Другие полезные ресурсы.Экологические библиотеки и порталы
Тематический план выполнения и сдачи заданий СРСП и СРС
Наименование дисциплины модуля: Охрана здоровья и окружающей среды
Трансграничные экологические проблемы
| №
тем
| СРСП
| СРС
| Темы и вопросы содержания дисциплины модуля
| Сроки сдачи (неделя и объем в часах)
| Форма проведения
| Темы и вопросы содержания дисциплины модуля
| Сроки сдачи (неделя и объем в часах)
| Форма контроля
| 1
| 1.Природа моего края
| 3 неделя (1 час)
| Подготовить презентацию по теме.
|
1.Жизнь на Земле. Теории возникновения жизни на Земле.
1.1.Креационизм (жизнь была создана Творцом);
1.2. Самопроизвольное зарождение (самозарождение; жизнь возникала неоднократно из неживого вещества);
1.3.Гипотеза стационарного состояния (жизнь существовала всегда);
1.4.Гипотеза панспермии (жизнь занесена на Землю с других планет);
1.5.Биохимические гипотезы (жизнь возникла в земных условиях в ходе процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам, т.е. в результате биохимической эволюции).
1.6.Современные концепции происхождения жизни.
| 3 неделя (3 часа)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 2
| 2.Экологизация общественного сознания.
2.1.Антропоцентризм и экоцентризм. 2.2.Формирование нового экологического сознания
| 4 неделя (1 час)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 2.Загрязнение атмосферы
2.1.Загрязнение атмосферного воздуха. 2.2.Основные источники загрязнения атмосферы. 2.3.Экологические последствия загрязнения атмосферы. 2.4.Подготовить таблицу о последствиях воздействия на организм вредных веществ на примере:
Вредные вещества
| Последствия на организм человека
| Оксид углерода
| Припятствует абсорбированию кровью и кислорода…….
| 2.5.Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы. 2.6.Возможное потепление климата. 2.7.Нарушение озонового слоя. Кислотные дожди.
| 4 неделя (3 часа)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 3
| 3.Трансграничные энергетические проблемы
3.1. Международное сотрудничество и состояние гидроэнергетичесиких ресурсов Казахстана.
3.2. Международное сотрудничество и состояние топливно- энергетического комплекса Казахстана.
3.3. Водно-энергетические проблемы Казахстана и Центральной Азии.
| 5 неделя (1 час)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 3.Загрязение гидросферы
3.1.Загрязнение гидросферы. Заполните таблицу:
Химические загрязнители
| Биологические загрязнители
| Физические загрязн
ители
| ???
| ???
| ???
| 3.2.Экологические последствия загрязнения литосферы.
3.3.Истощение подземных и поверхностных вод.
| 5 неделя (3 часа)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 4
| 4.Влияние автотранспорта на окружающую среду
4.1.Факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду. 4.2.Выбросы от автотранспорта в атмосферу.
4.3. Международные стандарты «Евро 2», «Евро 3» «Евро 4»
| 6 неделя (1 час)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 4.Химическое загрязнение среды промышленностью.
4.1.Химическое загрязнение атмосферы.
4.2.Основные загрязняющие вещества.
4.3.Аэрозольное загрязнение. 4.4.Фотохимический туман смог.
4.5.Контроль за выбросами загрязнений в атмосферу (ПДК)
| 6 неделя (3 часа)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 5
| 5.Заповедные территории Республики Казахстан
| 7 неделя (1 час)
| Выбрать один природный заповедник для исследования и подготовить презентацию. (Подробно описать фауну и флору)
| 5.Химическое загрязнение среды промышленностью.
5.1.Химическое загрязнение природных вод. Неорганическое загрязнение.
5.2.Органическое загрязнение. Загрязнение Мирового океана. (Нефтью. Пестицидами, СПАВ, Канцерогенами, тяжелыми металлами.
5.3. Сброс отходов в море (дампинг).Тепловое загрязнение
| 7 неделя (3 часа)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 6
| 6.Парниковый эффект
6.1.Сущность парникового эффекта.
6.2. Последствия парникового эффекта.
6.3.Экологическое прогнозирование.
6.4.Пути снижения воздействия парникового эффекта на состояние климата Земли
| 8 неделя (1 час)
| Круглый стол. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 5.4.Биологическое разнообразие растительного и животного мира.
5.5.Национальные парки. Заказники Казахстана
| 8 неделя (3 часа)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 7
| 7.Экологические проблемы Северного и Центрального Казахстана
| 9 неделя (1 час)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 7.Водные ресурсы Земли.
7.1.Значение воды в хозяйственной деятельности человека.
7.2.Водоснабжение и водопотребление, классификация, виды.
7.3.Источники загрязнения воды и нерациональное и использование водных ресурсов. 7.4.Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в водоемах.
| 9 неделя (3 часа)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 8
| 8.Экологические проблемы Южного Казахстана
| 10 неделя (1 час)
| Дискуссия Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 8.Биотические взаимодействия организмов.
8.1.Межвидовые связи.
8.2.Типы экологических взаимодействий. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм. Аменсализм. Пртокоперация. Мутуализм. Симбиоз. Нейтрализм. Квартиранство.
8.3 Межвидовые связи. Фабрическая связь. Форическая связь. Топическая, трофическая связи.
| 10 неделя (3 часа)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 9
| 9.Экологические проблемы Западного Казахстана
| 11 неделя (1 час)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 9.Международные конференции в области охраны ОС.
9.1.Роль международных конференции в области охраны Окружающей среды – предметные области, принимаемые акты: 9.2.Конференция ООН по окружающей среде Рио-де-Жанейро 1992 г.,
9.3.Конференция ООН по человеческому измерению, Стокгольм 1972 г., 9.3.Йоханнесбургский саммит по устойчивому развитию 2002 г.
9.4. Работа Конференции РИО+20. 2012 г. Предложения РК.
| 11 неделя (3 часа)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 10
| 10.Экологические проблемы Восточного Казахстана
| 12 неделя (1 час)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 10. Трансграничные проблемы мирового океана.
10.1.Использование океанских недр.
10.2.Истребление морских животных.
10.3.Экологическое загрязнение. Утечка нефти.
10.4. Загрязнение океана неорганическими веществами. 10.5.Радиоактивное загрязнение
| 12 неделя (3 часа)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 11
| 11.Международные природоохранные организации
11.1.Классификация международных организаций в области ООС.
11.2.Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП): правовой статус, структура, сферы деятельности, функциональные задачи.
11.3.Всемирный союз по охраны природы. Концепция по устойчивому развитию в области охраны окружающей среды.
11.4.Охрана окружающей среды в рамках региональных межправительственных организаций: Европейское агентство по охране окружающей среды (ЕС), 11.5.Межгосударственный экологический совет (СНГ), 11.6.Постоянная комиссия по агропромышленной политике, природопользованию и экологии при МПА ЕврАзЭС.
| 13 неделя (1 час)
| Дискуссия Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 11.Обеспечение Устойчивого развития Республики Казахстан
11.1.Экологическое образование и воспитание 11.2.Обеспечение Устойчивого развития Республики Казахстан населения РК.
11.3. Стратегии устойчивого развития и механизмы обеспечения устойчивого развития.
| 13 неделя (3 часа)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 12
| 12.Оптимизация окружающей среды как теоретическая основа рационального природопользования.
12.1.Классификация природных ресурсов; исчерпаемые неисчерпаемые возобновимые и невозобновимые.
12.2.Охрана природы. Рациональное природопользование малоотходные и безотходные технологии.
12.3.Использование альтернативных экологически чистых источников энергии как компоненты устойчивого развития экосистем и общества.
| 14 неделя (1 час)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 12.Основополагающая роль учения о ноосфере В.И. Вернадского в разработке концепции Устойчивого развития.
12.1.Ноосфера утопия или реальность.
12.3. Признаки ноосферы.
13.4.Переход биосферы в ноосферу.
13.5.Основополагающая роль учения о ноосфере В.И. Вернадского в разработке концепции Устойчивого развития.
| 14 неделя (3 часа)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 13
| 13.Трансграничные проблемы, связанные с опустыниванием или засухой. Опустынивание и деградация земель Казахстана
| 14 неделя (1 час)
| Подготовить презентацию. Работа в малых группах.
| 13.Биотические сообщества.
13.1.Видовая структура биоценоза.
13.2.Нарисовать схему консорции дерева. 13.3.Пространственная структура биоценоза. 13.4.Нарисовать схему лесного биоценоза.
13.5.Экологическая ниша. Взаимоотношения организмов в биоценозе.
13.6.Нарисовать схему копытных зверей по ярусам питания.
| 14 неделя (3 часа)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 14
| 14.Международная проблема защиты озона.
14.1.Озон и его движение в атмосфере.
14.2. Что приводит к разрушению озонового слоя. 14.3.Методы по защите озонового слоя
14.4 Международные конвенции, договора по охране озона.
| 15 неделя (1 час)
| Необходимо выбрать один вид растения или животного и подготовить презентацию . Работа в малых группах.
| 14.Биологическое разнообразие растительного и животного мира Казахстана
| 15 неделя (3 часа)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 15
| 15. Красная книга Международного Союза Охраны Природы. 15.1.Создание и ведение Красных книг.
15.2. Красные книги СССР и СНГ.
15.3. Красная книга Казахстана
| 15неделя (1 час)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
| 15.Современное состояние природной среды.
15.1.Атмосфера - внешняя оболочка биосферы.
15.2.Загрязнение атмосферы. 15.3.Влияние человека на растительный и животный мир. 15.4.Радиоактивное загрязнение биосферы.
| 15 неделя (3 часа)
| Работа в малых группах. Подготовить сообщение. Конспект. Устный ответ.
|
| Всего 15 часов из них 6 часа по модулю
|
|
|
| Всего 45 часов из них по модулю 6 часов
|
|
Список литературы
Основная
Чебышев Н.В. Основы экологии.Изд; Новая волна 2010г.
Папа О.М. 2011 ; Социальная экология. Издательский дом "Дашков и К"
Короновский Н.В. 2011 Геоэкология: учебное пособие.Academia
Рейсмерс Н.Ф. Экология (Теория, законы, правила, принципы, и гипотезы) – М «Россия Молодая», 1994 г.
Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006
Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006
Шилов И.А. Экология – М, Высшая школа, 2000 г
Тарасов А.О.Экология и охрана природы.-М.,1990
Радкевич В.А. Экология. Минск, Высшая школа, 1997 г.
Муравей Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности. М, ЮНИТИ, 2000 г.
Мусина У.Ш. Теоритические основы охраны окружающей среды. Учебное пособие. Алматы КазНТУ, 2000 г.
Сагимбаев Г.К. Экология и экономика –Алматы, 1997 г.
Вронский В.А. Прикладная экология, учеб. пособие. – Ростов на Дону
Будько М.И. Глобальная экология. – М. Мысль, 1997 г.
Чигаркин А.В. Геоэкология Казахстана – Алматы, Санат, 1995 г.
11. Экология.Учебник. Изд.2 – е / В.Н.Большаков, В.В.Колач и др./. М. 2005.
12. Колесников С.И. Эклогические основы природопользования. Ростов -на –Дону, 2009.
Дополнительная
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек, Учебное пособие. - М.,1998
Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. - С-П.,1996
Экологический терминологический словарь. – Алматы издательство Рауан, 200 г.
Проблемы экологии в Казахстане. Министерство экологии и биоресурсов РК, Программа развития ООН, Алматы 1997.
5. Сборник докладов и тезисов научно-практического семинара. Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение Природоохранной деятельности. М.: НИА-Природа, 2000. – 118 с.
6. Антропогенный антибиоз (экологический паразитизм, хищничество, подавление). М., РЭФИА, 2000. – 50 с.
7. Как спасти современный мир от экологической катастрофы. М.: НИА-Природа и РЭФИА, 2000. – 64 с.
8. Экология, экономика, социум: состояние, тенденции, перспективы. М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2002. – 302 с.
9. Принципы экологического управления в экономике малого бизнеса. М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2002. – 192 с.
10. Географические открытия земли: история и перспективы. М.: НИА-Природа, 2002. – 144 с.
11. Женщины – почвоведы. М.: НИА-Природа, 2003. – 440 с.
12. Природопользование при скважинной гидродобыче богатых железных руд. М.: НИА-Природа, 2001. – 384 с.
13. Экополис – город будущего. М.: Москва 2001. – 210 с.
14. Охрана окружающей среды. Сборник норм. Актов. 2004.
15. Экология. словарь-справочник. 2002.
16. Экологическая экспертиза / Питулько В.М. 2004
17. Интернет.
Другие полезные ресурсы.Экологические библиотеки и порталы
http://ecoportal.ru – ЭКО Портал
http://www.unep-wcmc.org - Всемирный центр мониторинга охраны окружающей среды
www.EarthPortal.org – портал Земли
http://wdc.nbii.gov/ma/ - Всемирный центр данных по биоразнообразию и экологии
http://www.unep.org/geo/ , http://polar.grida.no/_documents/Ice%20and%20Snow%20Handout%20Low%20Res.pdf Глобальный Обзор о состоянии льда и снега
http://www.ecoline.ru/mc/ - Методический центр "Эколайн"
www.unep.org – сайт ЮНЕП (экологическое подразделение ООН)
|