Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные понятия и определения




Кафедра мультимедийных сетей и услуг связи

 

Учебно-методическое пособие и контрольные задания по дисциплине

«Управление и администрирование в информационных системах»

 

Москва, 2017


план УМД на 2016/2017 уч.г.

Учебно-методическое пособие и контрольные задания по дисциплине «Управление и администрирование в информационных системах» для бакалавров направления подготовки: 09.03.02 – «Информационные системы и технологии», профиль подготовки: «Информационные системы и технологии».

 

Составители:

доц. Беленькая М.Н., доц. Гадасин Д.В., ст. преподаватель Шведов А.В.

 

Рецензент:

Старший преподаватель Яковенко Н.В.

 


Общие замечания

Цели и задачи дисциплины.

Целью преподавания дисциплины УиАвИС в системе подготовки по направлению 09.03.02 «Информационные системы и технологии» является теоретическая и практическая подготовка, которая должна обеспечить получение у студентов углубленных представлений о методах администрирования в информационных системах, способах реализации систем управления информационными системами. В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать – функции и задачи администрирования информационных систем, типы объектов управления в информационных системах, различные модели управления и их назначение, протоколы и стандарты администрирования, особенности администрирования кабельных систем, сетевых систем, операционных систем и СУБД, способы администрирования серверов.

Уметь – использовать средства диагностики неисправностей, конфигурации, учета и аудита в информационных системах, анализировать проблемы безопасности информационных системах и применять средства защиты от несанкционированного доступа, определять проблемы потери производительности в информационных системах и применять способы ее повышения, реализовывать методы архивирования и восстановления, методы сопровождения и эксплуатации информационных систем.

Иметь представление – о способах программирования и проектирования систем администрирования, архитектуре систем администрирования и их видах, принципах работы протоколов SNMP и NetFlow.

Для изучения дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции, лабораторные работы, практические занятия, выполнение контрольной работы, самостоятельная работа студентов.

Методические указания отражают содержание разделов программы курса, основные понятия, контрольные вопросы для подготовки к экзамену, задание на выполнение контрольной работы.

 

Содержание лекционного курса

1. Администрирование информационной системы. Вводные положения. Функции администратора системы. Состав служб администратора системы и их назначение. Требования к специалистам. Стандарты работы ИС и стандартизирующие организации.

2. Объекты администрирования и модели управления. Модель сетевого управления ISO. Модель FCAPS. Модель ITIL. Модель TMN. Модель eTOM. Модель RPC.

3. Администрирование кабельных систем. Понятие о средах передачи. Кабельные системы передачи данных. Организация кабельных систем зданий и кампусов. Стандарты и задачи администрирования кабельных систем. Примеры систем администрирования кабельных систем. Пример инструкций администратора системы. Пример реализации системы управления кабельной системы.

4. Администрирование сетевых систем. Вопросы внедрения мостов и коммутаторов. Управление коммутаторами. Вопросы проектирования сети. Внедрение маршрутизаторов. Протоколы маршрутизации. Конфигурирование протокола маршрутизации. Понятие систем сетевого администрирования.

5. Средства администрирования операционных систем. Администрирование файловых систем. Параметры ядра ОС. Инсталляция ОС. Подсистема ввода/вывода и способы организации дискового пространства. Технология RAID. Файловые системы Инетернет.

6. Администрирование баз данных. Средства СУБД. Администрирование данных. Инсталляция СУБД. Параметры ядра СУБД и параметры ввода/вывода. Средства мониторинга и сбора статистики. Средства защиты от несанкционированного доступа. Способы восстановления и реорганизации БД. Стратегии администратора БД.

7. Администрирование процесса поиска и диагностики ошибок. Задачи управления при обнаружении ошибки ИС. Базовая модель поиска ошибки. Стратегия определения ошибок. Средства сбора и поиска ошибок администратора системы. Метрики работы ИС. Примеры диагностики ошибок для технологии Ethernet и для среды протоколов TCP/IP. Предупреждение ошибок и решение проблем в среде протоколов TCP/IP.

8. Администрирование процесса конфигурации. Задачи и проблемы конфигурации. Оценка эффективности конфигурации с точки зрения бизнеса. Защита от несанкционированного доступа. Технологии конфигурации и практические рекомендации.

9. Администрирование процесса учета и обеспечения информационной безопасности. Задачи учета. Защита от угроз безопасности. Средства, мероприятия и нормы обеспечения безопасности. Пример реализации защиты от НСД для ИС. Пример реализации средств безопасности для сетевой подсистемы ИС. Действия администратора системы по обеспечению безопасности при удаленном доступе к сети предприятия.

10. Администрирование процесса контроля производительностью системы. Понятие производительности информационной системы. Основные этапы управления производительностью. Метрики производительности ИС. Договор об уровне обслуживания – SLA. Технические и бизнес-метрики в современных ИС. Инструментарий администратора системы для измерения производительности. Практические рекомендации службам администратора по контролю за производительностью ИС.

11. Протоколы, используемые для программирования систем администрирования. Системы администрирования и поддержки. Протокол ISO CMIP. Протокол SNMP. Протокол RMON. Протокол NetFlow. Информационные системы администрирования. Пример системы администрирования - NMS. Системы оперативного сопровождения и поддержки - OSS. Пример реализации OSS.

12. Эксплуатация и сопровождение систем. Регламентные работы по подсистемам ИС. Регламентные работы по ИС в целом.

Основные понятия и определения

1.3.1. Администратор системы (системный администратор) – это человек или группа людей, которые создают и затем эксплуатируют информационную систему предприятия. Он или они могут быть сотрудниками служб информационных технологий компании и выполняют широкий набор функций:

· установка и сопровождение компьютерных сетевых и информационных систем;

· определение и согласование с фирмами-поставщиками всей аппаратно-программной и организационной части по реализации системы;

· планирование развития информационных систем и внедрения сервисов;

· решение вопросов ведения проектов;

· обучение технического персонала и пользователей;

· консультирование по компьютерным проблемам персонала предприятия и технических служб;

· решение проблем сбора статистики, мониторинга, диагностики, восстановления и сохранения системы, а также всех вопросов организации, соответствующих программных и аппаратных продуктов для этой деятельности;

· разработка программных продуктов на языках управления заданиями (например, а скриптах) с целью создания технологии работы компании и синхронизации работы компонент информационной системы;

· определение ошибок в работе прикладных, системных и аппаратных средств, используемых предприятием, и решением вопросов по их устранению.

Раньше все эти функции выполнялись отделами системного программирования вычислительных центров предприятий. В настоящее время эти функции, как правило, выполняются совокупностью информационных служб предприятия, а именно:

· службами управления: конфигурацией, контролем характеристик, ошибочными ситуациями, безопасностью, производительностью;

· службами планирования и развития;

· службами эксплуатации и сопровождения;

· службами общего управления.

Профессиональные навыки специалистов, работающих в службах администрирования информационных систем (ИС) должны быть достаточно высоки. Так, с учетом функций по администрированию ИС, системные администраторы должны обладать знаниями в области:

· теории операционных систем (ОС) и практики их установки;

· теории баз данных и вопросов администрации СУБД, вопросов поддержки целостности данных;

· сетевых технологий, сетевого оборудования (конфигурации и применения коммутаторов и маршрутизаторов), вопросов диагностики сетевых проблем;

· электротехники и реализации кабельных систем для целей передачи данных;

· реализации веб-приложений и организации доступа к веб-сайтам;

· защиты информации от несанкционированного доступа, включая администрирование специальных устройств (firewall) и консультации пользователей по вопросам защиты их информации;

· вычислительной техники, начиная с простейших операций и заканчивая архитектурой центров обработки данных (ЦОД);

· основ проектирования информационных систем, прикладного программирования;

· способов восстановления информации и реализации подсистем ввода-вывода, 

· файловых подсистем;

· языков программирования;

· методов управления в информационных системах и соответствующих аппаратно-программных комплексов.

Кроме того, администратор системы должен уметь общаться с людьми, объяснять им способы решения проблем и убеждать их в своей правоте.

 

1.3.2. Область деятельности системных администраторов должна охватывать управление всех компонент информационной системы.

Управление (администрирование) ИС – это совокупность действий, осуществляемых администратором системы средствами самой ИС, обеспечивающих сохранение и/или развитие ее свойств в заданном направлении. В полном объеме управлять всеми компонентами ИС и всеми ее функциональными подсистемами может только непосредственно руководство предприятия. АС обычно выполняет задачи управления обеспечивающих подсистем и частично задачи управления функциональных и организационных подсистем в рамках, переданных ему руководством предприятия полномочий

В настоящее время администрирование ИС чаще всего осуществляется в условиях, когда эти системы являются открытыми и гетерогенными. Корпоративной ИС называется информационная система, виртуально объединяющая (в информационном плане) все части одной организации, которые могут находиться в разных городах, частях страны или земного шара. Доступ пользователей в корпоративную систему возможен только для членов компании, ее клиентов или ее контрагентов. В то же время, множество информационных систем сегодня пересекают национальные, коммерческие и континентальные границы для обеспечения глобального взаимодействия большого числа организаций и физических лиц. Такие ИС называются глобальными. В широком смысле открытой системой может быть названа любая система (компьютер, вычислительная сеть, операционная система, программный продукт), которая построена в соответствии с открытыми спецификациями для интерфейсов, служб и форматов. При этом используются различные интерфейсы и средства передачи данных, различное программное обеспечение и различная архитектура ЭВМ. То есть практически любая система является разнородной или гетерогенной, включающей в себя оборудование и программное обеспечение нескольких производителей. Особую роль при создании таких систем играют стандарты. Без стандартизации работоспособность таких систем невозможна, поскольку программное обеспечение одного производителя “не поймет” программное обеспечение другого. Стандарт – это вариант реализации протокола в аппаратуре или программном обеспечении, который отражается в документе, согласованном и принятом аккредитованной организацией, разрабатывающей стандарты. Стандарт содержит правила, руководства или характеристики для работ, или их результатов с целью достижения оптимальной степени упорядочения и согласованности в заданном контексте. В табл. 1 приведены основные стандартизирующие организации:

 

Табл. 1. Международные стандартизирующие организации и их официальные сайты

Стандартизирующая организация Официальный сайт
ISO www.iso.org
ANSI www.ansi.org
MEF www.metroethernetforum.org
IETF www.ietf.org
ITU www.itu.int
IEC (International Engineering Consortium) www.iec.org
IEC (International Electrotechnical Commission) www.iec.ch
IEEE www.ieee.org
EIA www.eia.org
TIA www.tiaonline.org
ECMA www.ecma-international.org
IAB www.iab.org

 

В процессе администрирования ИС администратор системы должен руководствоваться некоей моделью администрирования. Модель администрирования (управления) в ИС – это набор функций по управлению подсистемой или информационным процессом.

Различные стандартизирующие организации предлагают различный набор функций (различные модели) по управлению техническим обеспечением, организационной и функциональной подсистемами. Это модели ISO-OSI, ISO FCAPS, OGC ITIL, ITU TMN, TMF eTOM. На сегодняшний день модель FCAPS – это основная модель администрирования не только сетевых систем, но и любых ИС, как систем передачи данных. В рекомендациях ITU-T X.700 и в стандарте ISO 7498-4 описаны пять функциональных групп модели FCAPS:

(F) Fault Management (Управление отказами) – обнаружение отказов в устройствах сети, сопоставление аварийной информации от различных устройств, локализация отказов и инициирование корректирующих действий.

(C) Configuration Management (Управление конфигурированием) – возможность отслеживания изменений, конфигурирования, передачи и установки программного обеспечения на всех устройствах сети.

(A) Accounting Management (Управление учетом) – возможность сбора и передачи учетной информации для генерации отчетов об использовании сетевых ресурсов.

(P) Performance Management (Управление производительностью) – непрерывный источник информации для мониторинга показателей работы сети (QoS (Quality of Service, Качество обслуживания), ToS (Terms of Service, Тип обслуживания)) и распределения сетевых ресурсов.

(S) Security Management (Управление безопасностью) – возможность управления доступом к сетевым ресурсам и защитой от угроз.

Далее рассмотрим администрирование подсистем ИС.

 

1.3.3. Администрирование кабельной системы (КС) предусматривает точное обозначение и учет всех элементов, составляющих кабельную систему, а также кабельных трасс, телекоммуникационных и других помещений, в которых монтируется система, а также контроль состояния КС с целью определения места возникновения проблемы. Возможности передачи данных ограничены возможностями кабеля. Существует два вида оптического волокна в зависимости от диаметра стеклянного сердечника и стеклянной отражающей оболочки:

· многомодовое волокно – multimode (MM, 62,5/125 мкм и 50/125 мкм);

· одномодовое волокно – singlemode (SM, 9-10/125 мкм).

 

Световой пучок передается по разным видам оптоволокна на разных длинах волн:

· многомодовое волокно – 850 нм и 1300 нм с затуханием 1,5-5Дб/км;

· одномодовое волокно – 1300 нм и 1550 нм с затуханием 1Дб/км.

В настоящее время широко используются ST-коннекторы и SC-коннекторы. Новое оптическое активное оборудование, разработанное после 1995 года, выпускается только в вариантах с SC-портами. Так как по кабельным системам зданий ведется передача данных, и они подключены к компьютерам, возникли жесткие требования по пожарной безопасности и специальные тесты. Это тесты на соответствие следующим требованиям:

· предотвращение горения (изоляция и оболочка кабельной системы должны быть негорючими);

· отсутствие выделения дыма при пожаре;

· отсутствие токсичных выделений при пожаре (галогенов).

Кабелям, прошедшим этот тест, присваивается маркировка LSZH: L(ow) S(moke) Z(ero) H(alogen). Существуют маркировки для коммуникационных кабелей, частично прошедших тесты (например, CMR или OFNR). Приведем основные стандарты, необходимые для осуществления высокоскоростной передачи данных и обязательные для соблюдения службами администратора системы.

EIA/TIA 568 – стандарт создания телекоммуникаций служебных и производственных зданий, планирование кабельных систем зданий, методика построения системы телекоммуникаций служебных и производственных зданий.

EIA/TIA 569 – стандарт описывает требования к помещениям, в которых устанавливается структурированная кабельная система и оборудование связи.

EIA/TIA 606 – стандарт администрирования телекоммуникационной инфраструктуры в служебных и производственных зданиях.

EIA/TIA 607 – стандарт описывает требования к инфраструктуре телекоммуникационной системы заземления и выравнивания потенциалов в служебных и производственных зданиях.

При подключении компьютеров, чаще всего возникает необходимость использовать патчкорды и разъемы RJ-45 для UTP. Во всем новом сетевом оборудовании используется стандарт TIA-568A, о чем следует помнить администратору системы.

В процессе администрирования, все изменения, вносимые в кабельную систему, подлежат документированию. Документирование осуществляется по стандарту ANSI/EIA/TIA-606 (Стандарт администрирования телекоммуникационных инфраструктур коммерческих зданий). АС необходимо подробное изучение данного стандарта

 

1.3.4. После решения проблемы объединения отдельных компьютеров в сети возникла необходимость соединять сети компьютеров между собой. Это соединение сегментов сетей осуществляется при помощи коммутаторов, маршрутизаторов и других специальных устройств. Сегмент сети – это часть сети, которая не содержит соединяющих устройств. Устройства, соединяющие сегменты одной большой сети, подразделяются на виды в зависимости от функционального уровня OSI, на котором они работают. Так, на первом уровне (Physical) работают усилители/репитеры/хабы, на втором (Data Link) – мосты/коммутаторы, на третьем (Network) – маршрутизаторы (роутеры), на всех уровнях работают шлюзы. Хаб не производит анализа информации. Он на короткое время запоминает значения сигнала «0» или «1», соответствующим образом их регенерирует, усиливает и отправляет во все присоединенные сегменты сети. Мост-устройство, разделяющее сети на сегменты. Он пересылает информацию (фрейм) не всем устройствам сети, а только в тот сегмент, в котором находится получатель. Мосты работают с физическими адресами станций на канальном уровне протоколов OSI. В отличие от хаба мост может разрешать доступ к физическим устройствам, либо запрещать его, то есть, способен регулировать трафик. Существует три типа протоколов маршрутизации мостов:

TR или STA (transparent, прозрачный или обучающийся) – использует алгоритм STA (Spanning Tree Algorithm), который применяется, например, во всех версиях коммутируемого Ethernet.

SR (source routing, маршрутизация от источника) – информация о маршруте содержится в каждом передаваемом кадре; используется в сети Token Ring IBM.

SRT (source routing transparent) – комбинация двух перечисленных выше типов.

Коммутатор (switch) – это мультипортовый мост. Он обеспечивает передачу фреймов от станции к станции в режиме точка-точка (point to point). При этом станции в сети работают параллельно, то есть передача может вестись одновременно между всеми парами портов. Коммутация осуществляется по физическим адресам устройств (MAC-адресам). При этом при помощи специальных протоколов третьего уровня OSI осуществляется множество функций управления сетевым трафиком.

Существует два типа коммутации:

«Буферная» (store and forward) - фрейм задерживается в буфере до окончания его полной передачи и только после этого транслируется дальше. «Обрезная» или «сквозная» (cut-through) - коммутаторы, использующие этот тип коммутации, называются сквозными, и они начинают транслировать фрейм в выходной порт сразу по получении заголовка, не дожидаясь окончания приема фрейма.

Многие коммутаторы позволяют администраторам задавать дополнительные условия фильтрации фреймов наряду со стандартными условиями их фильтрации в соответствии с информацией адресной таблицы. Для создания дополнительных барьеров на пути фреймов, которые ограничивают доступ определённых групп пользователей к определённым службам сети, задействуются пользовательские фильтры. Построение сетей на основе коммутаторов позволяет ввести приоритезацию фреймов, причём делать это независимо от технологии сети. Поддержка приоритетной обработки особенно необходима и должна быть использована администратором системы для приложений, предъявляющих различные требования к допустимым задержкам фремов и к пропускной способности сети, например, IP-телефония, видео. Для всех TR-коммутаторов обязательна поддержка алгоритма покрывающего дерева Spanning Tree (STA). Алгоритм покрывающего дерева предназначен для связи сегментов сетей. Все коммутаторы поддерживают средства организации виртуальных сетей. Виртуальной сетью (VLAN) называется группа станций сети, пакеты которой, в том числе и широковещательные, на канальном уровне полностью изолированы от других станций сети. Объединение станций в такие группы выполняется либо на основе принадлежности к портам коммутатора, либо на основе принадлежности фреймов к одному сетевому протоколу, либо по MAC-адресам станций. При параметризации операционной системы коммутатора тип такого объединения задается администратором системы. Назначение технологии виртуальных сетей состоит в защите от несанкционированного доступа и в создании изолированных сетей, которые затем могут быть связаны с помощью маршрутизаторов, реализующих какой-либо протокол сетевого уровня, например, IP. Для объединения виртуальных сетей в общую сеть требуется использование протоколов сетевого уровня. Они могут быть реализованы в специальном устройстве – маршрутизаторе, а могут работать и в составе программного обеспечения коммутатора, который в этом случае становится комбинированным устройством – так называемым коммутатором 3-го уровня. Администратор системы должен учесть, что выполнение дополнительных функций может снизить производительность коммутатора, так как обработка таблиц, фильтрация и приоритезация трафика, обработка маршрутов требует проведения дополнительных вычислений процессорами портов.

Шлюз (Gateway) – это устройство для соединения подсетей по протоколам выше 3-го уровня OSI. Шлюзы применяются в сложных гетерогенных сетях. Например, если возникает необходимость присоединить сегмент с персональными компьютерами, представляющими символы в коде ASCII, к мейнфрейм, представляющей символы в коде EBCDIC. Тщательное проектирование сети является важнейшей задачей служб администратора системы. Для решения задачи проектирования сетей принят трёхуровневый подход. В этой трёхуровневой модели все сетевые устройства и соединения между ними группируются и подразделяются на три уровня: базовый (магистральный) уровень; уровень распределения; уровень доступа. На каждом уровне требуется свой тип коммутатора, который наилучшим образом решает задачи данного уровня. Функции и технические характеристики каждого коммутатора зависят от уровня, для которого предназначен этот коммутатор.

