Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сокращение количества влиятельных лиц – с 2000-го.




Современная политическая элита

Анализируя состав четырех крупных волн - когорт в смене правящей политической элиты: брежневской, горбачевской, ельцинской и путинской - исследователи института социологии Российской академии наук под руководством О. Крыштановской отметили, что последняя лишь на 10% состоит из людей, пришедших к власти при Б.Н. Ельцине.37% ельцинской элиты стали относиться к политической элите еще при Брежневе, 39% - при Горбачеве. Около 70% глав администраций в регионах занимали руководящие посты в прежних поколениях политической элиты.

В составе новой политической элиты России произошли значительные изменения в образовательном, возрастном и профессиональном планах.Так, Правительство и элита в регионах стали моложе почти на десять лет. В то же время парламент постарел на шесть лет, это объясняется лишь искусственным его омоложением в брежневский период. Прекращение квотирования по возрасту освободило высшую законодательную власть страны, как от комсомольцев, так и от квотируемых молодых рабочих и колхозников.

Половина всех лидеров партий, более половины новых бизнесменов, значительная часть депутатов, четверть президентской команды и правительства никогда в прошлом не были в составе номенклатуры. Наиболее традиционным путем рекрутировалась региональная элита, где в конце 1990-х гг. лишь около 20% оказались свободными от номенклатурного прошлого.

Этот этап сближает современную российскую элиту с институционализированными формами воспроизводства и продвижения, характерными для западных элит. Вместе с тем сохранилась преемственность с номенклатурной ротацией кадров. Типичной становится ротационная кадровая схема: "политическая элита - административная элита - бизнес-элита". Она как бы воспроизводит в обратной последовательности прежнюю номенклатурную схему: "хозяйственный руководитель - административный работник - политический руководитель". Указанная особенность, с одной стороны, маргинализирует элиты, а с другой - за счет циркуляции и инфильтрации, повышает степень их корпоративности. В этом отношении новая российская политико-административная элита ближе к номенклатурной, нежели к западному типу политико-административной элиты. Такую систему можно назвать номенклатурно-демократической, поскольку власть фактически не избирается, а распределяется, но в рамках не одного политического центра, а нескольких. Затем идет борьба за перераспределение между несколькими центрами.

Черты российской полит. элиты по сравнению с советсткой:

- Является более открытой, с более высокой степенью циркуляции. Вхождение в ее состав осуществляется на основе меньшего числа формальных критериев и большего учета личных качеств человека. Механизм отбора – выборы.

- В связи с переходом общества к экономике рыночного типа и воссозданием института частной собственности возникла и выделилась в относительно самостоятельную группу экономическая элита

- Монопольное господство прекратилось в связи с процессами демократизации общества, бурного формирования оппозиции. Возникла контрэлита, в состав которой вошли руководители различных демократических движений, партий, представители творческой и научной интеллигенции

- Характер внутриэлитных отношений определяется низкой степенью сплоченности, борьбой между различными политическими силами, иногда идейно противостоящими друг другу

- Степень представительности несколько шире.

Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делится:

1. на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, т.е. - это политическая элита власти;

 2. оппозиционную (т.е. контрэлиту), на высшую, которая принимает значимые для всего государства решения;

 3. среднюю, которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5% населения);

 4. административную - это служащие-управленцы (бюрократия);

 5. а также различают политические элиты в партиях, классах и т.д.

 Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимно влияют и не взаимодействуют друг с другом.

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебных ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер - министра, спинакера парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политической партий, политических фракций в парламенте).

Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных округов.

Административная элита (бюрократическая) - это высший слой государственных служащих чиновничества), знающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления.

Таким образом, элитарность современного общества - это реальность. Устранить же политическую элитарность можно лишь за счет общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа - это скорее привлекательный идеал, утопия, чем реальность.

Формы лидерства.

Образы лидерства. Рассматривая проявления лидерства, следует принять во внимание

(1) характер самого лидера,

(2) свойства его приверженцев, избирателей и всех политических субъектов, взаимодействующих с данным лидером,

(3) взаимосвязь между лидером и этими приверженцами, а также

(4) контекст или конкретную ситуацию, в которых лидерство осуществляется.

 

 Эти четыре момента непосредственно отражены в виде четырех собирательных образов лидерства: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного.

Трансформации лидерства.

Й. Переход к деловитости. Менеджеры.

Отчетливо выраженный в российском обществе запрос на деловые качества политического лидера — это реакция на отсутствие динамизма в жизни России в последние годы правления Б.Ельцина. После Ельцина россияне ждали от руководителя государства активности, решительности, последовательности, деловитости, дееспособности, эффективности, высоких моральных качеств и личностной определенности. Высокие оценки образа В.Путина по всем этим показателям говорят о том, что в этом президенте воплотились (по крайней мере, на момент опроса) те требования, которые предъявляет современное российское общество к национальному лидеру.

Подтверждение: негативная реакция на бездействие Путина после аварии на подлодке «Курск».

С 1990-х, с переходом к демократии. Возникновение множества образов “типичного” политика вместо одного.

Разные политики обращают на себя внимание разными сторонами своего образа (существуют как бы “пакеты качеств”), свидетельствует о размывании в массовом сознании еще недавно доминировавших в нем представлений об универсальном политическом лидере (на подобие Лебедя). Образ политика имеет теперь скорее функциональный характер (“агитатор”, “хозяин”, “интеллектуал” и пр.).

Разные лидеры для разных групп населения.

Сокращение количества влиятельных лиц – с 2000-го.

Сдвиги в политическом сознании прослеживаются и в том, какие политики обращают на себя внимание граждан, признаются ими влиятельными. В середине — конце 1990-х годов это были публичные политики — лидеры фракций и партий, известные имена преимущественно федерального уровня. Но сегодня, как показало проводившееся осенью 2000 г. исследование, из политического поля исчезли почти все известные публичные политики, кроме Президента. В ответах на открытый вопрос о том, кто сейчас имеет влияние в российской политике, опрошенные называли, помимо Президента и премьер-министра, лишь Лужкова, Зюганова.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 128.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...