Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ малоимущих семей в Российской Федерации




Актуальность

Все больше и больше семей на вопрос о своих доходах пытаются не дать никакого ответа, потому что уровень их заработка очень низок. Граждане не могут позволить себе всех благ, а большую часть своей заработной платы тратят на питание, хоть и на ней тоже экономят. В итоге, расходы большей части граждан в нашей стране составляют расходы на питание и на жилье, а потратиться «на себя» и на лучшую жизнь обычно возможности нет. И это реальная картина нынешнего общества. Очевидно, что к хорошему она не приведет. Так как же улучшить жизнь граждан и сделать их жизнь более светлой, а блага более доступными?

 

Задачи

1) раскрыть факторы, влияющие на формирование социальной защиты малоимущих семей в России;

2)рассмотреть такую категорию населения, как малоимущие;

3) выявить и проанализировать актуальные проблемы, препятствующие эффективной государственной поддержке малоимущих семей;

4) определить эффективные в развитии поддержки малоимущих семей.

Анализ нормативно – правовой документации по категории малоимущих граждан в Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации  Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства Российской Федерации и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, вкоторый поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

Доходы, полученные семьей или одиноко проживающим гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяются как стоимость этих товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, установленном статьей 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления членов семьи или одиноко проживающего гражданина.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственной социальной помощи" Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признаннымпострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Анализ малоимущих семей в Российской Федерации

Уровень дохода – это главный показатель уровня жизни человека. И его счастье напрямую связано с тем, какую зарплату он получает и с тем, как помогает ему государство. По данным Росстата, на 2015 год в России 19,1 млн человек, чьи денежные доходы оказались ниже величины прожиточного минимума, а это, нужно заметить, целых 13,3 процента! Соответственно, почти у двадцати миллионов граждан России доход составил меньше 9701 рублей. Как можно выжить на такие деньги?

 

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

Дефицит денежного дохода:

Величина прожиточного минимума1) рублей в месяц; до 1998 г. – тыс. руб.

млн. человек в процентах от общей численности населения млрд. руб. (до 1998 г. - трлн. руб.) в процентах от общего объема денежных доходов населения
2012 15,4 10,7 370,5 0,9 6510
2013 15,5 10,8 417,9 0,9 7306
2014 16,1 11,2 478,6 1,0 8050
2015 19,12) 13,32) 684.92) 1,32) 9701

 

Тогда как среднедушевой доход за 2015 год, по данным Росстата, составил 30224,5 рублей в месяц.

Видя таблицу, можно заметить, что уровень малоимущих стремительно растет. За 3 года число малообеспеченных граждан увеличилось на 2,6 процентов, а это высокий показатель.

Следует разобраться в том, какие же льготы предоставляются на сегодняшний день малоимущим гражданам. Эта помощь государства осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Выражается она, как правило, в виде денежного обеспечения, но может так же предоставляться в виде продуктов или одежды, медикоментов.

1. Единовременная помощь женщинам из малообеспеченных семей предоставляется беременным, кормящим женщинам, либо тем, кто воспитывает детей в неполной семье. Пособие, которое выплачивается при условии, что женщина встала на учет в женскую консультацию до 12 недель беременности. Оно составляет 581 рубль. Но время от времени, эта сумма индексируется. Декретное пособие для безработных составляет 543 рубля. Оно выплачивается в тех случаях, если организация обанкротилась или ее ликвидировали, если закрылась фирма, предоставлявшей услуги адвоката, нотариуса, закрылось ИП физическим лицом либо прекращает деятельность компания, которой требуется лицензия на осуществление профдеятельности. Единовременное пособие мамочке при рождении малыша выплачивается независимо от того, которого ребенка по счету она родила. В Санкт-Петербурге и Москве ее размер составляет 15,5 тыс. руб.. Беременной супруге военнослужащего, которая находится на третьем триместре, положена выплата, размер которой составит 24,5 тыс. руб.. На тех деток, которые находятся под опекой, выплачивается родителю сумма в размере 15,5 тыс. руб. Следует заметить, что эта сумма является так называемой зарплатой родителя.

2. Также гражданам положена ежемесячная помощь семьям, в которых имеются дети. Декретное пособие для работающих граждан предоставляется только мамам, которые работали. Работодатель обязан заплатить сотруднице ежемесячную сумму в размере установленного среднего заработка. В зависимости от региона это пособие разное. Например, в Санкт-Петербурге денежная выплата составляет 700 рублей, а в Москве чуть больше.

Пособие на ребенка, которому менее 1,5 лет выплачивается одному из родителей в размере 40% от среднего заработка. Но эта сумма не может быть меньше 2908 рублей на первого ребенка, а сумма пособия на второго и следующего ребенка не должна быть менее 5817 руб.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1291, утвержденном 30 ноября 2015 года, размер выплаты на ребенка, возраст которого не более 3 лет– эта сумма прожиточного минимума, которая составляет 9396 рублей. На ребенка военнослужащего, призывника положена также денежная компенсация. Ежемесячно обязаны выплачивать  10,5 тыс. руб. Это пособие предоставляется до момента исполнения ребенку 3 лет. Также, выплата «по потере кормильца» положена на ребенка военнослужащего. Размер ее составляет 2117 руб.

На ребенка, который находится под опекой, должны выплачивать дополнительное пособие, которое приближено  к прожиточному минимуму. В субъектах РФ эта сумма разная.

Выплата на ребенка, возраст которого от 7 до 16 или 18 лет, положена всем малоимущим родителям. На детей выплачивают сумму в размере от 100 рублей до тысячи. Например, в Санкт-Петербурге, эта сумма составляет – 729 руб., а детям военнослужащих и из неполных семей выплачивают 978 руб..

Каждый месяц малообеспеченной семье полагается выплата. Ее размер устанавливается в зависимости от региона, который назначает эту сумму сам.

При оказании материальной или финансовой помощи малоимущимучитывается имущественное положение семьи: это и наличие жилья, и гаража, и различного имущества. Но также учитывается и тип семьи.

 

1. Маргинальная семья. Здесь родители не могут обеспечить достойное воспитание детей, так как родители либо болеют, либо страдают алкоголизмом. Большинство таких семей крайне мало зарабатывают или вообще не работают, употребляют запрещенные вещества – наркотики, алкоголь, у большинства может даже не быть жилья, а если оно и есть, то эти условия, в которых проживает семья, крайне неблагоприятные. Таким семьям можно помочь, лишь убрав сам фактор таких условий.

2. Семья с низким (кризисным) уровнем дохода и уровнем самой жизни. Пары в таких семьях испытывают сложности и в финансовом плане, и в духовном – в отношениях, в воспитании своих детей, образовании их. Этим семьям, конечно же, нужно помогать найти работу и помочь им встать на ноги и прийти к нормальному уровню жизни.

 

3. Благополучная семья. Уровень дохода таких семей одолжен быть на 15-20 % выше среднего. Но к дорогой продукции и к дорогим различным услугам доступа у таких семей нет. Эти семьи стремятся сами решить возникающие проблемы различными способами. И признание их как малоимущих может даже оскорбить.

 

4. Процветающие семьи. Их на данное время очень мало, всего лишь 10%.

У малообеспеченных граждан есть свои особенности: они, в большинстве своем, безынициативны, не активны, они привыкли откладывать все на потом и свою ответственность на других. Также, редко кто ставит перед собой цели, идет вперед и добиваются успеха. Но этих людей можно понять. И нужно понимать. Нужно работать с такими людьми и помогать им, для этого и есть у нас государственная помощь.

Вывод и рекомендации.

Семья – это основа общества, ее главная ячейка. И как же хочется, чтобы каждая семья была счастливой, чтобы у каждого человека была достойная работа, достойный заработок. Неужели, когда-нибудь мы сможем забыть, что такое «малоимущая семья», «малоимущий гражданин»? Наверное, проблема может быть решенной, когда о ней не слышно, когда люди даже не задумывается о ней. Но не тогда, когда правительство говорит, что всеми силами борется с проблемой малоимущих семей, что есть успехи и что все в данной сфере хорошо, но, спросив любого, мы согласия с данной позицией не услышим. Проанализировав положение малоимущих граждан в России, посмотрев современную статистику и изучив, какую помощь оказывает государство малоимущим семьям, можно подготовить следующие рекомендации:

1. Провести мониторинг качества жизни в России. Более детальный и всеобъемлющий.

2. Дать указание социальным работникам активно проявлять участие в жизни малоимущих семей. Нанять больший штат социальных работников и закрепить малоимущих граждан к ним так, чтобы никто не оставался без внимания, как происходит сейчас.

3. Повысить материальную и финансовую помощь малоимущих семей.

4. Регулярно устраивать акции, подарки и благотворительные сборы в поддержку малоимущих граждан.

5. Предоставлять отдельные базы вакансий для малоимущих людей, чтобы они могли легче ориентироваться.

6. Обязать работодателей предоставлять большие льготы малоимущим работникам.

7. Привлекать богатых граждан России к решению проблем малоимущих семей.

Данные рекомендации позволят улучшить качество жизни граждан России, позволит поднять экономику страны и улучшить положение Российской Федерации на мировой арене.

Литература:

1. Правовая база Консультант – плюс http://www.consultant.ru/

2. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

3. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы / Н.Ф. Басов, В.М. Басов, О.Н. Бессонова и др. - М. : Академия, 2005. - 288 с.

4. Зритнева, Е.И. Социология семьи: учеб.пособие для студентов вузов / Е.И. Зритнева. - М.: Владос, 2006. - 152 с.

5. Ловцова, Н.И. Здоровая, благополучная семья - опора государства? Гендерный анализ семейной социальной политики / Н.И. Ловцова // Журнал исследований социальной политики, 2009. - № 3/4.

6. Смирнов, С.Н Социальная политика / С.Н. Смирнов. - М. : ВШЭ, 2007.

7. gu.spb.ru

Приложения

1. Законодательство

Федеральный Закон от 17.07.1999 №178-ФЗ "О государственной социальной помощи"

Федеральный закон от 05.04.2003 №44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчетов среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"

Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

Региональное законодательство:

Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 №728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга"

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 №1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга"

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2008 №1182 "О Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга"

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2012 №595 "О реализации главы 33-2 "Государственная социальная помощь" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга"

Ведомственное законодательство:

Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.07.2012 №146-р "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2012 №595"

Административный регламент:

Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по предоставлению государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Санкт-Петербурге

Административный регламент Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по организации оказания государственной социальной помощи, в том числе малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам

2. Государственная социальная помощь (ГСП) - вид социальной помощи, которая предоставляется в Санкт-Петербурге за счет средств бюджета Санкт-Петербурга малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде социальных пособий. Результат - Принятие решения Администрацией района о предоставлении ГСП (о прекращении предоставления ГСП) либо об отказе в предоставлении ГСП;2); Перечисление денежных средств на счет заявителя. Срок предоставления услуги - не более 30 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми для предоставления государственной услуги документами.

Необходимые документы:

Заявление о предоставлении государственной социальной помощи (ГСП) по форме;

Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность гражданина РФ;

Справка о регистрации по месту жительства (форме №9) — в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства, в части возложенной на жилищные организации, осуществляет не Жилищное агентство района Санкт-Петербурга (ГКУ ЖА) (за исключением документов, выданных на территории Санкт-Петербурга);

Документы, подтверждающие сведения о доходах заявителя и каждого члена семьи, полученных за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления — в случае подачи заявления от имени малоимущей семьи;

Свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма №3) — в случае обращения лиц, имеющих регистрацию по месту пребывания в Санкт-Петербурге;

Справка о неполучении государственной социальной помощи в другом субъекте РФ, в котором заявитель зарегистрирован по месту жительства, — в случае обращения лиц, имеющих регистрацию по месту пребывания в Санкт-Петербурге;

С целью подтверждения причин, по которым заявитель (члены его семьи) имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, в зависимости от каждого конкретного случая, представляются:

трудовая книжка (для неработающих членов семьи трудоспособного возраста и пенсионеров);

справка медицинского учреждения о наличии у ребенка заболевания, препятствующего посещению дошкольного образовательного учреждения — для детей, не посещающих государственные дошкольные образовательные учреждения;

справка медицинского учреждения о нуждаемости члена семьи заявителя в постороннем уходе — для члена семьи, постоянно или временно нуждающегося в постороннем уходе;

справка с места работы о нахождении в отпуске без сохранения заработной платы (копия приказа) — для лиц, оформивших отпуск без сохранения заработной платы с целью ухода за членом семьи;

справка из государственной службы занятости о регистрации в качестве безработного (за исключением документов, выданных на территории Санкт-Петербурга) — для неработающих членов семьи трудоспособного возраста;

справка из органов, осуществляющих назначение и выплату пенсии, о назначении ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 №1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами" (за исключением документов, выданных на территории Санкт-Петербурга);

справка образовательного учреждения о прохождении обучения по очной форме, предоставлении академического отпуска и назначении компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94 №1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан";

документ, подтверждающий допуск лица к вступительным экзаменам в образовательное учреждение;

справка из медицинского учреждения о прохождении амбулаторного лечения;

выписка из истории болезни о прохождении стационарного лечения;

справка из женской консультации о постановке на учет по беременности и сроке беременности при постановке на учет;

справка службы судебных приставов, подтверждающая неисполнение вторым родителем решения суда о взыскании алиментов, соглашения об уплате алиментов.

С целью подтверждения состава семьи, степени родства и (или) свойства членов семьи, совместного проживания и ведения совместного хозяйства представляются:

свидетельство о рождении ребенка (детей) (за исключением документов, выданных на территории Санкт-Петербурга);

решение суда об установлении усыновления ребенка (детей), если данные ребенка (детей) в свидетельстве о рождении при усыновлении (удочерении) не были изменены;

акт органа местного самоуправления об установлении над ребенком (детьми) опеки или попечительства, если заявитель является опекуном (попечителем) ребенка (детей) (за исключением документов, выданных на территории Санкт-Петербурга);

свидетельство о заключении брака (за исключением документов, выданных на территории Санкт-Петербурга);

свидетельство о расторжении брака (за исключением документов, выданных на территории Санкт-Петербурга);

свидетельство о смерти члена семьи заявителя (за исключением документов, выданных на территории Санкт-Петербурга);

решение суда о лишении родительских прав;

справка органов внутренних дел о лице, местонахождение которого неизвестно (за исключением документов, выданных на территории Санкт-Петербурга);

согласие лиц (законных представителей лиц) на обработку их персональных данных — в случае представления заявителем документов и сведений о них.

 

Комментарии:

В случае обращения представителя лица, имеющего право на получение государственной услуги дополнительно представляются:

паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность представителя;

документ, оформленный в соответствии с действующим законодательством, подтверждающий наличие у представителя прав действовать от лица заявителя и определяющий условия и границы реализации права представителя на получение государственной услуги, либо

документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении, решение органа опеки и попечительства об установлении опеки и попечительства);

В качестве документа, удостоверяющего личность, предъявляются:

паспорт гражданина Российской Федерации;

документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации (в случае если заявителями выступают иностранные граждане, беженцы, лица без гражданства), Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в случае если заявителями выступают иностранные граждане, беженцы, лица без гражданства), указами Президента Российской Федерации от 21.12.1996 №1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации", от 14.11.2002 №1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", от 13.04.2011 №444 "О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 19.02.1993 №4528-1 "О беженцах";

временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

иные документы, удостоверяющие личность в соответствии с действующим законодательством;

Должностным лицам запрещено требовать от заявителя:

представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 341.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...