Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные принципы оценки предприятия




 

Процесс оценки бизнеса предприятия базируется на определенных принципах. Эти принципы были сформулированы в результате многолетнего опыта зарубежных оценщиков и являются теоретической базой оценки. Все принципы взаимосвязаны между собой, но условно их можно разделить на несколько категорий.

Принципы, основанные на представлении собственника (пользователя):

- Принцип полезности говорит о том, что предприятие обладает стоимостью лишь в том случае, если оно может быть полезно собственнику (т.е. способно удовлетворять какие-либо потребности собственника).

- Принцип ожидания заключается в том, что стоимость бизнеса предприятия зависит от прибыли, которая может быть получена от использования предприятия в будущем.

- Принцип замещения гласит, что максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретено другое предприятие с эквивалентной полезностью.

Принципы, связанные с эксплуатацией собственности:

- Принцип вклада говорит, что сумма прироста стоимости бизнеса в результате привнесения какого-либо нового фактора (актива) должна быть больше затрат на привнесение этого фактора (актива).

- Принцип остаточной продуктивности приписывает земле, на которой расположено предприятие ту часть дохода от его бизнеса, которая остается после вознаграждения других привлеченных ресурсов - труда, капитала и предпринимательства.

- Принцип предельной производительности говорит, что по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, однако при достижении определенной точки, общая отдача хотя и растет, однако уже замедляющимися темпами, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы.

- Принцип сбалансированности гласит, что максимальный доход от бизнеса предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин всех факторов производства.

Принципы, связанные с рыночной средой:

- Принцип соответствия заключается в том, что для максимизации стоимости бизнеса предприятия, он должен соответствовать требованиям рынка по оснащенности производства, требованиям доходности, градостроительным решениям и т.д.

- Принцип регрессии говорит, что рыночная цена бизнеса предприятия с излишними, с точки зрения рынка, улучшениями, вероятно, не будет отражать его реальную стоимость и затраты на его формирование.

- Принцип прогрессии предполагает возможность увеличения рыночной цены бизнеса предприятия в результате положительного влияния от функционирования объектов, расположенных рядом.

- Принцип конкуренции сводится к следующему: конкуренция ведет к снижению чистых доходов, поэтому при прогнозировании будущих доходов бизнеса предприятия, конкуренцию необходимо учитывать либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо за счет увеличения фактора риска.

- Принцип зависимости от внешней среды достаточно очевиден - политические, экономические, социальные изменения влияют на конъюнктуру рынка, уровень цен и, соответственно, стоимость бизнеса предприятия меняется.

- Принцип изменения - стоимость бизнеса предприятия изменяется с течением времени.

- Принцип экономического разделения: при возможности, имущественные права нужно разделять и соединять таким образом, чтобы увеличить общую стоимость объекта.

3. Российская специфика, особенности оценки Российских предприятий

 

В понимании и применении стоимости предприятия в России выделяются свои особенности. Российская специфика в первую очередь определяется следующими моментами:

1. Многие российские компании, даже будучи формально открытыми акционерными обществами, пока не заинтересованы в том, чтобы их акции были реально размещены на фондовом рынке. Это связано как с тем, что они предпочитают быть достаточно информационно закрытыми, так и с тем, что для своего развития им пока хватает источников самофинансирования инвестиций в сочетании с использованием кредитов от аффилированных с ним банков.

В этих условиях оценка эффективности менеджмента с опорой на изменение наблюдаемой или прогнозируемой рыночной цены акций таких компаний практически невозможна. В то же время при осуществлении достаточно крупных инвестиционных проектов на их начальных стадиях менеджеры испытывают необходимость отчитываться перед акционерами таким образом, чтобы показать им, что временное уменьшение прибылей компании (пока упомянутые проекты не успели дать отдачи, требуя больших затрат) не только закономерно, но и оправдано. Единственным способом продемонстрировать свою эффективность в такие периоды для менеджеров может как раз оказаться попытка представить акционерам свою деятельность с точки зрения концепции управления стоимости предприятия – доказывая акционерам, что в результате успешной реализации проводимых на предприятии инвестиционных проектов «истинная» рыночная стоимость предприятия уже выросла и продолжает расти. Это зачастую действенный метод убедить акционеров согласиться с тем, что еще некоторое время предприятие не будет давать прибылей (из-за продолжения в инвестиционных проектах стадий осуществления крупных капиталовложений), чем доказывать, какие конкретно ожидаемые прибыли в будущем предприятие сможет обеспечивать.

Расчет при этом делается на то, что хотя бы некоторые из крупных акционеров поддержат менеджеров, потому что в качестве резервного для себя варианта они всегда могут планировать выйти из предприятия, самостоятельно – не через фондовый рынок – находя другого стратегического инвестора, готового приобрести у них пакет акций. Конечно, для них тогда аргумент о возрастании возможной договорной (на основе представляемой менеджерами оценки бизнеса) цены за продаваемый пакет акций будет весьма действенным.

Замеченное становится еще более актуальным, если учесть, что для России сегодня пока еще характерна частая смена стратегических инвесторов (крупных акционеров) предприятий в силу продолжающихся «переделов собственности». Однако тот же эффект возникает вследствие интенсивных слияний в процессе активного выстраивания новых промышленных групп, обеспечивающих выпуск продукции, которая в России пока не производилась, но осваивается по инициативе приходящего в страну иностранного капитала.

2. В силу отсутствия в России развитого фондового рынка (достаточно объемного, с низкими издержками трансакций, надежными и быстрыми механизмами передачи прав собственности на акции в процессе внесения изменений в соответствующие реестры акционеров) в стране быстро развивается специфический рынок купли–продажи имущественных комплексов. В свете этого достаточно реальной альтернативой продаже крупных пакетов акций как способу выхода из предприятия становится выделение из развившегося бизнеса локальных бизнесов (по производству и/или сбыту части продукции) и продажа всех активов выделенного предприятия.

Управление стоимостью предприятия тогда превращается в управление стоимостью не акций компании, а ее имущественного комплекса, понятого как совокупность всех материальных и нематериальных активов, обеспечивающих выпуск и сбыт соответствующей продукции.

3. Ни для кого не является секретом, что в России процедуры банкротства зачастую также обслуживают рынок купи-продажи имущественных комплексов – с той разницей, что форма «купли–продажи» при этом оказывается специфической: через покупку имущественного комплекса в рамках, как правило, процедуры конкурсного производства, которая форсированно вводится по настоянию кредиторов на предприятии–банкроте.

Ясно, что в этом случае имущественный комплекс будет продаваться по заниженной цене, по как бы «ликвидационной стоимости» — хотя в действительности ценный имущественный комплекс никто не собирался «разукомплектовывать» и распродавать впоследствии по частям; его будут эксплуатировать.

В преддверии подобных ситуаций управление стоимостью действующего предприятия его менеджерами, по сути, осуществляется в интересах какого–либо кредитора, планирующего приобрести имущественный комплекс банкрота по заниженной цене в рамках процедуры конкурсного производства. Максимизация полезности для него будет достигаться именно вследствие того, что он по заниженной цене сможет приобрести максимизированный по своей стоимости бизнес.

Конечно, кратко охарактеризованная здесь схема является приближенной к криминальной, т. к. предполагает, что менеджеры, максимизирующие ценность имущественного комплекса компании накануне ее банкротства для продажи его в действительности в ближайшем будущем по значительно меньшей цене в рамках процедуры конкурсного производства, действуют не в интересах собственников компании, а интересах третьих лиц. Кроме того, в этой схеме будет, как правило, применяться так называемое фиктивное банкротство, под которое компанию будут «подставлять», используя, например, так называемую упрощенную процедуру банкротства.

4. В силу значительной информационной закрытости даже тех российских компаний, акции которых ликвидны, в России сплошь и рядом типичны серьезные недооценки или переоценки фондовым рынком этих компаний. Следовательно, ориентировать управление стоимостью таких предприятий надо не столько на текущую или прогнозную рыночную цену их акций, сколько на максимизацию их оценочной обоснованной рыночной стоимости, по которой все же при желании крупные акционеры смогут продать свои акции, приоткрывая внутреннюю информацию компании для потенциальных покупателей.

Следовательно, нужны более простые, пусть и приблизительные, но более надежно проверяемые методы оценки хотя бы направленности изменений стоимости предприятия, наступающих вследствие действий менеджеров – особенно вследствие принятия ими решений по капиталоемким инвестиционным проектам, а также решений в ходе управления этими проектами.


 

Заключение

 

Определение рыночной стоимости предприятия способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкурентном рынке, даёт реалистическое представление о потенциальных возможностях предприятия. Процесс оценки бизнеса предприятий служит основанием для выработки её стратегии.

Проведение оценки бизнеса предприятия требует использования всего многостороннего комплекса подходов к ней: с точки зрения затрат на создание предприятия, его будущей доходности и цен продажи капитала аналогичных предприятий на рынке. Поэтому выгоднее всего строить бизнес оценочной деятельности, объединяясь с финансовыми менеджерами, аудиторами, экономистами.

При оценке российских предприятий особое значение приобретает дата проведения оценки. Привязка оценки ко времени особенно важна, когда, с одной стороны, рынок перенасыщен собственностью, находящейся в предбанкротном состоянии, и испытывает недостаток инвестиционных ресурсов, с другой стороны. Для российской экономики характерно превышение предложения всех активов, в том числе недвижимости, над платежеспособным спросом. Этот дисбаланс в сторону предложения непосредственно влияет на ожидаемую стоимость предлагаемого к продаже имущества. Цена имущества в условиях сбалансированного рынка не совпадает с ценой в условиях рыночной депрессии. Но владельцев имущества и инвесторов интересует именно реальная цена, которая будет предлагаться на конкретном рынке, в конкретный момент и в конкретных условиях.

Применение сравнительного или рыночного подхода к оценке предприятия в нашей стране ограничено в силу невозможности получить объективную информацию для сравнения.


 

Список используемой литературы

 

1. Абдулаева, Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / Н.А. Абдулаева, Н.А. Колайко. – М.: Экмос, 2016 – 352с.

2. Козырь Ю. Оценка и управление стоимостью компании. // Рынок ценных бумаг. - 2014. - №19.

3. Школьников Д. Особенности оценки российских компаний.//Рынок ценных бумаг. - 2008. - №4.

4. Валдайцев С. В. Управление стоимостью предприятий: общие черты и российская специфика / Финансовый мир. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2012.

5. Ковалева Т.И. Оценка стоимости действующего предприятия с помощью программных средств // Теория и практика управления. - 2014.

6. Барташевич Н.И. Методические подходы к оценке стоимости организаций // [Электронный ресурс] Инновационное развитие экономики.  Режим доступа. - URL: http://dom-khv.ucoz.ru/papka2/2014_metodicheskie_podkhody_ocenki_organizacij.pdf

(Дата обращения: 01.03.2018).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 105.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...