Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русская народная сказка «Хаврошечка»




Конспект занятия

по развитию речи и культуре речевого общения(ознакомление детей с художественной литературой)

На тему: «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»»

в старшей группе

Программные задачи:

-Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка».

- Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению.

- Формировать представления детей о трудолюбивом человеке.

- Развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки.

- Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Словарная работа: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка; Крошечка Хаврошечка; рябая корова; кора дуба; сильный человек- богатый, кудреватый, молодой; в добре поживать, лиха не знать.

Материал и оборудование: текст русской народной сказки «Хаврошечка» (в обработке А.Н. Толстого); картинки домашних животных и то, чем они питаются (картинки); жетоны (яблочки).

Методы и приёмы:

- художественное слово, вводная беседа;

- работа с иллюстрациями (на соотнесение);

- чтение произведения воспитателем;

- физкультминутка;

- работа над текстом произведения и оценка детских ответов;

- приёмы словарной работы;

- оценка и анализ деятельности детей на занятии.

Ход занятия:

(Подготавливаю группу к занятию, завожу детей.Они встают около своих стульев.)

–  Дети, я для вас приготовила загадку. Слушайте её внимательно, она очень занимательна.

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам.

Громко «му» кричит хозяйке:

«Сена мне побольше дайте!»(корова).

– Дети, а почему вырешили, что это корова? (Дети ответ находят в загадке).

– А что вы еще можете рассказать о корове? (Корова - это домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу: молоко, мясо. У коровы - теленок. Она мычит и бодается).

Работа с иллюстрациями:(они заранее приготовлены на отдельном столе).

 

Корова – сено                       курица – зерно

собака- кость                       лошадь - сено

кошка – молоко                    коза – кора дуба

кролик – морковь                обезьяна - банан

 

– Ребята, а других домашних животных вы знаете?

– Тогда подходите к столу. (Дети подходят к столам, где приготовлены иллюстрации домашних животных и то, чем они питаются.К имеющимся животным я добавляюиллюстрацию с изображением дикого животного: обезьяна и банан).

– А теперь найдите домашнее животное и то, чем оно питается.

– А давайте угостим собаку зерном!(Дети находят ошибку в моих словах, и угощают зерном курочку).

Чтение сказки:

– Много интересного вы знаете о домашних животных. А я вам сегодня прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка». Слушайте внимательно.

«Сказка в двери к нам стучится

Скажем сказке заходи,

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди»

(Читаю русскую народную сказку).

– Ребята, понравилась ливам сказка?

Физкультминутка:

А теперь ребята встать,

Руки медленно поднять.

Пальцы сжать, потом разжать

Руки вниз и так стоять

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Работа над текстом сказки:

– А сейчас, дети, мы проверим, кто внимательно слушал сказку. За каждый правильный ответ вы будете получать от меня яблочко из этой сказки. Но давайте договоримся, что я принимаю ответ только с поднятой руки.

А) как называется русская народная сказка, которую я вам прочитала?

Б) с каких слов начинается сказка?

В) кто и как помогал Хаврошечке?

Г) кто и как следил за девушкой?

Д) какими словами закончилась сказка?

Оценка детских ответов по содержанию произведения:

– Молодцы, ребята! Как хорошо вы слушали сказку, запомнили её. Ну, а мы дальше продолжаем собирать яблочки.

– Ребята, скажите, пожалуйста, как можно сказать о человеке, который любит трудиться? (трудолюбивый).

(За каждый правильный ответ даю ребенку жетон – яблочко).

Оценка деятельности детей:

– Сегодня, ребята, вы отгадывали загадку. Отгадали её правильно. Назвали домашних животных и верно соотнесли картинки. Мне очень приятно, что вы внимательно слушали сказку, запомнили её и правильно отвечали на все мои вопросы. А теперь давайте попрощаемся с нашей сказкой. (Дети встают из-за столов и задвигают за собой стулья).

Русская народная сказка «Хаврошечка»

(в обработке Толстого Алексея Николаевича)

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.

– Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне ведено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ:

– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано и побелено, и в трубы покатано.Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечкеёще больше работы задаст.

Хаврошечка опять придёт к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке. Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает: – Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку:

– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.

Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошенька баюкает: – Спи, глазок, спи, другой!

Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.

Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь – Триглазку, а сироте ещё больше работы задала.

Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поёт: – Спи, глазок, спи, другой!

А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу. – Режь рябую корову! Старик и так и сяк: – Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая! – Режь, да и только!

Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про то опознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит: – Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:

– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.

И выросла из них яблонька, да какая! – яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.

Много ли времени прошло, мало ли, – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...