Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика обучения грамотеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Методика обучения грамоте
для специальности: 050708.65 – педагогика и методика начального образования
заочная форма обучения
Составитель: Чистякова Н.Н, к.п.н., доцент
г. Череповец 2011 – 12 уч.год.
Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины (Рабочая программа учебной дисциплины находится в 715 каб., электронная версия программы в 715 и 720 каб.)
Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки (специальности): 050708.65 утвержденногорегистрационный номер «31» января 2005 г. № 675 пед/сп (новый)
Научные основы методики обучения грамоте; механизмы чтения и письма. Навыки первоначального чтения и письма. Методы обучения грамоте; современный звуковой аналитико-синтетический метод. Научные основы обучения каллиграфии, графике, элементам письменной речи. Пособия по обучению грамоте. Уроки обучения грамоте.
Выписка из рабочей программы Теоретические основы методики обучения русскому языку
Методика преподавания русского (родного) языка как наука. Предмет методики преподавания русского языка, его определение. Структура научного курса методики. Соотношение теории и практики в курсе. Специфика методики начального обучения русскому языку. Место методики преподавания русского языка среди наук.Еесвязи с наукой о языке, с психологией, с теорией речевой деятельности, с логикой и литературоведением. Принципы обучения родному языку. Интерпретация общедидактических принципов в методике русского языка. Методы исследования в методике преподавания русского языка. Условия обеспечения высокого научного решения задач методики. Изучение и обобщение передового опыта школ и учителей. Краткий историко-критический обзор становления и развития методики начального обучения русскому языку в XIX—XX веках. Роль К. Д. Ушинского в создании методики русского языка. Роль Л. Н. Толстого, Н. Ф. Бунакова, В. П. Вахтерова, П. О. Афанасьева, Н. С. Рождественского и других выдающихся педагогов в развитии методики русского языка. Русский язык как учебный предмет в начальных классах школы. Содержание языкового образования в современной школе. Образовательное значение предмета «русский язык». Место русского языка как учебного предмета в начальных классах. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку в начальных классах. Принципы построения программы и стандартов по русскому языку (сравнительный анализ двух-трех программ), Разделы программ, общее и специфическое в этих разделах. Объем знаний, умений и навыков по годам обучения. Развивающие возможности курса русского языка в начальных классах. Программы по русскому языку в русской начальной школе Х1Х-ХХI веков. Методика обучения грамоте
Значение обучения грамоте в общей системе учебно-воспитательной работы школы. Современные буквари и азбуки, их анализ. Психолого-педагогические и лингвистические основы методики обучения грамоте. Чтение и письмо — виды речевой деятельности. Механизмы чтения и письма. Психофизиологическая характеристика чтения и письма у опытного чтеца и у начинающего обучаться грамоте ребенка. Звуковой строй русского языка и его графика — основы методики обучения грамоте. Наиболее трудные для учащихся и важные для обучения вопросы фонетики и графики: слоговой (позиционный) принцип русской графики, сильные и слабые позиции фонем, обозначение мягкости согласных, образование звука «йот» и др. Слог и слогоделение в русском языке. Классификация методов обучения грамоте. Сопоставительно-критический анализ методов обучения грамоте (на исторических примерах). Борьба передовой методической мысли за создание научно обоснованного и обеспечивающего оптимальную умственную деятельность учащихся метода обучения грамоте: от букво-слагательного метода к звуковому аналитико-синтетическому методу обучения грамоте. «Слуховой» метод Л. Н. Толстого, его «Азбука», «Азбука» К. Д. Ушинского. Роль Д. И. Тихомирова, В. П. Вах-терова, В. А. Флерова, П. О. Афанасьева, И. Н. Шапошникова, А. В.Янковской, С. П. Редозубова, А. И. Воскресенской, В. Г. Горецкого в развитии методики обучения грамоте. Альтернативные методики Д. Б. Эльконина, Н. В. Нечаевой, В. В. Репкина. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте в его современных модификациях. Основные черты метода: воспитывающий и развивающий характер обучения; основой обучения является звук, единицей чтения — слог; система аналитико-синтетических упражнений; опора на живую речь, система развития речи учащихся; единство обучения чтению и письму. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в современной школе при обучении грамоте. Грамматическая и орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте. Литературная основа букварей. Психологическая и языковая готовность детей к обучению грамоте, критерии изучения их готовности. роцесс обучения грамоте. Подготовительный период, его задачи, специфика работы в подготовительный период. Подготовка учащихся к усвоению букв и звуков. Система работы учителя и учащихся в основной период обучения грамоте. Зависимость методики обучения, от порядка изучения звуков и букв. Развитие учащихся в процессе обучения грамоте (речь, мышление). Порядок (алгоритм) чтения. Особенности слогоделения. Частотный принцип в построении учебных книг и методике обучения грамоте. Основные виды учебных занятий в период обучения грамоте. Приемы аналитической и синтетической работы над звуком и буквенным составом слов. Артикулирование звуков, работа над дикцией. Работа с разрезной азбукой и другими пособиями. Методика обучения чтению слогов, слов, отдельных предложений и связного текста. Пути повышения познавательной активности учащихся в период обучения грамоте. Игровые методики. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте. Работа над словарем, над предложением и над связной речью учащихся. Первоначальное обучение письму: содержание обучения, задачи. Характеристика современных прописей. Ступени формирования навыка письма у детей. Основные трудности в овладении навыками писания букв, слогов, предложений. Методика каллиграфии (XIX век и современность). Элементы каллиграфической работы в период обучения грамоте. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при обучении письму. Графические и каллиграфические ошибки учащихся. Показатели сформированности графического навыка письма: графическая грамотность, каллиграфическая четкость и устойчивость, безотрывность и скорость письма. Поэлементно-целостный, копировальный способ, ритмический способ обучения письму. Гигиенические условия обучения письму. Орфографическая пропедевтика в процессе обучения письму. Уроки чтения и письма в период обучения грамоте, их типы и варианты. Воспитательные и познавательные задачи уроков. Общие требования к урокам. Особенности построения уроков чтения и письма на разных этапах обучения (система уроков, связи между уроками, место каждого урока в системе). Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке и повышение уровня их самостоятельности. Особенности организации уроков по обучению грамоте в сельской малокомплектной школе. Пособия, применяемые при обучении грамоте: буквари, азбуки, прописи, дидактические материалы, наглядные пособия и пр., их воспитательные и познавательные возможности. Назначение и роль дидактических материалов и игр при обучении грамоте. Внеклассное чтение в период обучения грамоте. Подготовка учащихся к самостоятельному выбору и чтению детских книг. Новые исследования в области методики обучения грамоте. Модуль 2. Основная учебная литература 1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2006. 2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2005. 3. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Книга для учителя . - М., 2007. 4. Методика обучения русскому языку и литературе. Учебно-методическое пособие. /Сост. Р.Г. Матюшова, Н.Н. Чистякова. - Череповец, 2008. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 417. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |