Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос Государственный совет




Она должна была определять судебные права князя, посадника, новгородского наместника, владыки, княжих и вечевых чиновников, судопроизводство, трактовку уголовных преступлений, имущественных прав и их нарушений, различного рода обязательств и права наследства. Новгородская Судная Грамота

Этот памятник дошел до нас фрагментарно в рукописи 1471 года. Судебными правами обладали все органы власти и управления: вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, архиепископ, сотский, староста. Судебными полномочиями наделялись купеческие и цеховые корпорации (братчины). Судебными чинами были дьяки, приставы, « позовники», писцы, межники, подверники и т.д.

Судопроизводство Структурно суд делится на управы. Суд созывался в Новгороде три раза в неделю: по понедельникам, средам и пятницам, а также организовывались выездные заседания по Новгородским городам. Дела в суде должны были решаться в определенный срок и регулярно докладываться архиепископу.

 

17вопрос Главными в «Псковской Судной грамоте» являются такие юридические вопросы как преступление и наказание К преступлениям ПСГ относит причинение ущерба не только частным лицам, но и государству.

Виды преступлений по ПСГ:

преступление против государства (измена)преступление против судебных органов (взятка судье)посягательство на имущество (татьба)преступление против личности (побои и «бой»)

В качестве наказаний в Пскове применялись денежные штрафы и смертная казнь – высшая мера наказания.

 

18вопрос Органы суда и процесс по Псковской Судной грамоте Процесс носил состязательный характер. Роль суда усиливалась: 1. вызов в суд по повестке (позовнице); 2. через судебного исполнителя (позовника) Судебные доказательства: 1. видаки 2. послухи 3. ордалии 4. вещественные доказательства 5. присяга. За клятвопреступление - казнь. 6. Новый вид судебного доказательства - судебный поединок. Поле строго регламентировалось. Орудия: от жердей до мечей. Отказ от поля - проигрыш. 7. Новый вид судебного доказательства - письменные доказательства. Они подразделялись на доски (частные расписки) и записи (официально заверенные документы. 8. Собственное признание не упоминалось. Возникает институт судебного представительства в судебном поединке (пособничество), которым могли пользоваться только женщины, подростки, монахи, старые люди. Разрешенные судом дела пересмотру не подлежали.

 

20вопрос на Руси вХIV-ХV вв. наступает время формирования единого российского государства. В ХIV-ХVП вв. Русь испытывала сильнейшеедавление одновременно с двух сторон — с Востока и Запада. На Востоке на еежизнедеятельность покушалась Золотая Орда, на Западе — молодое иагрессивное Литовское княжество Историки свидетельствуют, что к XIV веку наиболее сильные позиции врусских землях занимают княжества Тверское, Московское и Новгородское.Борьба за захват русских земель долгое время шла, прежде всего, междуТверским и Московским княжествами Сложность этой борьбы состояла в том, чтооба княжества находились в политической зависимости от Золотой Орды.Поэтому успех их политики зависел от того, как они построят свои отношенияс Ордой и смогут использовать ордынских ханов в роли покровителей. Организатором объединения русских земель явилось Московское княжество. Таким образом, Москва рано стала узлом торговых путей, и, вчастности, важным центром торговли хлебом. И это давало большиепреимущества московским князьям, которые, обогащаясь на торговле ипошлинахсиление Московского княжества позволило Дмитрию Донскому поднять знамя открытой борьбы за освобождение страны от татаро- монгольских поработителей

21вопросКласс феодалов и служилое сословие – для XV – XVI вв. – синонимы. Представители этого класса служили на военной, придворной и приказной службе. Высший слой его составляли родовитые боярские фамилии и удельные князья, утратившие самостоятельность и перешедшие на службу к московскому князю. Купечество и посадское население

Уже к XV в. русские города, пострадавшие от ордынского нашествия, восстановили свое былое значение, расстроились и окрепли, в них развивались ремесла и торговля, строились и украшались дворцы и храмы. Городское население, занимавшееся ремеслом и мелкой торговлей, жило на посаде (на улицах и в слободах, чаще всего объединявших специалистов одной профессии – гончаров, сапожников, бронников, золотых дел мастеров и т.д.) и называлось посадским. Оно облагалось тяглом (налогами) в пользу государства, выполняло строительные и военные повинности. Здесь существовали свои ремесленные организации наподобие западных цехов. Крестьяне составляли основную массу жителей Московской Руси. Они издревле делились на две категории: черносошных (или чернотяглых), живших на черных, государственных землях (верховным собственником их был великий князь), и крестьян, живших в вотчинах и поместьях бояр, дворян, церковных феодалов. Черносошные крестьяне, как и черные посадские люди, жили общиной, которая владела землями и на основе круговой поруки осуществляла платежи в казну.

22вопросВ первом общероссийском Судебнике 1497 г. нашли применение нормы Русской Правды, обычного права, судебной практики, литовского законодательства. Главная цель Судебника – распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного государства, ликвидация правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей. Судебник стал «инструкцией» для организации судебного процесса.В Судебнике 1550 г. («царском») закрепляется сословный принцип наказания и одновременно расширяется круг субъектов преступления – включаются холопы.
Преступление – не только нанесение материального или морального ущерба, но и «обида»; это нарушение установленных норм, предписаний, воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами государства.
Практика выработала своеобразную форму судебного процесса – «облихование»: если подозреваемого обвиняли в том, что он «ведомо лихой человек», этого было достаточно для применения к нему пытки.Система наказаний по судебникам усложняется, формируются новые цели наказания – устрашение и изоляция преступника.
Цель властей – демонстрация их всесилия над обвиняемым, над его душой и телом. Высшая мера наказания – смертная казнь, которая могла быть отменена помилованием государя.
Телесные наказания – основной или дополнительный вид. В качестве дополнительных наказаний часто применялись штрафы и денежные взыскания.

25вопрос Деление преступлений в судебниках приобретает подобие некоей сис­темы. На первом месте стоят политические преступления. Судебники (ст. 9 1-го и ст. 61 2-го) квалифицируют их как антигосударственные, требую­щие применения смертной казниНа второе место можно поставить должностные преступления. Судеб­ники вводят запрет на взяточничество, мздоимство, злоупотребления вла­стью, неправый суд и пр. Уже Судебник Ивана III (ст. 19) провозглашает возможность отмены решения «неправого суда» боярина и дьяка, не уста­навливая, однако, никаких репрессивных мер за него. Ст. 33–34 запре­щают недельщику (судебному лицу) просить и брать «посулы» – взятки. К имущественным преступлениям относятся кражи (татьба), разде­ляемые уже 1-м Судебником на простые и квалифицированные. Большое место в судебниках занимает охрана прав собственности. Преступления против личности чаще всего сопряжены с имуществен­ными (разбой, грабеж). Это убийство (душегубство), ябедничество (злостная клевета)

26вопрос Сословно-представительная монархия — форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты. В России сословно-представительная монархия возникла в XVI веке в период правления Ивана IV Грозного, на фоне других прогрессивных реформ этого политического деятеля в области права и государственного правления. Началом существования данной формы правления в России можно считать созыв Земского Собора 1549 года[1], хотя первый случай созыва совета с участием различных сословий впервые упоминается под 1211 годом в связи с вопросом о престолонаследии в Владимиро-Суздальском княжестве 27вопросВ середине XVI в. была отменена система кормлений. Наместники и волостели, направляемые из Москвы, за выполнение административных и судебных функций должны были получать «корм». Но они злоупотребляли своим положением. С 50-х гг. население само стало выбирать губных старост (в местах с преобладанием феодального землевладения), земских старост (в городах и черносошных волостях), целовальников и голов (сборщиков различных налогов и сборов), дьяков, подьячих, сторожей и других должностных лиц в губных и земских избах, включая палачей. Выбираемые населением десятские, сотские помогали старостам в борьбе с разбоями, следили за порядком. Органы местного управления действовали под контролем приказов
Порядок обязательной дворянской службы («по отечеству», по происхождению) определялся Уложением о службе 1556 г. С определенного количества земли дворянин выходил «конец, люден и оружен», а князья и бояре могли сами не служить, но выставляли воинов. «По прибору» (но набору) служили стрельцы, казаки, пушкари, воротники, казенные кузнецы и др а также иностранцы. В московском войске появились «служилые инородцы» -татары, калмыки, башкиры. Стрельцы, другие воины селились в городах и на границе, получали освобождение от налогов, землю и небольшое жалованье. На время походов отменялось местничество, т. е. порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности. В армии стали широко использоваться огнестрельное оружие, пушки, появилось военно-инженерное
Правление Ивана IV отличает стремление к самодержавию, к всевластию жестким методам управления.

28вопросЗе́мский собо́р на Руси с середины XVI до конца XVII века — собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.Земский собор существовал в условиях сословно-представительной монархии. Последним земским собором принято считать собрание, состоявшееся в 1683—1684 годы по вопросу о «вечном мире» с Польшей[1]. В 1549 году Иван IV созвал «Собор примирения» (возможно, царя с боярами или примирение между представителями различных сословия между собой); впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным — «освященным»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»). Собор 1549 г. продолжался два дня, он был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады» История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 г. Соборы, созываемые царской властью —данный период продолжается вплоть до 1584 г.2. Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584—1610 гг). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, зачастую становились орудием враждебных России сил.3. 1610—1613 гг. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики, принимающий Соборное уложение.

29вопрос Стоглав — сборник решений Стоглавого собора 1551 года; состоит из 100 глав. Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение, царское и святительское уложение (гл. 99). Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом. В двух главах (5 и 41) содержатся царские вопросы, которые должны были обсуждать все участники Собора. Для составления вопросов царь привлек лиц из своего окружения, прежде всего членов «Избранной рады». Двое из них имели духовный сан (митрополит Макарий и протопоп Сильвестр), и поэтому их роль была значительна. Главы с 6 по 40 содержат ответы на некоторые из первых 37 вопросов царя. Продолжение ответов содержится в 42-й и последующих главах.

30вопросСобо́рное уложе́ние 1649 года — свод законов Московского государства, памятник русского права XVII века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи (см. раздел «Развитие Уложения»).Соборное уложение было принято на Земском соборе 1649 года и действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод Законов Российской империи.Соборное уложение состоит из 25 глав, регулирующих различные области жизни. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с княземН. И. Одоевским. В неё вошли князь С. В. Прозоров, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и два дьяка — Гаврила Леонтьев и Фёдор Грибоедов. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября. Источниками Соборного Уложения было как русское, так и зарубежное законодательство.Указные книги приказов — в них с момента возникновения того или иного приказа фиксировалось текущее законодательство по конкретным вопросам.Судебник 1497 года и Судебник 1550 года.Литовский статут 1588 года — был использован, как образец юридической техники (формулировки, построение фраз,рубрикация).

31вопросПо Соборному Уложению 1649 г. крестьянин окончательно был превращен в собственность владельца, который мог распоряжаться трудом, имуществом, самой личностью крестьянина и даже его семьей (ст. 18 гл. 11).При изучении правового положения крестьян нужно иметь в виду, что Уложение, не вмешиваясь во многие отношения феодалов с крестьянами, оставляет полный простор для произвола вотчинников и помещиков. Так, например, в Уложении нет норм, регламентировавших размер крестьянских повинностей. Соборное Уложение сохраняет деление холопов на полных, докладных, старинных и кабальных, отличавшихся степенью зависимости. Все холопы, кроме кабальных, были «крепки» своим господам .в течение всей жизни и с семьей переходили по наследству родственникам умершего холоповладельца.Основным источником пополнения кабальных холопов были незакрепощенные элементы общества. В статьях 7, 8, 16, 25 гл. 20 говорится этом. Купленные татары также пополняли холопов. Соборное Уложение 1649 г. впервые в истории русского феодального законодательства посвятило посаду и посадским людям специальную главу 19. Они платили в пользу государя оброк с дворов, лавок, которыми владели, и несли ряд других повинностей, выражавшихся в постройке городских укреплений в предоставлении лошадей для гоньбыСоборное Уложение урегулировало правовое положение посадского населения и прежде всего прикрепило его к данному посаду.Соборное Уложение 1649 г., выполняя требования дворянства, специально ввело гл. 11 «Суд о крестьянах», в которой были отменены урочные лета, сыск беглых крестьян стал бессрочным. Статьи 1, 2 гл. 11 гласили, что бежавший крестьянин разыскивался в течение всей жизни и возвращался вместе с детьми. За прием беглых устанавливалась санкция по 10 руб. в год за каждого крестьянина в пользу истца.

32вопросЗакон о прикреплении Уложение распространяет на все категории крестьян и бобылей. Оно делит крестьян на две крупные разновидности: крестьяне государевы — дворцовые и черносошныКрепостное право включало в себя две формы прикрепления непосредственного производителя: прикрепление к земле — к феодальному владению и прикрепление к личности феодала — к вотчиннику и помещику. Это отражено в Уложении 1649 г. Крестьянин выступает в нем как органическая принадлежность поместья и вотчины независимо от личности владельца. Это видно из запрета с Уложением 1649 г. связано установление постоянной наследственной и потомственной крепостной зависимости крестьян, включая их семьи, а также прямых и боковых родственников. В силу этого были отменены урочные годы сыска беглых. Сыск становился бессрочным.переводить крестьян из поместий в вотчины даже в пределах одного владения. Стоя на позициях охраны поместного землевладения и мотивируя запрет перевода крестьян опасением, что в противном случае поместья могут запустеть, законодатель исходил из принципа прикрепления крестьян к земле, а потому и распространял запрет перевода на тех крестьян, которые записаны в книгах за поместьями.

33вопросВ Уложении уточнено понятие “преступления” как противление царской власти и правопорядку, установленного государством, и даны стадии преступления: умысел, покушение на преступление и совершение преступления. Впервые в истории русского законодательства дана классификация преступления (антигосударственные, против церкви, уголовные, гражданские правонарушения) Необходимость выяснять форму вины предписывалась уже в судебных актах XVI века. Более строгие наказания влекли либо особый статус преступника (“ведомо лихой человек”), либо особые обстоятельства деяния (насилие и хитрость при совершении преступления). убъектами преступления могли быть как отдельные лица, так и группы лиц. Закон разделяет на главных и второстепенныхСубъективная сторона преступления обуславливалась степенью вины: Уложение знает деление преступлений на умышленные, неосторожные и случайные.

34вопросЦели наказания по Соборному Уложению различны. Во-первых, не чужды цели, которыми руководствовалась власть времен Русской Правды - это возмездие и имущественные выгоды. Принцип наказания, который присущ Уложению 1649 г. с большою основательностью есть возмездие, внешнее или материальное, т.е. воспроизведения в состав наказания состава преступления, или лишение преступника того блага, которого он лишил другого. Вторая цель наказания, унаследованная из Русской Правды это имущественные выгоды. Сюда нужно отнести только те виды наказания, которые избраны и установлены по имущественным соображениям, т.е. пеня, конфискация, ссылка. С большей основательностью указывают на устрашение, как главную цель наказаний по Соборному Уложению: " чтоб иным на то смотря не повадно было так делать"Жена и дети преступника не отвечали за совершенное им деяние. Однако пережитки архаической системы наказаний были еще живы и выразились в сохранении института ответственности третьих лиц: помещик, убивший чужого крестьянина, должен был передать понесшему ущерб помещику другого крестьянина; Система наказания в Уложении весьма жестока: часто встречаются различного вида смертные казни, изувечия и телесные наказания.







ВопросСоборное Уложение 1649 г. уделяло большое внимание вопросам судопроизводства, усиливая ответственность за преступления против суда (ст. 106 гл. 10, ст. 27 гл. 11, ст. 10 гл. 14). Оно предусматривало уголовную ответственность за незаконные действия, направленные против суда, за ложное обвинение судьи в неправильности ведения дела, лжеприсягу. Уложение регламентировало порядок работы судей в приказах и на местах, допускало отвод судей сторонами (ст.,3, 4 гл. 10) до судебного разбирательства.Основанием для возбуждения гражданского дела служила исковая челобитная потерпевшей стороны (ст. 108 гл. 10). Для вызова сторон в суд из приказа выдавались зазывные грамоты. Устанавливался недельный срок для решения дел и взыскания искаВ отличие от Судебника 1497 и Судебника 1550 гг. по Уложению 1649 г. государство полностью брало судебную инициативу в свои руки, установив две формы судебного процесса - состязательный я розыскной. Сыск применялся в основном по политическим преступлениям и когда преступления совершались «лихими людьми». Уложение 1649 г. ввело некоторые ограничения к показанию свидетелей: «нельзя свидетельствовать по слуху» (ст. 172 гл. 10), «нельзя свидетельствовать жене против мужа» (ст. 177 гл. 10). Ценность свидетельских показаний определялась в зависимости от социального положения свидетеля. В делах о татьбе и разбое примирение сторон запрещалось законом

36вопросК концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия. Ее возникновение не произошло сразу же после образования централизованного государства, после установления самодержавного строя. Самодержавие еще не есть абсолютизм. Для последнего требуется целый ряд условий и предпосылок.Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Однако это не единственный признак - сосредоточение власти осуществлялось египетскими фараонами, римскими императорами и диктатурами XX в. И все же это не было абсолютной монархией. Для возникновения последней необходима ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе. В разных странах этот переход происходил в различные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты.Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все признаки были присущи и российскому абсолютизму. сли абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества

38вопросНаиболее распространенные формы в первой четверти XVIII в.:Регламенты (акты учредительного характера) определяли состав,организацию, компетенцию и порядок делопроизводства органов управ-ленияМанифесты. Издавались только монархом и за его подписью и былиобращены ко всему населению и всем учреждениям. В форме манифестовобъявлялось о вступлении монарха на престол, крупных политическихсобытиях и акциях, начале войны или подписании мира.Именные указы. Также издавались и подписывались монархом.В них формулировались решения, адресованные конкретным государст-венным учреждениям или должностным лицам: Сенату, коллегиям, гу-бернаторамУказы. Могли издаваться монархом или от его имени Сенатом и былинацелены на решение конкретного дела или случаяУставы. Сборники, содержавшие нормы, относившиеся к определен-ной сфере государственной деятельности (1716 г. — Воинский устав,1720 г. — Морской устав, 1729 г. — Вексельный устав).

39вопрос Преступлением - являлось общественно-опасное деяние, причинявшее вред государству. Преступления разделялись на умышленные, неосторожные и случайные. . Преступление делилось на статьи: умысел, покушение на преступление. Также вводилось наказание за недонесение о свершившемся правонарушении. Покушение на преступление могло быть оконченным и неоконченным. К смягчающим обстоятельствам относились: состояние аффекта, душевная болезнь, малолетство преступника, служебное рвение, в пылу которого совершено преступление. Неведение и давность, состояние опьянения, прежде бывшее смягчающим вину обстоятельством, стали относиться к отягчающим обстоятельствам

40вопросВо́инский уста́в Петра́ I — военный устав, утверждённый Петром I 30 марта 1716 года приДанциге. Является одним из основных документов, положенных в основу реформ юридической системы Российской империи, проводимых при Петре. Основным принципом системы наказаний Устава было устрашение потенциальных нарушителей примером, для чего были ужесточены многие ранее существовавшие наказания и введены новые[источник не указан 621 день]. В качестве наказаний могло применяться членовредительство. За массовое бегство, самовольный трактат или капитуляцию, сдачу крепости могла быть использована децимация [1].Наказания в Уставе делились на 5 группОбыкновенные телесные наказанияЖестокие телесные наказанияНаказания смертныеЛегкие наказания честиТяжелые наказания чести

41вопрос Около 1700 г. Петр I упразднил Боярскую думу, заменив её Конзилией министров в составе 8–14 (в разные годы) своих ближайших сподвижни­ков. Орган этот назывался ещё Ближней Канцелярией, которая ведала де­лами во время многочисленных отлучек Петра из столицы. В 1711 г. с от­бытием на фронт Петр издал указ об учреждении Правительствующего Сената, 9 членов которого были назначены царем. Им поручалось руко­водство страной в его отсутствие. Чуть позже определились и функции Сената: ведать торговлей, комплектованием армии, сбором налогов, су­дом, установлена строгая процедура обсуждения вопросов и принятия решений (на основе единогласия). Позднее Сенат расширил свой состав: в него стали входить президенты коллегий, с 1722 г. – только основных 4, а также по 2 «комиссара» от каждой губернии.Сенат являлся по сути высшим законодательным, судебным и кон­трольным органом империи Структура и порядок деятельности коллегий регулировались Гене­ральным регламентом 1720 г. — своеобразным уставом гражданской службы. Кроме него были изданы регламенты каждой коллегии. Штаты коллегий были невелики: президент (русский), вице-президент (немец)

42вопрос Дворянство сложилось из разных разрядов служилых людей (бояр, окольничих, дьяков, подьячих, детей боярских и пр.), получило при Петре I наименование шляхетства При Петре I служба дворян с обязательным обучением начиналась с 15 лет и была пожизненной. Итак, основными источниками дворянского сословия в XVIII в. были - рождение и выслуга. К выслуге относились приобретение дворянства через пожалование и индигенат для иностранцевОкончательно оформление сословия мещан произошло в 1785 г. по «Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи» Екатерины II. К этому времени предпринимательский слой в городах заметно "окреп, с целью стимулирования торговли были ликвидированы таможенные заставы и пошлины, монополии и другие ограничения Мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось переводить в крепостное состояние. Они имели право свободного переселения, передвижения и выезда в другие государства, право на свой внутрисословный суд, Крестьян, отнятых у церкви, стали называть экономическими. Но с 1786г. и они стали государственными крестьянами.Частновладельческие (помещичьи) крестьяне вобрали в себя все прежние категории зависимых людей (крепостных, холопов), принадлежавших фабрикам и заводам со времени Петра I В 1797г. из дворцовых крестьян по указу Павла I был образован ещё один разряд – удельных крестьян в крестьянской среде развивались обмен и предпринимательство, появились «капиталистые» люди. Закон разрешил крестьянам торговать, сначала отдельными товарами, затем даже с «заморскими странами»

 

43вопросЦерковная реформа Петра I — мероприятия, осуществлённые Петром I в началеXVIII века, которые кардинально изменили управление Православной Российской Церкви, введя систему, которую некоторые исследователи полагают цезарепапистской.К концу XVII века в Русской Церкви накопилось значительное количество как внутренних проблем, так и проблем, связанных с её положением в обществе и государстве, Привилегии Церкви, вступавшие в конфликт со складывающимся абсолютизмом, заключались в праве землевладения и суда над духовными лицами по всяким делам. Поземельные владения церкви были огромны, население этих земель, в большинстве случаев освобождённых от уплаты податей, было бесполезно для государства его реформы, относящиеся к устройству Российской Церкви. Все они имели в виду:Устранение возможности вырасти русскому папе — «второму государю, самодержцу равносильному или большему», каким мог стать, а в лице патриархов Филарета и Никона до известной степени становился, московский патриарх;Подчинение церкви монарху. На духовенство Пётр смотрел так, что оно «не есть иное государство» и должно, «наравне с другими сословиями», подчиняться общим государственным законам.

