Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кризис в стране в конце 1920 – начале 1921 гг. Переход к НЭПу




Политика “военного коммунизма” привела экономику страны к полно­му развалу. С ее помощью не удалось преодолеть разруху, порожден­ную 4 годами участия России в первой мировой войне и усугубленную 3 годами гражданской войны. Население уменьшилось на 10,9 млн. че­ловек. Во время военных действий особенно пострадали Донбасс, Ба­кинский нефтяной район, Урал и Сибирь, были разрушены многие шах­ты и рудники. Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы. Рабочие были вынуждены покидать города и уезжали в деревню. Петро­град потерял 60% рабочих, когда закрылись Путиловский, Обуховский и другие предприятия, Москва – 50%. Прекратилось движение на 30 железных дорогах. Безудержно нарастала инфляция. Сельскохозяйст­венной продукции производилось только 60% довоенного объема. По­севные площади сократились на 25%, так как крестьяне не были заин­тересованы в расширении хозяйства. В 1921 г. из-за неурожая массовый голод охватил город и деревню.

Провал политики “военного коммунизма” большевистское прави­тельство осознало не сразу. В 1920 г. Совнарком продолжил меры по усилению безрыночных, распределительно-коммунистических начал. Национализация промышленности была распространена на мелкие предприятия. В декабре 1920 г. VIII Всероссийский съезд Советов ут­вердил План восстановления народного хозяйства и его электрификации (план ГОЭЛРО). В феврале 1921 г. Совнарком создал Государственную комиссию (Госплан) для разработки текущих и перспективных планов хозяйственного развития страны. Расширился ассортимент продуктов сельского хозяйства, подлежащих продразверстке. Готовился декрет об отмене денежного обращения. Однако эти мероприятия вступали в про­тиворечие с требованиями рабочих и крестьян. Параллельно с экономи­ческим в стране нарастал социальный кризис.

Рабочих раздражали безработица и нехватка продуктов питания. Они были недовольны ущемлением прав профсоюзов, введением принуди­тельного труда и его уравнительной оплаты. Поэтому в городах в конце 1920 – начале 1921 г. начались забастовки, в которых рабочие выступа­ли за демократизацию политической системы страны, созыв Учреди­тельного собрания, отмену спецраспределителей и пайков.

Крестьяне, возмущенные действиями продотрядов, перестали не только сдавать хлеб по продразверстке, но и поднялись на вооруженную борьбу. Восстания охватили Тамбовщину, Украину, Дон, Кубань, По­волжье и Сибирь. Крестьяне требовали изменения аграрной политики, ликвидации диктата РКП(б), созыва Учредительного собрания на основе всеобщего равного избирательного права. На подавление этих выступ­лений были брошены части Красной Армии и ВЧК.

экономический политика денежный социальный

В ноябре 1920 г. гражданская война закончилась. Антибольшевистские силы были разгромлены Красной Армией, советская власть упрочилась на территории всей страны. После тягот военного времени население страны надеялось на облегчение своего положения. Но политика "военного коммунизма" продолжалась. В деревне по-прежнему продотряды изымали все "излишки" зерна, крестьяне голодали.

И советское руководство оказалось перед лицом тяжелейшего политического и социально-экономического кризиса. В политическом плане РКП (б) теряла доверие народа, усилились противоречия в партийном руководстве, между партийным руководством и рядовыми членами появились трения. Экономика страны была разорена до крайности. В 1920 г. производство промышленности составило 22% от уровня 1913 г., валовая продукция сельского хозяйства сократилась на 30%, материальное положение рабочих и крестьян резко ухудшилось. На международной арене страна продолжала находиться в изоляции.

Проявлением социально-экономического и политического кризиса стало увеличение открытых вооруженных выступлений против советской власти. Зимой 1921 г. в ряде городов начались рабочие волнения. Рабочие выступали против безработицы, нехватки продуктов питания, принудительного труда, уравнительной системы оплаты труда, ущемлении прав профсоюзов. Они требовали демократизации политической системы и созыва Учредительного собрания.

В конце 1920-го - начале 1921 гг. Среднее Поволжье, Дон, Кубань, Западную Сибирь охватили крестьянские выступления. Крестьяне протестовали против продразверстки, против продотрядов. Большой размах получило восстание крестьян в Тамбовской губернии в 1920 - 1921 гг. под руководством эсера А.С. Антонова. Восстание пользовалось большой поддержкой местного населения. К весне 1921 г. восстание достигло полной силы, и в подчинении А.С. Антонова находились две армии численностью 50 тыс. чел. На подавление восстаний были направлены отряды Красной Армии и ВЧК под руководством М.Н. Тухачевского и В.А. Антонова - Овсеенко.

Недовольство политикой большевиков стали проявлять и военные. 24 февраля 1921 г. в Петрограде начались стачки рабочих под лозунгами "Хлеба!". Выступления рабочих были жестоко подавлены. В знак солидарности с рабочими Петрограда, подняли восстание моряки военно-морской крепости Кронштадт. Команды линкоров "Петропавловск" и "Севастополь" приняли резолюцию с экономическими и политическими требованиями. Моряки и присоединившиеся к ним жители, коммунисты Кронштадта потребовали освобождения из- под стражи всех представителей социалистических партий, проведения перевыборов в Советы и изгнания из них всех коммунистов, предоставления свободы слова, собраний и союзов всем партиям, обеспечения свободы торговли, разрешения крестьянам свободно пользоваться землей и распоряжаться продуктами своего труда. Восставшие считали, что "полная шкурников партия коммунистов захватила власть… Пришло время свергать комиссародержавие". Выступление моряков Кронштадта, которых считали "красой и гордостью Октября", произвело в стране потрясающее впечатление. Между тем восставшие выслали в Петроград две делегации для переговоров. Но они были арестованы и расстреляны.

8 марта 1921 г. начал работу Х съезд РКП (б). Восставшие кронштадтцы ждали, как воспримет съезд их требования. Съезд выполнил одно из главных требований - снял продразверстку. Но далее на съезде В.И. Ленин заявил, что "Кронштадт более опасен, чем Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые". Было принято решение - сразу же отправиться штурмовать Кронштадт. На штурм крепости отправились полки Красной Армии, отряды ВЧК и 300 делегатов съезда. Большевики провели небывалую в военной истории операцию: силами пехоты 18 марта взяли морскую крепость. Часть восставших, около 8 тыс. чел. вырвалась из крепости, и по льду ушла в Финляндию. 2100 чел., взятых в плен, расстреляли, а лагеря было отправлено свыше 6450 человек. Одновременно В.И. Ленин сформулировал два принципиальных "урока Кронштадта". Один гласил: "Только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах". Второй "урок" требовал ужесточить "борьбу против меньшевиков, социалистов-революционеров, анархистов" и прочих оппозиционных сил с целью их полной изоляции от масс.

Руководство понимало, что продолжение политики "военного коммунизма" грозило обернуться новой войной. Необходимо было пересмотреть внутриполитический курс и определить новые пути социалистического строительства.НЭП

На X съезде РКП(б) в марте 1921 г. В.И. Ленин предложил новую экономическую политику. Это была антикри­зисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоук­ладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при сохранении “командных высот” в руках большевист­ского правительства. Под ними понимались политические и экономиче­ские рычаги воздействия: полновластие РКП(б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.

Главная политическая цель нэпа – снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель – предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был наце­лен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэко­номических связей, на преодоление международной изоляции. Достиже­ние этих целей привело к постепенному свертыванию нэпа во второй половине 20-х годов.

 

Тут никаких двусмысленностей оставлять мы не имеем права. Работа помощи в борьбе с бюрократизмом, работа помощи в отстаивании демократизма, помощь в деле большей связи с действительно рабочими мае-

45
X СЪЕЗД РКП(б)

сами - безусловно необходимы. Идти в этом отношении на «уступки» мы можем и должны. И как бы нам ни говорили, что они на уступки не идут, а мы будем повторять: мы - идем. Это вовсе не уступки, это помощь рабочей партии. Этим мы все, что есть здорового и пролетарского в «рабочей оппозиции», мы все получим на сторону партийную, останутся «классово сознательные» авторы синдикалистских речей. (А п -лодисмент ы.) В Москве по этой дороге пошли. Ноябрьская губернская конференция в Москве кончила двумя комнатами: в этой сидели одни, в той - другие. Это - канун раскола. Последняя московская конференция сказала: «Мы возьмем из «рабочей оппозиции» того, кого мы хотим, а не кого они хотят», - потому что нам нужна помощь людей, связанных с рабочими массами, которые практически научат нас бороться с бюрократизмом. Это трудная задача. Мне кажется, партийному съезду этот опыт москвичей нужно учесть и также приступить к экзамену, и не только на этом пункте, а на всех пунктах порядка дня экзамен дать. В результате, людям, которые говорят, что «на уступки не идут», надо сказать: «А партия на уступки идет», - нужно, чтобы работа была дружная. Этой политикой мы отсеем здоровое от нездорового в «рабочей оппозиции» и получим укрепление партии.

