Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первое: Знания и деяния являются целью сотворения.




Урок №172 Духовно нравственное воспитание. (Желательный к изучению урок).

Плодом знания должно быть деяние.

 

 

Автор: ‘Абдур-Раззакъ ибн ‘Абдуль-Мухсин аль-Бадр (да хранит его Аллах).

Часть 1.

 

Вступление.

 

Поистине, вся хвала — Аллаху, Его мы восхваляем, Его просим о помощи, у Него просим прощения и Ему приносим покаяния. Мы обращаемся к Аллаху за защитой от зла наших душ и от наших плохих деяний. Кого Аллах наставит на прямой путь, того никто не собьет с него, а кого Он собьет с прямого пути, того никто не наставит на прямой путь. И я свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварищей; и я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит Аллах и приветствует его, его род, и всех его сподвижников, а затем:

 

Ни от кого не сокрыто положение знания и его высокое место в нашей религии. Положение его – великое! Знания – это основа, с которой все начинается: шари’ат не может быть установлен без них, а поклонения, ради которых созданы люди, не могут быть исправлены без знаний.

Это – основа (религии), без которой не обойтись, и с неё все начинается. Знание ставится прежде (слов и деяний), как сказал Аллах, Пречист Он и Возвышен: «Знай же, что нет (никакого истинного) бога, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за (грехи) (всех) верующих мужчин и верующих женщин» (Сура «Мухаммад», аят 19). Аллах, Велик Он, начал (аят) со знаний.

 

И была об этом одна из мольб нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в обращении с которой он проявлял постоянство каждое утро после утренней молитвы, как это передается в сборниках «Муснад» имама Ахмада (6/294) и «Сунан» Ибн Маджах (925), а также помимо них в других сборниках. Передается, что Умму Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Он, да благословит его Аллах и приветствует, говорил каждое утро сразу после слов приветствия утренней молитвы:

/«Аллахумма, инни асъалю-ка ‘ильман нафи‘ан, уа ризкъан таййибан, уа ‘амалян мутакъаббалян»/

«О, Аллах, я прошу у Тебя полезных знаний, благого пропитания и принятых деяний». А в другой версии: «…и праведных деяний».

 [Среди передатчиков хадиса есть неназванный мубхам, однако, у этого хадиса есть другая поддерживающая версия, переданная от Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, в книге «ад-Ду’а» ат-Табарани 670. Исходя из этого, назвал хадис хорошим аль-Хафиз ибн Хаджар в «Натаидж-уль-Афкар» 2/315, а аль-Альбани назвал достоверным в «Сахих Ибн Маджах»].

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своей ежедневной мольбе упомянул полезное знание прежде благого пропитания и принятых дел, ведь человек никогда не сможет отличить благое пропитание от скверного и праведное дело от плохого, кроме как посредством полезных знаний.

 

Полезные знания служат сиянием их обладателю и светом ему, посредством которых он следует верным путём. Аллах, Велик Он и Возвышен, сказал: «И так [как Мы внушали откровением прежним пророкам] Мы внушили тебе (о, Мухаммад) (Коран) духом от Нашего веления. (И) ты (до этого) не знал, что такое Книга [прежние книги, которые ниспослал Аллах] и Вера. Но Мы сделали его [Коран] светом, которым Мы ведём (истинным путём) кого пожелаем из (числа) Наших рабов» (Аш-Шура, 52).

 

Знания – это свет и сияние для их обладателя. Знающий человек и его община подобны людям, идущим в темноте, и человеку, стоящему со светильником в руке, которым он освещает им дорогу, чтобы они не сбивались с неё. Так они могут уберечься от колючек, ям и других опасностей и идти прямо, не отклоняясь от верного пути.

 

Именно поэтому в Писании Аллаха, Велик Он и Возвышен, и Сунне Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, очень много указаний на достоинство знаний, их почетность и величие их положения, а также похвалы в адрес обладателей знания и указаний на их высокий статус.

Обладающим знаниями достаточно чести и достоинства тем, что Аллах, Всемогущ Он и Велик, упомянул их свидетельство рядом с самым великим Своим свидетельством – о единобожии:

«Свидетельствует (Сам) Аллах, что нет бога [заслуживающего поклонение], кроме Него, и (свидетельствуют) (об этом) ангелы, и (люди) обладающие знанием, (и также Аллах и они свидетельствуют, что) Он исполняет справедливость. Нет бога [заслуживающего поклонение], кроме Него, Величественного, Мудрого!» (Али ‘Имран, 18).

 

Также говорит Аллах, Велик Он и Возвышен, о достоинстве и положении знаний:

«Скажи (о, Посланник): «Разве будут равны те, которые знают (своего Господа и Истинную Веру), и те, которые (ничего) не знают (об этом)?»» (Аз-Зумар, 9).

 

Также говорит, Велик Он и Возвышен:

«Ведь боятся Аллаха (и остерегаются Его наказания) из Его рабов только знающие [те, которые знают о Нём, о Его именах и описаниях, о Его Законе]» (Фатыр, 28).

 

Также говорит Аллах, Велик Он и Возвышен:

«Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, а тех, кому даровано знание (Он возвышает) на степени (по награде и по Своему довольству)» (Аль-Муджадаля, 11).

 

Было сказано в толковании этого аята: «Т.е. возвышает Аллах верующего, обладающего знанием, над тем верующим, который не обладает знанием и не является разбирающимся (в религии) по степеням. Возвышение по степеням указывает на величие достоинства и возвышенность положения».

 

В великом и многозначном хадисе о достоинстве знаний и их обладателей, приводимом в сборнике «аль-Муснад» и других и передаваемом от Абу-д-Дарды, говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай. Поистине, ангелы складывают свои крылья перед требующим знания из довольства тем, чем он занимается. За знающего человека просят прощения те, кто на небесах и на земле, и даже рыбы в воде. Поистине, достоинство знающего перед поклоняющимся, подобно достоинству луны в ночь полнолуния перед остальными светилами. Ученые являются наследниками пророков, ведь, поистине, пророки не оставляли в наследство ни динаров, ни дирхамов, но они оставляли после себя знания, и кто возьмется за них, тому достался великий удел» [Ахмад 5/196, Абу Дауд 3641, Ат-Тирмизи 2682, Ибн Маджах 223, Ибн Хиббан 88. Сказал аль-Альбани в «Сахих-ут-Таргъиб уа-т-Тархиб» 1/17: «Хадис хороший в силу существования других подкрепляющих ли-гъайрих»].

 

 

Передает ат-Табарани в «аль-Аусат» (1429) с хорошей цепочкой передатчиков (иснад), что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, проходил мимо рынка Медины, остановился на нем, и сказал: «О те, кто на рынке! Как вы слабы!» Они сказали: «Что это значит, о, Абу Хурайра?» Он сказал: «Там делят наследство Посланника Аллаха, а вы сидите здесь. Идите и возьмите свою долю!». Они сказали: «А где это?» Он сказал: «В мечети». Они в спешке пошли в мечеть, а Абу Хурайра остался ждать их. Когда они вернулись, он сказал: «Что с вами?» Они ответили: «Мы пошли в мечеть, а когда зашли, то не увидели, чтобы там что-то делили!» Он сказал: «Разве там никого не было?» Они ответили: «Конечно, были! Некоторые совершали молитву, некоторые читали Коран, некоторые повторяли знание о дозволенном и запрещенном». Он сказал: «Горе вам! Это и есть наследство Мухаммада!». [Аль-Альбани в «Сахих-ут-Таргъиб» 83 назвал сообщение хорошим].

 

Это и есть наследство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и всех остальных пророков. «Пророки не оставляли в наследство ни динаров, ни дирхамов, но они оставляли после себя знания». И чем больше удел раба в знании, тем больше его удел из пророческого наследства.

 

В хадисе, который приводится в обоих «ас-Сахихах» от Му’авии сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Кому Аллах желает блага, тому Он даёт понимания в религии».[Аль-Бухари 71, 3116, 7312 Муслим 1037 от Му’ауии, да будет доволен им Аллах].

 

Слово «благо» здесь пришло в неопределенном состоянии, что указывает на обобщение, то есть «всех благ», тем самым увеличивая значение знаний, их плодов и указывая на их достоинства. Все эти плоды вкусит тот, кто обрел понимание в религии Аллаха. Поэтому, если мусульманин вступил на путь получения знаний, то это один из признаков того, что Аллах, Пречист Он и Возвышен, хочет ему блага.

 

Но, с другой стороны, Ибн аль-Къаййим, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «Это только в том случае, если под пониманием речь идет о знании, которое сопровождается делами. Если же имеются в виду (под фикъхом в религии) только знания (без дел), то это не указывает на то, что Аллах желает блага тому, кто обладает ими».

 

Имеется в виду (в хадисе), чтобы он обучался и совершал дела. Знания приобретаются для устранения от себя невежества и для осуществления истинного поклонения (аль-‘Убудийя) перед Аллахом, Пречист Он и Возвышен, на основе ясного знания и света от Аллаха, Благословен Он и Возвышен. И если оно будет в таком виде, то тогда оно принесет благо.

 

Он (Ибн аль-Къаййим) сказал: «Если же имеются в виду (под фикъхом в религии) только знания (без дел), то это не указывает на то, что Аллах желает блага тому, кто обладает ими. Ведь, поистине, понимание в таком случае будет условием для желания ему блага, а в первом случае оно (понимание) должно вытекать из знаний». [«Мифтаху Дар-ис-Са’ада» 1/65].

 

Знания обуславливают и деяния. Они требуются для деяний и для осуществления истинного поклонения перед Аллахом, Пречист Он и Возвышен. Поэтому они стоят впереди дел, и с их приобретения начинают, чтобы все деяния, поклонения, повиновение и приближение к Аллаху, Пречист Он и Возвышен, были основаны на ясных полезных знаниях, на правильной основе, взятой из Писания Аллаха и Сунны Его Пророка, да пребудут над ним благословения Аллаха и Его приветствия.

 

И поэтому аль-Хатыб аль-Багъдади, да одарит его Аллах Своей милостью, составил ценное послание под названием: «Следование деяния за знанием (Икътида-уль-‘Ильм-иль-‘Амаль)», которое содержит в себе аяты, хадисы и великие сообщения на эту важную тему.

 

«Следование деяния за знанием» в том смысле, что знания требуются для совершения деяний и осуществления истинного поклонения (аль-‘Убудийя) перед Аллахом на основе знаний и доказательств. Если у раба есть знание без дел, то он не воплотил в жизнь “аль-‘Убудийя”, и если у него есть дела без знаний, то он также не воплотил в жизнь “аль-‘Убудийя”.

Поклонение перед Аллахом, Пречист Он и Возвышен, никогда не станет правильным, кроме как при наличии двух составляющих: полезных знаний и праведных деяний, как сказал Аллах, Всемогущ Он и Велик: «(Только) Он [Аллах] – Тот, Который послал Своего посланника [Мухаммада] с верным руководством и Верой Истины» (Ат-Тауба, 33).

 

Здесь «верное руководство (аль-Худа)» – это полезные знания, а «вера истины (Дин-уль-Хаккъ)» – это праведные деяния, приближающие к Аллаху, Всемогущ Он и Велик.

Это и есть то, с чем был отправлен наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и все пророки до него.

 

Для того, чтобы остановиться на свидетельствующих текстах и доказательствах необходимости следования деяний за знанием и того, что знания требуются для деяний, я упомяну некоторые вещи, которые делают тему более понятной и объединяют в себе некоторые доказательства вышеупомянутого.

 

Первое: Знания и деяния являются целью сотворения.

 

Необходимость следования дел за знанием очевидна, так как они оба являются целью создания. Аллах, Всемогущ Он и Велик, сотворил все творения для того, чтобы Они познали Его и также сотворил их, Велик Он и Возвышен, для того, чтобы они поклонялись Ему.

 

Доказательство первого – слова Аллаха, Пречист Он и Возвышен, в суре «ат-Талякъ»:

«Аллах – (Он) Тот, Который сотворил семь небес и из земли подобное же им [семи небесам]. Нисходит повеление [откровение Аллаха] между ними [небесами и землёй], чтобы вы (о, люди) знали, что Аллах над всем мощен [Всемогущ] и что Аллах все объемлет знанием [Всезнающ]» (Ат-Талякъ, 12). Сказал Аллах: «…сотворил … чтобы вы знали…», следовательно: знания – цель сотворения.

 

Доказательство второго – слова Аллаха, Пречист Он и Возвышен, в конце суры «аз-Зарийат»:

«И Я (Аллах) создал джиннов и людей (и отправлял посланников) только для того, чтобы они служили Мне [исполняли Моё слово и волю]» (Аз-Зарийат, 56).

 

И знание и поклонение – каждое из них является целью сотворения, а поклонение не может быть осуществлено без полезных знаний, приближающих к Аллаху, Пречист Он и Возвышен.

Поэтому тот, кто узнал и совершил деяния, тот полностью воплотил в жизнь ту цель, для которой он был создан. Поэтому ученые сказали: «Единобожие, из-за которого мы созданы и для воплощения в жизнь, которого мы существуем, имеет две стороны: сторона знаний и сторона деяний. Или другими словами: Единобожие в познании и подтверждении (аль-Ма’рифа уа-ль-Исбат) и Единобожие в желании и требовании (аль-Ирадату уа-т-Таляб)». Необходимо и то и другое для осуществления поклонения и для того, чтобы человек по-настоящему был рабом Аллаха, искренне повинующимся Ему во всем.

 

На того, кто обладает знаниями, но не совершает деяний, падет гнев и он навлечет на себя недовольство Аллаха, так как он не выполнил цель, для которой приобретаются знания. А тот, кто совершает деяния, поклоняется и усердствует на этом пути, но не на основе знаний, тот – заблудший, который сбился с пути Аллаха и Его прямой стези.

 

Именно поэтому нам узаконено в суре «аль-Фатиха» читать эту великую мольбу, которая является самой важной и величественной: «Веди (Ты) нас Прямым Путём, Путём тех, которых Ты благом одарил, (а) не (путём) тех, которые под (Твоим) гневом, и не (путём) заблудших» (Аль-Фатиха, 6-7).

 

Те, которые одарены благом – это обладающие знаниями и совершающие деяния; те, которые под гневом – это обладатели знаний, не совершающие деяний; а заблудшие – это те, кто совершает деяния без знаний. Поэтому Суфйан ибн ‘Уйайна, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «Те, кто испортились из наших ученых, уподобляются иудеям, а те, кто испортились из наших поклоняющихся, уподобляются христианам». Ведь именно иудеи знают, но не совершают, как сказал Аллах: «По примеру, те, на которых было возложено (исполнение) Торы [иудеи], и они не понесли её [не стали исполнять её], подобны ослу» (аль-Джуму’а, 5).

Они не придерживались Таурата, хотя знали его. Они выучили его, поняли то, на что он указывает, однако, не совершали дел в соответствии с ним.

 

А те, кто испортились из наших поклоняющихся, подобны христианам, так как христиане — это люди нововведений, ереси и поклонений, относительно которых Аллах, Пречист Он и Возвышен, не ниспослал никаких доводов, и не узаконивал их, Всемогущ Он и Возвышен, для своих рабов, и не разрешал Своим рабам их совершение. Это первое, что разъясняет нам важность соответствия деяний знаниям.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 108.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...