Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

STATE AND PEOPLE'S SOVEREIGNTY AS THE BASIS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM




Ульянова Кристина Алексеевна

студентка факультета права,

Владимирский филиал РАНХиГС, г. Владимир

e-mail:kristina.ulyanova2020@mail.ru

Ulyanova Kristina A.

Student of  Law Faculty

Vladimir branch of RANEPA, Vladimir

 

СтепановаСветланаСергеевна

магистрант факультета права,

Владимирский филиал РАНХиГС, г. Владимир

e-mail: kristina.ulyanova2020@mail.ru

 

Stepanova Svetlana S.

Master of Law Faculty ,

VladimirbranchofRANEPA, Vladimir

 

научный руководитель: Ушаков Сергей Николаевич

канд.юрид. наук, доцент,

Владимирский филиал РАНХиГС,г. Владимир

e-mail:ushakov13.03.2011@mail.ru

 

Academic supervisor: Ushakov Sergei N.
Candidate of Law Sciences, Associate Professor,
Vladimir Branch of RANEPA, Vladimir

 



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ КАК ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

STATE AND PEOPLE'S SOVEREIGNTY AS THE BASIS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM

Аннотация:В данной статье раскрывается непосредственная взаимосвязь государства, конституционного строя и суверенитета народа. Кроме того, проанализированы существующие точки зрения ученых и дано заключение относительно государственного и народного суверенитета как основ конституционного строя.

Ключевые слова:конституционный строй, основы конституционного строя, государственный суверенитет, народный суверенитет, национальный суверенитет.

Abstract: In this scientific work on the means of studying the legislation and scientific works of scientists, we have studied definitions of key concepts such as: "constitutional system", "the foundations of the constitutional system", "state sovereignty", "people's sovereignty". In addition, the existing views of scientists are analyzed and an opinion is given regarding state and people's sovereignty as the basis of the constitutional system.

Keywords: constitutional system, the foundations of the constitutional system, state sovereignty, people's sovereignty, national sovereignty.

 

В широком смысле под конституционным строем принято понимать разновидность государственного и общественного строя, который основан на принципах народовластия, разделения властей, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью общества, подчинения государства приоритетам и интересам гражданского общества.

Под конституционным строемтакже можно понимать и систему правоотношений, в процессе существования которых происходит реализация суверенитета народа, прав и свобод личности, а также прерогативы органов государственной власти.

В узком смысле конституционный строй можно рассматривать как способ организации государства, который базируется на Конституции и ценностях, которые она защищает[4, с.197].

Другое определение конституционного строя в узком смысле определяет его как систему социальных, экономических и политико-правовых отношений, которые устанавливаются Конституцией и охраняются ей и другими конституционно-правовыми актами государств [2, с.161].

Говоря о данной проблеме, на наш взгляд, также необходимо дать понятие термину «основы конституционного строя». Под основами конституционного строя понимается находящаяся под защитой государства система принципов, которые определяют и регламентируют общественные отношения, являющиеся объектом конституционно-правового регулирования.

В любом государстве конституционный строй, как система отношений, строится на суверенитете, а следовательно необходимо уделить внимание данному институту.

Исследователи чаще всего сходятся во мнении о том, что в науке различаются несколько видов суверенитета:

1. Во-первых, это суверенитет государства, под которым понимается верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере. Суверенитет государства полный и исключительный. И, как одно из важнейших свойств государственной власти, онявляет собой качественный признак государства, который характеризует его политико-правовую сущность;

2. Во-вторых, это национальный суверенитет. Он подразумевает полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, в том числе прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;

3. И, в-третьих, это суверенитет народный, а иначе –полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный Суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

Однако, существует и иная точка зрения, на которую мы и будем опираться в своей работе. Она подразумевает, что существует две взаимосвязанных формы суверенитете: государственный и народный [3, с.2].

