Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнения, воздействующие на вестибулярный аппарат




Вестибуло-тонические позные рефлексы: при любом изменении положения тела и головы относительно силы тяжести – человек выравнивает положение тела, или поднимает себя, головой. Сначала выравнивается положение головы – из наклонного переходит в вертикальное (относительно силы тяжести), за головой выравнивается положение шеи, шея выравнивает положение всего позвоночника и т.д. до опоры.

В приведенных ниже упражнениях, внутри единого афферентного синтеза, объединяются опорные позно-тонические, шейно-тонические и вестибуло-тонические рефлексы.

Упражнения можно делать в положении сидя (на коленях взрослого или у него на шее, на полу, на стуле и т.п.) – опора на седалищные бугры или стоя – опора на стопы. Сначала упражнения делаем медленно, постоянно дожидаясь полного вертикального выравнивания тела. Потом все быстрее и резче.

Работу по стимуляции вестибулярного восприятия, по возможности, проводим перед зеркалом – зрение дает дополнительную информацию и контроль за положением головы и тела в пространстве.

Отталкивания. Упираемся в другого спиной (плечами, руками, головой, тазом и т.п.), медленно наращиваем напряжение, надавливая друг друга. Когда пациент научиться удерживать напряжение, взрослый начинает давить на него чуть в сторону, слегка сдвигая его равновесия. Каждый раз дожидаемся выравнивания положения головы и подстраивания всего тела.

Раскачивания. Упражнения можно делать в положении сидя (на коленях взрослого или у него на шее, на полу, на стуле и т.п.) – опора на седалищные бугры или стоя – опора на стопы. Взрослый осторожно начинает раскачивать ребенка, наклоняя тело ребенка в сторону и удерживая в этом положении. Дожидаемся, чтобы ребенок сам вновь принял вертикальное положение – выровнял себя головой.

Постепенно усиливаем силу и частоту толчков.

Боле сложные варианты. Поднимайте ребенка в воздух, поддерживая его под живот: ребенок-самолетик, который выполняет разные виражи. Поднимите ребенка за таз, оторвав ноги от земли – сначала он провиснет головой вниз, затем головой потянет себя вверх и постарается принять вертикальную позу. Если ребенок сидит у взрослого на шее – поиграйте в норовистую лошадку, которая, то бежит, то резко останавливается, то неожиданно поворачивает в стороны, то пытается сбросить седока. Можно поиграть ребенком, как мячом – ребенок стоит, а взрослые толкают его от одного к другому.

Хождение – по наклонным неустойчивым поверхностям, по банкам, по кирпичам и т.п. выполняется только после автоматизации оси тела.

Толкать, тянуть, поднимать или носить достаточно тяжелые предметы.

 Движения на неустойчивой опоре – тележка на колесиках, скейт и т.п. Сначала сидя или лежа, потом стоя.

 

Осознание протопатического восприятия и осознанное владение тонусом тела.

Овладеть уровнем А можно через осознанность своего тонического состояния. Эти упражнения используются со взрослыми или с детьми старше 10-12 лет.

Осознание восприятия. Для осознания восприятия используются команды, например: «Почувствуй свою коленку. Почувствуй свою стопу. Почувствуй стопу и коленку вместе». Если получилось, то добавляем ощущение таза, спины, плеч, головы, рук. Здесь пациент сам осознанно контролирует свое восприятие.

Удержание рук на счет. Прямые руки напряжены и разведены в стороны. Договариваемся с пациентом о том, как долго он сможет удерживать напряженные (или хотя бы просто разведенные) руки. Пациент называет цифру и сам начинает считать. Длительность упражнения постепенно увеличиваем.

То же производим с руками, поднятыми вверх или вытянутыми перед собой.

Осознанное владением тонусом через образы и игру. Используются упражнения: «Травинка на ветру»; «Полет хищной птицы»; «Кошка злая (спина выгнута кверху) и добрая (спина прогнута к земле); «Круговой маятник»; «Гвоздик и вода»; «Фигура замри», «Пластилиновая кукла», «Восковая палочка», «Гиря» или «Штанга», «Удержать дверь ногами»,  «Раздвинуть тяжелый занавес руками» и мн.др.

 

Заключение.

В результате работы по коррекции уровня тонической регуляции мы наблюдаем постепенное улучшение восприятия глубокой чувствительности (укорочение латентности ответов), становление позы, улучшение локомоторных функций, уменьшение страхов, снижение эмоциональной лабильности, развитие общения, постепенное становление воли.

Протопатическая чувствительность, как основа Я-сознания, помогает ощущать свою целостность в мире, помогает не потерять себя.

Со временем, стабилизация тонической активности – всегда сопровождается стабилизацией эмоционального тонуса и настроения, появлением более сложных эмоций, например, любопытства.

Поскольку основную работу ведут родители, и тоническая регуляция улучшается и у ребенка, и у родителей, то в качестве позитивного побочного эффекта можно отметить улучшение детско-родительских отношений не только с данным ребенком, но и с другими детьми в семье (особенно подростками), улучшение супружеских взаимоотношений, улучшение отношение родителей, со старшими членами семьи.

 

Сведения об авторах

Архипов Борис Алексеевич

профессор, заведующий сектором клинических основ специальной педагогики

кандидат медицинских наук;

141400 г.Химки, ул. Бурденко, д.8/5, кв.50;

arkhipovba@mail.ru;

тел. 8 916 121 51 01.

Сфера профессиональных интересов: онтогенез психических функций человека

Максимова Елена Владимировна,

Руководитель научно-методической группы Социального Центра «Развитие», Москва

117463, Москва, проезд Карамзина, д.1, кор.3, кв.543;

elena@maximova.org;

тел. 8 916 188 28 49.

 

Сфера профессиональных интересов: коррекционная педагогика, физиология, телесно ориентированная психотерапия

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 114.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...