Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I. Методика определения мотивации (Е. Головаха)




Глава 1. Психологическое просвещение по проблеме профессионального самоопределения в 9-11 классах

 

 

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию — система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.

Для выявления склонности человека к определённому роду деятельности, профессии нашли широкое применение специальные тесты, которые зачастую проводятся в старших классах системы среднего образования. Свои тесты проводят центры трудоустройства.

Для эффективного выбора профессии молодежи важно помочь сформировать привычку выбирать и принимать ответственность за все последствия своего выбора, вне зависимости от того удалось их предвидеть заранее, или нет.

Профессиональная ориентация включает в себя:

· Профессиональное просвещение — обеспечение молодёжи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

· Профессиональное воспитание — формирование у молодёжи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

· Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

· Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой[1].

Самоопределение – это самоанализ. И процесс этот длиться всю жизнь. У кого-то темп быстрее, у кого-то медленнее. У одних успешно, у других не очень. Кто-то делает это осознанно, кто-то нет. И суть самоопределения одна – установление человеком собственных особенностей, возможностей и способностей; установление критериев оценивания себя. И от того, насколько хорошо каждый из нас себя знает, зависит наше настоящее и ближайшее будущее.

Каждый из нас индивидуален и неповторим. В нас удивительное сочетание личностных свойств, знание которых позволяет реализовать их с полнотой. И одним из главных путей реализации собственных способностей, реализации себя, является труд, сопровождающий нас на протяжении большей части жизни. От правильного выбора профессии много плюсов. Это занятие делом, У вас есть желание развиваться как специалист и  как личность в целом. Так же, у вас больше возможностей и способностей к карьерному росту, что сказывается на вашем заработке и на личном удовлетворении потребности в самореализации.

Поговорим об идеальной профессии для каждого из нас. Скорее всего, вы знакомы уже с такой диаграммой Венна «хочу-могу-надо»:

ХОЧУ: это то, к чему душа лежит, что нравится, чем хочется заниматься

Если упустить этот критерий- от процесса работы по выбранной специальности человек не будет получать удовольствия.

МОГУ: ответ на вопросы «Смогу ли поступить в ВУЗ на выбранную специальность? Смогут ли родители обеспечить моё поступление и обучение? Хватит ли у меня способностей и умений для освоения желаемой профессии? Могу ли я постоянно совершенствовать её?»

Если упустить этот критерий – можно просто не поступить на выбранную специальность.

НАДО: ознакомление со спросом выбранной профессии на рынке труда и с возможностью трудоустройства. Есть ли перспективы профессии или она скоро исчезнет? Какова оплата?

Если упустить этот критерий - можно не найти работы по специальности или оплата будет не соответствовать потребностям.

Таким образом, если «хочу», «могу», «надо» будут согласованны, то профессиональный выбор будет удачным. Иными словами профессия:

· Интересна и привлекательна для вас

· Соответствует способностям

· Пользуется спросом на рынке труда.

 

Так же, необходимо помнить об основных ошибках при выборе профессии:

• Выбор профессии при исключении хотя бы одного параметра: "хочу", "могу" или "надо".

• Выбор профессии "за компанию", под влиянием товарищей.

• Перенос отношения к человеку ("хороший-плохой"), который является представителем той или иной профессии, на саму профессию.

• Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).

• Незнание положения на рынке труда: какие специальности наиболее востребованны сегодня, а какие будут востребованы в ближайшем будущем, когда вы закончите ВУЗ.

• Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Например, вам нравится профессия ковбоя. Внешне она очень привлекательна и романтична, но это только по фильмам. На самом же деле ковбой - это просто пастух. Поэтому если вы не любите животных и не любите за ними ухаживать, вам лучше выбрать другую профессию.

 

Глава 2. Процедура диагностики профессионального самоопределения учащихся

I. Методика определения мотивации (Е. Головаха)


Методика служит для выявления характера мотивационной направленности кандидата и может быть только дополнением к другим средствам изучения мотивации. Бланк в приложении.

Инструкция. Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.

Профессиональная мотивация Внепрофессиональная мотивация
1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества. 5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.
2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих. 6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими.
3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия.  
4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности.  


Обработка. Если выбранные клиентом суждения оказались в одной колонке, значит, его мотивация носит непротиворечивый характер: он четко знаете, чего хочет, его желания не противоречат друг другу.
Если оба суждения относятся к профессиональной мотивации, значит, в данный момент для клиента актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).
Если оба суждения относятся к внепрофессиональной мотивации, значит, в данный момент для клиента важнее решить вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).
Если выбранные суждения находятся в разных колонках, значит, ваш клиент хочет совместить профессиональные и внепрофесиональные интересы. Это непросто, поскольку они противоречат друг другу.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 1467.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...