Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Д. На письме эти звуки обозначаются буквой П.




I) Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок чтения. Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места. У вас на партах должны лежать учебник «Русская азбука», цветные карандаши и схемы для слого - звукового анализа.

II) Повторение изученного материала.

У. Ребята чему мы учимся на уроках обучения грамоте?

-Чтобы стать грамотными, необходимо сначала выучить все буквы.

- Сейчас я проверю ваши знания.

- На какие две группы делятся все звуки?

Д.Гласные, согласные.

У.Какие звуки называются гласными?

Д.Которые легко произносятся, состоят из голоса, воздух не встречает преград при произношении.

У.Какие звуки называются согласными?

Д.При произношении звука воздух встречает преграды, они состоят из шума (глухие) или из голоса и шума (звонкие).

У.Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

Д.а, о, у, ы, и, е.

У.Назовите буквы, обозначающие согласные звуки.

Д.в, к, л, н, р, с, т.

У.На какие две большие группы делятся согласные звуки?

Д.Глухие и звонкие.

У.Назовите глухие согласные звуки, мягкие и твердые.

Д. [к], [к’], [с], [с’], [т], [т’].

У.Назовите звонкие согласные звуки, мягкие и твердые.

Д. [в], [в’].[л], [л’], [н], [н’], [р], [р’].

У.Назовите гласные буквы, которые указывают, что читать слоги с ними нужно мягко.

Д.е, и.

У.Назовите гласные буквы, которые указывают, что читать слоги с ними нужно твёрдо.

Д.а, о, у, ы

У.Читаем слоги по "цепочке". Договорите их до целых слов.

На доске:

но ле ку во ри су те ли ра

Д.Нос, лес, куст, вода, рис, суп, телефон, лист, рама.

Игра "Буква заблудилась"

У. Соответствует ли слово иллюстрации?

Учитель показывает иллюстрации, дети определяют, какую букву надо заменить, чтобы слово соответствовало изображению.

 

На доске:

кит (кот) корова (корона) стол (стул)

У.Прочитайте хором слова, которые я буду открывать.

На доске:

. в ели высокие сосны и лесу

У. Это предложение или набор слов?

Д.Набор слов.

У.Докажите.

Д.Слова не связаны между собой по смыслу.

У.Все согласны?

Правильно: в предложении слова связаны между собой по смыслу. А если я сделаю так (учитель убирает слово "сосны"), это станет предложением?

Д.Нет.

У.Почему?

Д.Нет законченной мысли.

У. Значит, в предложении слова связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль. Сделайте так, чтобы этот набор слов стал предложением.

Д.В лесу растут высокие сосны и ели.

 

III). Изучение новых звуков.

У. Ребята отгадайте загадки.

Он охотно пыль вдыхает, не болеет, но чихает!

Д. Пылесос

У. Правильно, пылесос (произношу с акцентом на звук [п]), а какой новый звук есть в этом слове?

Д. Звук [п]

У. А какой он, дайте ему характеристику.

Д. Звук [п] – согласный, глухой, твёрдый.

У. Правильно, давайте хором произнесём твёрдый звук [п].

У. Следующая загадка.

- Хвост серпом, голова с гребешком!

Д. Петух.

У.Правильно, петух (произношу с акцентом на звук [п’]), какой новый звук есть в этом слове?

Д. Звук [п’]

У. Хорошо, давайте дадим ему характеристику.

Д. Звук [п’] – согласный, глухой, мягкий.

У. Правильно, давайте хором произнесём звук [п’].

У.Итак, мы узнали два новых звука [п] и [п’] . Чем они похожи?

Д. Они оба согласные и глухие.

У. А чем они отличаются?

Д. Звук [п] - твёрдый, а звук [п’] – мягкий.

 

У.Молодцы.А сейчас составьте, пожалуйста, схему слова «пар».  В схеме слова «пар», каким цветом мы обозначим звук [п]?

Д. Синим.

У.Почему синим, дайте ему характеристику.

Д.звук [п] – согласный, глухой, твёрдый.

У.Ребята, а в слове «пир», каким цветом мы обозначим звук [п’]?

Д.Зеленым.

У.Почему? Дайтеэтому звуку характеристику.

Д.звук [п’] – согласный, глухой, мягкий.

У.Хорошо. Ребята, кто же мне расскажет, чем похожи и чем отличаются звуки [п] и [п’] друг от друга.

Д.Звуки [п] ,[п’] похожи тем,что они оба согласные, так как их нельзя петь и ,когда мы их произносим, воздух встречает на своём пути преграду,  они оба глухие, так как мы их произносим без голоса (только шум). А различаются тем, что звук [п] – твёрдый, а звук [п’] – мягкий.

У.Правильно, молодец. Ребята,мы изучили с вами два согласных звука [п] и [п’]

IV) Фонематические упражнения.

У.А сейчас мы будем учиться слушать звуки [п ] [п’]. Сейчас я буду читать вам слова, а вы если услышите звук [п] – поднимите карточку синего цвета, а если услышите звук [п’] – поднимите карточку зелёного цвета. (пенал, помидор, пальма, петух, пух, песок, пар, Петя, плот, пират, парта).

Учащиеся говорят, в какой части слова слышат изучаемые звуки.

-Молодцы, вы все очень хорошо справились с заданием.

Теперь давайте выполним следующее задание. Для его выполнения вам понадобятся синий и зелёный карандаш и листок с кружками. Я вам буду читать слова со звуками [п] [п’] . Если вы услышите звук [п] – закрасите кружок синим цветом, а если звук [п’] – закрасите кружок зелёным цветом. (пила,капуста,петух,пар,пылесос,пуговица,перо). Давайте посмотрим, что у вас получилось.    

- Кто выйдет к доске и мне поможет? (один ученик выходит к доске).

-В слове пила, какой звук мы слышим?

Д. Мы слышим звук [п’].

У. Каким цветом мы закрасили кружок?

Д. Зеленым (ученик прикрепляет на доску кружок зелёного цвета)

У. Кто правильно раскрасил кружок, ставит под ним плюсик.

(Так же проверяются все остальные слова)

 (на доске )

У кого получилось как на доске? У кого одна или две ошибки.… Не расстраивайтесь, в следующий раз получится лучше.

V)Физкульт минутка

Раз-подняться, потянуться.
Два-согнуться, разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре-руки шире.
Пять-руками помахать.
Шесть-за парту тихо сесть.







VI). Знакомство с новой буквой.

У. Ребята, а какой же буквой на письме обозначаются звуки [п] [п’] ?

Д. На письме эти звуки обозначаются буквой П.

(Учитель вывешивает букву на доску.)

У. На что похожа буква?

Д.На перекладину турника, качелей….

У. Хорошо. Откройте, пожалуйста, Русскую азбуку на странице 83 . Посмотрите, а почему художник изобразил три буквы П?

Д. Буква П красного цвета – это буква из старого русского алфавита, так же автор изобразил здесь прописную и строчную букву.

У. Ребята, а где мы встречаем такое написание этих букв?

Д. Букву старого русского алфавита мы встречаем в начале сказок и былин, заглавную букву при написании имён, фамилий, а строчную в остальных случаях.

У. Хорошо, но также заглавная буква пишется в названиях городов и рек.

А теперь давайте хором прочитаем слоги из учебника –пе, па, пи, пы, пу, по. А теперь кто может договорить эти слоги до слов?

У.Ребята, а какие из этих слогов имеются в словах, записанных на доске? (дети отвечают с места)

пила вода повар капуста машина

Д.Слог (пи) имеется в слове - пила, слог (по) в слове - повар, слог (пу) в слове –капуста.

У. - К одному из этих слов я составила схему, подумайте к какому, и расскажите, как рассуждали.

Д. Слово пила.

У.Хорошо. Ребята, а вот есть  слова, которые пишутся всегда с большой буквы, но имеют в своём составе эти же слоги, назовите их.

Д.Паша, Петя, Полина, Пушкин, Прага…

У.Молодцы. Ребята, какую букву мы изучили?

Д. Букву П.

У. Что мы знаем об этой букве?

Д. Буква П согласная, потому что обозначает на письме согласные звуки [п] и [п’].

У. На какую строку буквенной ленты мы поместим нашу новую букву?

Д. На нижнюю.

У. А почему?

Д. Потому что на нижней строке располагаются буквы, обозначающие согласные, глухие звуки.

У. Молодцы, возьмите, пожалуйста, два карандаша и составьте из них букву П, обратите внимание, что сначала мы выкладываем две вертикальные палочки, а затем наверх горизонтальную.

-Очень хорошо, молодцы.

VII). Обучение чтению слов и текста.

У.А сейчас давайте мы откроем учебники на странице 87  и посмотрим на иллюстрацию. Что же окружает повара на кухне. Каких предметов больше всего?

Д. Посуды.

У.Назовите только предметы, в названиях которых есть звук [п] или [п’].

Д. поварёшка, полка, полотенце, колпак, плита

У.  Я предлагаю помочь нашему повару. Для начала сходим в магазин за овощами. Купить их сможет каждый, кто умеет читать. Для этого нужно к каждой картинке найти слово и соединить карандашом. Посмотрим, кто окажется самым лучшим помощником.

- А кто может выйти и выполнить это задание на доске? (выходит один ученик и выполняет задание на доске)

У. Ребята, а сколько слов соответствует каждой картинке?

Д. Одно.

У. А может одно слово иметь несколько значений?

Д. Да

У. Как такие слова называются?

Д. Многозначные.

У. Какое многозначное слово есть внизу на 86 странице?

Д.Плитка.

У. Хорошо. А какая из этих плиток пригодится нашему повару? Почему?

Д.Плитка шоколада, потому что это съедобная плитка.

У. Ребята, а вам интересно узнать, что приготовит повар из овощей?

Д. Да

У. Тогда давайте прочитаем рассказ на 87 страничке, следите все внимательно, потому что после прочтения вы будете отвечать на вопросы. (Читают по «цепочке» )

Вопросы на осмысление прочитанного(смысловой анализ):

У.Найдите в тексте и ответьте.

 Что варит повар?

(повар варит суп)

- Как зовут повара?

(Елена Петровна)

- Где она стоит?

(она стоит у плиты)

Структурный анализ текста:

- Какие слова напечатаны с заглавной буквы П? А почему?

Д. С заглавной буквы напечатаны слова Елена Петровна, потому, что это имя и отчество.

У. Хорошо, молодцы.

VIII). Обобщение.

У. Ребята, какие два новых звука мы сегодня изучили?

Д.Сегодня мы изучили звук[п] и звук  [п’].

У. Дайте характеристику этим звукам.

Д. Звук [п] – согласный, глухой, твёрдый. А звук [п’] – согласный, глухой, мягкий.

У. Назовите пожалуйста слова, в которых есть звуки [п] и [п]

Д. (приводят свои примеры, говорят, где слышат звуки)

У.Какой буквой на письме обозначаются звуки [п], [п]?

Д.Буквой П.

У. Какая это буква?

Д.букваП согласная.

У. Почему она согласная?

Д. Она обозначает на письме два согласных звука [п] и [п’].

У. Молодцы. Спасибо вам большое за урок! Вы все очень хорошо работали сегодня. До свидание.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...