болезненные) процессы в центральной нервной системе ребёнка: внутриутробная интоксикация, родовые и постродовые травмы головного мозга, инфекционные заболевания и т.д. Всё это может привести к сенсорной алалии. Диагноз достаточно серьёзный, требующий незамедлительного вмешательства невропатолога, пихоневролога и логопеда. В одиночку с ним не справиться ни малышу, ни его родителям. Процесс реабилитации и коррекции этого заболевания может растянуться на долгие годы.

Несформированность фонематического слуха. Наличие фонематического слуха предполагает способность вычленять отдельные звуки из общего речевого потока и умение их различать друг от друга. Когда этого нет, человек не может на слух отличить близкие по звучанию слова типа: СУП-ЗУБ, ДОМ-ТОМ, ГНОМ-ГРОМ, КОН-КОНЬ, ЛУК-ЛЮК, КАСКА-КАШКА и т.д.

 

Масштаб разрушений фонематического слуха

Масштаб «разрушений» в слуховом восприятии звуков может быть самый разный. Порой ребёнок не различает только гласные звуки, или только глухие и звонкие согласные. Иногда – только твёрдые-мягкие, иногда свистящие-шипящие (С-Ш, З-Ж, Ц-Ч). Бывают случаи, когда ребёнок не в состоянии различить практически ни одного звука. Вот это уже настоящая беда! И если в дошкольном возрасте нарушение фонематического слуха выражается только в неполном понимании обращённой речи, то в школьном периоде это грозит не менее серьёзными проблемами: дисграфией (нарушением письменной речи) и дислексией (нарушением чтения). На письме у таких детей бывает столько ошибок, что учителя и родители просто хватаются за голову и приходят в ужас от их работ, - столько в них исправлений и нелепостей. Это и есть - ДИСГРАФИЯ. При ДИСЛЕКСИИ ребёнок либо совсем не может освоить технику чтения, либо осваивает её в таком медленном темпе, что надолго остаётся в числе неуспевающих учеников.

К сожалению, детей с этими диагнозами с каждым годом становится всё больше и больше. Причины, опять же, надо искать в заболеваниях центральной нервной системы, а ещё, - в наследственной предрасположенности, что выражается в отсутствии так называемой «врождённой грамотности» и невозможности обрести «чувство языка». Такой ребёнок не в состоянии уловить алгоритм фонетических, орфографических, грамматических и лексических правил языка.

Все эти проблемы тесно связаны со звукопроизношением. Его нарушение в детском возрасте впоследствии может привести к ДИСГРАФИИ и ДИСЛЕКСИИ. Но это не фатально! Если с ребёнком проводилась профилактическая работа в специализированном учреждении (на логопункте, в детском саду компенсирующего вида), последствия нарушения фонематического слуха можно свести к минимуму.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 127.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...