Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соловей - ТЕОРИЯ массовой коммуникации ( 3 шт) - Ослина Юля




ВОПРОС 31. (32 НИЖЕ, Будет указано)

Структурно-функциональный анализ массовой коммуникации в работах представителей американской социологии (Р. Мертон, Г. Лассвелл, П. Лазерсфельд).

ЛИТЕРАТУРА:

Назаров «Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования»

Лазерсфельд, Мертон «МК, массовые вкусы и организационное социальное действие»

Лассуэлл «Структура и функции коммуникации в обществе».

Структурно-функциональный анализ (СФА)– один из принципов систематизации исследования социальных явлений, основанный на расчленении на части и подобного изучения каждой из них.

Общество – социальная система.

Весь СФА строится на выделении в социальной системе структурных составных, и функций, которые они выполняют в соответствии друг с другом.

СФА возник как попытка создания системы для анализа биологической реальности (принцип биологического функционирования в организме).

Методология подхода предполагает, что общество как социальная система состоит из подсистем.
Массовая коммуникация - подсистема социальной системы, выполняющая связующую функцию, поддерживая дееспособность всей системы.

* Связь = коммуникация между всеми подсистемами (поддерживает жизнеспособность системы).

* В зависимости от типа общества, коммуникант выполняет разные функции -> изменение формы общества ->изменение коммуникации.

Типы общества:

1.Традиционное– единство за счет трансляции традиции.

Функция коммуникации – традиция (ценностный образец, социальная связь, организация);

2.Индустриальное – появляется на стадии капиталистического развития. «Массовое общество» -> индивид.

Функция коммуникации – социальная связь, целедостижение, удержание ценностей.

3.Информационное – массовая коммуникация выполняет информационную функцию, функцию развлечения -> «атомизированное общество».

БИХЕВИОРИСТКАЯ МОДЕЛЬ Г. ЛАССУЭЛА

Г. Лассвелл (1902 – 1978) – общество в аналогии с животным миром.

Бихевиористическая модель Иоганнес фон Икскюль

       *Система эффектора                        *Система рецептора

стимул (сигнал)         →          реакция (поведение)

       ↓

                информация

       “каждое животное получает стимул, - пишет Лассуэл, - и научено реагировать на него, а эта реакция всегда ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ!”

       Отправитель и получатель связаны так, что отправитель должен отправить информацию таким образом, чтобы вызвать реакцию.

       Отправитель –контролирующая инстанция (контролер, манипулятор информационного потока);

       Получатель –контролируемая инстанция.

      Отсюда: основная задача массовой коммуникации – выработка стандартизованной реакции -> превращение разнородной аудитории в однородную, гомогенную.

МОДЕЛЬ ЛАЗАРСФЕЛЬДА - МЕРТОНА

       П. Лазарсфельд (1910 - 1976), Р. Мертон (1910 – 2003).

       Массовая коммуникация как социальная система должна выполнять присвоение социального статуса

отправитель -> информация -> получатель

контроль          ↓

↓             «точка зрения власти» на общество

Власть

              (СМИ принадлежит власти)

*власть может легитимировать себя через СМИ

↓     

Стремление сделать общезначимым собственное мнение

 

В индустриальном обществе основная борьба за СМК:

* доминирующая элита         * доминируемая элита

       противоборство элит

Информация = структурирование = «у-молчание»

Цензура власти

При борьбе те, кто хочет власти, начинают говорить о том, о чем власть молчит

Адекватная реакция повышает жизнеспособность и адаптивность властвующей элиты

Отсутствие борьбы приводит к монополизации СМИ

Функции:

    1) функция присвоения статуса(фактам, событиям, актуальность – неакт-ть);

    Функция присвоения статуса наиболее ярко проявляется, когда в ходе рекламы используется рекомендации или заявления "известные людей". Такого рода заявления приводят не только к повышению престижа товара в сознании широких слоев населения, но и отражают престиж говорящего об этом товаре. Посредством этих сообщений большой и влиятельный мир коммерции отмечает данного индивида, в качестве статусной персоны, чье мнение стоит иметь в виду многим. Одним словом, заявления говорящего представляют собой заявление или подтверждение его собственного статуса.