По мнению ученых, придерживающихся данной точки зрения, государственный суверенитет подразумевает, что государственная власть, которая основана на суверенной воле народа, независима от кого бы то ни было во внутренних делах и в международных отношениях.

Государственный суверенитет является основой как силы государства, так и возможности его эффективно осуществлять свои функции. Но нельзя допускать, чтобы суверенитет стал платформой для антиправовых действий и политического произвола. У государственного суверенитета можно выделить две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внутренняя сторона – это исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории Внешняя же сторона выражена самостоятельностью и независимостью во внешних делах страны, недопустимостью вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом, когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке. Обращаясь к международному праву, можно отметить, что государство может уступать свои суверенные права межгосударственным организациям.

Если говорить о следующем свойстве государственного суверенитета – единстве государственной власти, то оно выражено в существовании единого органа или системы органов, являющихся в своей совокупности высшей государственной властью.

Юридическим признаком единства государственной власти выступает то, что совокупная компетенция системы органов, которые составляют высшую государственную власть, охватывает все полномочия, которые необходимы для осуществления функций государства, а различные органы, которые принадлежат к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Статья 11 Конституции Российской Федерации гласит, что «в Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов Федерации» [1, cт.11].

Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности Российской Федерации. В то же время, единство является одним из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

Следующим важным свойством суверенитета государственной власти выступает ее независимость. Независимость государственной власти выражается в самостоятельности государства в отношениях с другими государствами.

Независимость и верховенство государственной власти также выражены в:

· универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране;

· прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.);

· наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Суверенитет государства, происходит от народного суверенитета. Что подчеркивается Конституцией Российской Федерации «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ» [1, ст.3].

Кроме тогонародный суверенитет определяет, что лишь народ – основа государственности и источник государственной власти.

Приверженцы данного подхода приходят к мнению, что Конституция РФ закрепляет суверенитет в обеих вышеперечисленных формах. Народный суверенитет отражен в части 1 статьи 3 «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». В части 1 статьи 4 же говорится о государственном суверенитете «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию».

Необходимо также обратить внимание на следующее определение народного суверенитета: Народным суверенитетом в Российской Федерации признается принцип конституционного строя, который характеризует полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Народный суверенитет, также, это обладание народом политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими реальное участие народа в управлении делами общества и государства.

В народном суверенитете выражается юридическая и фактическая принадлежность власти народу. И народ признается единственным источником власти, имеющий исключительное право распоряжаться ей.

Если расценивать суверенитет в аспекте полной и исключительной юрисдикции государственной власти над ее гражданами, то даже в таком ключе нельзя расценивать это как ущемление, ведь речь идет о гражданах России, которые сохраняют по закону весь объем обязанностей перед государством.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что основа конституционного строя демократического общества – суверенитет народа, верховенство его в решении наиболее значимых вопросов государственной и общественной жизни. Однако, не стоит считать, что представительство народа, даже выступая самой важной организационной формой конституционного государства, подразумевает под собой слияние государственной власти и народа. Здесь скорее подразумевается передача народом своего права на осуществление законодательной власти парламенту. Но при этом сохраняется контроль народа за деятельностью парламента и других форм осуществления государственной власти. Народ не отчуждает власть, он лишь передает на срок право на нее. Потому и посягательство на данный институт, также и путем продления полномочий, это посягательство на народный суверенитет, полноту власти народа и его верховенства и должно определяться как присвоение власти. Обновление представительной системы есть право самого народа, которое осуществляется им посредством свободных периодических выборов.

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Архипов А.И. Экономический словарь. – М.: Проспект-Москва, 2013. – 302 c.

3. Вохмянин Д.В. Демократизм как конституционно-правовая универсалия // Пробелы в российском законодательстве. – 2013. – №6.–C. 25-26.

4. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.И. Червонюка. – М.: Юрид. лит., 2002. – 432 с.

© Ульянова К.А., 2017

© Степанова С.С., 2017










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 121.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...