Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Конспект занятия по развитию речи и культуре речевого общения(ознакомление детей с художественной литературой) На тему: «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»» в старшей группе Программные задачи: -Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка». - Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению. - Формировать представления детей о трудолюбивом человеке. - Развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки. - Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе. Словарная работа: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка; Крошечка Хаврошечка; рябая корова; кора дуба; сильный человек- богатый, кудреватый, молодой; в добре поживать, лиха не знать. Материал и оборудование: текст русской народной сказки «Хаврошечка» (в обработке А.Н. Толстого); картинки домашних животных и то, чем они питаются (картинки); жетоны (яблочки). Методы и приёмы: - художественное слово, вводная беседа; - работа с иллюстрациями (на соотнесение); - чтение произведения воспитателем; - физкультминутка; - работа над текстом произведения и оценка детских ответов; - приёмы словарной работы; - оценка и анализ деятельности детей на занятии. Ход занятия: (Подготавливаю группу к занятию, завожу детей.Они встают около своих стульев.) – Дети, я для вас приготовила загадку. Слушайте её внимательно, она очень занимательна. Гуляет летом по полям И молоко дает всем вам. Громко «му» кричит хозяйке: «Сена мне побольше дайте!»(корова). – Дети, а почему вырешили, что это корова? (Дети ответ находят в загадке). – А что вы еще можете рассказать о корове? (Корова - это домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу: молоко, мясо. У коровы - теленок. Она мычит и бодается). Работа с иллюстрациями:(они заранее приготовлены на отдельном столе).
Корова – сено курица – зерно собака- кость лошадь - сено кошка – молоко коза – кора дуба кролик – морковь обезьяна - банан
– Ребята, а других домашних животных вы знаете? – Тогда подходите к столу. (Дети подходят к столам, где приготовлены иллюстрации домашних животных и то, чем они питаются.К имеющимся животным я добавляюиллюстрацию с изображением дикого животного: обезьяна и банан). – А теперь найдите домашнее животное и то, чем оно питается. – А давайте угостим собаку зерном!(Дети находят ошибку в моих словах, и угощают зерном курочку). Чтение сказки: – Много интересного вы знаете о домашних животных. А я вам сегодня прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка». Слушайте внимательно. «Сказка в двери к нам стучится Скажем сказке заходи, Это присказка ребята, Сказка будет впереди» (Читаю русскую народную сказку). – Ребята, понравилась ливам сказка? Физкультминутка: А теперь ребята встать, Руки медленно поднять. Пальцы сжать, потом разжать Руки вниз и так стоять Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело. Работа над текстом сказки: – А сейчас, дети, мы проверим, кто внимательно слушал сказку. За каждый правильный ответ вы будете получать от меня яблочко из этой сказки. Но давайте договоримся, что я принимаю ответ только с поднятой руки. А) как называется русская народная сказка, которую я вам прочитала? Б) с каких слов начинается сказка? В) кто и как помогал Хаврошечке? Г) кто и как следил за девушкой? Д) какими словами закончилась сказка? Оценка детских ответов по содержанию произведения: – Молодцы, ребята! Как хорошо вы слушали сказку, запомнили её. Ну, а мы дальше продолжаем собирать яблочки. – Ребята, скажите, пожалуйста, как можно сказать о человеке, который любит трудиться? (трудолюбивый). (За каждый правильный ответ даю ребенку жетон – яблочко). Оценка деятельности детей: – Сегодня, ребята, вы отгадывали загадку. Отгадали её правильно. Назвали домашних животных и верно соотнесли картинки. Мне очень приятно, что вы внимательно слушали сказку, запомнили её и правильно отвечали на все мои вопросы. А теперь давайте попрощаемся с нашей сказкой. (Дети встают из-за столов и задвигают за собой стулья). Русская народная сказка «Хаврошечка» (в обработке Толстого Алексея Николаевича) Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать. – Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне ведено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ: – Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано. Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано и побелено, и в трубы покатано.Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечкеёще больше работы задаст. Хаврошечка опять придёт к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке. Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей: – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает? Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает: – Спи, глазок, спи, глазок! Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку: – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошенька баюкает: – Спи, глазок, спи, другой! Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала. Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь – Триглазку, а сироте ещё больше работы задала. Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поёт: – Спи, глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу. – Режь рябую корову! Старик и так и сяк: – Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая! – Режь, да и только! Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про то опознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит: – Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает: – А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай. Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала. И выросла из них яблонька, да какая! – яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается. Много ли времени прошло, мало ли, – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек: – Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет. Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами. Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли. Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 231. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |