Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Об общественном прогрессе и глобальных проблемах человечества
Итак, когда предметом исследования становятся общественные процессы, надлежит в полной мере учитывать человеческий и личностный фактор. Что фактически означает необходимость различать общее и частное (особенное), объективное и субъективное в развитии общества, личности и их деятельности. И о какой бы стороне общественной деятельности ни шла речь, если она касается деятельности людей, их организаций, и исследователь, и практик в сфере управления сталкиваются с проблемой интересов, с решением вопроса об их месте и роли в общественных процессах. Человечество всегда эмоционально относилось к теме развития общества и личности. Размышляя на эту тему, философы увязывали ее с вопросами о смысле человеческой жизни, о наличии цели истории. И с самого начала в философии выявились неоднозначные позиции. Наиболее характерный для античности натурфилософский подход, естественно, исходил из наблюдаемой цикличности природных процессов, объясняя их по-разному (Гераклит: мир есть мерами возгорающийся и мерами потухающий огонь), и переносил цикличность на социальные процессы, утверждая повторяемость в жизни государства. Сторонником «круговорота истории» был и Аристотель. Но имела своих сторонников и идея существования «золотого века» как счастливого начала человеческой истории. Различие же позиции этих философов заключено в отношении к «регрессу». Одни считают, что нет ни развития, ни регресса, а только повторяемость. Другие – что общество, социальная жизнь все более «портятся», регрессируют, текут к своему закату (в философии XX века – Шпенглер). Философия Нового времени активнее стала отстаивать идею прогресса, сформулировав её как принцип «будущее за царством разума». Считали, что, начинаясь в сфере науки, прогресс распространяется на другие области социальной жизни. С XVIII века уже выделилась область философии как «теория общественного прогресса», начались активные поиски критерия, который бы показал ее истинность и позволил «безошибочно» определить, есть прогресс или нет его. Но достаточно быстро был замечен противоречивый характер прогресса. Были выявлены отрицательные последствия вполне прогрессивного для развития общественного производства разделения труда и его машинизации С конца XIX века и в XX веке получило распространение возрождение идеи цикличности. Н. Я. Данилевский заложил историко-культурную традицию развития и смены цивилизаций, которая получила наибольшее распространение и используется в различных формах в настоящее время (Шпенглер, Тойнби, Питирим Сорокин, Ортега-и-Гассет). От Тоффлера берет начало технологическая идея основания цивилизаций. Р. Арон, У. Ростоу, З. Бжезинский на основе так называемого технологического детерминизма разрабатывали учение об индустриальном и постиндустриальном обществе. Но такие авторы, как В данном курсе лекций показано, что у истории, у исторического процесса нет и не может быть цели. Цель праведную или неправедную, осуществимую или неосуществимую ставит перед собой и обществом человек и увязывает ее всеми возможными способами с интересами большинства, увлекая за собой людей. Сейчас массовое сознание положительно воспринимает философскую идею об установлении нового мирового порядка, основанного на праве. Наряду с этой идеей целью истории объявляется также свобода человека и осознание им своей свободы. Хотя понятно: человек не может быть свободен от общества. Многие философы, начиная с Эпикура, и социологи пытаются включить в формулу прогресса принцип счастья, понимаемого как благоденствие, удовольствие, наслаждение. Связывают прогресс и с уровнем жизни. Здесь достаточно определенно высказался Х. Ортега-и-Гассет: «Если средний уровень нынешней жизни достиг высоты, которая ранее была доступна только аристократии, это значит, что уровень жизни поднялся»[72]. Изложенное показывает, что проблема развития, тем более прогресса личности и общества, пока больше ставит вопросы, чем имеет на них ответы. Тем не менее, есть одно очевидное обстоятельство: развитие ли, прогресс ли возможны только тогда, когда осуществляется реализация интересов и удовлетворение потребностей тех, о развитии которых идет речь. Реализация интересов – это реальный процесс потребления их предметов, который и ведет к возвышению потребностей. И потому нельзя не заключить, что не может быть одного единственного, «точечного» критерия прогрессивного развития, кроме как объективного основания потребностей: есть, идет ли процесс потребления предмета потребности и вызывает ли он возвышение этой потребности или нет. Вместе с тем показателями и своеобразными критериями общественного прогресса, прогресса человечества выступают факторы его выживания в изменяющейся среде. Развитие философского и естественно-научного знания XX века позволило вычленить и сформулировать эти факторы в понятие «глобальные проблемы современности». Не решив их, нет вообще никакого смысла говорить о прогрессе ни личности, ни общества, ни человечества в целом. На сегодня эти проблемы достаточно известны: ресурсы питания, пресной воды, процентное содержание кислорода и углекислого газа в атмосфере, экология не только городов, но всей среды обитания биологической и социальной жизни, «холодная зима», положение с невосполнимыми ископаемыми ресурсами и ряд других. Однако глобальность этих проблем не только в том, что они затрагивают всех землян, а в том, что решить их в одиночку какому бы то ни было народу и даже отдельному союзу нескольких – невозможно. Глобальные проблемы можно решать только всему человечеству по совместным планам и совместной деятельностью. Однако пока так называемые развитые страны (конечно, без России) создали концепцию, получившую название «золотой миллиард», чем вполне закономерно вызвали контрмеру: возникло движение «антиглобалистов», которое, к сожалению, не разобралось в сути самих глобальных проблем и сосредоточилось на борьбе только против корпоративности «золотого миллиарда». Пока социальный мир погряз в националистических, религиозных, расовых распрях и стоит на пути корпоративного решения глобальных проблем, есть только некоторое прогрессивное развитие отдельных сторон в тех или иных отдельных обществах. Но и оно неустойчиво вследствие того, что ряд процессов вышел из-под управления, определяемого даже многими межгосударственными соглашениями. Прежде всего, это стало заметно в сфере финансов и в сфере экологии (тот же азиатский, птичий грипп и прочее). В заключение следует еще раз обратить внимание на то, что объективность и закономерность всех процессов так или иначе связаны с основой человеческой и общественной деятельности: потребностями и интересами субъектов, разнообразных по видам общественных формирований. Интересы, во-первых, выступают источниками социальных действий, во-вторых, имеют большое значение в организации и управлении деятельностью многих людей, в-третьих, во многом предопределяют (через свою предметность) эмоционально-нравственное, чувственное отношение субъекта к своей собственной деятельности. И никакие глобальные проблемы не могут быть решены на пути подчинения ли игнорирования ли интересов каких бы то ни было народов. У каждого из обществ свой уровень потребностей и степень их удовлетворения. Но только на пути создания и налаживания субординационного механизма взаимодействия и реализации интересов всех существующих ныне обществ, возможно решение глобальных проблем человечества.
Контрольные вопросы 1. Какова главная роль потребностей и интересов для общества и человека? 2. Чем обусловлена объективность витальных потребностей? 3. Что доказывает объективность социальных потребностей? 4. Верно ли, что желания и потребности это одно и то же? 5. Определите понятия «потребности» и «интересы». Что в них общего, а что различного? 6. Субъективны или объективны по своей сути интересы? 7. Какую роль играют отношения в существовании и осуществлении интересов? 8. Как взаимодействуют различные интересы? 9. Что способствует, а что препятствует реализации интересов? 10.Какую роль играют интересы в функционировании общественных формирований? 11.Что в осуществлении интересов способствует развитию общества и человека? 12.Имеется ли объективный механизм социального развития? Если да, то какой? Если нет, то почему? 13.Дайте определение понятий «цель» и «ценность». Каково основное взаимоотношение данных понятий? 14. Как соотносятся цель и потребность, цель и интерес, цель и желание? 15. Какова роль интересов в формировании общественно зрелой личности? 16. Назовите несколько любых ценностей, одобряемых социально. 17. Как соотносится ценность с потребностями и интересами? 18. Перечислите три типа возможных форм взаимодействия интересов. Каково основное содержание каждого из них? 19. Какие положительные и отрицательные черты есть в системе взаимодействия «подчиненный – подчиняющий»? 20. Что отличает «игнорирование» как форму взаимодействия интересов от «подчинения»? 21. Что в субординационном механизме взаимодействия интересов дает право считать его наиболее продуктивным для развития? 22. В чем заключается методологическая функция интересов в познании социальных процессов? 23. Регрессивно или прогрессивно развитие общества в целом? 24. Какие критерии способны показать прогрессивность развития того или иного общественного формирования или общества? 25. Что в современном обществе и в его связи с миром позволяет некоторым ученым говорить о неразрывности прогресса и глобальных проблем человечества? 26. Как связаны прогресс личности и прогресс общества? 27. Какие пути выхода из глобальных проблем современности вы видите? Попробуйте определить роль социальной философии в решении этих проблем.
Список рекомендуемой литературы 1. Бернацкий В.О. Интерес: познавательная и практическая функции. – Томск. ТГУ, 1984. 2. Бернацкий В.О. О государстве и его собственности // Омский научный вестник: Вып. 20. – Омск, 2002. С. 69–75. 3. Гельвеций К. О человеке. – М.: Мысль, 1973. 4. Гельвеций К. Об уме. – М., 1938. 5. Гегель. Сочинения. – М., 1935. – Т. 7. 6. Кант И. Сочинения. – М.: Мысль, 1965.– Т. 4. – Ч. 1. 7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Наука, 1977. 8. Материалисты Древней Греции / Общ. ред. Дынника М. А. – М.: Госполитиздат, 1955. 9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 1-50. – М.: Госполитиздат, 1955-81. 10. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М.: Госполитиздат, 1956. 11. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии – 1989. – № 3. – С. 125. 12. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. – М.: Политиздат, 1974. 13. Ж.-П. Сартр Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1990. 14. Фейербах Л. Избранные философские произведения.– М.: Мысль, 1955. – Т. 1.
РАЗДЕЛ 10 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |