Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
V. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
ВОПРОСНИК-ПРОГРАММА по курсу философии– для студентов ГФ ОНПУ
Примечание: Во время экзамена отвечайте на вопрос коротко и четко, не старайтесь, чтобы словам было просторно, а мыслям тесно; пытайтесь обозначить собственную позицию по спорным вопросам. При подготовке, кроме конспекта, используйте учебники, которые издавались последние годы, а также «Хрестоматию по философии» (М., 2003), двухтомник «Мир философии» и другие аналогичные хрестоматии, а также заинтересовавшие вас первоисточники. Рекомендую справочное издание "Философский энциклопедический словарь" (разных лет издания), а также книги по отдельным вопросам, которые вам рекомендованы на занятиях и те, что найдете в библиотеке. Жирным шрифтом и курсивом ниже выделены ключевые слова и термины, которые обязательно знать. Как правило, в справочных изданиях им посвящаются отдельные статьи. I. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. I-1. Что означает слово «философия», как менялся его смысл, какие типы философии существуют теперь? Как и почему возникла философия? Как связаны между собой философия, социология и культурология? I-2. Как ставится исходная философская проблема? Что такое мировоззрение, миропонимание и методология, какие продукты духовной культуры на них ориентированы? Почему ни одна философская проблема до сих пор не «закрыта»? I-3. Опишите функции философии по отношению к науке, искусству и религии. Как эти функции изменяются на разных этапах эволюции Культуры? Что вы знаете о сциентизме и антисциентизме? I-4. Дайте общую характеристику философской метафизики и ее современных форм. На какие принципы опираются различные метафизические концепции (например, марксизма или неотомизма)? I-5. Что вы знаете о современных философско-антропологических концепциях? На какие идеи опираются философия жизни, интуитивизм, феноменология, экзистенциализм, философская герменевтика, философский постмодернизм (одно-два направления – по вашему выбору)? I-6. Как развивалась гносеология и методология науки? Существует ли особая методология гуманитарного познания? Что такое позитивизм и постпозитивизм? Какие методологические вопросы могут возникнуть в работе по вашей будущей специальности? II. ФИЛОСОФСКАЯ МЕТАФИЗИКА. а) ПРИРОДА БЫТИЯ. II-1. Какие понятия являются философскими категориями? Чем философские категории отличаются от других понятий, например, от таких, как «вселенная», «мир», «всё», «культура», «искусство», «государство», «социальная группа»? II-2. Что такое онтология? Нужна ли вам в вашей профессии онтологическая картина бытия? В каких смыслах используют понятие «бытие»? С помощью каких философских категорий описывают природу бытия? II-3. Сформулируйте принцип единства мира так, как вы его понимаете. Какие модификации категорий материального и идеального вам известны? Какие из них используются в предметах, которые вы сейчас изучаете? II-4. В чем вы усматриваете сущность сознания? Как оно развивается? Какова при этом роль языка? В чем суть психофизической проблемы? В каком соотношении находятся естественные и искусственные языки? II-5. Что такое знак, как он связан со значением и смыслом? Всякая ли знаковая система является языком? Являются ли языками система знаков дорожного движения, мимика и жесты животных и человека, музыка, живопись? II-6. В чем суть гипотезы лингвистической относительности? Придется ли вам учитывать эту гипотезу в вашей будущей профессии? В каком смысле о языке можно говорить, что он – «дом бытия»? б) СТРУКТУРА МИРА. II-7. В каких философских категориях отображается структура мира? Что такое реизм, атрибутивизм, реляционизм? «Реист» и «материалист» – это синонимы? II-8. Какие типы отношений вам известны? Что такое «связь»? Сформулируйте принципы всеобщей связи и относительности, покажите их различие на примерах, близких к вашей специальности. II-9. Что такое «система»? Какова последовательность умственных операций в процессе определения объекта как системы. Представьте в виде системы работу культуролога (социального работника, документоведа), художественное произведение, студенческую группу. II-10. Покажите на каком-то одном примере (ближе к специальности) соотношение категорий единичного, общего, содержания, формы, части, целого. В чем суть противостояния номинализма и реализма? Что такое "холизм" и "элементаризм"? в) ПРОБЛЕМЫ ДВИЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ. II-11. Что означают понятия движенияи развития? Каковы критерии их различия? Развиваются ли культура и культурология, социальные группы и социология, документ и документоведение? II-12. В чем суть субстанциональной, реляционной и субъективистской концепций пространства и времени, какова их специфика в естествознании и гуманитарных науках? II-13. Что такое «диалектика»? Как менялся смысл этого слова на протяжении истории философии? Каково значение диалектики как метафизической концепции, как метода и как стиля мышления? На какие принципы опиралась гегелевская диалектика? II-14. В чем смысл концепций детерминизма и индетерминизма? Покажите на каком-либо одном примере суть фатализма, различие категорий причины и действия, необходимости и случайности, возможности, вероятности и действительности. II-15. Определите понятие «закон», опишите его логическую структуру. Чем отличаются законы науки от юридических норм? Нельзя ли сформулировать какие-нибудь законы социологии, культурологии, искусствоведения? II-16. Раскройте смысл категорий качества и количества? Покажите на примере, близком вашей специальности, функциональную взаимозависимость количественных и качественных характеристик. II-17. Что вы знаете про гегелевское учение о противоречии как источник развития? Можно ли сформулировать соответствующий «закон»? Допустимы ли противоречия в ваших собственных рассуждениях? II-18. Можно ли предвидеть тенденции дальнейшего развития? Что такое «отрицание отрицания»? Сопровождается ли развитие упрощением или усложнением объекта? Что такое «реляционный коллáпс»? III. ГНОСЕОЛОГИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. III-1. Что такое знание, чем оно отличается от верыи понимания? Что такое философский скептицизм и агностицизм, каковы их источники? Разрешима ли проблема познаваемости мира? Чего требует принцип фаллибилизма? III-2. В чем смысл проблемы обоснования знания? Что такое эмпиризм и рационализм? Возможно ли нечто третье? Какую роль в обосновании играют деятельность и практика? Какие из изучаемых вами дисциплин эмпирические, а какие – теоретические? III-3. Что такое истина, и что такое правда? Какие из критериев (очевидности, общезначимости, практики, убедительности, когерентности, целостности, референтности, корреспонденции) помогают установить истинность знания, а какие – понимание объекта? Почему свидетель в суде “клянется говорить правду”, а судья “ищет истину”? III-4. Какие методы ориентированы преимущественно на получение знания, а какие – на понимание? В каких случаях вы будете использовать методы наблюдения, сравнения, измерения, эксперимента в вашей будущей работе? Что такое абстрагирование и идеализация? III-5. В чем суть индуктивного метода и методов аналогии и моделирования, как повысить их надежность? Приведите возможные примеры использования этих методов в вашей будущей профессии. III-6. Что такое дедуктивный метод? Действительно ли Шерлок Холмс пользовался дедуктивным методом? В чем суть формализации, зачем ее применяют? Применима ли она в гуманитарных науках? III-7. Что такое системный метод, и чего можно достичь с его помощью в процессе обучения вашей профессии? III-8. Каким путем развивается знание? Приведите примеры факта, проблемы, объяснения, гипотезы, теории, парадигмы из областей изучаемых вами дисциплин. Что значит верифицировать и фальсифицировать гипотезу? IV. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. IV-1. Что такое «общество»? В каких смыслах употребляют слова «природа» и «общество»? Какие проблемы возникают в отношении общества к природе? IV-2. Что такое социальная онтология? Каков теоретический итог понимания общества, культуры? Какие теоретические модели (системы) социальной жизни предпочтительнее для применения в вашей будущей профессии? IV-3. В чем различие принципов историзма и историцизма? Чем отличаются социальные законы от социальных норм? Возможна ли социальная инженерия? IV-4. Как выглядят теоретические модели общества, которые построены по экономическому концепту? Что означают категории «общественно-экономическая формация», «базис и надстройка» в марксизме? IV-5. В каком смысле человека можно представить как “совокупность общественных отношений”? Какие вам известны иные понятия «человек»? Одинаковы ли эти понятия у медика, экономиста, психолога, социолога, культуролога? IV-6. Какие вам известны культурологические модели общества? Что такое «культура» и «цивилизация»? Какую роль в культуре играют идеология, религия, вера, художественное творчество? IV-7. Что Вы знаете о социальных моделях с политическим концептом? Укажите экономические, социологические, психологические особенности тоталитаризма и либерализма. Что такое «гражданское общество»? IV-8. Что представляют собой информационные модели социальной жизни? Каково социальное значение компьютерной революции? Имеет ли она отношение к концепциям ноосферы (В.И. Вернадского, П.Т. де Шардена, Н. Рериха)? IV-9. Возможны ли модели общества с психологическим концептом? В каком соотношении находятся, по вашему мнению, рациональные и внерациональные действия людей в истории? Как это должно учитываться в вашей будущей профессии? IV-10. Как определяются субъекты социально-исторического действия в разных моделях общественной жизни? В какой степени это существенно для определения смысла вашей будущей работы? IV-11. Какие вам известны исторические формы общности людей? Что такое «класс», «этнос», «нация»? Соотнесите термины «нация» и «культура», «нация» и «государство» (на примере Украины). IV-12. Чем понятие «личность» отличается от понятия «человек»? С каким из этих понятий вам предстоит профессионально "работать"? Какие вы можете указать социально значимые типы личности? IV-13. Как соотносятся понятия исторической свободы и необходимости? Можно ли быть свободным в условиях господства законов природы, общества, юридического законодательства? Что вы знаете о проблеме «предопределения»? IV-14. Что такое семья как социальный институт? Зависят ли формы семьи от тех или иных форм культурной жизни? Усматриваете ли вы какую-либо взаимозависимость форм семьи, государства и собственности? IV-15. Является ли общественное сознание простой суммой индивидуальных сознаний? Зависимы ли друг от друга формы общественного сознания? Действительно ли всякая “политика безнравственна”? IV-16. Что такое идеология? Можно ли быть свободным от идеологии? Является ли «идеологически нагруженной» ваша будущая профессия? IV-17. Что такое социальная психология и коллективное бессознательное? Как вы могли бы учитывать в своей работе архетипы коллективного бессознательного и национальные образы мира? V. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. V-1. В философии какого типа личное отношение человека к миру стало основным объектом философского анализа? Станете ли вы учитывать личное отношение человека к событию в своей профессиональной деятельности? V-2 . Какую роль в общественной жизни играют принципыиндивидуализма и коллективизма? Совпадают ли эти понятия с понятиями «эгоизм» и «альтруизм»? Какой из этих принципов соответствует «открытому» обществу? V-3 . Что такое «ценность» как философская категория? Существуют ли ценности объективно? Меняются ли понятия о ценностях исторически? (Оперируйте примерами из истории Украины). V-4 . Как строятся разные модели ценностной типологии личности? Неизбежны ли конфликты между людьми с разной ценностной ориентацией? Что такое толерантность? V-5 . Как люди определяют понятия добра и зла? Одинаковыми ли будут эти понятия при разной ценностной ориентации? Симметричны ли понятия добра и зла? Верна ли поговорка “Нет худа без добра”? V-6 . Соотнесите понятия истины и правды, добра и доброты, гармонии и красотыс типами философского знания. Что имел в виду классик русской литературы, утверждая, что “красота спасет мир”? V-7 . Почему категории надежды, веры и любви обычно выстраивают в один ряд? Связано ли понятие любви с такими категориями, как собственность и власть? V-8 . Что такое власть? Как связаны между собой собственность, ответственность и власть, какие проблемы возникают в этом "треугольнике"? Предполагаете ли вы столкнуться с этими проблемами в своей будущей работе? V-9. Как личную жизнь человека представить в виде системы? Что считать ее концептом, структурой, элементами? Возможна ли жизнь как системотворчество себя самого? V-10. Раскройте содержание проблемы «смысл жизни». В какой философии вопрос о смысле жизни ставится в качестве основного вопроса философии? Разрешима ли эта проблема: а) в онтологическом плане; б) в антропологическом ключе? V-11. Определите понятие личной свободы. Как оно связано с понятиями исторической свободы и необходимости? Что имеют в виду, когда говорят о тяжком “бремени свободы”, о “бегстве от свободы” и т.п.? V-12. Как соотносятся цель и средства ее достижения? Стоит ли будущее счастье человечества “слезы одного ребенка”? Какие, в этом плане, вы ожидаете проблемы в вашей будущей деятельности? V-13. Какие психологическиетипологии личностей социально значимы? На какие типы личностей есть спрос в «открытом» и «закрытом» обществах? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 137. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |