Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения грамоте                                                  




Методика обучения грамоте

 

для специальности: 050708.65 – педагогика и методика

                             начального образования

 

заочная форма обучения

 

 

Составитель:

Чистякова  Н.Н,

к.п.н., доцент

 

 

г. Череповец

2011 – 12 уч.год.

 

Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины

(Рабочая программа учебной дисциплины находится в 715 каб., электронная версия программы в 715 и 720 каб.)

 

Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки (специальности): 050708.65 утвержденногорегистрационный номер «31» января 2005 г. № 675 пед/сп (новый)

 

Научные основы методики обучения грамоте; механизмы чтения и письма. Навыки первоначального чтения и письма. Методы обучения грамоте; современный звуковой аналитико-синтетический метод. Научные основы обучения каллиграфии, графике, элементам письменной речи. Пособия по обучению грамоте. Уроки обучения грамоте.

 

Выписка из рабочей программы

Теоретические основы методики обучения русскому языку     

                                                                                                   

Методика преподавания русского (родного) языка как наука. Предмет методики преподавания русского языка, его опреде­ление. Структура научного курса методики. Соотношение теории и практики в курсе. Специфика методики начального обучения русскому языку.

Место методики преподавания русского языка среди наук.Еесвязи с наукой о языке, с психологией, с теорией речевой дея­тельности, с логикой и литературоведением.

Принципы обучения родному языку. Интерпретация общеди­дактических принципов в методике русского языка.

Методы исследования в методике преподавания русского язы­ка. Условия обеспечения высокого научного решения задач мето­дики. Изучение и обобщение передового опыта школ и учителей.

Краткий историко-критический обзор становления и разви­тия методики начального обучения русскому языку в XIX—XX веках. Роль К. Д. Ушинского в создании методики русского языка. Роль Л. Н. Толстого, Н. Ф. Бунакова, В. П. Вахтерова, П. О. Афана­сьева, Н. С. Рождественского и других выдающихся педагогов в развитии методики русского языка.

Русский язык как учебный предмет в начальных классах школы. Содержание языкового образования в современной школе. Образовательное значение предмета «русский язык». Место рус­ского языка как учебного предмета в начальных классах. Преем­ственность и перспективность в обучении русскому языку в на­чальных классах.

Принципы построения программы и стандартов по русскому языку (сравнительный анализ двух-трех программ),             

Разделы программ, общее и специфическое в этих разделах.  

Объем знаний, умений и навыков по годам обучения. Развива­ющие возможности курса русского языка в начальных классах.

Программы по русскому языку в русской начальной школе Х1Х-ХХI веков.

Методика обучения грамоте                                                  

                                                                                                   

Значение обучения грамоте в общей системе учебно-воспита­тельной работы школы. Современные буквари и азбуки, их анализ.

Психолого-педагогические и лингвистические основы мето­дики обучения грамоте. Чтение и письмо — виды речевой дея­тельности. Механизмы чтения и письма. Психофизиологическая характеристика чтения и письма у опытного чтеца и у начинаю­щего обучаться грамоте ребенка. Звуковой строй русского языка и его графика — основы методики обучения грамоте. Наиболее труд­ные для учащихся и важные для обучения вопросы фонетики и графики: слоговой (позиционный) принцип русской графики, сильные и слабые позиции фонем, обозначение мягкости соглас­ных, образование звука «йот» и др. Слог и слогоделение в рус­ском языке.

Классификация методов обучения грамоте. Сопоставительно-критический анализ методов обучения грамоте (на исторических примерах). Борьба передовой методической мысли за создание научно обоснованного и обеспечивающего оптимальную умствен­ную деятельность учащихся метода обучения грамоте: от букво-слагательного метода к звуковому аналитико-синтетическому ме­тоду обучения грамоте. «Слуховой» метод Л. Н. Толстого, его «Аз­бука», «Азбука» К. Д. Ушинского. Роль Д. И. Тихомирова, В. П. Вах-терова, В. А. Флерова, П. О. Афанасьева, И. Н. Шапошникова, А. В.Ян­ковской, С. П. Редозубова, А. И. Воскресенской, В. Г. Горецкого в развитии методики обучения грамоте. Альтернативные методики Д. Б. Эльконина, Н. В. Нечаевой, В. В. Репкина.

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте в его современных модификациях. Основные черты метода: воспи­тывающий и развивающий характер обучения; основой обучения является звук, единицей чтения — слог; система аналитико-синтетических упражнений; опора на живую речь, система развития речи учащихся; единство обучения чтению и письму. Дифферен­цированный и индивидуальный подход к учащимся в современ­ной школе при обучении грамоте. Грамматическая и орфографи­ческая пропедевтика в период обучения грамоте. Литературная основа букварей.

Психологическая и языковая готовность детей к обучению гра­моте, критерии изучения их готовности.

роцесс обучения грамоте. Подготовительный период, его за­дачи, специфика работы в подготовительный период. Подготовка учащихся к усвоению букв и звуков.

Система работы учителя и учащихся в основной период обу­чения грамоте. Зависимость методики обучения, от порядка изуче­ния звуков и букв. Развитие учащихся в процессе обучения гра­моте (речь, мышление).

Порядок (алгоритм) чтения. Особенности слогоделения. Час­тотный принцип в построении учебных книг и методике обуче­ния грамоте. Основные виды учебных занятий в период обучения грамоте. Приемы аналитической и синтетической работы над зву­ком и буквенным составом слов. Артикулирование звуков, работа над дикцией. Работа с разрезной азбукой и другими пособиями. Методика обучения чтению слогов, слов, отдельных предложе­ний и связного текста. Пути повышения познавательной актив­ности учащихся в период обучения грамоте. Игровые методики.

Развитие речи учащихся в период обучения грамоте. Работа над словарем, над предложением и над связной речью учащихся.

Первоначальное обучение письму: содержание обучения, за­дачи. Характеристика современных прописей. Ступени формиро­вания навыка письма у детей. Основные трудности в овладении навыками писания букв, слогов, предложений. Методика калли­графии (XIX век и современность). Элементы каллиграфической работы в период обучения грамоте. Дифференцированный и ин­дивидуальный подход к учащимся при обучении письму. Графи­ческие и каллиграфические ошибки учащихся. Показатели сформированности графического навыка письма: графическая грамотность, каллиграфическая четкость и устойчивость, безотрывность и скорость письма. Поэлементно-целостный, копировальный спо­соб, ритмический способ обучения письму. Гигиенические усло­вия обучения письму. Орфографическая пропедевтика в процессе обучения письму.

Уроки чтения и письма в период обучения грамоте, их типы и варианты. Воспитательные и познавательные задачи уроков. Об­щие требования к урокам. Особенности построения уроков чте­ния и письма на разных этапах обучения (система уроков, связи между уроками, место каждого урока в системе). Способы акти­визации познавательной деятельности учащихся на уроке и по­вышение уровня их самостоятельности.                       

Особенности организации уроков по обучению грамоте в сельской малокомплектной школе.

Пособия, применяемые при обучении грамоте: буквари, азбу­ки, прописи, дидактические материалы, наглядные пособия и пр., их воспитательные и познавательные возможности. Назначе­ние и роль дидактических материалов и игр при обучении грамо­те. Внеклассное чтение в период обучения грамоте. Подготовка учащихся к самостоятельному выбору и чтению детских книг.

Новые исследования в области методики обучения грамоте.

Модуль 2. Основная учебная литература

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2006.

2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2005.

3. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Книга для учителя . - М., 2007.

4. Методика обучения русскому языку и литературе. Учебно-методическое пособие. /Сост. Р.Г. Матюшова, Н.Н. Чистякова. - Череповец, 2008.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 417.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...