Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Склонение имён числительных
Формулировка задания
В одном из выделенных ниже слов (сочетаний слов) допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите выделенное слово правильно.
пара ЦАПЕЛЬ
требуются ТОКАРЯ
БОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ удар
ЗАГЛОХШИЙ мотор
ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ ВОСЬМЬЮ книгами
| Ключ
Правильный ответ: токари. Выписываем это слово без ударения, печатными буквами:токари.
Объяснение материала (45 минут)
Каждая самостоятельная часть речи при образовании форм слов подчиняется определённым правилам. В большинстве случаев эти правила очевидны и не требуют запоминания, но некоторые формы вызывают трудности. В КИМах представлены примеры с распространёнными ошибками в образовании форм имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.
Предложите ученику самостоятельно образовать необходимые грамматические формы слов и сравнить ответ с правильным вариантом, представленным в таблице. В случае затруднения слово и его форма записываются в тетрадь.
Трудные случаи образования форм имён существительных
Именительный падеж множественного числа
-а, -я
| -ы, -и
| борт — борта
вексель — векселя
вензель — вензеля
ворох — вороха
директор — директора
инспектор — инспектора
катер — катера
китель — кителя
кузов — кузова
купол — купола
окорок — окорока
округ — округа
ордер — ордера
паспорт — паспорта
погреб — погреба
профессор — профессора
сторож — сторожа
тенор — тенора
фельдшер — фельдшера
флюгер — флюгера
хутор — хутора
штабель — штабеля
штемпель — штемпеля
шулер — шулера
| бухгалтер — бухгАлтеры
возраст — вОзрасты
грифель — грИфели
грунт — грУнты
диспетчер — диспЕтчеры
договор — договОры
драйвер — дрАйверы
инженер — инженЕры
конструктор — констрУкторы
лектор — лЕкторы
лифт — лИфты
плейер — плЕйеры
порт — пОрты
приговор — приговОры
принтер — прИнтеры
прожектор — прожЕкторы
редактор — редАкторы
ректор — ректоры
свитер — свИтеры
сектор — секторы
склад — склАды
слесарь — слЕсари
торт — тОрты
тренер — тренеры
штаб — штабЫ
штурман — штурманы
|
В некоторых случаях окончания существительных именительного падежа единственного числа служат для разграничения лексического значения слов:
-а, -я
| -ы, -и
| адресА (новосёлов)
векА (средние)
годА (мои)
колЕна (трубы)
корпусА (заводские)
кренделЯ (выводить ногами)
мехА (соболиные)
мужьЯ (и жёны)
образА (святых)
орденА (и медали)
пропускА (временные)
| Адресы (поздравительные)
вЕки (вечные)
гОды (войны)
колЕни (больные)
кОрпусы (часов)
крЕндели (вкусные)
мехИ (кузнечные)
мужИ (учёные)
Образы (литературные)
Ордены (монашеские)
прОпуски (занятий)
|
Родительный падеж множественного числа
-ов, -ев
| нулевое
| Названия национальностей
| бедуинов, казахов, калмыков,киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков,хорватов, якутов
| армян, башкир, болгар, бурят, грузин
| Названия отдельных лиц
| Названия воинских соединений
| (пять) гардемаринов, гренадёров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов
| (эскадрон)гусар, (отряд) гардемарин, гренадёр, драгун, кирасир, улан
| Растительный мир
| абрикосов, ананасов, апельсинов,баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов,помидоров, томатов
| яблок
| Единицы измерения:
| байтов, гектаров, граммов, децибелов,каратов, килограммов, километров
| ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген
| Парные предметы:
| боков, бронхов, джинсов, гольфов,клипсов, носков, рельсов
| ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт
| Названия предметов и явлений:
| браслетов, брелоков,габаритов, купонов, нервов, рельсов
| погонь, мест, окон, стёкол
| Сущ. ср.р. на -це:
| болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев
| блюдец, зеркалец, копытец,одеялец, полотенец, сердец
|
-ей
| нулевое
| Сущ. ж.р. и общ. р. :
| Сущ. ж.р. и общ. р. :
| ведомостЕй, лопастЕй,скоростЕй, четвертЕй,мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей
| вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт
| Сущ. ж.р. на -ия, ья:
| армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий,пародий, плясуний, эскадрилий.ПолынЕй (полынья), статей, судей
| Сущ. ср.р. на -ье:
| гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий,раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий
| Сущ. ср.р. на -ьё :
| ружей, питЕй, но копий
| Сущ. ж.р. на —ня:
| богинь, погонь, тихонь, яблонь;
басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен,тамОжен, черешен;
барышень, боярышень, деревень, кухонь
| · Следует запомнить: солнце — солнц.
Родительный падеж множественного числа существительных, употребляемыхпреимущественно во множественном числе
-ов
| -ей
| нулевое
| вЫборов, дебатов, джИнсов,зАморозков, кулуАров, манЁвров, мУскулов, нАрдов, очИстков, сОтов, чИпсов
| бУдней, дрОвней, кОзней, пельмЕней, Яслей
| зраз, жабр, канИкул, лосИн, макарОн,невзгОд, окОв, сардИн, уз, шорт, шпрот
| · Для некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно: это слова мечта, мольба, башка.
· Слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы множественного числа родительного падежа.
Трудные случаи в образовании степеней сравнения имён прилагательных
Качественные прилагательные
Сравнительная степень
| Простая
| Составная
| · -ее (-ей): сильнее
· -ше: раньше
· -е: реже
| · Более…:более сильный
· Менее…:менее сильный
| Превосходная степень
| Простая
| Составная
| · -айш (ий):строжайший
· -ейш (ий):сильнейший
| · простая сравнительная степень +всего (всех): глубже всех
· наиболее (наименее)…:наиболее качественный
· самый глубокий
|
Относительные и притяжательные прилагательные
У относительных (деревянный, зимний, двойной) и притяжательных (лисий, мамин) прилагательных степени сравнения не образуются.
Очень часто в задании встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее: нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения (наиболее глубочайший, самый наибольший). Но допустима форма самый лучший.
Трудные случаи образования форм числительных
Склонение имён числительных
Собирательные числительные (от 2 до 9)
Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро имеют следующие формы:
Падеж
| Вопрос
| Форма
| И
| сколько?
| шестеро
| Р
| нет скольких?
| шестерых
| Д
| к скольким?
| шестерым
| В
| скольких?
| шестерых
| Т
| сколькими?
| шестерыми
| П
| о скольких?
| о шестерых
| Порядковые числительные
У порядковых числительных склоняется только последнее слово. Например, для числительного 1788одна тысяча семьсот восемьдесят является неизменяемой частью, которая одинаково пишется во всех падежах, и склоняется только восемь, склонение по типу прилагательного.
Падеж
| Вопрос
| Неизменяемая часть
| Мужской род
| И
| какой?
| одна тысяча семьсот восемьдесят
| восьмой
| Р
| какого?
| восьмого
| Д
| какому?
| восьмому
| В
| какой?
| восьмой
| Т
| каким?
| восьмым
| П
| о каком?
| восьмом
| Примечание. В винительном падеже окончание зависит от одушевлённости/неодушевлённости объекта. В мужском роде используется восьмой для неодушевлённых (одна тысяча семьсот восемьдесят восьмой год) и восьмого для одушевлённых (одна тысяча семьсот восемьдесят восьмого посетителя). Во множественном числе используется восьмые для неодушевлённых и восьмых для одушевлённых.
Количественные числительные
Числительные полтора (ж.р. — полуторы) и полторастаимеют только две формы:
Падеж
| Вопрос
| Форма
| И, В
| сколько?
| полтора, полтораста
| Р, Д, Т, П
| скольких?скольким? сколькими?о скольких?
| полутора, полутораста
| Числительные сорок, девяносто, стоимеют только две формы:
Падеж
| Вопрос
| Форма
| И, В
| сколько?
| сорок, девяносто, сто
| Р Д, Т, П
| скольких?скольким? сколькими?о скольких?
| сорока, девяноста, ста
| Числительные пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят при склонении изменяют обе части по образцу существительных третьего склонения (как ночь, мышь), но пишутся в одно слово:
Падеж
| Вопрос
| Форма
| И
| сколько?
| восемьдесят
| Р
| нет скольких?
| восьмидесяти
| Д
| к скольким?
| восьмидесяти
| В
| скольких?
| восемьдесят
| Т
| сколькими?
| восьмьюдесятью
| П
| о скольких?
| о восьмидесяти
| Числительные двести — девятьсот склоняются следующим образом: первая часть как числительное от 1 до 9, вторая— как существительное нота: нет пяти нот — пятисот, пятью нотами— пятьюстами и т.д.
Падеж
| Вопрос
| Форма
| И
| сколько?
| восемьсот
| Р
| нет скольких?
| восьмисот
| Д
| к скольким?
| восьмистам
| В
| скольких?
| восемьсот
| Т
| сколькими?
| восьмьюстами
| П
| о скольких?
| о восьмистах
| Составные количественные числительные
В составном количественном числительном склоняется каждая цифра (слово).
Падеж
| Вопрос
| 1325
| И
| есть что?
| одна тысяча триста двадцать пять рублей
| Р
| нет чего?
| одной тысячи трёхсот двадцати пяти рублей
| Д
| рад чему?
| одной тысяче трёмстам двадцати пяти рублям
| В
| вижу что?
| одну тысячу триста двадцать пять рублей
| Т
| оплачу чем?
| одной тысячей тремястами двадцатью пятью рублями
| П
| думаю о чём?
| об одной тысяче трёхстах двадцати пяти рублях
| | | | |
|