Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Духовно-идеологическое пространство современной России




Особенности идеологии в России:

Отсутствие общенациональной идеологии и общественного согласия относительно базовых ценностей общества.

Чрезвычайное многообразие подходов, идей, мнений…

основными выразителями идеологии являются партийно-политические структуры, программные документы, которых подвергаются значительному изменению, в зависимости от изменения политической конъюнктуры.

Непрерывная борьба за симпатии граждан, которую ведут политические течения нередко ведут к перехвату или заимствованию одними политическим силами идейных установок других. Это в свою очередь приводит к появлению политических идеологий открытого типа, конкурирующих не на основе отражения альтернативных ценностей, а на основе адаптации этих ценностей к своим моделям. Все это приводит к появлению либерального консерватизма, социал– демократического либерализма и т.п. Но все эти идеологии воспринимают парадигму общечеловеческих ценностей – ненасилии гуманизма, равные возможности дл партнерства и т.д.

Данная ситуация в свою очередь осложняет и без того неясную картину идеологической идентификации политических сил. Идеологии, ретранслируемые политическими партиями, в чистом виде не существуют.

Наиболее интенсивная работа по созданию современных политических идеологий ведется на правом фланге политического спектра, в частности, на нивах либерализма и консерватизма. В то время как идеология современных российских либералов практически мало чем отличается от идеологии их западных единоверцев, идеология наших консерваторов весьма отличается от западных аналогов. В целом можно считать, что нынешнее российское общество и элиты деидеологизированы и ориентируются сугубо на экономические и хозяйственные дела. Идеологии либерализма и консерватизма исторически формировались как мировоззрения главным образом имущих классов и их политических сил, а социал-демократическая идеология как мировоззрение преимущественно среднего класса, можно констатировать, что все эти идеологии и политические силы, стоящие за ними, имеют в сегодняшней России слабую базу. По этой причине в ближайшие годы более благоприятные перспективы у нас имеют те идеологии и те политические силы, которые базируются на радикализме. Политические перспективы «либерального» и консервативного» в современной России.Н.М.Сирота, в современном мире ослабевает прежде жесткая привязанность идеологий к строго определенному социальному носителю – группе, слою, классу, государству. Постсоветская Россия столкнулась с кризисом социалистической идеи и разочарованием в либеральной идеологии. После неудачных попыток реформирования российского общества особенно востребованным оказался консерватизм в его различной интерпретации. Об этом свидетельствует появление таких, казалось бы, несовместимых понятий, как «социальный консерватизм», «прогрессивный консерватизм», «демократический консерватизм», «либеральный консерватизм» и т. д. Следовательно, изменяется само содержание, вкладываемое, например, в понятия «либерализм» и «консерватизм», которые нельзя однозначно оценивать по линии «либералы-консерваторы». Создается по сути пограничное пространство, которое можно представить как зону взаимопроникновения либерализма и консерватизма. Синтез консерватизма и либерализма может быть перманентным процессом, в результате получится либо «либеральный консерватизм», либо «консервативный либерализм». Либерализм как идеология и политическая практика доказал свою жизнеспособность. Такие основные принципы либерализма, как свобода личности, неприкосновенность прав человека, правовое государство, парламентская демократия, плюрализм, гражданское общество и некоторые другие стали неотъемлемой частью общечеловеческой политической культуры. Отличительной особенностью современного либерализма является не только признание личной ответственности граждан, но и готовность государства взять на себя некоторую ответственность в том случае, если исчерпаны их возможности. Задачей либерализма всегда являлось формирование изменений со знаком «плюс», что отличает его от консерватизма. Главным обстоятельством, объективно отражающим жизненные силы либерализма, является тот факт, что все страны, достигшие наиболее значительных результатов в своем развитии, использовали либеральные принципы. В то же время идеализация либерализма приводит к игнорированию национальных особенностей, оставляет на «обочине жизни» значительные слои населения, не имеющие по субъективным причинам возможности для достижения желаемых целей. Поэтому необходимо оптимальное сочетание либеральных принципов с уже устоявшимися. В связи с этим возник практический интерес к проблеме российского политического консерватизма, опирающегося на традиции, преемственность, охранительность и стабильность, обеспечивающие постепенное реформирование и исключение крайних мер. Своеобразие русского либерализма определялось прежде всего тем, что он был вынужден проповедовать идеалы Великой Французской революции (свободу, равенство и братство) в условиях абсолютной монархии. Реформизм был обусловлен неприятием революции, поэтому русский либерализм, в силу своеобразия развития России, заключал в себе элемент консерватизма и в той или иной мере проявлял себя как консервативный либерализм, особенно в практической общественно-политической деятельности. Чичерин (хранительный либерализм). Первыми «либералами» в России были цари и т.д. И когда либерализм сформировался как идейно-политическое течение, его представители стремились реализовать свои программы с помощью государства, часто игнорируя слабые структуры гражданского общества. Действия российской государственной власти в начале XXI века подтверждают идеи Б.Н.Чичерина. В послании Президента ФС 2004 г. в качестве главной задачи обозначается создание в стране свободного общества свободных людей. Далее президент констатирует, что «Созидательную энергию, предприимчивость, чувство меры и волю к победе нельзя ввести указом, нельзя импортировать, нельзя позаимствовать». Некоторые российские и зарубежные политологи связывают возможности и будущее либерализма в России с утверждением основных идей русского либерального консерватизма, т.к. в России нет либеральной традиции и общественных условий, благоприятных для развития либерального сознания. Поэтому необходим синтез для соединения экономического либерализма с духовно-культурным консерватизмом. Под консерватизмом понимается политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, главным образом морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. Одна из наиболее влиятельных разновидностей современного консерватизма – неоконсерватизм – находится в плоскости между традиционным консерватизмом и либерализмом. Критика благотворительности государства, которая привела к опасности маргинализации неимущих, поддерживаемых социальным государством. Обстоятельства возникновения современного русского консерватизма подтверждают тот факт, что консерватизм - всегда реакция на радикальные общественные сдвиги. Современный русский консерватизм, или так называемая «третья волна», зародился прежде всего как культурный консерватизм, а с началом либеральных реформ на его основе сформировался политический и экономический консерватизм. Для российских консерваторов жизненно важными ценностями являются равенство, справедливость. Равенство понимается в социалистическом, перераспределительном смысле и заключается не в равенстве возможностей, а в равенстве результатов. Поэтому делается ставка на государственный патернализм как главное орудие распоряжения и распределения материальных и духовных благ. В политическом сознании консервативно настроенных россиян частная собственность связывается не с социальной активностью, ответственностью, стремлением к развитию, а с эксплуатацией. Либерализм в России 1990-х гг. – искаженный либерализм. Либерализм в России невозможен, считают многие, т.к. старое сознание. Поэтому возможен только либеральный консерватизм. Консервативный либерализм тяготеет к осторожным, медленным реформам, соизмеряющим свои шаги с реакцией общества на проводимые преобразования. Взаимопроникновением либеральных и консервативных идей проникнуто президентское Послание ФС 2005 г. В качестве главной задачи определено построение свободного демократического государства + Обращение к сложившимся традициям, общественной нравственности и культуре наполняют консервативным содержанием программный документ. Завершается президентское послание утверждением о том, что Россия станет процветающей лишь тогда, когда успех каждого человека будет зависеть не только от уровня его благосостояния, но и от его порядочности и культуры, что является либерально-консервативным синтезом ежегодного послания. 

 

 

МОЕ ЭССЕ:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...