44вопрос
Указ о единонаследии (23 МР 1714-9 ДК 1730) - окончательно ликвидировал разницу м.поместьем и вотчиной, объявив их единой недвижимой собственность помещика-дворянина. "Устав о наследии престола" был утверждён 5 ФВ 1722. Поместья и вотчинные земли объявлялись "недвижимой" собственностью. Указ запрещал их продавать и закладывать, а также делить м.наследниками - вся недвижимость передавались одному наследнику (старшему сыну); остальные - сыновья, дочери и вдова - получали движимое имущество. Возможно, главная цель указа состояла в том, чтобы принудить молодых дворян к службе. Указ создавал ситуацию, когда они "принуждены будут хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим". От службы пытались уклониться любыми возможными способами, ногосударство наказывало тех, кто не являлся по призыву. По закону 23 МР 1714уклонившегося от службы лишали имения в пользу доносчика

45вопросОпри́чнина — период в истории России (с 1565 по 1572 год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»).Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию Ивана Грозногои непосредственно осуществлявшие репрессии[1].Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает«особый», «кроме». Опричниной в Московском княжестве называлась «вдовья доля», которую после смерти князя выделяли его вдове

48вопрос Жалованная грамота дворянству 1785, «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21 апреля. Дворянство резко отделялось от др. сословий, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы (провозглашенная в 1762), от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землёй и крепостными крестьянами, они также владели недрами в своих имениях, могли заниматься торговлей и устраивать заводы, дома их были свободны от постоя войск, имения не подлежали конфискации. Дворянство получило право на самоуправление, составило «дворянское общество», органом которого являлось дворянское собрание, созываемое каждые три года в губернии и уезде, избиравшее губернских и уездных предводителей дворянства, судебных заседателей и капитан-исправников, возглавлявших уездную администрацию. Жалованная грамота дворянству 1785 должна была упрочить положение дворянства и закрепить его привилегии. Содействовала большей консолидации господствующего класса. Действие её было распространено также на дворян Прибалтики, Украины, Белоруссии и Дона.

49вопрос Жалованная грамота городам 1785, законодательный акт Екатерины II, изданный 21 апреля. Жалованная грамота городам 1785 учреждала новые выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей. Горожане были поделены на 6 разрядов по имущественным и социальным признакам: «настоящие городские обыватели» - владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы трёх гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; «именитые граждане»; «посадские», т. е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслами или рукоделием. Эти разряды по Жалованная грамота городам 1785 получили основы самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты дворянству. Раз в 3 г. созывалось собрание «градского общества», в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским учреждением была «общая градская дума», состоящая из городского головы и 6 гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты.

50вопрос Документом, определившим направление новой губернской реформы стали "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" (1775 г.). Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу деления был положен чисто количественный критерий - численность населения Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и а разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.


вопрос Государственный совет

Начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. В состав Государственного совета входили все министры, Сенат

Сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организациюСената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, Святейший СинодИзменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора.

 

52вопрос В первой половине 19 века решение целого комплекса социальных вопросов упиралось в проблему отмены крепостного права. Дворянская монополия на владение крепостными подтачивалась. По указу 1841 года крепостных разрешалось иметь только лицам, владевшим населенными имениями. Развитие капиталистических отношений привело к появлению слоя «капиталистых» крестьян, располагавших средствами для выкупа на волю, который, однако, целиком зависел от помещика. В первой половине 19 века в России начали разрабатываться проекты ограничения и отмены крепостного права. В 1808 году было запрещено продавать крепостных на ярмарках, в 1833 году — разлучать членов одного семейства при продаже. Раскрепощение незначительного числа крестьян было произведено на основе законов о свободных хлебопашцах (1803) и временнообязанных крестьянах (1842). Крепостное право было отменено в ходе крестьянской реформы 1861 года. Однако пережитки крепостничества (помещичье землевладение, отработки, чересполосица) сохранились в России вплоть до революции 1917 года.

53вопрос Реформы, произведенные в системе центральных органов власти и управления, сопровождались развернутой кодифи­кацией действующего права. Основные направления работы были намечены в деятельности Уложенной комиссии Екате­рины II. Новые задачи кодификации формулиро­вались следующим образом: а) законы должны утверждаться на «непоколебимых основаниях права»; б) они должны опре­делять все части государственного управления, пределы ком­петенции государственных органов, права и обязанности подданных в соответствии с «духом правления, политичес­ким и естественным положением государства и народным характером»; в) они должны располагаться по строгой систе­ме; г) они должны содержать в себе правила для отправления правосудия. В 1810 г. с учреждением Государственного совета произо­шло новое преобразование комиссии, директором ее был на­значен М.М. Сперанский. Уже в том же году в Государствен­ный совет был внесен подготовительный проект первой части гражданского Уложения, чуть позже — проект второй части. Будучи рецепцией французского законодательства, обе части вызвали решительную критику, но, несмотря на это, в 1812 г. в Государственный совет был внесен проект третьей части Уложения. В период с 1815 по 1821 г. был подготовлен свод указов к двум первым частям гражданского и к уголовному Уложению. Комиссия Розенкампфа, сменившего М.М. Сперанского, под­готовила также первую часть устава гражданского судопрои­зводства и исправила проекты торгового и уголовного Уло­жений.В 1821 г. М.М. Сперанский назначается членом Государст­венного совета и временно управляющим комиссией. Работа над проектами гражданского Уложения возобновилась. В 1823 г. возобновили работу над торговым Уложением, но смерть Александра I прервала работу комиссии.

54вопрос Гражданское право. В первой половине XIX в. законодательство в области гражданского права стало развиваться более интенсивно, что в определенной степени объяснялось усилением темпов развития промышленности и торговли.Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в X томе Свода законов. Значительное внимание уделялось в Своде законов укреплению права собственности. Имущество делилось на недвижимое и движимое. Недвижимое имущество подразделялось на “благоприобретенное” и родовое.

В ст. 262 ч. I т. X Свода законов впервые в русском законодательстве было дано понятие права собственности как права “исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным (имуществом) вечно и потомственно”Договор мены. Запрещалась мена недвижимого имущества, кроме отдельных случаев (например, посадам и городам разрешалось для получения удобного выгона менять казенные земли на помещичьи). Мена движимого имущества не ограничивалась.

Договор купли-продажи мог совершаться как самим собственником, так и другими лицами “по доверенности”. Продавать можно было лишь то имущество, которое принадлежало продавцу на праве собственности

 

55вопрос В Уложении не было четкой грани между понятиями “преступление” и “проступок”. В ст. 4 записано следующее: “Преступлением или проступком признается как самое противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исправительного законом предписано”. Сроки давности устанавливались лишь для преступлений. В Уложении устанавливались формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, обстоятельства, смягчающее или отягчающее вину, устраняющие уголовную ответственность. Уголовная ответственность наступала с 7 лет. Система преступлений по Уложению была более сложной. Вначале традиционно шли преступления против веры. Значительное место уделялось государственным преступлениям. При этом покушение, преступное действие и даже умысел свергнуть императора карались лишением всех прав состояния и смертной казнью. За участие в восстании также полагались лишение всех прав состояния и смертная казнь В Уложении вводилась довольно сложная система наказаний. Все наказания делились на два разряда: наказания уголовные и наказания исправительные. Каждый из разрядов подразделялся на несколько родов и степеней. Создавалась своеобразная “лестница наказаний”.

 

56вопросВ начале 19 века функции политической полиции осуществляла Тайная экспедиция.В 1802 году Александр I создает в России новые органы центрального управления – министерства и среди них – министерство внутренних дел Непосредственное руководство органами внутренних дел осуществлялось второй экспедицией министерства – экспедицией спокойствия и благочиния. Она включала два отделения. Первое курировало сельскую полицию (нижний земский суд), второе – городскую (управу благочиния).Претерпела изменения и политическая полиция: Тайная канцелярия упраздняется, а полномочия расследования политических преступлений передаются Сенату и судам по уголовным делам В каждой губернии вопросами охраны государственной безопасности ведал специально назначенный штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. Политическая полиция того времени начинает активно использовать возможности агентуры

57вопрос 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17законодательных актов.Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными».Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платитьоброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.Земская реформа 1 января 1864 года — Реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам.Судебный устав 1864 года — Устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом.

58вопрос 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17законодательных актов. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России. За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались;

59вопрос Судебная реформа 1864, в России реформа судебной системы и судопроизводства; самая последовательная из буржуазных реформ 60—70-х гг. (см. также статьи Крестьянская реформа 1861, Земская реформа 1864). Вызванная развивавшимися в стране капиталистическими отношениями, Судебная реформа 1864 отразила классовые интересы буржуазии. Проводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864: «Учреждение судебных установлений», уставы уголовного и гражданского судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. На окраинах России уставы вводились со значительными изменениями; окончательно процесс был завершен лишь к 1896.
В судебных уставах отражён ряд буржуазных принципов судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации, несменяемость судей и следователей, создание суда присяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение гласности, устности и состязательности процесса, свободная оценка доказательств;

61вопросЗемская реформа 1864 года — Положение о губернских и уездных земских учреждениях, либеральная реформа, вызванная необходимостью заменить систему бюрократического управления в областных учреждениях, при которой областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям. Главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учета местной специфики. Губернские и уездные земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год, но в чрезвычайных ситуациях могли собираться и чаще. Управы работали на постоянной основе. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а управы собственно занимались выполнением решений. Земские собрания можно сравнить с местными парламентами, а управы - с правительствамиПредседателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.

62вопрос Городовое положение 16 июня 1870, - одна из бурж. реформ в России. С падением крепостного права и развитием капитализма города превращались в крупные пром., торг. и адм. центры. Росло гор. население и численность городов. Г. р. имела целью поднять х-во городов и привлечь к управлению ими верхушку города - крупную финанс. и торг. буржуазию. Подготовка Г. р. началась в 1862, но только в 1870 проект был утвержден царем и обнародован. Г. р. заменяла прежние сословные думы всесословными гор. учреждениями местного самоуправления. Распорядит. органами являлись городские думы, а исполнительными - избранные думами городские управы. Члены гор. дум выбирались на 4 года и назывались "гласными".

63вопрос 22 марта 1903 года, в период царствования Николая II, было принято новое Уголовное уложение, в котором были учтены произошедшие в России изменения; характер и техника его нормативных установлений оказались таковы, что несмотря на смену общественно-политического строя в 1917 году, они не утратили актуальности и оказали существенное влияние на содержание нормативных актов советского периода[1].Уложение состояло из 37 глав, включавших 687 статей, из которых 72 относились к общей части, которая содержала положения о преступлении и наказании, области действия уголовного закона, формах вины, субъекте преступления, обстоятельствах, исключающих преступность деяния и других институтах, основная суть которых не изменилась и до настоящего времени.Уложение 1903 года устанавливало, что преступлением является деяние, «воспрещенное во время его совершения законом под страхом наказания»; в числе других его новшеств следует упомянуть запрет на применение уголовного закона по аналогии, введение категоризации уголовно-наказуемых деяний на тяжкие преступления

64вопрос Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданных в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и др.

Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями.

66вопрос Столыпинская аграрная реформа — обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П. А. Столыпина начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное изживание сельского общества как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы. Реформа представляла собой комплекс мероприятий, направленных на две цели: краткосрочной целью реформы было разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений), долгосрочной целью — устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.

67вопрос 27 февраля Дума, подчинившись указу о ее роспуске, собралась на “неофициальное” заседание и образовала Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами из 12 человек (председатель - октябрист М.В. Родзянко, члены “Прогрессивного блока”, один меньшевик и трудовик А.Ф. Керенский). Временный комитет Думы продолжал действовать до начала октября как орган “общественности”.28 февраля Временный комитет назначил генерала Л.Г. Корнилова на пост командующего войсками Петроградского округа и послал своих комиссаров в Сенат и министерства. Он стал выполнять функции правительства и направил в Ставку А.И. Гучкова и В.В. Шульгина для переговоров с царем об отречении, которое состоялось 2 марта.Органы власти. 2 марта в результате переговоров Временного комитета Думы с исполкомом Петроградского Советабыло создано Временное правительство. Великий князь Михаил, к которому должна была перейти корона, отрекся от престола. С английским правительством велись переговоры о переезде семьи Романовых в Англию, но оно сочло это невозможным “до окончания войны”.Правительство России формируется из представителей правой буржуазии и крупных помещиков, важные посты были отданы кадетам. Оно было тесно связано с буржуазными общественными организациями, которые возникли в годы войны Органы управления. Временное правительство сохранило структуру царского Совета министров, упразднив лишь Министерство императорского двора и уделов. В МВД были сразу упразднены Штаб отдельного корпуса жандармов и Департамент полиции, а в марте - и Главное управление по делам печати

68вопросОктя́брьская револю́ция (полное официальное название в СССР — Вели́кая Октя́брьская социалисти́ческая револю́ция, иные названия: Октябрьский переворот, большевистский переворот, третья русская революция) — одно из крупнейших политических событий в XX веке, повлиявшее на его дальнейший ход, этап русской революции, произошедший в России в октябре1917 года. В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики — Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами. В ноябре новое правительство было поддержано также большинством Чрезвычайного Съезда крестьянских депутатов.Временное правительство было свергнуто в ходе вооружённого восстания 25—26 октября (7 — 8 ноября по новому стилю), главными организаторами которого были В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Я. М. Свердлов и др.

69вопрос В первые же дни после Октябрьской революции новая власть упразднила старый государственный аппарат: полицию, жандармерию, суды, прокуратуру и приступила к созданию своих революционных органов борьбы с контрреволюцией и новых судебно-следственных учреждений.
Формирование органов судебной власти в первые дни и месяцы после Октябрьской революции происходило во многом стихийно, так что к моменту принятия Советом Народных Комиссаров 22 ноября 1917 г. первого законодательного акта о советском суде – Декрета № 1 о суде – в ряде городов и губерний России были созданы разные по названиям и не всегда одинаковые по полномочиям суды, которые рассматривались как необходимые органы охраны общественного порядка. Для новых судебных органов было характерно то, что участники судебного процесса расследовали дела и судили не по писаным законам, так как их попросту не было, а руководствуясь индивидуальным "революционным правосознанием". Каждый участник процесса чувствовал себя и следователем и судьёй.
Из старых судебных органов первое время после Октября кое-где сохранились и дореволюционные суды, особенно мировые .

70вопрос Декларация прав народов России — один из первых документов Советской власти, принятый Советом народных комиссаров РСФСР 2 (15) ноября 1917 года.

В Декларации резко осуждалась политика натравливания одной нации на другую, проводившаяся царским правительством, а затем буржуазным Временным правительством в отношении народов, населявших Россию. Этой политике национального гнёта была противопоставлена политика добровольного союза народов России.В Декларации были провозглашены следующие основные принципы национальной политики:равенство и суверенность народов России;право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государстваотмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений;свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

71вопрос Деклара́ция прав трудя́щегося и эксплуати́руемого наро́да — конституционный акт Советской республики, законодательно закрепивший завоевания Октябрьской революции и провозгласивший основные принципы и задачи социалистического государства.Проект Декларации был написан Лениным, и 3 (16) января 1918 года её первоначальный проект был принят ВЦИК. Для редактирования Декларации была выбрана комиссия.5 (18) января 1918 года, на заседании Учредительного собрания, от имени фракции большевиков Я. М. Свердлов огласил Декларацию. Правое большинство отказалось её рассматривать.В изменённой редакции (в числе прочего, убрано упоминание Учредительного собрания) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа была принята на III Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов 12 (25) января 1918года. После объединения III съезда Советов рабочих и солдатских депутатов с III съездом Советов крестьянских депутатов, Декларация была утверждена ещё раз 18 (31) января 1918 года, на объединённом III съезде Советов, и в таком виде вошла вКонституцию РСФСР 1918 года.

 

72вопрос В послеоктябрьский период 1917, по мере осуществления революционных преобразований и вызванного этим нарастания протеста народных масс, перед большевистской партией со всей актуальностью встал вопрос о создании специального аппарата для подавления сопротивления новой власти. С этой целью декретом СНК от 7(20) декабря 1917 была образована ВЧК во главе с Ф. Э. Дзержинским.
В первые два месяца своего существования Чрезвычайная комиссия обладала лишь правом предварительного следствия, но постепенно, с обострением внутриполитической борьбы, полномочия ВЧК расширялись. С февраля 1918 на основании декрета СНК «Социалистическое отечество в опасности» чекисты получили чрезвычайные полномочия и право применять высшую меру без суда и следствия (вплоть до расстрела на месте), которое было подтверждено постановлением СНК от 5 сентября 1918 «О красном терроре».
Уже в первой половине 1918 на местах действовало 40 губернских и 365 уездных ЧК, были сформированы органы ЧК в Красной Армии, на транспорте, на государственной границе. Значительное место в деятельности ЧК занимала агентурная деятельность в тылу белогвардейских армий и за границей, контрразведывательная работа.

73вопросВое́нный коммуни́зм — название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1917—1921 годах во время Гражданской войны. Основной целью было обеспечение городов иКрасной Армии оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все нормальные экономические механизмы и отношения, серьёзно расстроенные войной, были окончательно разрушены первыми же декретами Советской власти, провозглашавшими национализацию банков, промышленности, земли , и практически уничтожавшими частную собственность, которая прежде была основой этих механизмов и отношений.

 

74вопрос В первые годы после победы Октябрьской революции были проведены работы по кодификации советского права. В 1918 году были приняты Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве и Кодекс о труде. В 1922 году – Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Земельный кодексы, в 1923 году – Гражданско-процессуальный кодекс. первые советские кодексы появились в течение года после победы Октябрьской революции (1918 год), для завершения кодификационных работ понадобилось всего лишь 5 лет, а если взять этот период до момента обновления некоторых кодексов в 1926 году, то всего для проведения первой советской кодификации понадобилось 9 летИсторическое значение кодификации 20-х годов заключается также и в том, что она воплотила в себе созданную в результате победы Октябрьской социалистической революции систему социалистического права. Тот факт, что советское право в первые годы после победы Октябрьской революции было воплощено в кодексах, свидетельствует о том, что уже в эти годы в СССР создается система нового, социалистического права

 

75вопросПравовым основание организации советской милиции постановление НКВД «О рабочей милиции» изданное 28.10(10.11). 17 г. В этом постановлении не предусматривались организационные формы милицейского аппарата. Связано это было, прежде всего, с взглядами правящей верхушки на государственное устройство. Взгляды эти состояли в том, что со сломом старой государственной машины, прежде всего, ликвидировались армия и полиция, а их функции переходили к вооруженному народу. Такой взгляд существовал некоторое время после Октябрьской революции. Организационно-правовое выражение эта идея получила в том, что формирование рабочей милиции происходило, как правило, на основе добровольности, и лишь в отдельных случаях формирование происходило на основе повинности вводимой Советами.

76вопросв составе Народного Комиссариата Юстиции была создана Государственная прокуратура.На прокуратуру был возложен надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений и частных лиц; наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений; поддержание обвинения на суде. Также прокуратура следила за правильностью содержания заключенных под стражей.Фактически, с 1926 года органы прокуратуры имели монопольное право производства предварительного расследования преступлений.Прокурор имел право возбуждать уголовные дела против должностных и частных лиц, как по собственной инициативе, так и по поступающим к нему жалобам и заявлениям, выдавал санкции на арест, выносил обвинительное заключение, решал вопрос о передаче дела в суда и о прекращении дела.

Прокуроры могли требовать от всех учреждений

77вопросIII Всероссийский съезд Советов в январе 1918 года выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одного из приоритетов Советской власти и поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить к новому съезду Советов основные положения Конституции РСФСР, однако в связи с усложнением внутреннего положения и обострением международной обстановки работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Содержала 6 разделов, 17 глав и 90 статей. Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата

78вопроссовокупность мероприятий Сов. пр-ва и Коммунистич. партии в области правового строительства СССР. С. р. была обусловлена переходом страны к мирным условиям и введением нэпа. Осн. цель С. р. - укрепление социалистич. законности. По постановлению 3-й сессии ВЦИК 9-го созыва от 26 мая 1922 об адвокатуре при губ. отделах юстиции созданы коллегии защитников по уголовным и гражд. делам. 28 мая 1922 сессия ВЦИК приняла "Положение о прокурорском надзоре", к-рое содержало ленинские принципы орг-ции и деятельности сов. прокуратуры. На нее возлагался гос. надзор за законностью действий всех органов власти, учреждений, орг-ций и частных лиц; возбуждение уголовного преследования виновных; опротестование незаконных постановлений; наблюдение за деятельностью органов дознания; поддержание обвинения на суде и т. Д

80вопросСреди разработчиков Гражданского кодекса 1922 г. были главным образом профессора права и научные работники. Несмотря на то, что советские власти осуществляли жесткий контроль за подготовкой кодекса и отрицательно относились к буржуазному правовому опыту, в тексте кодекса этот опыт был активно использован, поскольку иного материала просто не было. Кодекс состоял из четырех разделов:
I. Общая частьII. Вещное правоIII. Обязательственное правоIV. Наследственное право. В ГК РСФСР 1922 г. были закреплены принципиальные положения социалистического гражданского права, в частности: концентрация в руках государства основных средств производства, исключительная госсобственность на недра, землю, леса, воды, железные дороги.

81вопрос УК РСФСР 1922 года состоял всего лишь из 227 статей, четверть из которых относились к общей части. Это был один из самых коротких уголовных кодексов во всей мировой истории[17].Кодекс состоял из Введения, Общей и Особенной частей.Общая часть регулировала пределы действия кодекса, общие начала применения наказания, Особенная часть УК состояла из восьми глав: государственные преступления; должностные (служебные) преступления; нарушение правил об отделении церкви от государства;

82вопросВ целях урегулирования правовых отношений, вытекающих из брака, семьи и опеки на основе нового революционного быта, для обеспечения интересов матери и особенно детей и уравнения супругов в имущественном отношении и в отношении воспитания детей, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет: 1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1927 года Кодекс законов о браке, семье и опеке. 2. Изменения Кодекса законов о браке, семье и опеке в целях приспособления его к особым бытовым и национальным условиям автономных республик и автономных областей производятся Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по представлениям центральных исполнительных комитетов автономных республик и исполнительных комитетов автономных областей. 3. Поручить Народному Комиссариату Юстиции, совместно с Народным Комиссариатом Внутренних Дел, в месячный срок внести на утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. перечень узаконений, утративших силу и отменяемых с введением в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке

83вопросВ большевистской партии существовали различные точки зрения по вопросу о принципах построения единого многонационального государства.Комиссия Политбюро ЦК РКП(б) выдвинула подготовленный И. В. Сталиным план объединения. В. И. Ленин подверг план автономизации резкой критике. Он считал, что советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. Каждая республика должна получить право свободного выхода из союза. ЦК РКП(б) одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства.30 декабря 1922 года РСФСР вместе с Украиной (УССР), Белоруссией (БССР) и республиками Закавказья (ЗСФСР) образовалиСоюз Советских Социалистических Республик (СССР). Каждая из республик считалась независимой. Все органы государственной власти в СССР контролировались коммунистической партией (до 1925 г. она называлась РКП(б), в 1925—1952 годах — ВКП(б), с 1952 г. — КПСС). Высшим органом партии был Центральный комитет (ЦК). Постоянно действующими органами ЦК были Политбюро (с 1952 г. — Президиум ЦК КПСС), Оргбюро (существовало до 1952 г.) и Секретариат. Наиболее важным из них было Политбюро. Его решения воспринимались как обязательные для исполнения всеми как партийными, так и государственными органами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 129.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...