 

 

2. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы

НЭП- Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. (грубо говоря НЭП - единственный период, когда Россия нормально развивалась, за все время от 17 года и до сих пор.)

Это идея Ленина, которая была утверждена на 10 съезде партии в 1921 году. Ленин понял, что если оставить политику военного коммунизма, о страну не успокоить и поэтому предложил заменить ее НЭПом. Он существовал с 1921 года по 1929 год.

 Задача НЭПа была восстановить в ограниченных рамках рыночную экономику при руководящей роли в народном хозяйстве партийно-государственного аппарата. Суть его: Продразверстку заменили продналогом (он был в два раза меньше и объявлялся заранее). Разрешили торговлю. Отменили декрет о национализации мелкой, кустарной промышленности. В городах частным лицам разрешалось открывать или брать в аренду мелкие и средние предприятия. Разрешили наемный труд. Вводили рыночные отношения (купля продажа), упразднили уравнительную оплату труда, вместо нее вводилась зарплата зависимая от квалификации рабочего и от кол-ва произведенной продукции. Появился новый класс - нэпманы. Больше всего их появилось их в торговли, т.к. в ней быстрее идет отдача. Появилось много арендных предприятий. В 1922 году была отменена карточная система.

 Была проведена денежная реформа. Совзнакзаменили на червонец (1\60 тысячам). Он стал конвертируемым (1 червонец = 5,145$). Конвертируемость его достигалась гибкой налоговой системой. Налог состоял из 2 частей: основного, прогрессивного. Основной платили все, прогрессивный - те, кто имел дополнительный доход.

Существовало более 12 косвенных налогов: на чай, на соль, на спички и т.д. Иностранцам разрешили брать предприятию концессии, создавать смешанные предприятия. Концессии давали возможность приобретать машины и оборудование. Было создано много кооперативных предприятий. Кооперация была в два раза эффективней гос-ва. Особенно много было коопераций в с\х. Она насчитывала около 50 различных типов объединений: кредитная, свекловичная, картофельная, маслодельная и т.д. Были отменены все бесплатные услуги.

 У НЭПа было много недоброжелателей. По этому вопросу в партии и в стране постоянна велась дискуссия о его необходимости. Особенно были недовольны НЭПом левые коммунисты. Они говорили о гибельной мелкобуржуазной стихии, которая рождает частника-эксплуататора, и тосковали по порядкам военного коммунизма. Недовольных было много и в партии и в правительстве, т.к. им приходилось отказаться от метода приказных решений. Товарно-денежные отношения требовали гибкой профессиональной политике, знаний, опыта, которых у них не было. Они умели управлять только приказным методом. Но многое было и выгодно, т.к. они имели гарантированную зарплату, дачу, которые не зависили от эффективности работы. Недовольны НЭПом были бедные крестьяне и батраки, их устраивал военный коммунизм с его принципом - хоть не много, но всем.

Итоги НЭПа: НЭП значительно поднял производительность труда, заинтересовал людей в нем. Рынок стал насыщаться промышленными и продовольственными товарами. Значительно возросла товарность хлеба, масла, сыров: они шли на продажу за рубеж. Но после смерти Ленина НЭП свернули.

Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был в основном достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая система, улучшилось материальное положение населения. Вместе с тем успехи нэпа не следует преувеличивать. По удачному выражению историка В. П. Дмитренко, он привел к восстановлению отсталости: задач модернизации, стоявших перед российской экономикой уже в начале XX в. , он не решал. Более того, нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов: сбыта промышленных товаров (осень 1923), дефицита промышленных товаров (осень 1924, осень 1925), хлебозаготовок (зима 1927/1928) и породили острую борьбу в руководстве партии и государства (см. билет № 10). Противоречия нэпа проявлялись в:

Противоречия НЭПа:

1)Политические - В.И. Ленин, автор НЭПа предполагавший в 1921г, что это будет политика «всерьез и надолго», уже через год на ХI съезде партии заявил, что пора прекратить «отступление» в сторону капитализма и необходимо переходить к построению социализма. Он написал ряд работ, где изложил основные цели партии: индустриализация, широкая кооперация, культурная революция. При этом Ленин настаивал на сохранении единства и руководящей роли партии в государстве. Ленин предостерегал партию от ее бюрократизации, считал главной опасностью политическое соперничество Л.Д. Троцкого и И.В. Сталина.

2) Экономические противоречия – техническая отсталость промышленности – высокие темпы ее восстановления, острая потребность в обновлении производственных мощностей и нехватка капиталов внутри страны, невозможность широкого привлечения иностранных капиталовложений, абсолютное преобладание мелких, полунатуральных крестьянских хозяйств на селе.

3) Социальные противоречия – усиление неравенства, непринятие НЭПа значительной частью рабочего класса и крестьянства, ощущение временности своего положения у многих представителей нэпмановской буржуазии.

Самое главное противоречие было между экономикой и политикой: экономика, основанная на частичном признании рынка и частной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого состояли в переходе к коммунизму – обществу, свободному от частной собственности. Политика, в отношении крестьянства была непоследовательна. Политика цен извращала НЭП. Руководство страны сознательно поддерживало низкие цены на хлеб. Неэквивалентные отношения между городом и деревней породили кризис сбыта 1923г. Официально об отказе от Нэпа объявлено в декабре 1929г.

Позитивные итоги НЭПа:

1. Удалось восстановить народное хозяйство и даже превзойти довоенный уровень за счёт внутренних резервов.

2. Возродить сельское хозяйство, позволившее накормить население страны.

3. Национальный доход увеличился на 18% в год и к 1928г. – на 10% в пересчёте на душу населения, что превысило уровень 1913г.

4. Рост промышленной продукции составлял 30% ежегодно, что свидетельствовало о быстром росте производительности труда.

5. Национальная валюта страны стала крепкой и стабильной.

6. Быстро росло материальное благосостояние населения.

Негативные итоги НЭПа:

1. Имело место непропорциональное развитие основных отраслей народного хозяйства.

2. Отставание темпов возрождения промышленности от сельскохозяйственного производства вело нэп через полосу экономических кризисов.

3. В деревне шла социальная и имущественная дифференциация крестьянства, что привело к росту напряжённости между различными полюсами.

4. В городе на протяжении всех 20-х годов увеличивалась численность безработных, которая к концу нэпа составила более 2 млн. человек.

5. Финансовая система окрепла лишь на некоторое время. Во второй половине 20-х годов в связи с активным финансированием тяжёлой индустрии было нарушено рыночное равновесие, началась инфляция, что подорвало финансово-кредитную систему

3. Укрепление политической монополии ВКП(б).


МОНОПОЛИЯ ЕДИНОЙ ПАРТИИ

Ленин, заложивший основы первого в истории тоталитарного государства, требовал всеобъемлющего партийного контроля над жизнью общества. Данное положение было в полной мере реализовано в период доминирования тоталитарной системы в СССР, т.е. сложилась система, Когда "...Вся юридическая и фактическая Конституция Советской республики строится на том, что партия все исправляет, назначает и строит по одному принципу”. Он также писал: “Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии”.

Коммунистическая партия Советского Союза являла собой высшую форму общественно-политической организации в СССР, являясь руководящим и направляющим органом страны. Само же руководство КПСС осуществлялось по трем основным направлениям.

 

Во-первых, оно включало разработку генеральной политической линии и директивных указаний, в соответствии с которыми проводилась деятельность Советского государства. Роль Центрального Комитета партии определялась как определяющая и направляющая в деятельности всего советского государственного аппарата. Практически ни один важный политический, равно как и административный вопрос, не решался без руководящих указаний Центрального комитета партии.

 

Во-вторых, сугубо в компетенцию Коммунистической партии входили подбор и расстановка руководящих кадров государственного аппарата. Типичная для любой политической партии функция рекрутирования кадров в данном случае была возвеличена до неузнаваемости. Практически На всех уровнях, начиная с самых низовых звеньев, действовала разветвленная сеть подбора кадров. Тот факт, что коммунистическая партия имела фактическое влияние во всех организациях, был залогом того, что.партийный принцип отбора руководителей, будь то руководителей предприятий, вузов, различного рода учреждений и т.д., имел реальное и эффективное существование.

 

Наконец, в третьих, Коммунистическая партия осуществляла общее руководство деятельностью государства. Конкретным проявлением этого была проверка исполнения и контроль над тем, как фактически осуществлялись партийные директивы всеми государственными органами и должностными лицами. Тесная спаянность партийного и государственного аппарата свидетельствовала об отсутствии в советском Государстве характерного для либеральных систем политической и административной функций органов управления. Как и в других случаях, здесь Также заметна глубокая заидеологизированность установления модели инкорпорирования политической партии в органы государственной власти.

 

Такая же ситуация характеризовала общественные организации советского государства. В сложившемся раскладе институционального оформления общественно-политических отношений последние по сути представляли собой ничто иное, как ответвления монопольной партии. Существующим организациям общественного сектора была отведена роль инструментов партийной бюрократии. Традиционная для либеральных демократий функциональная роль институтов третьего сектора как выразителей интересов, идущих снизу вверх, здесь была поставлена прямо противоположным образом. Они на деле были, так сказать, “приводными ремнями” от партии к массам, призваны были способствовать реализации всеобщего партийного контроля над гражданами тоталитарного государства. Разумеется, они не могли не носить в себе присущую им роль защитников интересов общества. Все же данная функция была незначительна, перекрывалась всеохватным контролем партии и органов государственного управления.

 

Механизм монопартийного государственного руководства по существу выступал основой тоталитарной политической системы. Принимаемые в верхнихэшеломах власти решения рассматривались как непререкаемые, единственно верные, подлежали неукоснительному исполнению. Исключительно под руководством партии функционировали все остальные звенья советской системы: государство, общественные организации, профессиональные союзы, комсомол и трудовые коллективы. Они выполняли роль проводников партийных решений, были нацелены на осуществление партийных резолюций на всех уровнях. Иначе говоря, командно-административная система дала невиданную ранее модель сращивания единой партии и государственных органов, к которым также были жестко прикреплены общественные организации и производственные объединения. Цементирующим элементом в этой цепи выступала, конечно же, коммунистическая идеология.

 

Подобное сращивание партийных и государственных органов предопределило особую роль партийного руководства и в нашей республике. В ходу было выражение о том, что "партия и народ возложили ответственность" по руководству республикой, областью или отраслью, что означало необходимость выполнения лидером республики многообразных функций. В руках первого секретаря сосредоточивались основные рычаги управления. При жестко централизованном управлении практически не было отраслей, где партийной организации не приходилось брать на себя мобилизующих функций. Иначе административно-командная система, окончательно сложившаяся в 30-е гг., была обречена на хаос, так как столкновение позиций и интересов союзных и республиканских органов, мнений руководства разных наркоматов могло нарушить согласованную работу звеньев этой системы.

 

В этих условиях политические инициативы исключительным образом вызревали в центре. Сами циклы политической жизни определялись решениями съездов ВКП(б), а на уровне республик - съездами республиканских партийных организаций.

 

Повестки дня Пленумов ЦК КП республики отражают наиболее острые проблемы конкретного времени. К примеру, II Пленум ЦК КП(б) Казахстана 4-9 января 1939 г. рассмотрел вопросы о приеме в партию и работе с вновь принятыми; о ходе реализации постановления ЦК ВК(б) “О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском “Краткого курса истории ВКП(б)”; III Пленум ЦК КП(Б) Казахстана (9-17 июня 1939 г.) в числе прочих рассмотрел вопрос об организационно-хозяйственном укреплении колхозов в связи с постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР “О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания”; IV Пленум ЦК КП(б) Казахстана (30 декабря 1939- 4 января 1940 гг.) рассмотрел итоги выполнения постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) “О мероприятиях по развитию общественного животноводства в колхозах”.

Причины:
1. личное соперничество политических лидеров за власть в партии и стране
2. различие взглядов на пути развития СССР
3. отсутствие легальной оппозиции

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 890.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...