Маршрутизатор (router) – устройство, работающее на третьем, сетевом уровне модели OSI. Маршрутизатор принимает решения о пересылке пакетов сетевого уровня модели OSI их получателю на основании таблицы маршрутизации и определённых правил. При этом в пределах сегмента он работает на канальном уровне модели OSI, а между сегментами – на сетевом. На сетевом уровне создаётся логический адрес сети. Этот адрес присваивается операционной системой или администратором системы для идентификации группы компьютеров. Такую группу иначе называют «subnet» (подсеть). Маршрутизация реализуется с помощью одного или нескольких протоколов маршрутизации либо при помощи статически настроенных таблиц маршрутизации. Маршрутизация может осуществляться по разным алгоритмам и быть статической или динамической. Наиболее известные протоколы маршрутизации, которые есть обычно у всех маршрутизаторов это:

протокол маршрутной информации (Routing Information Protocol) RIP;

открытый протокол предпочтения кратчайшего пути (Open Shortest Path First) OSPF.

RIP является дистанционно-векторным протоколом. OSPF более сложный протокол; относится к протоколам состояния канала и ориентирован на применение в больших гетерогенных сетях. Маршрутизаторы выполняют не только функцию маршрутизации, но и функцию коммутации. То есть обеспечивают перенаправление пакетов с входного интерфейса маршрутизатора на выходной интерфейс в зависимости от таблицы маршрутизации. Маршрутизатор производит переупаковку полезной информации из поступающих к нему пакетов различных протоколов второго уровня. Например, из Ethernet в PPP или Frame Relay. Поддержка таблиц маршрутизации осуществляется либо администратором сети вручную, либо с помощью динамических протоколов маршрутизации. В общем случае при построении таблицы маршрутизации маршрутизатор применяет комбинацию следующих методов маршрутизации: прямое соединение; статическая маршрутизация; маршрутизация по умолчанию; динамическая маршрутизация.

 

1.3.5. Под конфигурацией ИС будем понимать разработку и реализацию концепции, позволяющей администратору системы быть уверенным в непротиворечивости, целостности, проверяемости и повторяемости параметров системы. Можно выделить ряд стандартных проблем и задач конфигурации. К ним относятся следующие задачи: стандартизация параметров, задание параметров при инициализации ресурсов, обеспечение загрузки компонент, восстановление параметров, инвентаризация параметров и документирование функциональных схем работы компонент системы, конфигурация параметров согласно политике организации. Администратору системы необходимо создать профайл (список) параметров данной организации, влияющих на защиту от несанкционированного доступа. Для реализации задач по конфигурации параметров в ОС, СУБД, прикладных системах существуют собственные средства. К этим средствам АС должен добавить дополнительные программные продукты, позволяющие выдавать по расписанию отчеты о конфигурациях, архивировать согласно расписанию и восстанавливать параметры. Помимо этого, необходимо использовать специальные системы защиты от НСД, например, сетевые средства RADIUS (Remote Authentication Dial-In User Service) /TACAS (Terminal Access-Controller Access Control System), позволяющие централизовать сетевую защиту.

 

 

1.3.6. Одна из наиболее важных задач АС – зашита от угроз ИС. Угрозой является любая ситуация, вызванная преднамеренно или ненамеренно, и которая способна неблагоприятно повлиять на систему. Преднамеренные угрозы всегда осуществляются пользователями системы или прикладными программистами. Непреднамеренная угроза всегда вызывается сбоями питания, сбоями аппаратных или программных средств, неквалифицированными действиями персонала.

К средствам, мероприятиям и нормам обеспечения безопасности процессов переработки информации, которые используются администратором системы, относятся аппаратные и программные средства, организационные мероприятия, законодательные и морально-этические нормы. Аппаратные средства реализуются в виде электронных или электрических устройств. Они могут быть встроены непосредственно в вычислительную технику или реализовываться автономно, например, электронные замки на дверях помещений. Программные средства выполняют функции защиты процессов обработки информации (например, сетевые экраны – фаерволлы). Обычно все программные продукты включают средства AAA (Авторизация пользователей, Аутентификация пользователей и Аудит системы). Организационные мероприятия представляют собой организационно-технические и организационно-правовые мероприятия, осуществляемые администратором системы в процессе установки или эксплуатации ИС. Организационные мероприятия являются наиболее действенными и существенными средствами. Они включают ограничение доступа к частям объекта, где работает ИС, разграничение доступа к ресурсам, разработку документации и инструкций пользователям, сертификацию средств защиты, контроль выполнения правил. Законодательные нормы определяются законодательными актами страны, регламентирующими правила пользования и обработки информации и устанавливающими меры ответственности за нарушение этих правил.

 

1.3.7. В зависимости от вида приложений, производительность ИС может определяться различными параметрами: временем отклика приложения, общим временем работы или временем ввода/вывода (total time, I/O time, system time, CPU time). Выделяют четыре этапа по управлению производительностью:

· определение базовой (номинальной) производительности ИС;

· контроль отклонений от нее;

· создание отчетов о производительности;

· коррекция производительности ИС.

Для правильной оценки производительности ИС необходимы параметры - метрики. В качестве метрик должна выступать система параметров количественной и качественной оценки процесса. Предполагается, что метрике соответствует необходимая для проведения измерения процедура и процедура для интерпретации результатов. Так для сетевой подсистемы ИС существует пять ключевых метрик. Две метрики характеризуют передачу информации от источника к принимающему устройству. Это пропускная способность канала и задержка передачи данных (latency, латенция). Три метрики характеризуют состояние устройств – ошибки интерфейсов, утилизация ресурсов сетевых устройств, использование буферов сетевых устройств и файл-серверов. Для файл-сервера, помимо перечисленных выше параметров, влияющих на производительность, важны следующие параметры:

· утилизация процессора;

· параметры работы дисковой подсистемы ввода/вывода;

· параметры ввода/вывода шины процессора;

· параметры ввода/вывода сетевых адаптеров.

Измерение технических метрик не дает в таких сложных системах однозначной оценки производительности или анализа причин ее уменьшения. Поэтому пользуются интегральными характеристиками производительности, которые определяются успешной производственной деятельностью предприятия. Например, время отклика приложения. Администратор системы должен заняться проблемой повышения производительности системы не в любом случае изменения технических метрик, а именно тогда, когда изменилась бизнес-метрика. Эти условия оговариваются в специальном договоре: договоре об уровне обслуживания – SLA (Service Level Agreements). В этом договоре содержатся критерии, согласно которым пользователь ожидает получить оговоренные услуги. Создание договора свидетельствует о том, что службы администратора системы и бизнес договорились о стандарте на производительность системы и способах ее оценки. Согласно этому договору производится сопоставление обещанного уровня качества и того, что есть в реальности. В договоре SLA определяются род предоставляемой услуги, сроки, местоположение, затраты, обязанности вовлеченных сторон. Для измерения параметров, например, сетевых подсистем ИС используются специальные диагностические средства: генераторы и анализаторы трафика. В некоторых ситуациях единственным способом установить время и причину ухудшения производительности сетевой системы, является эмуляция загрузки при помощи генерации трафика. АС должен иметь такие дополнительные программные продукты.

 

1.3.8. Для сопровождения ИС необходимы регулярные обязательные для исполнения работы, направленные на поддержание эксплуатационных характеристик ИС – регламентные работы. Регламентные работы бывают двух типов: периодические и календарные. Периодические регламентные работы – это те, для которых задается время до выполнения следующей аналогичной работы. Плановая дата каждой работы графика может зависеть от фактической даты выполнения предыдущих работ. Периодичность может быть задана календарными отрезками времени работы оборудования или ПО.

Календарные регламентные работы, которые выполняются по графику, заданному датами начала работ. График может содержать одну или более работ. Плановая дата каждой работы графика может не зависеть от фактической даты выполнения предыдущих работ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...