Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 8. Государственное и региональное управление в России в XIX в.
К началу 19 века система государственного управления России находилась в состоянии развала. Состояние государственного управления обостряли многочисленные войны: с Францией, Турцией, Ираном, Швецией, развязанная Александром I в 1816 г. колониальная изнурительная многолетняя Кавказская война, продолжавшаяся до 1864 г. Россия играла роль «жандарма Европы», разгромила польское освободительное движение 1830—1831 гг., Венгерскую революцию 1847—1850 гг. Все заметнее становится диссонанс, противоречие между качеством государственного управления и духовным, культурным подъемом, ростом национального самосознания, формированием новых идейных и политических ценностей в российском обществе. Внутреннее и международное положение Российской империи, очевидный развал ее административной системы, круговая безответственность, взяточничество, казнокрадство, беззаконие в органах центрального и местного управления обострили потребность радикальной реорганизации системы власти и управления в целом, побудили к поискам более эффективного ее устройства. Та коллегиальная форма центрального управления, которая была создана Петром, уже себя не оправдывала. Сначала Александр 1 (1801-1825) пытался навести порядок в управлении путем введения министерской системы, основанной на принципе единоначалия. С 1802 – 1811гг была проведена министерская реформа. Ее целью было сделать министерство высшим органом исполнительной власти. Вместо прежних 12 коллегий в 1802 г. было учреждено восемь министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Высшим административным органом стал Комитет министров, рассматривавший дела, которые не могли быть решены из-за отсутствия законов или связанные с надзором за государственным аппаратом. Дальнейшие преобразования связаны с М.М. Сперанским. В октябре 1809 г. Статс-секретарь М.М. Сперанский вручил Александру I «Введение к уложению государственных законов»,содержащее общий план государственных преобразований России, построенный концептуально в соответствии с определенной теорией исторического процесса. Предлагалось перестроить государственную систему на основании принципов законности, конституционности, разделения и сочетания функций законодательных, исполнительных, судебных органов власти, выборности представительных многосословных учреждений снизу доверху и чиновников, ответственных перед народом. Он предлагал план реформ, предусматривающих введение конституции и создание системы органов государственной власти, основанной на разделение властей, которое последовательно осуществлялось на нескольких уровнях: волостном, окружном и губернском. Законодательная вертикаль: а) волостная дума из всех земельных собственников волости и из старейшин государственных (казенных) крестьян по одному от 500 душ, выбирающая судей в волостной суд и депутатов в окружную думу на 3 года; б) окружная дума, выбирающая в окружной суд, в совет при окружном правлении и депутатов в губернскую думу; в) губернская дума, выбирала депутатов Государственной думы, губернский суд и совет губернского управления; г) Государственная дума в составе депутатов всех сословий стоит во главе вертикали, собирается ежегодно на общее собрание, рассматривает и одобряет вносимые властью монарха законопроекты, смету доходов и расходов, формулирует свои письменные представления о нуждах народа, отдельных сословий, об ответственности министров (идея ответственного перед Госдумой кабинета), указывает, какие и как нарушаются коренные государственные законы в распорядительных актах государственных структур. Все думы имеют председателей, а Госдума еще и канцлера. Исполнительная вертикаль: а) вершина исполнительной власти — министерства во главе с министрами, назначенными монархом; б) губернатор в губернии, назначаемый монархом и одновременно чиновник МВД, зависимый от министра, и при нем губернское управление, подчиненное своеобразно Сенату, что обеспечивало двойную подчиненность МВД и Сенату; в) вице-губернатор в округе и окружное управление; г) уездный начальник с канцелярией, при нем полицейское начальство, городничие, исправники; д) волостной начальник — глава волостной администрации, назначаемой, как и уездный начальник, вице-губернатор. Судебная вертикаль с высшей судебной инстанцией — Сенатом, губернскими, окружными, уездными, волостными судами третейского или мирового характера, при выборности судей и участии присяжных заседателей. Сенат, оставаясь административным учреждением, становился верховным судилищем империи. Сенаторы назначались монархом на пожизненный срок из числа представителей, избранных губернскими думами в Госдуму. Вводились в Сенате должности министра и канцлера юстиции. Функции вертикалей выражены кратко так: «Госдуме вверяется закон. Сенату — суд. Министерству — управление». Все вертикали управления замыкаются на Государственный совет, «в коем все они соединяются и через который державная власть на них действует и приемлет их действия». Этот орган предлагался в качестве особого высшего учреждения совещательного характера для предварительного рассмотрения исходящих от императора проектов законов, годовых смет доходов и расходов, а также для наблюдения за исполнением законов с целью упорядочения законодательства, но без вмешательства в функциональный надзор Сената. В Госсовете централизовалась бы, таким образом, законодательная сфера. Он мог обеспечить единообразие юридических норм, исключить возможные противоречия в законодательных документах. Назначение Госсовета в том, чтобы объединять, согласовывать законотворческие и иные действия всех высших государственных структур, наладить их правовое взаимодействие, выполнять роль связующего звена верховной власти монарха с ее исполнительными структурами преимущественно в части утверждения законности в государстве. Монарх назначает в Госсовет 35 высших сановников из аристократической элиты, в том числе и по должности, как министров, председательствует сам или по его поручению один из членов совета. Министр назначался императором и был ответственен только перед ним. Министерство входило в состав сената. В январе 1810 года был создан государственный совет. Он стал связующим звеном между законодательной, судебной, исполнительной властью и монархом. Предусмотрены: а) общее собрание совета; б) четыре департамента во главе с назначенными на полгода председателями: законов, экономики, военных, гражданских, духовных дел; в) канцелярия во главе с государственным секретарем, четыре ее отделения во главе со статс-секретарями для организации текущей работы департаментов и всего совета; г) комиссии составления законов и прошений на высочайшее имя. Сперанский завершил и министерскую реформу. Наряду с Сенатом, Государственным Советом и Комитетом министров, была Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Она была создана при Ал.1, но наибольшее значение приобрела при Ник.1 Канцелярия имела следующие отделения: 1-ое отделение ведало службой государственных чиновников, готовило бумаги для императора и рассматривало почту на его имя, следило за исполнением по ним распоряжений Императора. 2-ое отделение занималось кодификацией законов (объединением законов). Существовало с 1826г. 3-е - высшая полиция. Она следила за политическим настроем в обществе. 4-ое – управляло учебными, воспитательными, благотворительными учреждениями (Ведомство Императрицы Марии). Существовало с 1826г. 5-ое – Временное отделение – занималось реформированием деревни. 6-ое – Временное – управляло территорией Закавказья. Существовало с Также при Ник. 1 происходит укрепление сословий. В 1832г был издан указ об ограничении проникновения в среду дворянства буржуазных элементов. Для них была создана новая сословная категория почетных граждан двух степеней: - потомственные почетные граждане 1 степени (дети дворян, дети церковнослужителей, получивших образование, крупные предприниматели, купцы 1 гильдии, ученые и художники) - личные почетные граждане 2-ой степени (низшие чиновники, лица, окончившие вузы, дети церковников без образования). Зарождающаяся буржуазия или предприниматели были поставлены в сословные рамки. 1845г – указ, который ограничивал приобретение дворянства через выслугу. Реформы 60-70-х годов 19 века касались системы местного самоуправления. 1) Земская реформа январь 1864 года. Земства учреждались как волостные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Избирательная система земств строилась по принципу имущественного ценза – по куриям. Существовало три курии: 1.Земледельческая (все землевладельцы уезда, владевшие землей от 200 до 800 десятин или недвижимой собственностью). 2.Городская (входили собственники городских промышленностей и торговых заведений с оборотом не ниже 6 000 рублей в год). 3.Сельские крестьянские общества. Здесь выборы – многоступенчатые. 1.Не было создано центрального органа земского управления. 2.В земствах запрещалось обсуждать вопросы, не относящиеся к их компетенции. Ограничивалась публичная деятельность земств: земские журналы и доклады проходили через цензуру. 3.Не дозволялось общаться между собой различным корпорациям земских губерний. 2) Июль 1870 года – городская реформа. В городах создавались волостные органы общественного управления, избираемые на основе имущественного ценза. Избирателями становились купцы, промышленники данного города, владельцы недвижимости. Избиратели делились на три курии: 1.Крупные налогоплательщики; 2. Средние; 3.Мелкие. В компетенции: 1.Благоустройство города 2.Развитие торговли, промышленности, здравоохранения, народного образования и установления местных налогов. Срок выборных полномочий – 4 года. За деятельностью дум и управ наблюдала губернская по городским делам присутствия, во главе с губернатором. После этой реформы города стали превращаться из административных центров в центры народно-хозяйственной деятельности. 3).Финансовые реформы. Стали публиковать государственный бюджет и отчеты государственного контроля. С 1862 года вводится единый распорядитель финансов – министерство финансов. Вводится независимый ревизионный орган – государственный контроль, а на местах контрольные палаты. В 1860 году создан государственный банк, а банки на местах как кредитные учреждения. Отменены откупа и введена свободная продажа алкоголя, табака, сахара и соли, с обложением их акцизным сбором. 4). Судебная (1864) и военная реформы 60-70гг 19в. Новые судебные уставы 1864г. сделали суд бессословным, гласным и основанным на принципе состязательности. Центральным органом нового судебного устройства был окружной суд с 12 присяжными заседателями, назначавшимися по жребию из представителей всех сословий. Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник – адвокат. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт о виновности или невиновности, на основании чего суд формулировал приговор. Разбором мелких дел занимался мировой суд, а высшей кассационной инстанцией – Правительствующий Сенат. Основной целью военной реформы 1874г. было изменение системы комплектования войск. Замена рекрутчины всеобщей воинской повинностью, демократизация и профессионализация офицерского корпуса. Итак, созданная в первой четверти 19 в. Система государственного управления сохранялась в своих основных и важнейших чертах до начала 20 века.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 184. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |