Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормы результатов выполнения набора методик (в сырых баллах)




ОПИСАНИЕ НАБОРА МЕТОДИК

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками.
Основой для предлагаемого набора послужил комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым. При подборе заданий составители стремились согласовать уровень их сложности и содержание с требованиями программы обучения в выпускном классе начальной школы.
В набор включены следующие шкалы (см. Приложение):
1. Общая осведомленность. Направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы.
2. Сложение чисел с переключением. Методика направлена на изучение психического темпа, устойчивости и колебаний внимания, переключаемое™, утомляемости. Позволяет оценить сформированность устного счета в пределах 20, понимание и способность следовать словесной инструкции, скорость формирования новых способов действия.
3. Исправь ошибки. Направлена на изучение внимательности, сформированности функции контроля.
4. Воспроизведение рассказа. Направлена на определение некоторых сторон речевого развития: понимания речи, сформированности письменной речи, а также уровня смысловой памяти.
5. Смысловая память. Оценивается способность ребенка к смысловому запоминанию.
6. Составление фразы из трех слов.
7. Составление фразы из четырех слов.
Методики направлены на оценку способности к речевому синтезу способности к установлению смысловых логических связей.
8. Сравнение понятий.
9. Классификация (исключение лишнего понятия).
10. Простые аналогии (анализ отношений понятий).
11. Выделение существенных признаков.
Эти методики направлены на изучение основных мыслительных операций на вербальном уровне.
12. Арифметика. Выявляется уровень овладения программными знаниями по математике, способность к рассуждению.

















ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводится в групповой или индивидуальной форме. Количество детей в группе не должно быть слишком большим, особенно если дети относятся к группе риска по успеваемости или поведению. Оптимально — 5–7 человек. Дети выполняют задания на бланке.
Перед началом дается общая инструкция следующего содержания:

Дорогие ребята! Вы скоро будете переходить в 5-й класс. За время обучения в начальной школе вы многому научились. Сейчас вы выполните несколько заданий, и мы с вами узнаем, что вы научились делать особенно хорошо. Я буду объяснять вам, как выполнять каждое задание. Время на выполнение каждого задания ограничено. Вы будете начинать и оканчивать работу по моему сигналу. Приступать к выполнению следующего задания можно только после объяснения. Прошу вас ничего не говорить вслух. Если что-то будет непонятно, поднимите руку, я к вам подойду.

Перед каждой новой методикой дается инструкция (см. Приложение) и проводится обучение (сложение чисел с переключением) или разбирается пример (сравнение, аналогии, составление фраз).
В целом проведение всего набора занимает около 90 минут (2 урока по 45 минут).
Во время исследования нельзя оказывать никакой помощи, кроме стимулирующей.




ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Производится оценка результатов в соответствии с указаниями в рабочей тетради экспериментатора (см. Приложение). Подсчитывается количество баллов по каждой методике и сумма баллов по шкалам 1, 3–12. Результаты заносятся в сводную таблицу и сравниваются с нормами, представленными в таблице № 5 «Нормы результатов».

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ

Центр помощи детям провел при помощи предлагаемого набора методик исследование статистически репрезентативной выборки, состоящей из более чем 200 детей, что позволило ориентировочно определить количественные возрастные нормы готовности к обучению в среднем звене для учащихся общеобразовательных школ Ярославской области.
В состав выборки вошли не имеющие проблем в обучении и развитии дети 3(4)-х классов, обучающиеся по программе 1–3 и программе 1–4 соответственно, а также дети из классов компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития.
Для стандартизации полученных результатов был проведен анализ распределения результатов по всем шкалам и итоговым показателям (см. табл.). В качестве единиц анализа для удобства обработки и определения возрастных норм использовались сырые баллы без перевода в стандартные оценки. Определялось максимальное и минимальное выборочное значение, среднее и два процентиля — 25-й и 75-й (количество целых баллов, набранное 25 и 75 процентами испытуемых соответственно).
Итоговый показатель здесь и выше подсчитывался следующим образом.
Суммарный балл получался простым сложением сырых баллов, набранных по шкалам № 1–12, так как полученные по этим шкалам баллы прямо пропорциональны уровню развития соответствующих психических функций.
Для удобства пользователя не строились таблицы перевода сырых балов в стандартные оценки, а подсчитывались процентили, не менее эффективно обеспечивающие возможность определения соответствия результатов возрастной норме.
При интерпретации результатов предлагаемого набора не производится построение профиля испытуемого, а набранные им сырые баллы по шкалам и подсчитанный итоговый показатель сравниваются с данными, приведенными в таблице.
– Если значение набранных испытуемым баллов находится между 25-м и 75-м процентилем, включая граничные значения, то результаты соответствуют возрастной норме, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 4–7 стенов.
– Если значение набранных испытуемым баллов находится ниже 25-го процентиля, исключая граничное значение, то результаты статистически ниже возрастной нормы, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 1–3 стена.
– Если значение набранных испытуемым баллов находится выше 75-го процентиля, исключая граничное значение, то результаты статистически выше возрастной нормы, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 8–10 стенов.










Нормы результатов выполнения набора методик (в сырых баллах)

1 — общая осведомленность 2 — сложение чисел с переключением 3 — исправь ошибки
среднее 6,83
25 процентиль 6,00
75 процентиль 8,00
минимум 4,00
максимум 10,00
стандартное отклонение 1,40
среднее 7,98
25 процентиль 7,00
75 процентиль 9,00
минимум 0,80
максимум 13,00
стандартное отклонение 2,53
среднее 5,39
25 процентиль 3,00
75 процентиль 8,00
минимум 0,00
максимум 10,00
стандартное отклонение 2,78
4 — воспроизведение рассказа 5 — смысловая память 6 — фраза из 3 слов
среднее 6,16
25 процентиль 4,00
75 процентиль 8,00
минимум 0,00
максимум 13,00
стандартное отклонение 2,55
среднее 7,16
25 процентиль 6,00
75 процентиль 9,00
минимум 1,00
максимум 10,00
стандартное отклонение 2,34
среднее 2,33
25 процентиль 2,00
75 процентиль 3,00
минимум 1,00
максимум 3,00
стандартное отклонение 0,67
7 — фраза из 4 слов 8 — сравнение 9 — классификация
среднее 2,20
25 процентиль 2,00
75 процентиль 3,00
минимум 0,00
максимум 3,00
стандартное отклонение 0,93
среднее 8,83
25 процентиль 8,00
75 процентиль 10,00
минимум 5,00
максимум 14,00
стандартное отклонение 1,80
среднее 12,80
25 процентиль 9,00
75 процентиль 17,00
минимум 3,00
максимум 20,00
стандартное отклонение 4,53
     
10 — аналогии 11 — существенные признаки 12 — арифметика
среднее 3,77
25 процентиль 3,00
75 процентиль 5,00
минимум 1,00
максимум 5,00
стандартное отклонение 1,24
среднее 5,38
25 процентиль 3,00
75 процентиль 7,00
минимум 1,00
максимум 10,00
стандартное отклонение 2,45
среднее 4,78
25 процентиль 3,00
75 процентиль 6,00
минимум 0,00
максимум 8,00
стандартное отклонение 1,57

суммарный балл

среднее 73,49
25 процентиль 67,00
75 процентиль 83,00
минимум 40,00
максимум 95,00
стандартное отклонение 11,75

ПРИЛОЖЕНИЕ

Общая осведомленность

Инструкция: Ответь, пожалуйста, на десять вопросов.
Экспериментатор читает вопрос 1 раз, дети кратко записывают ответ в листе ответов.

1. Как называется река, на которой расположен Ярославль? (Волга)
2. Что такое пара? (Два, двое и т.п.)
3. Назови четыре времени года? (Зима, весна, лето, осень)
4. Где садится солнце? (На западе)
5. Для чего нужен желудок? (Переваривать еду (пищу)
6. Почему нефть или масло плавают по воде? (Они легче воды)
7. Что празднуют 9 Мая? (День Победы)
8. Каков примерно рост человека? (От 1,5 до 2 метров)
9. Как называется столица Украины? (Киев)
10. Кто живет во Франции? (Французы)

Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 113.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...