Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цель занятия; Рассмотреть трансграничные экологические проблемы Республики Казахстан и пути их решения.




Так, по подсчетам Комитета водных ресурсов Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, водные ресурсы Казахстана за последние 50 лет сократились на 20 млрд м3, и этот процесс продолжается. Связано это с тем, что почти все реки у нас трансграничные. Водные ресурсы Казахстана в средний по водности год составляют 100 км3, из которых только 56 км3 формируются на территории республики, а остальной объем (44 км3) поступает из сопредельных государств: Китая – 18,9 км3; Узбекистана – 14,6 км3; Кыргызстана – 3,0 км3; России – 7,5 км3. По водообеспеченности Казахстан занимает одно из последних мест среди стран СНГ. Удельная водообеспеченность равна 37 тыс. м3 и 6 тыс. м3 на одного человека в год. Для сравнения: в Кыргызстане соответственно 245 тыс. м3 на 1 км2 и 11 763 тыс. м3 на одного человека [1]. Радикальная разница проявляется при сравнении Казахстана с Туркменистаном и Таджикистаном. Очевидно, что вопросы урегулирования межгосударственных водных отношений имеют стратегическое значение, а для Казахстана – страны с наименьшим водообеспечением – в рамках планеты это более чем актуально. По сведениям Министерства сельского хозяйства РК, в республике водопроводной водой обеспечивается 70–75% городского населения. Из децентрализованных водных источников берут воду 15–18% казахстанцев. Остальная часть людей (более 500 тыс. чел.) пользуются привозной водой и водой открытых водоемов. При этом чуть больше половины всей воды в стране формируется на собственной территории, а остальной объем поступает из сопредельных государств – Китая, Кыргызстана, России.
Как известно, вопросы использования ресурсов трансграничных рек остаются неурегулированной сферой отношений между странами-участницами одной из самых действенных геополитических структур на пространстве Центральной Азии – Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Тенденцией стало и игнорирование попыток установления некоторыми соседями Казахстана на протяжении многих лет режима пользования трансграничными водными реками на основе принципов и норм международного права. В свою очередь, в международном праве не существует никаких запретительных или ограничительных положений на использование водных ресурсов рек в границах территории своего государства. Водные отношения строятся только на основе взаимных договоренностей. В этом плане наиболее показательной является позиция ближайшего казахстанского соседа – Китая, который не только отказался присоединиться к двум основополагающим международным соглашениям – Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков (1997) и Конвенции об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер (1992), но и настаивает на регулировании трансграничного водотока путем проведения только двусторонних переговоров, которые как показала практика, не дают каких-либо значительных результатов по данной проблеме. В этой связи напомню, что документы ООН по этой проблематике подписали лишь 37 стран, а ратифицировали лишь 20, причем среди участников соглашения нет Китая, который вообще никогда не имел никаких договоров с какой-либо страной о трансграничных реках .
Водный кодекс КНР, принятый в июле 1988 г., в статьях 51 и 52, признавая в качестве превалирующих положения возможных международных соглашений об использовании водных ресурсов трансграничных рек, оставляет за КНР и ее территориальными органами управления право решать вопросы использования вод в пользу китайской стороны. Чрезвычайно сложным моментом в казахстанско-китайских отношениях в области совместного использования водных ресурсов является вопрос увеличения водозабора с рек Иртыш и Или на территории Китая. Необходимо отметить, что Казахстан предпринимает попытки урегулировать проблему совместного контроля за использованием водных ресурсов Или и Иртыша с 1994 г. Исток Иртыша находится на южных склонах Алтая. Это единственная река Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР), имеющая сток в океан. Длина Черного Иртыша (так он называется на территории КНР. – Г. Ж.) до границы с Казахстаном – 672 км, на территории Казахстана он впадает в озеро Зайсан площадью 1800 км3. Из озера Зайсан вытекает собственно Иртыш, в который далее впадают притоки Ишим и Тобол. На Иртыше действует плотина Бухтарминской ГЭС. Суммарная нагрузка на водную экосистему района уже на 21% превышает располагаемые водные ресурсы. К тому же вода Иртыша сильно загрязнена. В Казахстане на реке Иртыш построены и paботают Бухтарминская, Усть-Каменогорская и Шульбинская ГЭС. Водохранилище Бухтарминской ГЭС емкостью 490 км3 осуществляет многолетнее регулирование стока реки, а Шульбинской ГЭС – сезонное. Что касается России, то водный режим реки в пределах Омской области в настоящее время целиком зависит от pегулирования его каскадом ГЭС в Казахстане.Строительство серии водоотводных каналов и водохранилищ на притоках Иртыша, осуществляемое с китайской стороны, по расчетам специалистов-гидрологов, приведет к тому, что общий забор воды из реки может возрасти до 35–37% от годового стока этой водной артерии. C введением объекта (канала «Черный Иртыш – Карамай») в эксплуатацию китайская сторона начала осуществлять ежегодный забор воды из Иртыша в объеме более 450 млн м3. В перспективе предусмотрено увеличение водозабора до 1,5 млрд м3. В данный момент китайская сторона для обеспечения добычи на разрабатываемом ею нефтяном месторождении в районе города Карамай осуществляет забор 800 млн м3 воды в год из бассейна Иртыша. Если увеличится забор воды хотя бы на полтора кубометра, возникнет угроза для дальнейшего существования озера Зайсан в Восточно-Казахстанской области, нарушится экологическое равновесие. Учитывая, что общий объем водных ресурсов Иртыша достигает примерно 9 млрд м3, то, по мнению казахстанских экспертов, планируемый забор воды из реки будет иметь катастрофические последствия как для экономики, так и для экологии не только Казахстана, но и России. Как известно, Иртыш является крупнейшим притоком российской реки Обь. Между тем международное право оговаривает право других прибрежных государств на информацию и консультации о планируемых или выполняемых водохозяйственных мероприятиях на международных реках с тем, чтобы эти государства могли своевременно осуществить меры, компенсирующие негативное влияние. К сожалению, из всего этого следует, что китайская сторона, увеличивая водозабор указанных рек, не руководствуется принципами и нормами международного права.
По имеющейся информации, нынешние (до 2020 г.) планы КНР по использованию части стока реки Иртыш подразумевают забор до 1,0 км3 воды в год, то есть до 12% ежегодного среднего стока в 9,6 км3 в створе китайско-казахстанской границы. Международное право не содержит каких-либо обязательных норм по ограничению забора воды, но подразумевается, что он не должен превышать 50%. Конвенция ООН 1997 г. о праве несудоходных видов использования международных водотоков содержит положения о том, что страна, на территории которой находится часть международного водотока, принимает на себя обязательство не наносить «значительный ущерб» другим странам, по которым он проходит, и сотрудничать в его освоении «справедливым и разумным образом».
Так, из бассейна Или китайская сторона орошает 400 тыс. га, и в перспективе эта площадь, по информации заместителя председателя комитета по водным ресурсам Республики Казахстан А.Кеншимова, может быть увеличена до 600 тыс. Напомню, что Балхаш-Алакольский гидроузел Казахстана также связан с Китаем. 54% притока озера Балхаш зависят от Китая. Более 50% суммарного объема поверхностных вод Балхаша формируется в бассейне реки Или, большая их часть приходит с территории КНР.
Сейчас к нам по Или поступает около 12 млрд м3 воды в год, в перспективе объем может сократиться до 10 млрд м3, что отразится на состоянии Капшагайского водохранилища и озера Балхаш» [4]. Река Или обеспечивает пресной водой крупнейшее по величине озеро Казахстана Балхаш, которое обеспечивает водой предприятия металлургической и энергетической промышленности, играя важную роль в экономике страны. При дальнейшем увеличении водозабора с реки Или в плачевном состоянии окажутся аграрный сектор и рыбное хозяйство республики. Необходимо учесть и то, что обмеление и засоление озера Балхаш отрицательно скажутся на климатическом балансе всей юго-восточной и центральной части Казахстана. Район озера Балхаш, в который впадает эта река, испытывает в настоящее время острую нехватку воды, и планируемое Китаем изъятие части стока будет способствововать ничему другому, как ликвидации большей части озера с последующей экологической катастрофой региона. Расширенное использование трансграничных рек со стороны Китая с большой вероятностью повлечет за собой следующие негативные последствия для Казахстана, среди которых А. Ревский выделил следующие:
нарушение естественного водного баланса и природного равновесия в зоне озер Балхаш и Зайсан;
увеличение естественной концентрации в воде вредных веществ, что сделает ее практически не пригодной для хозяйственного и бытового потребления;
деградация климата;
ухудшение эпидемиологической обстановки в этих регионах;
проблемы с водообеспечением прибрежных сел и городов;
деградация пастбищ;
снижение урожайности сельскохозяйственных культур.

Тестовые вопросы:

1.В какой части нашей Республики расположены огромные запасы нефти?
А) на востоке;
В) на севере;
С) на юге;
Д) на западе;

2.Благодаря какому движению был закрыт Семипалатинский полигон?
А) Зеленое спасение;
В) Эком;
С) Великий Иртыш;
Д) Невада-Семипалатинск;
Е) Жетису

3.Какой регион объявлен зоной экологического бедствия?
А) регион Каспийского моря;
В) регион Балхаша;
С) Иртышский речной бассейн;
Д) регион Аральского моря;
Е) озеро Зайсан.

4.Снижение уровня воды Аральского моря связано в основном с:
А) увеличением засушливости климата этого региона;
В) увеличением засоленности воды;
С) увеличением забора воды на орошение из Амударьи и Сырдарьи;
Д) опустыниванием;
Е) интенсивным испарением воды.

5.В почвах, находящихся вблизи от автомобильных дорог накапливается чаще:
А) ртуть;
В) мышьяк;
С) свинец;
Д) медь;
Е) кадмий.

6.Какие территории Казахстана подвержены к опустыниванию?
А) Прииртышье;
В) Приаралье;
С) Казахский мелкосопочник;
Д) Восточный Казахстан;
Е) Северный Казахстан.

7.Что является основным источником поступления свинца в атмосферу:
А) ТЭЦ;
В) ГРЭС;
С) автомобильный транспорт;
Д) производство чугуна;
Е) химическое производство

 

9.Основная экологическая проблема Каспия:
А) загрязнение радиоактивными отходами АЭС;
В) опреснение вод;
С) уменьшение рыбных ресурсов;
Д) загрязнение нефтью;
Е) загрязнение сточными водами.

 

10. Уровень Аральского моря стал понижаться:

A) С 60-х годов.
B) С 50-х годов.
C) С 90-х годов.
D) С 70-х годов.
E) С 40-х годов.

 

Тема 18. Трансграничная охрана мирового океана от загрязнения.

 План лекции:

1. Загрязнение Каспийского моря нефтью

2. Мировой океан как объект международно-правовой охраны

 3. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов с высоким и средним уровнем радиации 1972г

Цели и задачи: Рассмотреть проблему охраны мирового океана от загрязнения.

     Мировой океан имеет исключительное значение в жизнеобеспечении Земли. Океан - это "легкие" Земли, источник питания населения земного шара и сосредоточие огромных богатств полезных ископаемых. Но научно-технический прогресс отрицательно сказался на жизнеспособности океана - интенсивное судоходство, активизация добычи нефти и газа в водах континентального шельфа, сбрасывание в моря нефтяных и радиоактивных отходов привели к тяжелым последствиям: к загрязнению морских пространств, к нарушению экологического равновесия в Мировом океане. В настоящее время перед человечеством стоит глобальная задача - срочно ликвидировать ущерб, нанесенный океану, восстановить нарушенное равновесие и создать гарантии сохранения его в будущем. Нежизнеспособный океан пагубно скажется на жизнеобеспечении всей Земли, на судьбе человечества. В целях охраны Мирового океана принят целый ряд многосторонних и региональных соглашений. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 192) обязывает государства защищать и сохранять морскую среду. Государства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдикцией или контролем не причиняла ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения. Эти меры относятся ко всем источникам загрязнения морской среды. Они, например, включают меры, направленные на уменьшение в максимально возможной степени: а) выброса токсичных, вредных или ядовитых веществ из находящихся на суше источников, из атмосферы или через нее путем захоронения; б) загрязнения с судов (в частности, меры по предотвращению аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению безопасности работ на море, предотвращению преднамеренных и непреднамеренных сбросов и по регламентации проектирования, конструкции, оборудования, комплектования экипажей и эксплуатации судов); в) загрязнения от установок и устройств, используемых при разведке и разработке природных ресурсов морского дна и его недр (в частности, меры по предотвращению аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности работ на море и по регламентации проектирования, конструкции, оборудования, комплектования персонала и эксплуатации таких установок или устройств); г) загрязнения от других установок и устройств, эксплуатируемых в морской среде (в частности, меры по предотвращению аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению безопасности работ на море). Государства обязаны не переносить ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой или не превращать один вид загрязнения в другой. Согласно ст. 207 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государства должны принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из находящихся на суше источников, в том числе рек, эстуариев, трубопроводов и водоотводных сооружений, принимая во внимание согласованные в международном порядке нормы, стандарты и рекомендуемые практику и процедуры. Эта Конвенция обязывает государства принимать законы и правила для предотвращения загрязнения, вызываемого деятельностью на морском дне, захоронением твердых веществ, загрязнением с судов из атмосферы. Причем национальные законы и правила должны быть не менее эффективными, чем глобальные нормы и стандарты. Государства флага судна и государства порта обязаны обеспечить выполнение национальных и международных правил по предотвращению загрязнения Мирового океана. На государства возлагается выполнение их международных обязательств по защите и сохранению морской среды. Они несут ответственность в соответствии с международным правом. При осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей относительно предотвращения загрязнения морской среды государства не допускают никакой дискриминации по форме или по существу против судов любого другого государства. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (с последующими поправками) содержит технико-юридические нормы для предотвращения загрязнения моря не только нефтью, о и другими вредными веществами, которые перевозятся на судах или образуются в процессе их эксплуатации. Суда, подпадающие под действие этой Конвенции, обязаны иметь Международные свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью и сточными водами с судов, а также Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке ядовитых жидких веществ наливом. Судно, которое обязано иметь соответствующее свидетельство во время пребывания в портах или удаленных от берега терминалах, находящихся под юрисдикцией какой-либо стороны Конвенции, подлежит инспектированию уполномоченными должностными лицами. Любое такое инспектирование ограничивается лишь проверкой наличия на судне действительного свидетельства. Если судно не имеет такого свидетельства, то ему не будет разрешен выход в море.

 

 

Тестовые вопросы:

 

1. Нефть и нефтепродукты являются самыми распространенными загрязнителями объектов окружающей среды, особенно:
А. Растительности
В. Атмосферы
С. Литосферы
D. Почвы
Е. Гидросферы

2. Вопросы, решаемые Базельской конвенцией:
А. «О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удале-нием»
В. «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду»
С. «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчерпания»
D. «О биоразнообразии»
Е. «Об изменении климата»

3.Какой регион объявлен зоной экологического бедствия?
А. регион Каспийского моря;
В. регион Балхаша;

С. Иртышский речной бассейн;
Д. регион Аральского моря;
Е. озеро Зайсан.

4.Снижение уровня воды Аральского моря связано в основном с:
А. увеличением засушливости климата этого региона;
В. увеличением засоленности воды;
С. увеличением забора воды на орошение из Амударьи и Сырдарьи;
Д. опустыниванием;
Е. интенсивным испарением воды.

5.Укажите наиболее экологически безопасные способы получения энергии:
А. электростанции на газу;
В. атомные электростанции;
С. электростанции на твердом топливе;
Д. электростанции на жидком топливе;
Е. ветровые электростанции.

 

6.В каком году был принят в Казахстане Экологический кодекс?
А. 2007 год;
В. 2006 год;
С.2005 год;
Д. 2004год;
Е. 2003 год.

7. Укажите отходы, представляющие наибольшую угрозу для человека и всей биоты:
А. твердые бытовые отходы;
В. промышленные отходы;
С. радиоактивные отходы;
Д. жидкие бытовые отходы;
Е. газообразные выбросы.

 


8. Основной химический компонент – загрязнитель реки Нуры, протекающей в Центральном Казахстане:
А. фенол;
В. мышьяк;
С. хлор;
Д. ртуть;
Е. ванадий.

 


9.Какой источник оказывает наибольшее шумовое воздействие на окружающую среду?
А. строительство;
В. гидроэлектростанции;
С. метрополитен;
Д.линии электропередач;
Е. автотранспорт.

10.Укажите наиболее радикальную меру охраны воздушного бассейна:
А. экологизация технологических процессов;

В. очистка газовых выбросов;
С.рассеивание газовых выбросов в атмосферу;
Д. устройство санитарно-защитных зон;
Е. архитектурно-планировочные решения.

Тема 19. Казахстан и ее участие в международном сотрудничестве.

План лекции:

1. Роль Казахстана в решении глобальных экологических проблем современности.

 2. Орхусская конвенция в Республике Казахстан.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...