Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в диагностико-коррекционных группах
Сложность психологической структуры задержки психического развития в дошкольном возрасте обусловливает широту спектра задач коррекционной работы с детьми. Успешность усвоения программы зависит от того, насколько эффективным окажется коррекционно-развивающее воздействие. До настоящего времени в предлагаемых вариантах программ основное внимание уделяется образовательным задачам. На наш взгляд, следует прежде всего сформировать психологические механизмы для усвоения знаний, психологический базис для развития мышления и речи, создать условия для формирования возрастных новообразований в психике. На каждом этапе работы с ребенком, дефектолог должен видеть перспективу развития каждого воспитанника, выстроить психолого-педагогический прогноз. Педагог должен уметь отобрать и совместить образовательные, коррекционные и развивающие задачи. Эффективность системы коррекционно-педагогического воздействия во многом зависит от четкой организации жизни и деятельности детей в период их пребывания в детском саду. Следует помнить о значительной нервно-психической нагрузке, которую желательно равномерно распределить в течение дня. Необходима преемственность в работе всех педагогов, работающих с детьми. Ведущим специалистом, осуществляющим коррекционную работу, является учитель-дефектолог, имеющий высшее дефектологическое образование. На каждую специальную группу утверждается одна ставка. Помимо этого, в каждой группе работают два воспитателя, имеющие среднее или высшее педагогическое образование. Желательно, чтобы воспитатели получили подготовку на курсах повышения квалификации. В дошкольных учреждениях г. Москвы предусматривается, помимо ставки учителя-дефектолога, дополнительная ставка учителя-логопеда на каждую группу. Дефектолог работает ежедневно с 9.00 до 13.00 часов. В учебно-воспитательных учреждениях (классах, группах) для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, ставка заработной платы учителя-дефектолога и учителя-логопеда выплачивается за 20 часов преподавательской работы в неделю, а воспитателя указанных учреждений (классов, групп) — за 25 часов педагогической работы в неделю (Письмо Министерства образования РФ от 04.02.92 г. М22-ШТ). Целесообразно один день в неделю организовать работу дефектолога во второй половине дня (с 15.00 до 19.00 часов) для того, чтобы родители могли присутствовать на занятиях и получать индивидуальные консультации. Если с группой работает учитель-логопед, то его работу целесообразно вынести во вторую половину дня, а один раз в неделю организовать в утренний отрезок времени (в тот день, когда дефектолог работает во вторую смену). При такой организации работы нагрузка на детей будет распределяться равномерно. Режим дня и сетка занятий дефектолога и воспитателя строятся с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей детей группы, а также решаемых задач коррекционно-развивающего обучения. Дети с ЗПР не могут овладеть учебным материалом на фронтальных занятиях. Поэтому целесообразно делить группу на две подгруппы с учетом уровня психического развития и сформированности запаса знаний. Детей, слабо усваивающих программу, отличающихся резким снижением работоспособности, можно не включать в подгруппы и на начальных этапах обучения работать с ними индивидуально. Дефектолог проводит с детьми занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, обучению грамоте и формированию элементарных математических представлений. Воспитатель и дефектолог проводят занятия параллельно, занимаясь каждый день с первой подгруппой детей с 9.00 до 9.20, а с 9.30 до 9.50-со второй. С 10.00 до 13.00 дефектолог проводит индивидуальную работу с детьми, а остальные дети с воспитателем находятся на прогулке до подготовки к обеду. Во второй половине дня с детьми занимается логопед, проводит индивидуально-подгрупповые занятия. Воспитатель в вечерний отрезок времени осуществляет индивидуальную работу по заданиям дефектолога и логопеда: работает над развитием внимания, памяти, восприятия, мышления, фонематического слуха, а также закрепляет умения и навыки детей, связанные с усвоением учебной программы. В вечерний отрезок времени с детьми могут проводиться музыкальные либо физкультурные занятия и занятия коррекционной ритмикой. Необходимо помнить о том, какая нагрузка приходится на нервную систему детей. Режим дня должен быть выверен и очень точно соблюдаться. Следует принять меры по предупреждению гиподинамии. Учебное содержание нужно включать разнообразные формы: игры, досуги, двигательные упражнения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 200. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |