Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение
Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций. Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на: - договоры (сделки); - жалобы, заявления, порождающие юридические последствия. Общие черты этих актов: - носят индивидуально-правовой характер, - направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.
Неофициальная правовая информация Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы: - материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов; - материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.); - материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.); - образцы деловых бумаг; - комментарии законодательства; - научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства. Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет, тем не менее, важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес, как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.
Обзор рынка СПС и способы распространения правовой информации Основным источником правовой информации в настоящее время являются средства массовой информации. Это и традиционные печатные издания (газеты и журналы), и электронные СМИ (компьютерные правовые системы, радио, телевидение). Какой же из этих способов распространения правовой информации более удобен?
История развития компьютерных правовых систем Идея использовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией возникла на Западе еще во второй половине 60-х годов. В то время, вместе с развитием современных технологий и средств телекоммуникаций, в мире впервые стали появляться СПС. Разработка таких систем была обусловлена тем, что уже тогда базы данных позволяли собирать, хранить и систематизировать огромное количество материалов, которое было не под силу обычным библиотекам. В Европе первой электронной картотекой для компьютерного поиска юридической информации стала бельгийская система CREDOC. Она появилась на свет в 1967 г. благодаря совместным усилиям университетов Бельгии и бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк (ИБ) системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с ИБ для получения интересующих данных. Изначально работа была построена таким образом, что пользователю в первую очередь необходимо было обращаться в специальное информационное бюро. И уже из этого бюро приходил ответ, содержащий адресную информацию о законодательных документах. Причем срок ожидания ответа был довольно велик — от двух до восьми дней. Позднее некоторые юридические электронные картотеки начали работать в диалоговом режиме, обладая сетью терминалов в библиотеках, и стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить FINLEX, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике. В настоящее время практически все экономически развитые страны имеют СПС, и, по некоторым оценкам, сейчас в мире насчитывается более 100 подобных систем. В США это - WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, ELITE; в Великобритании - PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии - ITALGUIRE; в Бельгии — CREDOC; в Германии — Система Бундестага, LEXINFORM; в Финляндии - FINLEX; во Франции - IRETIV, CEDIJ.JURISDATA, SINDONI и т.д. Причем в большинстве случаев эти системы носят негосударственный характер. С некоторым запозданием развитие компьютерных СПС началось и в России. В июле 1975 г. руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (известный также как НЦПИ). Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. Однако пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные государственные министерства, ведомства и научные организации. Широкий доступ к информации был исключен. Так продолжалось до начала реформ. Быстрое развитие и распространение СПС в России началось лишь в конце 80-х — начале 90-х годов. Именно тогда появились первые СПС: в 1989 г. - ЮСИС, в 1991 г. - ГАРАНТ, в 1992 г. — Консультант Плюс. В настоящее время в России, как и за рубежом, именно негосударственные СПС играют определяющую роль в правовой информатизации. Так, согласно некоторым оценкам, более 99% пользователей работают с СПС негосударственных компаний. Это связано с тем, что коммерческие фирмы изначально уделяли самое серьезное внимание, во-первых, разработке и совершенствованию программных технологий, способных предоставить максимум возможностей и удобства по поиску и по работе с документами, а во-вторых, — развитию маркетинговых и сервисных структур. Огромные потребности в правовой информации, с одной стороны, и рост уровня и возможностей компьютерных технологий — с другой, привели к все возрастающей популярности компьютерных СПС среди специалистов. Таким образом, работа с СПС становится нормой для специалистов различных уровней.
Обзор рынка СПС в России В настоящее время на рынке СПС работает достаточно много компаний — разработчиков систем и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание СПС. Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании: а) КонсультантПлюс (АО «Консультант Плюс»); б) ГАРАНТ (НПП «Гарант-Сервис»); в) «Кодекс» (Центр компьютерных разработок). В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств это: а) «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ), б) «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ). Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как: а) ЮСИС (фирма «Интралекс»), б) «Референт» (ЗАО «Референт-Сервис»), в) «Юридический Мир» (издательство «Дело и право»), г) «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»), д) системы «1С:Кодекс», «1С:Гарант», «1С:Эталон» (компания «1С»), е) система «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий). Степень распространенности продуктов той или иной компании на российском рынке весьма различна, и в настоящее время абсолютно точно оценить ее не представляется возможным, а данные, иногда публикуемые самими компаниями, могут быть достаточно субъективными. На сегодняшний день сложились следующие стандарты качественного сервиса по обслуживанию СПС: а) бесплатная демонстрация системы в офисе заказчика квалифицированным специалистом; б) гарантии стабильного информационного сопровождения систем (вплоть до возможности ежедневного обновления информации) на компьютере пользователя; в) обучение пользователя и его консультирование в сложных ситуациях; г) техническая поддержка систем на компьютере пользователя; д) возможность заказа отдельных документов, не входящих в комплект поставки для пользователя.
Печатные издания Использование печатных изданий (на бумажных носителях) является традиционным способом распространения правовой информации. Вне всяких сомнений и сегодня СМИ на бумажных носителях не утратили своего значения. Несмотря на то, что компьютерные правовые системы в последние годы распространяются тиражами, роль газет и журналов нельзя недооценивать ни сейчас, ни в обозримом будущем. Причины этого объективны. Во-первых, большая часть пользователей правовой информации, в силу сложившихся привычек и навыков предпочитают воспринимать правовую информацию, воспроизведенную на бумаге. Вместе с тем постепенно число постоянных пользователей ПК растет. Но ожидать полной, стопроцентной переориентации потребителей, предпочитающих бумажные носители, на использование компьютерных СПС в ближайшие годы вряд ли следует. Во-вторых, решение целого ряда задач сегодня, несомненно, более удобно с использованием бумажного варианта документов. Так, детальный одновременный анализ нескольких документов на бумаге, с возможностью делать необходимые пометки в тексте и т.п., далеко не всегда удобно заменить работой на компьютере даже при использовании многооконного интерфейса. В-третьих, высокий темп современной жизни часто накладывает специфические ограничения на время и место работы с правовой информацией. Так, чтение и просмотр разного рода обзоров и иных материалов в транспорте, на отдыхе за городом стали вполне привычными для большинства пользователей. Самое главное, для чего в обозримом будущем, несомненно, будут продолжать использовать бумажные носители, — это официальное опубликование НПА.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 229. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |