Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Терминологический словарь менеджера




 

АВС (Activity Based Costing ) анализфункционально-стоимостный анализ затрат (ФСА). Процесс распределения затрат с использованием первичных носителей стоимости, ориентированных на производственную и/или логистическую структуру предприятия с конечным распределением затрат по основным носителям (продуктам и услугам). Данный подход позволяет весьма точно и понятно установить связь между элементами себестоимости продукции и обрабатывающими функциями (или производственными процессами в широком смысле этого слова — то есть включается в понятие процессы логистической обработки товара).

СLV (Customer Lifetime Value) — «оценка жизненного цикла клиента». Показатель и методология расчета чистой прибыли, которую получит компания от клиента за определенное время. Методология является эффективным инструментом анализа управления взаимоотношений с клиентами, она связана с принципами сегментации клиентской базы предприятия и помогает грамотно управлять отношениями с клиентами в условиях, заявленных в законе Парето.

Соllective IQ — «коллективный интеллект» организации — совокупный интеллектуальный потенциал сотрудников. Термин введен Дагом Энгельбартом. Для того чтобы показать место и значение этого ресурса, им была предложена следующая классификация функций предприятия: А — первичная деятельность (изготовление конкретных изделий (например, автомобилей) или сервис (например, медицинское обслуживание); В — вторичная деятельность, направленная на улучшение основной функции; С — деятельность, направленная на совершенствование функции В. Коллективные знания как ресурс обеспечивают функционирование и развитие предприятий на уровне В и С.

Ехtended Enterprise — «расширенное предприятие». Режим работы предприятия, при котором оно должно быть открыто для взаимодействия с поставщиками, партнерами, клиентами, образовывать с ними единое сообщество, нацеленное на удовлетворение требований конечных потребителей.

НR (Нuman Resource) — человеческий ресурс. Совокупность человеческих ресурсов предприятия, играющих значительную роль в оценке физического и интеллектуального потенциала этого предприятия.

КМ (Кnowlede Management) — «управление знаниями».Универсальная дисциплина, основанная на интегральном подходе к созданию, накоплению, и, в некотором смысле, управлению знаниями, хранящимися в виде документов различного рода, а также знаниями, принадлежащими сотрудникам предприятия. Понятие появилось в начале 80-х годов. Автоматизированные системы КМ выполняют следующие функции: добыча данных и текстов, автоматизированный документооброт, организация совместной работы в сети, поддержка принятия решений. Сейчас также иногда говорят о появлении технологий КМ-Еnabled В1 («Интеллект бизнеса, поддерживаемый Управлением знаниями»).

ROI (Return On Investment) — «возврат инвестиций» — один из основных экономических показателей, влияющий на инвестиционную привлекательность и, следовательно, на соответствующий статус предприятия. Изначально также применялся для определения эффективности КИС, но позже ряд ведущих специалистов (в частности, Пол Страссман) убедительно показали, что никакой явной корреляции между размером инвестиций в информационные технологии и прибыльностью предприятия не существует. Это действительно так, если пользоваться традиционными методиками оценки эффективности инвестиций. Решение парадокса состоит в том, что экономическая оценка информационных технологий должна строиться не так, как в других отраслях, и прежде всего с учетом знания как экономического фактора. Сами по себе технологии не прибыльны — прибыль приносят операции над знаниями. К такому же выводу можно прийти, отталкиваясь от концепции «интеллектуального капитала». Наиболее интересные работы в этой области принадлежат Томасу Стюарту, первоначально опубликованные в виде цикла статей в журнале Forbes, а затем переизданные отдельной книгой. Подход Стюарта и его единомышленников к КМ основывается на констатации того факта, что капитал практически любого современного предприятия в основном нематериален. В биржевой стоимости высокотехнологических компаний до 95% выпадает именно на эту виртуальную часть.

SWOT- анализ- Инструмент анализа рынка, который позволяет в сжатом виде представить рыночную ситуацию - опасности и возможности, которые ожидают фирму на рынке, а также ее слабые и сильные характеристики - то есть ее потенциал. Английские буквы данной аббревиатуры связаны с первыми буквами английских слов - сига, слабость, возможность и опасность.

Автократичный руководитель(autocratic leader) - руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителям. В случае необходимости он сделает это, не колеблясь.

Автократия— система управления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть.

Автоматизированное проектирование(CAD – computer-assisted design) -применение ЭВМ для проектирования новой продукции. Отказ от черчения вручную экономит время и позволяет легко изменять проект.

Автоматизированные складские системы(AS/RS – automated storage and retrieval systems) - управляемые ЭВМ погрузочно-транспортные устройства для складирования и выдачи изделий по команде. ЭВМ также следит за местонахождением каждого изделия на складе. Эти системы также

называют автоматизированными складами.

Адаптация работника(в управлении персоналом) - Процесс приспособления работника к новому месту работы (при переходе в новую фирму, на новую должность и др.).

Адаптивная структура  (adaptive structure) - организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности и тем самым принципиально отличающаяся от механистической (или бюрократической) структуры. Называется также органической структурой.

Административные полномочия  (staff authority) - форма  полномочий, передаваемая административным функциям и руководителям в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчиненным.

Анализ- разложение, один из методов научного исследования. Самый распространенный вид анализа - классификация: черный - белый, большой - средний - маленький. Аналитик - специалист, хорошо владеющий методами научного анализа.

Анализ внешней среды(environmental analysis) - процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей.

Анализ временных рядов(time-series analysis) - анализ, основанный на предложении, согласно которому случившееся в прошлом служит достаточно надежным указанием на то, что произойдет в будущем. Называется также проектированием тенденций.

Анализ на безубыточность(breakeven analysis) - метод, используемый при принятии решений, для определения положения дел, при котором общий доход равен совокупным издержкам.

\Анализ  производственных операций   (job analysis) - определение производственных заданий, социальных и личных характеристик работы с целью повышения эффективности труда.

Анализ содержания работы(job analysis) - определение задач, которые должны быть выполнены, а также индивидуально-социальные характеристики такой работы для обеспечения более эффективного и целесообразного найма работников.

Анкета  - инструмент исследования, состоящий из перечня вопросов и обеспечивающий относительно быстрый сбор информации о рынке (опрос потребителей и др.), о выполняемой работе (опрос на рабочих местах с целью сбора информации для составления должностной инструкции и др.). До начала составления любой анкеты следует четко сформулировать цель исследования.

Антикризисное управление- деятельность менеджмента фирмы, направленная на преодоление острых проблем предприятия, накопившихся в результате плохого управления. Сопротивление переменам коллектива фирмы на этапе преодоления внутреннего кризиса обычно снижается (полезный пример описания антикризисного управления в корпорации "Крайслер" дает Ли Якокка в своей книге "Карьера менеджера"). Грамотное антикризисное управление обычно начинается с процедуры оценки потенциала предприятия.

АСУ - автоматизированная система управления (САМ – computer-assisted manufacturing) - ряд технологий производства, позволяющих осуществлять управление работой оборудования и контроль за работой оборудования при помощи ЭВМ.

Аутсорсинг- 1) (outsourcing — использование внешних источников) — это передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании; 2) замена "натурального хозяйства" (делаем все сами) выбором компанией внешних поставщиков товаров и услуг, необходимых для производства собственной продукции.

Базисные(основные, первичные) потребности (primary needs) - обычно врожденные потребности, такие, как потребность выжить.

Бенчмаркинг- методика анализа слабых сторон фирмы, основанная на сравнении своего потенциала с потенциалом главного конкурента. MC MA свое видение полезности данной методики - "кликни" по термину.

Бизнес-анализ— процесс «диагностики» деятельности предприятия, при котором выявляется реальная организационная структура предприятия с учетом всех имеющихся в наличии взаимосвязей. При этом разрабатывается и осуществляется ряд мер по оптимизации организационной структуры, что позволяет снизить издержки компании, создаются системы управленческого и финансового контроля, системы планирования деятельности, разрабатываются механизмы прогнозирования спроса, внедряются новые системы автоматизации управления с учетом поправок, сделанных аналитиками.

Бизнес-единица(business unit, ENG) - отдельно управляемое подразделение компании, ответственное за всю деятельность, необходимую для разработки, производства и продажи однотипной продукции или услуг.

Бизнес-процесс(деловой процесс) — это множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции или услуги, необходимой потребителю. Потребители могут быть как внешними, так и внутренними, (это серия логически взаимосвязанных действий, при которых ресурсы предприятий или организаций используются для создания или получения полезного для потребителя продукта или услуги в фиксированный промежуток времени. Т.е. это поток работы, переходящий от одного работника другому (от одного отдела другому). Процессы всегда имеют начало, определенное число шагов и четко очерченный конец.

Бухгалтерский учет — система сбора и обработки финансовой информации о предприятии, дающая ее пользователям возможность выносить обоснованные суждения о финансовом положении организации и принимать экономические решения. В зависимости от круга пользователей различают финансовый учет и управленческий учет.

Бюджет (budget) - план, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Служит в качестве контрольного эталона.

Бюрократия (bureaucracy) - тип организации, для которой характерны специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.

Вероятность (probability) -уровень вероятности конкретного события.

Вертикальное разделение труда (vertical division of labor) - разделение и координация усилий и выполнения составляющих работу компонентов (управление и производство). Вертикальное разделение труда создает уровни управления.

Взаимозависимость факторов внешней среды (тт.егге1ат.ес!пе55, егтгоптепг.а1) -сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

Видение стратегическое - представление о фирме в достаточно далеком будущем. Разработка стратегического видения - мощный инструмент современного управления, позволяет создать необходимые ориентиры, помогающие высшему руководству организации разработать программу конкретных действий и на настоящий период.

Виды консультирования - экспертное, процессное, обучающее консультирование. В чистом виде встречаются крайне редко. Выполняя работу эксперта (специалиста в каких-то вопросах), консультант при выдаче даже готовых рекомендаций вынужден знакомить клиента хотя бы с применяемой терминологией - то есть проводить обучение. В свою очередь, в процессе обучающего консультирования соответствующий специалист всегда представляется как эксперт, например, по вопросам теории управления. В процессном консультировании, например, когда идет обсуждение вариантов решения проблем или иных вопросов, два другие вида консультирования всегда присутствуют в явном или неявном виде.

Вице-президент по планированию и развитию (директор по развитию) - в российских компаниях это должностное лицо чаще всего отвечает за ... строительство в фирме. В то время, как на самом деле, данная должность предполагает, в первую очередь, наличие предпринимательских способностей у такого руководителя в фирме.

Власть- 1) зависимость одного объекта (человека, механизма, обстоятельств и др.) от другого. 2) (pover) - возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.

Власть в организации(authority, organisational) - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия части людей в организации на выполнение заданий.

Власть, основанная на вознаграждении(rewardpower) - власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его активную потребность или доставить ему удовольствие.

Власть, основанная на принуждении(coercive pover) - влияние, основанное на вере исполнителя, что оказывающий влияние может наказать его или ее, затруднив удовлетворение насущных потребностей исполнителя.

Влияние(influence) - 1) поведение какого-либо человека, которое изменяет отношение и чувства к нему других людей. 2) прямое и/или косвенное воздействие на людей (индивидуумы, группы), вызывающее изменение их поведения. При этом влияющий субъект может осознавать или нет целей и последствий своего влияния. Один из главных инструментов влияния -власть: в этом случае влияние выступает в качестве промежуточной цели (конечная цель - ожидаемый результат влияния), а власть - в качестве средства достижения этих целей. Есть и другие инструменты влияния, например, обращение к потребностям объекта влияния (человека, группы). • Влияние, власть и потребности - тесно взаимосвязаны. Пример: выступая в качестве экспертов в области управления (власть эксперта), предположим, что мы убедительно доказываем жителям Сети, что их в чем-то обманывают. "Потребность в справедливости" может заставить читателей журнала МС&МА совершить под влиянием нашего слова определенные действия.

Вмешательство в ход развития организации(OD intervention) - один из видов мероприятий, осуществляемых организацией, подразделением или рабочей группой в ходе организации программы развития организации.

Внешние поощрения(extrinsic reward) - сюда относится все, что в рамках мотивации имеет какую-либо ценность для сотрудников организации и может быть предложено им в качестве стимула к работе. Наиболее типичными примерами такого рода поощрений являются: заработная плата, социальные блага, престижное помещение для работы и т. п.

Внешняя неопределенность(uncertainty, environmental ) - это функция объема доступной информации в отношении фактора окружающей среды и относительной уверенности в точности этой информации

Внутреннее вознаграждение(intrinsic reward) - ценности, приписываемые человеком процессу совершения работы, например удовлетворение от достижения поставленных целей. Внутренние вознаграждения удовлетворяют потребности высшего порядка.

Внутренние переменные(internal variables) - ситуационный фактор внутри

организации. К основным внутренним переменным относятся цели,

структуры, задания, технологии и люди.

Внутренний консультант по управлению- специалист, говорящий гадости про уровень менеджмента высшего руководителя фирмы самому

руководителю за приличное вознаграждение.

Внутрифирменный маркетинг или внутренний маркетинг -  технология

установления согласованного взаимотношения между подразделениями и

отдельными специалистами внутри фирмы на основе принципов

взаимодействия покупателя и продавца на рынке в соответствии с

концепцией маркетинга.

Воздействие эксперта(expert power) - влияние, основанное на убеждении

последователей в том, что их лидер обладает особыми знаниями,

позволяющими удовлетворить возникшую потребность.

Вознаграждение(compensation) - в рамках теории мотивации это все, что

человеку может казаться ценным.

Вторичные потребности   (secondary needs) - потребности, имеющие

психосоциальную природу, такие, как оценка, привязанность и власть.

Входная мощность-производственная мощность предприятия (цеха, участка) на

1 января текущего года или на конкретную дату.

Выборочный контроль при приемке(acceptance sampling) - метод контроля

качества, при котором решение о приемке крупной партии принимается по

результатам контроля небольшого количества образцов данной партии.

Выходная мощность- производственная мощность предприятия (цеха, участка)

на конец планового периода.

Гибкие производственные системы(FMS – flexible manufacturing systems) -

процессы производства, реализующие все достоинства высокой степени

автоматизации без потери гибкости.

Гигиенические факторы(hygiene factors) - согласно двухфакторной теории

Герцберга это факторы, лежащие в среде, окружающей сферу деятельности

человека. Их отсутствие может вызвать неудовлетворенность, но не может

активно мотивировать поведение.

Горизонтальное распределение труда(horizontal division of labor) - разделение

работы в организации на составляющие компоненты.

Горизонтальные связи  - коммуникативные связи между различными

подразделениями одного уровня или людьми в организации, занимающих

неподчиненное отношение друг к другу.

Государственное управление - стандартная управленческая деятельность

(принятие решений, разработка стратегий и др.) по координации различных

субъектов национальной экономики, проводимая в условиях повышенной

неопределенности и при большом количестве внутренних и внешний

факторов, слабо поддающихся управленческому воздействию, что снижает

предсказуемость ожидаемых результатов.

Группа(group) - два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другое (другие) и испытывает на себе его влияние.

Группа руководителя(command group) - группа, состоящая из руководителя и подчиненных, находящихся в зоне его контроля.

Групповое мышление(groupthink) - тенденция отдельных личностей подавлять собственную точку зрения на ту или иную проблему, чтобы не нарушать гармонию группы.

Движущаяся сборочная линия(moving assembly line) - приспособление для перемещения производимого продукта от одного работника к другому, каждый работник при этом выполняет отдельные конкретные задания.

Двухфакторная модель Герцберга- модель, согласно которой вся мотивация распадается на две большие категории: гигиенические факторы и мотивы.

Действие- Набор внутренних и внешних импульсов личности, обеспечивающих движение человека к заданной цели.

Делегирование(delegation) - передача задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность за них.

Делопроизводство— комплекс мероприятий по организации документооборота предприятия или организации.

Демократичный руководитель(democratic leader) - руководитель, который старается не навязывать свою волю подчиненным и исходит из предпосылки, что люди мотивированы потребностями высшего уровня. Сам он мотивирует своих подчиненных, создавая климат, где люди мотивируют себя сами.

Дерево решений(decision tree) - схематическое представление сложного процесса принятия решения по какой-либо задаче.

Децентрализованная организация— 1) (decentralized organization) -организационная структура, в рамках которой право принимать решения распределяется вплоть до нижестоящих управленческих структур; 2) организационная структура, в рамках которой право принимать решения распределяется вплоть до нижестоящих управленческих структур.

Диверсификация- появление у фирмы новых направлений деятельности, ориентированных на новые рынки.

Дивизиональная организационная структура(divisional departmentation) - 1) тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций, для которых функциональные структуры уже перестают быть эффективными. Основными типами структур с отделениями являются региональные и продуктовые структуры, а также структуры, ориентированные на покупателя. 2) структура управления предприятием, в которой четко разделено управление отдельными продуктами и отдельными функциями. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.

Дисфункциональный конфликт(dysfunctional conflict) - конфликт, который приводит к уменьшению степени удовлетворенности работой, ослаблению сотрудничества между группами, снижению эффективности деятельности организации.

Документооборот— система создания, интерпретации, передачи, приема и архивирования документов, а также контроля за их выполнением и защиты от несанкционированного доступа.

Долговременные конкурентные преимущества- то, чем владеет фирма, и что невозможно "отнять" за короткий промежуток времени (имидж, система распределения, доступ к сырью и др.). Есть смысл рассматривать долговременные конкурентные преимущества как результат достижения главных целей организации.

Должностная инструкция- Внутренний документ предприятия, регламентирующий права и обязанности сотрудников фирмы.

Должностные инструкции (job description) - краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий различных должностей в организации.

Дополнительные льготы(supplemental benefits) - виды компенсации сверх заработной платы, включающие оплату больничных, медицинское страхование и т. п. Их также называют дополнительными выплатами.

Единоначалие(unity of command) - принцип построения организации, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним.

Жизненный цикл фирмы(ЖЦФ) - Этапы развития коммерческого предприятия от зарождения до упадка. Один из вариантов ЖЦФ предлагает экономист А. Юданов, ассоциируя каждый этап ЖЦФ с животными: ласточка -инновационная фирма, мышка - мелкая фирма без выраженной специализации, лиса - узко специализированное коммерческое предприятие, лев - мощная фирма массового производства продукции, слон - диверсифицированный бизнес, бегемот - этап снижения поворотливости крупной корпорации.

Зависимый спрос(dependent demand) - тип спроса, который зависит от намерений организации производить другие изделия. Характерен прежде всего для рынка компонентов, используемых в составе более сложных изделий.

Задания(tasks) - предписанная работа, серия рабочих функций, которые должны быть завершены в определенной форме в рамках ограниченного периода времени.

Закон Вальраса— утверждение, согласно которому полная ценность пользующихся спросом товаров (произведение цены на объем спроса) равна общей ценности предлагаемых товаров (произведение цены на объем предложения).

Закон возрастания предельных издержек— объективный процесс возрастания предельных издержек производства каждой новой единицы продукта по мере увеличения объема производства.

Закон возрастающих альтернативных издержек— закон, отражающий взаимосвязь между возрастанием производства одного продукта за счет сокращения другого. В условиях ограниченности одного из ресурсов и сокращающейся доходности, когда общество находится на границе производственных возможностей, для того, чтобы увеличить производство одного из благ, придется сокращать производство другого во все возрастающем размере.

Закон Грехэма— экономический «закон», гласящий: «Пустяковые вопросы решаются быстро, важные — никогда не решаются».

Закон Парето— теория, согласно которой распределение доходов между различными категориями населения имеет сравнительно стабильный характер и не зависит от системы налогообложения. При этом основная часть производства приходится на меньшую часть рабочей силы, а основная часть продаж — на большую часть населения. Часто этот закон называют «законом 20-80», т.к., согласно Вильфредо Парето, 20 % деятельности дают 80 % результатов. Используется для анализа экономической эффективности продаж, в частности лежит в основе клиентоориентированного подхода, воплощенного в СКМ-системах.

Закон предложения— экономический закон наличия прямой зависимости между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определенного периода.

Закон программирования Грея— экономический «закон», согласно которому: «N+1» простых работ планируется выполнить за то же время, что и «М» таких же работ.

Закон редкости— закон, утверждающий, что в каждый данный момент существует ограниченное количество трудовых и других ресурсов, которые, при имеющемся уровне технологии, могут быть использованы для производства только ограниченного количества благ, а это ставит перед обществом основные экономические проблемы.

Закон спроса— экономический закон наличия обратной зависимости между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода. Причина обратной зависимости состоит в том, что по мере потребления каждой последующей дополнительной единицы товара или услуги ее дополнительная полезность для потребителя будет снижаться.

Закон стоимости— экономический закон товарного хозяйства. Сущность закона стоимости сводится к определению стоимости товаров общественно-необходимым трудом. Он проявляется как закон цен и его действие напоминает движение маятника: с повышением цены деятельность предпринимателя становится более активной, понижается цена — товаропроизводитель оказывается вынужден свертывать производство и принимать меры к сокращению своих затрат, к удешевлению производства. Как крайность — он бывает вынужденным покинуть данную сферу приложения капитала и своих усилий. Тогда приток данного блага на рынок уменьшается и при прежнем объеме спроса цена снова пойдет в верх. Следовательно закон стоимости, действуя в общей системе экономических законов через поведение людей, обеспечивает равновесие в хозяйственной деятельности.

Закон тенденции падения нормы прибыли— закон, выведенный К.Марксом в 3 томе «Капитала» и утверждающий, что рост производительной силы труда, способствуя повышению органического строения капитала, приводит к падению нормы прибыли.

Закон убывающей отдачи— закон, отражающий взаимосвязь между последовательным приложением равных частей какого-либо ресурса к другому ограниченному ресурсу, и доходом, получаемым в результате такого их взаимодействия, который будет возрастать с каждым разом во все меньшем размере.

Закон убывающей отдачи- закон, согласно которому при достижении определенного объема производства товаров или услуг наступает момент, когда издержки производства начинают увеличиваться вследствие двух возможных причин, одна из которых связана с необходимостью восстановления затраченной энергии.

Закон убывающей предельной полезности —1) закон взаимосвязи между: количеством потребляемого блага и степенью удовлетворения от потребления каждой его дополнительной единицы. По мере того как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы такого товара или услуги сокращается. 2) закон, согласно которому полезность каждой новой единицы потребляемого товара или услуги уменьшается в результате насыщения потребностей. Данный закон (обычно изучаемый в рамках микроэкономики) - один из первых, доказывающий существование научного самоменеджмента.

Закон эффекта - концепция теории мотивации, согласно которой люди стремятся повторять тот тип поведения, который, по их оценкам, позволяет удовлетворить их потребности, и избегать поведения такого типа, которое не приводит к удовлетворению потребностей.

Законная власть- влияние, основанное на традиции. Исполнитель верит, что руководитель имеет изначальное право отдавать приказания.

Законы Паркинсона— два экономических «закона». Первый: Работа заполняет все отведенное для нее время — значимость и сложность ее растут прямо пропорционально времени, затраченному на выполнение. Второй: Расходы стремятся превысить доход.

Законы Хартри— два экономических «закона». Первый: В какой бы стадии не находилась работа, время, необходимое для ее завершения — величина постоянная. Второй: Истинное время для любой работы всегда в 3.14159... раз больше предварительной оценки.

Запрограммированное решение(decision, programmed) - выбор, путь к которому ведет через конкретную последовательность этапов или действий. Число возможных альтернатив в этом случае, как правило, ограничено.

Играющий менеджер— менеджер, который наряду с выполнением функций контроля за другими работниками и менеджерами сам является исполнителем. В такой роли выступают часто сами предприниматели, строящие свой бизнес на высокой квалификации.

Иерархическая структура(tall structure) - 1) организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне. 2) структура управления, в которой преобладают вертикальные связи, когда верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а эти решения строго обязательны для нижних уровней.

Иерархия потребностей Маслоу- подразделение всех потребностей людей на пять групп, осуществленное Абрахамом Маслоу. Им описаны следующие группы потребностей: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения.

Издержки производства- затраты на производство продукции, издержки обычно

.выражаются в денежной форме. Различают постоянные издержки,

переменные издержки, общие (валовые) издержки, а также

альтернативные (вмененные) издержки. Смотри также - точка

безубыточности.

Издержки трансакционные- затраты руководства и специалистов предприятия на разнообразные контакты. Следует выделить внешние трансакционные издержки (с государственными органами, поставщиками, покупателями и т.д.) и внутренние трансакционные издержки - затраты времени на внутрифирменные контакты (обшение руководителя со своими подчиненными, совещания и др.).

Износ основных фондов- утрата первоначальной потребительной стоимости основных фондов вследствие их изнашивания и устаревания или потери экономической эффективности и целесообразности использования основных фондов до истечения срока их полного физического износа.

Изучение методов организации труда(methods study) - анализ всех составляющих производственных операций для определения возможности их совершенствования.

Имитация(simulation) - процесс разработки модели реальной ситуации и выполнения экспериментов с целью понять, как будет реально изменяться ситуация.

Инвентаризация умений и навыков(skills inventory) - письменный учет навыков рабочих и служащих с указанием количества лиц, владеющих ими.

Инвестиционное решение- выбор одного из нескольких вариантов использования дорогостоящих ресурсов любого субъекта (человека, фирмы или даже государства) для достижения целей этого субъекта. Наилучшее инвестиционное решение, оценка которого осуществляется с помощью вмененных (альтернативных) издержек, обеспечивает более эффективное достижение поставленных целей этого субъекта в сравнении с другими возможными вариантами.

Инвестиционный менеджмент— управление инвестициями в конкретную отрасль экономики либо в развитие предприятия. Инвестиционный менеждмент включает в себя четыре стадии: исследование, планирование и разработка проекта; реализация проекта; текущий контроль и регулирование в ходе реализации проекта; оценка и анализ достигнутых результатов (см. также Управление проектами).

Инспекторы(supervisors) - руководители низового звена, непосредственно контролирующие деятельность рядовых исполнителей.

Интеграция(integration) - процесс объединения усилий различных подсистем (подразделений) для достижения целей организации.

Информационно-управляющая система(management information systems (MIS)) -формальная система обеспечения руководителей информацией, необходимой для принятия решений.

Информация к размышлению- информация, которую можно обнаружить в старых книгах по управлению. Для менеджера много полезней размышлять над тем, что очень давно сказали классики научной организации труда, чем поглощать в неограниченных количествах плодящуюся в геометрической прогрессии литературу по современному управлению.

Кадры- совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.

Канал связи(channel) применительно к обмену информацией - средство передачи информации: письменной, устной, формальной, неформальной, пригодной для электронных средств связи.

Капитальные вложения- вложение средств в новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Карта технологического контроля(process contra/chart) - инструмент контроля качества, позволяющий контролировать качество продукции или услуг в ходе производства или предоставления услуг. Корректирующие меры принимаются сразу же при обнаружении каких-либо отклонений

Качество жизни  - совокупность условий человеческого существования, обеспечивающих получение необходимых жизненных благ, материального

богатства и духовных ценностей.

Качество исполнения(quality of performance) - концепция качества, отражающая ту степень, в которой товары или предоставляемые организацией услуги фактически удовлетворяют нужды клиентов.

Качество конструкции(quality of desing) - концепция качества, отражающая уровень качества самой конструкции.

Качество продукции- совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять конкретные потребности покупателя.

Качество соответствия  (quality of conformance) - концепция качества, отражающая ту степень, с которой продукция или услуги, предоставляемые организацией, соответствуют внутренним спецификациям организации.

Качество трудовой жизни(quality of mark life)- степень удовлетворения важных

личных потребностей через деятельность в трудовой организации. Квалификационная характеристика(job description) - краткое изложение основных задач, навыков и умений, прав и обязанностей, предъявляемых к различным специальностям в организации.

Классическая школа управления(classical school of managtment) - подход к управлению, сложившийся на раннем этапе и основанный на идентификации общих принципов для их рационального использования в организации. Теоретики классической школы полагали, что можно отыскать лучшую систему организации путем определения основных функций данного бизнеса.

Коммуникация, общение(communication) - обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми.

Компенсация(communication) - денежное вознаграждение, выплачиваемое организацией своим сотрудникам за выполненную ими работу.

Компенсация по принципу "кафетерия"- система компенсации, в соответствии с которой служащим позволяется выбирать в допустимых пределах пакет дополнительных вознаграждений, в наибольшей мере отвечающих их потребностям.

Компьютеризированное интегрированное производство - применение гибких производственных систем, управляемых интегрированной системой управления производством.

Конверсионная система массового производства(mass production coversion system) - тип конверсионного процесса, в ходе которого производятся большие количества относительно стандартизированной продукции.

Конкурентное отличие (Competitive difference) - высокая компетентность организации в какой-либо области, которая дает организации наилучшие возможности привлекать и сохранять клиентуру.

Конкурентоспособность товара- совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретных потребностей покупателя.

Консалтинг — это деятельность специалиста или фирмы, занимающихся стратегическим планированием проекта, анализом и формализацией требований к информационной системе, созданием системного проекта, иногда проектированием приложений.

Контроллинг— функция управления бизнесом для анализа, подготовки и выполнения управленческих решений: планирования, мониторинга, составления отчетов, совещательной функции, информирования.

Контроль(controlling) - процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.

Конфликт(conflict) - несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне сделать то же самое.

Концепция- Система взглядов, которой придерживаются в настоящий момент, определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; или же ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Косвенные факторы окружающей среды(Indirect factors of environment) – факторы окружающей среды, которые могут не оказывать немедленного и непосредственного воздействия на деятельность организации, но тем не менее влияют на ее деятельность.

Коэффициент обновляемости продукции -соотношение между объемами производства новой и старой продукции в годовом плане предприятия.

Кривая опыта- модель, объясняющая, что при накоплении опыта фирма неуклонно повышает эффективность своего производства.

Критерии для принятия решения(Criteria for decision-making) - нормы, с которыми можно соотнести альтернативные варианты решения.

Критерий экономической эффективности -совокупность требований, целей, задач и показателей, обеспечивающих получение наивысших конечных результатов деятельности предприятия.

Критический путь(Critical path) - самая длительная последовательность событий при выполнении проекта. Последовательность событий, обеспечивающая завершение проекта в возможно кратчайшее время.

Кружок качества(Quality circle) - группа работников подразделения, которые на добровольных началах собираются для того, чтобы обсудить проблемы качества и выработать идеи, направленные на повышение качества. Обычно члены группы получают специальную подготовку, позволяющую им выявлять проблемы, связанные с качеством.

Культура корпорации(Culture of corporation) - атмосфера или социальный климат в организации.

Либеральный руководитель(The liberal chief) - руководитель, который дает своим подчиненным почти полную свободу в выборе рабочих задач и контроле за своей работой.

Лидер организации(The leader of the organisation) - человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство и лидерство.

Линейная структура управления— отношения между руководителями и подчиненными им органами в многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта управления.

Линейная, или поточная, планировка(Linear, or line, a lay-out) - метод размещения оборудования массового производства, где производственные операции почти аналогичны для всей выпускаемой продукции. Производственные ресурсы располагаются в виде последовательности рабочих станций в соответствии с производственными операциями.

Линейно-функциональная структура управления —структура органов управления, состоящая из: линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу; и обслуживающих функциональных подразделений. При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения.

Линейные полномочия- полномочия, которые передаются от начальника непосредственно подчиненному и далее другим подчиненным.

Маркетинг- 1) деятельность, обеспечивающая производителям товаров и услуг своевременную реакцию на изменения ситуации на рынке, а потребителям лучшее удовлетворение их потребностей; 2) планирование и осуществление всех видов деятельности компаний, связанных с удовлетворением потребностей потребителей, за исключением процесса продаж.

Маркетинговая стратегия— элемент стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям. Различают стратегию привлечения покупателей и стратегию продвижения продукта.

Масштаб отклонений (Scale of deviations) - заранее установленная величина, на которую реально достигнутые результаты могут отличаться от запланированных; при этом не требуется принятия мер для корректировки.

Маржа (от фр. Marge) поле, край – величина, выражающая разность между двумя определёнными показателями, например, при покупке ценных бумаг – разница между ценой покупателя и ценой продавца.

Материально-производственные запасы -активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенные для продажи, используемые для управленческих нужд организации в течение периода не более 12 месяцев или не более операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Матрица ВСG (бостонской консалтинговой группы) - Представляет четыре стратегии роста (звезда, дикая кошка, корова, собака), на которые фирма может ориентироваться, исходя из вариантов соотношения доля рынка фирмы/рост отрасли. Получила широкую известность благодаря своей наглядности: "звезда" (ее рекомендуется развивать и укреплять) - высокая доля рынка при быстром развитии отрасли, где фирма работает; "дикая кошка" (?) - отрасль развивается быстро, но у фирмы незначительная доля рынка; "корова" (ее рекомендуется доить) - доля рынка высока, но отрасль замедляет свое развитие; "собака" (которую следует прогнать) - малая доля рынка фирмы при медленном развитии отрасли.

Матричная организация(The matrix organisation) - тип адаптивной структуры, в которой члены сформированной группы несут ответственность за свою деятельность перед руководителем данного конкретного проекта, где они работают постоянно.

Матричная структура управления— структура органов управления, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей: непосредственному руководителю функциональной службы; и руководителю проекта. Для матричной структуры управления характерны: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы.

Межличностный стиль решения конфликтов(Interpersonal style of the decision of conflicts) - пятизвенная классификация подходов к разрешению конфликтов: недопущение конфликтных ситуаций, сглаживание конфликтов, искусственное форсирование, использование компромиссов, решение сути конфликтной проблемы.

Мелкосерийное производство (Small-scale production) - тип организации производственного процесса, при котором подразделения или обрабатывающие центры специализируются на определенных операциях. Обрабатываемые изделия (или обслуживаемый клиент) небольшими партиями проходят через систему.

Менеджмент- 1) деятельность, направленная на преобразование исходной ситуации в желаемую. Из этого определения следует, что мы все постоянно занимаемся менеджментом, часто сами того не подозревая, 2) управление людьми, нацеленное на решение стоящих перед компанией задач.

Метод- (от греческого - путь исследования, например, научный метод, включающий этапы наблюдения, анализа и синтеза). Способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; или же совокупность приемов освоения действительности. Если вы "кликните" по термину, то поймете, почему центр МС&МА рассматривает практику управленческого консультирования как самый эффективный метод подготовки менеджеров в России.

Метод критического пути(Critical path method) - техника осуществления руководства проектом, основной целью которой является обеспечение соблюдения графиков производства и конечных сроков работ. В основе ее лежит допущение того, что длительность событий поддается достаточно точной оценке.

Метод ПЕРТ - метод оценки и пересмотра планов (Program evaluation-and-review technique) - система управления работами по проектам, основная цель которой заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение графиков производства и установленных сроков. Система учитывает неопределенность продолжительности событий.

Метод экспертных оценок(Method of expert appraisals) - метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.

Механизация(mechanization) - использование машин вместо людей.

Механистическая структура(Mechanistic structure) - традиционно-бюрократическая форма организации в противоположность органической или адаптивной структуре.

Миссия(mission) - 1) в планировании основная общая цель или задача организации; 2) главная общая цель предприятия, понимаемая, в первую очередь, как долговременная задача по отличному от конкурентов и желательно лучшему удовлетворению потребностей основных покупателей производимых товаров и услуг.

Многонациональная корпорация(Multinational corporation) - фирма, владеющая и управляющая предприятиями, которые расположены более чем в одной стране.

Модель "менеджмента услуг"- Разработана американским специалистом Р.Норманном. Модель "менеджмента услуг" включает в себя пять составляющих - сегмент рынка, концепцию услуги, систему оказания услуг, образ фирмы, ее философию и культуру. Модель значительно облегчает продвижение услуги потребителям.

Модель(model) - представление предмета, системы или идеи в форме, отличной от формы целого, т.е. самого предмета. Модели играют полезную роль, потому что они упрощают реальность и тем самым облегчают возможность увидеть внутренние отношения.

Модель линейного программирования(Linear programming model) - модель, используемая для оптимизации распределения дефицитных ресурсов между конкурирующими потребностями.

Модель массового обслуживания(Model of mass service) - модель, используемая для определения оптимального числа предприятий обслуживания, исходя из потребности в них. Называется также моделью очереди.

Модель Портера-Лоулера- ситуационная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Она включает пять переменных величин: усилия, ожидания, результативности, вознаграждения и удовлетворения.

Модель потребительских ожиданий (Model of consumer expectations) - прогноз, основанный на изучении потребителей организации.

Модель принятия решений Врума- Йеттона- вероятностная модель руководства, делающая упор на процессе принятия решений и определяющая пять типов руководства, образующих непрерывный континуум: от автократического до демократического.

Модель управления запасами(Storekeeping model) — модель, используемая для оптимизации графика размещения и размера заказов на ресурсы, а также размера необходимых запасов

Модель Хоманса- теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуются неформальные группы, которые влияют на поведение людей во время работы. Ее элементами являются взаимодействие, чувства и действия. 

Мотив- Внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Мотиваторы(motivators) - в двухфакторной теории Герцберга это факторы мотивации, которые в отличие от гигиенических факторов проистекают из сущности самой работы.

Мотивация(motivation) - процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.

Мотивация по принципу кнута и пряника(Motivation by a whip and spice-cake principle) - намеренное и интенсивное использование внешних поощрений и наказаний для мотивации сотрудников, сходное с легендарным методом, заставлявшим двигаться осла.

Мультидивизионная организация— организация предприятия, характерная для предприятий с децентрализованным управлением структурой, в которых различные подразделения отвечают за выпуск и сбыт различных групп товаров.

Наблюдение- метод исследования по сбору информации, предполагающий минимальное вторжение в реальную действительность, составная часть научного метода.

Набор персонала- один из подпроцессов специальной функции управления - управления персоналом, включающий в себя определение требований к вакантной должности, привлечение кандидатов и т.д., определяется политикой фирмы по отношению к персоналу (или выращивание своих кадров, или привлечение молодых специалистов, или переманивание профессионалов из конкурирующих фирм и др.).

Напряжение(stress) - ситуация в управлении, характеризуемая повышенной психологической или физиологической напряженностью.

Научный метод- известный метод исследования, включающий в себя такие подпроцессы, как наблюдение, анализ и синтез.

Независимый спрос(Independent demand) - тип спроса, который не зависит от намерений организации производить другие изделия.

Незапрограммированное решение(Not programmed decision) - выбор, который приходится делать в новой или неопределенной ситуации, или в ситуации с неизвестными факторами воздействия.

Необходимость координации(Necessity of coordination) - ситуация, возникающая при вертикальном и горизонтальном разделении труда. Без соответствующей координации люди не смогут работать вместе.

Неопределенность внешней среды (Uncertainty of an environment) - функция количества информации по конкретному фактору внешней среды и относительной уверенности в точности такой информации.

Непромышленный персонал- работники, которые не заняты основной производственной деятельностью (работники торговли, общественного питания, медицинских и оздоровительных учреждений и т.д., состоящих на балансе предприятия).

Нестабильная внешняя среда(Astable environment) - внешнее окружение с высоким уровнем взаимосвязанности факторов, что влечет за собой сложность, подвижность и неопределенность среды.

Неформальная организация- Спонтанно организовавшаяся группа людей, у которой есть хотя бы одна общая цель, "членство" в неформальной организации обычно связывается с разделением ее участниками общих, выработанных в процессе взаимодействия, ценностей. В связи с последним, поведение каждого участника такой организации в определенной степени обусловлено выработанными неформальной группой нормами. Неформальная организация служит удовлетворению различных потребностей ее членов - потребности в общении, защите и др.

Неформальная организация(The informal organisation) - спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.

Номенклатура продукции- перечень или состав товаров (работ, услуг), выпускаемых предприятием в плановом периоде.

Норма- научно обоснованная величина расхода экономических ресурсов в конкретных производственных условиях.

Норма выработки- количество продукции, которое рабочий должен произвести в единицу времени (час, смену, месяц).

Норма обслуживания- зона работы или количество единиц оборудования (число рабочих мест), которые должны обслуживаться одним или несколькими рабочими.

Норма управляемости- численность работников, подчиненных определенному руководителю.

Нормирование труда- определение необходимых затрат времени на производство единицы продукции или объема работ (услуг) в соответствии с организационно-техническими условиями производства и рациональной организацией труда.

НСИ — нормативно-справочная информация.

Обмен информацией по вертикали- движение информации с уровня на уровень в пределах организации.

Обмен невербальной информацией(Exchange of the nonverbal information) - обмен содержащими информацию знаками без использования слов.

Оборотные производственные фонды -часть оборотных средств, функционирующая в сфере производства и включающая производственные запасы (сырье, материалы, топливо, тара, запасные части), незавершенное производство, расходы будущих периодов.

Оборотные средства- совокупность денежных средств, авансированных для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, с целью обеспечения непрерывности процесса производства и реализации продукции.

Образ корпорации(Image of corporation) - впечатление, которое организация оказывает на сотрудников, клиентов и общественность в целом.

Образ товара(фирмы) - Представление о товаре (фирме), которое складывается у потребителей, с одной стороны, в процессе использования товаров (контактов с фирмой), а, с другой стороны, под воздействием общественного мнения, в формировании которого участвуют различные инструменты коммуникации (реклама, пропаганда, слухи, и др.).

Обратная связь- 1) важнейшая часть любой системы управления, обеспечивающая поступление информации о состоянии объекта управления, наличие такой информации - залог своевременности управляющего воздействия; 2)реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации, определить, воспринята ли отправленная им информация.

Обучение нормам этики(Training to norms of ethics) - процесс формирования в среде рядовых работников и руководителей представления об этике ведения дела.

Объем работы(Work volume) - количество различных операций, выполняемых одним рабочим, и частота их повторения.

Объем управления(Management volume) - число людей, находящихся в непосредственном подчинении руководителя.

Обязательные согласования(Obligatory coordination) - форма административных полномочий, при которой линейные руководители обязаны обсуждать соответствующие вопросы с персоналом, прежде чем предпринять действия или представить предложение высшему руководству.

Ожидание(в теории менеджмента) - Способность предвосхищения человеком будущих событий, играет важную роль в мотивации и самомотивации человека, в менеджменте популярна теория ожиданий Виктора Врума.

Окружение прямого воздействия(Environment of direct effect) - внешняя среда, факторы которой непосредственно воздействуют на организацию, а сама организация непосредственно воздействует на эти факторы.

Оперативное планирование- совокупность методов и способов расчета основных планово-организационных показателей, необходимых для регулирования хода процесса производства и распределения продукции.

Оперативное управление— управление текущими событиями; совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий производства. Оперативное управление подразделяется на оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.

Операционная система(Operating system) - общая система производственной функции организации, состоящая из трех подсистем: перерабатывающей, обеспечения и планово-контрольной.

Опрос экспертов- метод прогнозирования, при котором мнения экспертов в разных областях сводятся воедино и усредняются.

Оптимизация планов- выбор наилучшего варианта из множества показателей, которые предусматриваются в реальных производственных условиях.

Организационная структура(Organizational structure) - логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.

Организационная структура типа конгломерата(Organizational structure of type of a conglomerate) -один из видов адаптивной структуры, используемый очень крупными предпринимательскими организациями, действующими в различных областях. Конгломераты в целом не имеют единой структуры организации; в.отдельных частях используют структуры различных типов.

Организационная структура, ориентированная на покупателя(The organizational structure focused on the buyer) - тип организационной структуры, где отделения формируются в соответствии с основными группами покупателей.

Организационное лидерство(Organizational lead) - способность оказывать влияние на отдельных людей и группы в их деятельности для достижения целей организации.

Организационное решение(The organizational decision) — выбор, который совершает предприниматель для выполнения обязательств, связанных с положением организации, для того чтобы достичь стоящих перед организацией целей.

Организационный дарвинизм(Organizational Darvinism) — концепция, согласно которой организация, чтобы выжить, должна приспосабливаться к изменениям внешней среды.

Организационный успех(Organizational success) - достижение поставленной цели.

Организация(функция) - процесс делегирования задач и полномочий (обычно подчиненным) для достижения целей организации.

Организация по реализации проекта(The organisation on project realisation) - временная структура, образуемая для выполнения конкретной, точно определенной цели.

Организация произвольной формы(The organisation of any form) - организация, состоящая из ряда различных структур, в противоположность последовательной, (логически) устоявшейся структуре.

Организация формальная(The organisation formal)- группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Органическая структура— структура организации, характеризующаяся децентрализованной иерархией, гибкими рабочими процедурами и демократическим стилем руководства.

Основные средства- часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд предприятия в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Отбор персонала- Процесс приведения в соответствие к требованиям должности качеств кандидатов, желающих занять эту должность. (В соответствии с нашей концепцией управления персоналом, лучше всего это делать в путем переподготовки уже работающих сотрудников.) "Новомодный" подход к отбору персонала - подбор должности под качества кандидата, а не наоборот. Однако общепринятый на сегодня подход - проведения отбора кандидатов на должность путем оценки по критериям, важным для вакантной должности. На Западе такую работу проводят специальные "Центры оценки", в качестве одного из проверенных инструментов отбора применяют тестирование.

Отборочный центр(The selection centre) - испытательное заведение, в котором способности к выполнению трудовых навыков оценивают методами моделирования.

Ответственность(responsibility) - обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Отличительная компетентность(Discriminating competence) - задача или процесс, реализуемые организацией гораздо лучше, чем ее конкурентами.

Отношения координации— отношения между субъектами управленческой деятельности выражающие связи несоподчиненных непосредственно субъектов управленческой деятельности. Координация характеризуется согласованием в ходе реализации своих и общих целей. Отношения координации являются проявлением горизонтальных связей.

Отношения субординации— отношения между субъектами управленческой деятельности, выражающие непосредственное подчинение одного другому в процессе управления единым объектом. Отношения субординации являются проявлением вертикальных связей.

Отрасль производства- группа предприятий, выпускающих и продающих на рынке определенный (однородный) вид продукта.

Оценка  (контроль) - Процесс сравнения и последующего решения, обеспечивающий достижение поставленных целей. Процесс контроля включает в себя установление стандартов, измерение, сравнение и корректирующие действия при необходимости.

Оценка деятельности(Activity estimation) - формальная процедура оценки работы сотрудника в основном путем сбора информации о выполнении поставленных задач.

Оценка социального аспекта деятельности(Estimation of social aspect of activity) - оценка социального воздействия деятельности и программ организации с составлением соответствующего отчета.

Параллельные полномочия(Parallel authorities) - форма административных полномочий, при которой персонал имеет право наложить вето на решения линейного руководства.

Партиципативное управление    — вид управления организацией, предусматривающий привлечение рядовых работников к осуществлению управленческих процессов.

Партия   - количество одноименных изделий, которые    поочередно обрабатываются на каждой операции производственного цикла.

Первичные потребности(Primary requirements) - психологические, обычно врожденные

потребности, такие, например, как потребность самосохранения.

Первичный документ— бухгалтерский документ, составляемый в момент совершения хозяйственных операций и являющийся первым .свидетельством их совершения. Первичные документы подразделяются на внешние, подготовленные за пределами организации (счета поставщиков и др.), и внутренние, подготовленные в самой организации (акты, требования и др.).

Передача информации по горизонтали(Communication of information across) - движение

информации из одного подразделения в другое в пределах организации.

Передача информации сверху вниз– движение информации с верхних уровней организации на нижние.

Передача информации снизу вверх– движение информации с нижних уровней организации на верхние.

Перерабатывающая подсистема- подразделение в организации, которое выполняет производственную работу,

непосредственно связанную с превращением поступающих ресурсов в выходную продукцию.

Перестройка работы- в прогрессивных организациях это процесс переформулирования целей и задач путем расширения должностных

инструкций и функциональных обязанностей для обеспечения больших внутренних вознаграждений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 116.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...