    2) функция укрепления социальных норм (публично закреп. Те – иные нормы, хорошо – плохо определяют СМИ);

    Многие социальные нормы оказываются неудобными и затруднительными. Они препятствуют удовлетворению желаний и потребностей. Поскольку многие индивиды находят нормы обременительными, то существует некоторая мера терпимости при приложении их как к себе самому, так и к другим. Отсюда возникает девиантное поведение и индивидуальная терпимость к его проявлениям. Однако это продолжается только до тех пор, когда индивид не проявляет своих нормативных предпочтений публично. Публичность, усиливающая признание членами группы наблюдающиеся отклонения, требует занятие определенной позиции каждым. Есть два варианта. Либо индивид может отнести себя к нонкомформистам, заявив о непринятии им групповых норм и поставив тем самым себя вне морали группы; либо независимо от своих частных пристрастий он должен выразить поддержку существующим нормам. Таким образом, ликвидируется разрыв между "частными установками" и "общественной моралью".

    3) дисфункция наркотизации (доступность СМИ способствует усыплению аудитории, т.е. люди всё больше времени уделяют потреблению информации и всё меньше реальным социальным действиям).

    Доступность информационных потоков для рядового слушателя или читателя в зачастую способствует их усыплению, наркотизации, нежели активности. Все большая часть времени отводится чтению и прослушиванию и, соответственно, меньшая часть может быть уделена организованному социальному действию. Индивид читает сообщения о проблемах и даже может обсуждать альтернативные варианты действий. Однако все это в значительной мере относится к области интеллектуальной. Тем самым не происходит даже отдаленной активизации организованного социального действия.

ВОПРОС 31 (32)

Соловей - ТЕОРИЯ массовой коммуникации ( 3 шт) - Ослина Юля

Теория МК.

       1) Структурно-функциональный анализ массовой коммуникации в работах представителей американских социологов (Р. Мертон, Гарольд Лассвел, Пол Лазерсфельд)

       Литература:

- Назаров, «Массовая коммуникация и общество»

- П. Лазерсфельд, Р.Мертон «Массовая коммуникация. Массовые вкусы …»

- Лассвел «Структура и функции коммуникации в обществе»

       Современное общество в социологических исследованиях определяют либо как общество массовых коммуникаций, либо как информационное общество, или общество сетевых структур.

       Коммуникация (от лат. – обмен, связь)

       Массовая коммуникация изменяет смысл понятия коммуникация.

       Массовая коммуникация –этосистематическое распределение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на поведение людей.

В 1948 г. – Г. Лассвел создает схему коммуникационного процесса:

 

       Кто? - Что?- Кому? - По какому каналу? - С каким эффектом?

 

       Кто – отправитель сообщения (субъект 1, коммуникатор, адресант)

       Что – текст сообщения

       Кому – получатель сообщения (субъект 2, адресат, реципиент)

       По каким каналам – средства

       С каким эффектом – воздействие сообщения

 

       Г. Лассуэллом выделено три функции коммуникации:

 — обозрение окружающего мира (информационная функция);

— корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество через обратную связь);

— передача культурного начала (познавательно-культурологическая функция).

 

       Идея функционализма реализовалась в структурно-функциональном анализе.

       Структурно-функциональный анализ- это метод использования системных объектов и прежде всего социальных систем, базирующихся на основе выделения в соц. системах структурных составляющих.

       Возник в гуманитарных исследованиях как попытка применения в соц. науках представлений, характерных для биологической реальности. Общество рассматривается по аналогии с природой.

       Общая направленность структурно-функционального анализа - это выделение внутри общества подсистем. (Политическая, экономическая, военная, образовательная и др.)

Средства массовой коммуникации являются структурированным элементом социальной системы, и устанавливают взаимосвязь между подсистемами.

       Способность подсистемы к коммуникации является показателем жизнеспособности социальной системы как некого организма.

       Структурно-функциональный анализ был применен в рамках американской социологии в работах Р. Мертона (1910-2003), П. Лазерсфельда (1910 - 1976), и Г. Лассвела (1902- 1978) к индустриальному обществу.

       Лассвел рассматривал общество по аналогии с животным миром. В системе МК по Г. Лассвелу информация представляет собой хаотичный неструктурированный поток сообщений, который преобразуются в сообщения в точке отправителя.

       Отправитель выполняет функцию контроллера, управляющего информационным потоком.

 

Отправитель- управленец (контроллер).

Получатель – тот, кем управляют.

 

       Получатель – это объект информационного воздействия или пассивный потребитель. Для пассивного потребителя информационное сообщение должно вырабатывать стандартизированную поведенческую реакцию.

 

       Мертон. Своеобразный мостик между общими социологическими тео­риями и прагматическими наблюдениями перебросил Роберт Мертон, предложив так называемые «теории среднего уровня». К ним относится «парадигма функционального анализа», объясняющая, как на основе рассмотрения социальных артефактов (например, типов использования масс-медиа) можно сформулировать концеп­ции, раскрывающие «функции» этих компонентов. Мертон вывел свою теорию функционального анализа путем тщательного анали­за данных исследований в антропологии и социологии. В соответ­ствии с функциональным подходом общество лучше всего рас­сматривать как «систему в равновесии».

       Основная теорема «функционального анализа», по Мертону, гласит: как одно явление может иметь различные функции, так одна и та же функция может выполняться различными явления­ми. Если функция способствует выживанию системы, ее адапта­ции к окружающей среде, то дисфункция дает обратный результат. Мертон утверждает, что, пока функциональные действия пре­обладают, а дисфункциональные сведены до минимума, обще­ство находится «в равновесии», поскольку функциональные действия перевешивают дисфункциональные. Он также выделяет яв­ные функции — следствия, вызванные намеренно и легко наблю­даемые, и латентные — следствия ненамеренные и не так легко наблюдаемые.

       Сторонники этого направления в исследованиях массовой ком­муникации стремились понять, какие конкретные структуры или разновидности содержания медиа функциональны, а какие дис­функциональны.

       Как отмечается, главная проблема функционального анализа состоит в том, что он не позволяет точно сказать о медиа — фун­кциональны они или нет. Как правило, результаты такого анализа узаконивают или обосновывают статус-кво, так как неоднознач­ность некоторых выводов можно преодолеть, просто отметив, что дисфункции уравновешиваются функциями. К примеру, все суще­ствующие виды медиасодержания и выпускающие их каналы вполне можно считать функциональными. В конце концов, ведь если об­щество в буквальном смысле не распадается, значит, оно сбалан­сировано. Если оно сбалансировано, значит, можно сделать вы­вод, что общее влияние таких сил, как медиа, в целом положи­тельно и лишь отчасти отрицательно. Явно негативные эффекты перевешиваются позитивными. Если устранить негативные, исчез­нут и уравновешивающие их положительные эффекты. Исследова­тели обычно довольствовались тем, что указывали на этот баланс, на основании чего делали вывод, что без негативных последствий обойтись нельзя.

К важнейшим функциям массовой коммуникации относятся информационная, интерпретирующая, обеспечивающая преем­ственность господствующей культуры, развлекательная и моби­лизующая людей на активные действия при проведении различ­ных кампаний.

       2) Идеология в системе МК. Концепция идеологии в работах основоположников марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс). Концепция гегемонии Антонио Грамши. Теория «идеологических государственных аппаратов» Л. Альтюссера.

 

Литература:

-Л. Альтюссер «Идеология и идеологические аппараты государства»

- А. Грамши «Тюремные тетради»

- Маркс, Энегельс «Немецкая идеология»

       Идеология – это система идей, лежащих в основе и наполняющих социальную и политическую деятельность.

       Существует два взгляда на идеологию: один сосредоточен на политической сфере деятельности, другой – на совокупности идей, социальных ценностей, представлений, чувств и верований.

       Марксизм (К. Маркс и Ф. Энгельс)

       Идеология – иллюзия эпохи и ложное сознание. Появление идеологии есть результат процесса общественного разделения труда на материальное и духовное производство.       Марксисты считали, что тот, кто знает действительность, ничего не напишет (например, пахарь), а кто напишет, ничего не знает.

       • На смену идеологии должен придти социально-исторический подход.

       • Связь распространения идеологии в обществе с отношениями классов.

       • Тот класс, который имеет материальное положение, творит идеологию. Материальное управляет духовным. Мысли и чувства обычных людей подчинены тем, кто обладает материальными ресурсами, кто представляет господствующий класс (до сих пор многие в своем образе жизни стараются походить на знаменитостей).

       По К. Марксу, совокупность господствующих масс эпохи составляет идеологию. Марксисты полагают: за любой политической борьбой – скрытое столкновение материальных интересов.

       Задача идеологии: объединение людей для решения исторической задачи, соответствующей интересам отдельного класса. Цель революционной борьбы пролетариата – уничтожение частной собственности, что должно привести к исчезновению классов и, соответственно, источника формирования идеологии. После этого для осознания исторических процессов потребуются знания, основанные не на ложном сознании, а на основе научного мировоззрения, «действительной положительной науки».

       К. Маркс и Ф. Энгельс отрицали традиции: “Традиции мертвых поколений тяготеют, как кошмар над умами живых”. Марксисты считали, что все идеологии хороши для определенной исторической эпохи.

Классовая сущность идеологии марксизма –

надстройка (идеология)

------------------------------------------

базис (экономическая структура)

       В экономических отношениях разделение труда привело к появлению двух антагонистических классов:

- эксплуататоры

- эксплуатируемые

       Эксплуататоры имеют доступ к средствам производства (занимают господствующие положение в сфере материального производства) и, соответственно, господствуют в сфере духовного производства / сфере идеологии.

       В сфере идеологии мысли господствующего класса стремятся стать господствующими мыслями эпохи. Господствующий класс стремится выдать свои идеи как идеи всего общества. Эти идеи являются иллюзией эпохи (ложным сознанием)

       Концепция гегемонии Антонио Грамши.

       Представление об идеи господствующего класса развил Антонио Грамши. Концепция гегемонии – идеология, доминирующая внутри общества идея.

       Порождает состояние согласия – подчиняющаяся часть общества добровольно соглашается подчиняться. Это необходимо для поддержания порядка в обществе.

       Согласно Грамши, власть господствующего класса держится не только на насилии, но и на согласии. Механизм власти - не только принуждение, но и убеждение. Овладение собственностью как экономическая основа власти недостаточно - господство собственников тем самым автоматически не гарантируется и стабильная власть не обеспечивается .

       *     Таким образом, государство, какой бы класс ни был господствующим, стоит на двух китах - силе и согласии. Положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия, Грамши называет гегемони­ей . Гегемония - не застывшее, однажды достигнутое состояние, а тонкий и динамичный, непрерывный процесс. При этом «государство является гегемонией, облеченной в броню принуждения». Иными словами, принуждение - лишь броня гораздо более значительного содержания. Более того, гегемония предполагает не просто согласие, но благожелательное (активное) согласие, при котором граждане желают того, что требуется господствующему классу.

       Грамши дает такое определение: «Государство - это вся совокупность практической и теоретической деятельности, посредством которой господствующий класс оправдывает и удерживает свое господство, добиваясь при этом активного согласия руководимых» .

       Власть через СМИ должна поддерживать добровольное согласие в обществе.

Вся политическая борьба является борьбой за СМИ.

       Власть должна иметь оппозицию.

       По Грамши, и установление, и подрыв гегемонии - «молекулярный» процесс. Он протекает не как столкновение классовых сил (Грамши отрицал такие механистические аналогии, которыми полон вульгарный исторический материализм), а как невидимое, малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека.

       Гегемония опирается на «культурное ядро» общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков. Пока это ядро стабильно, в обществе имеется «устойчивая коллективная воля», направленная на сохранение существующего порядка. Подрыв этого «культурного ядра» и разрушение этой коллективной воли - условие революции. Создание этого условия - «молекулярная» агрессия в культурное ядро. Это - не изречение некой истины, которая совершила бы переворот в сознании, какое-то озарение. Это «огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской совокупности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля определенной степени однородности, той степени, которая необходима, чтобы получилось действие, координированное и одновременное во времени и географическом пространстве»










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...