Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 3. Становление российской государственности XV-XVI вв.
События и процессы, имевшие место в России XVI в., во многом предопределили направление и темпы последующего развития страны. Именно в данный период: а) завершился процесс объединения различных земель в единое Российское государство; б) сформировался механизм управления государством; в) определился характер взаимоотношений между государством и феодалами (полное бесправие); г) оформились отношения между феодалами и крестьянами (крепостное право), — которые с модификациями просуществовали свыше трех столетий до начала XX в. Россия в период с 15 и до начал 20 века прошла через ряд этапов социально-экономического и политического развития, каждый из которых был связан с определенными формами государственности, государственного управления. 15-17 века ознаменовались не только победой поместного землевладения над вотчинным, но и окончательным закрепощением крестьян в общегосударственном масштабе (крепостное право), созданием Московского централизованного государства и переходом от раннефеодальной монархии к сословно-представительной. Одновременно с изменением формы государственности изменилась и система государственного управления. Дворцово-вотчинная система уступила место приказной. Следующий этап в развитии России связан с модернизацией (18-19вв.) В результате на смену сословно-представительной монархии пришла абсолютная с коллегиальной, а затем и министерской системами государственного управления. Страна стала называться Российской империи. В таком виде российская монархия и просуществовала вплоть до 1905г. На рубеже XV—XVI вв. завершился процесс объединения земель Северо-Восточной Руси под властью Москвы, и образовалось единое русское государство, которое с конца 15 века стало называться Россией. Становление Русского государства приводит к изменениям в социально-экономической структуре общества. По своей форме Российское государство первой половины XVI в. было сословной монархией. Свою власть в стране великий князь фактически делил с удельными и служилыми князьями, боярской Думой как органом власти феодальной аристократии и церковью как органом власти духовенства. В первой половине XVI в. наблюдается тенденция ограничения власти кормленщиков: 1) Сроки кормлений сократились до 1—3 лет. 2) Получает распространение и укрепляется институт городовых приказчиков, которые занимаются военно-административным управлением на местах. Назначаемые великим князем из поместного служилого дворянства, городовые приказчики не зависели ни от наместника, ни от боярской Думы, а подчинялись непосредственно великому князю. 3) В 1539—1541 гг. началась губная реформа. Центральную власть в стране осуществлял Великий Князь. Так называли всех с Ивана III – Государь всея Руси. Внешние атрибуты – шапка Мономаха, скипетр и держава. Князья стали решать вопросы о престолонаследии. В компетенцию Великого Князя входило издание распоряжений законодательного характера, право назначения на высшие государственные должности, ведение великокняжеского суда - высшей судебной инстанции. Великим Князем возглавлялись наиболее значительные военные походы. Во всех государственных делах великий князь координировал свои предложения с мнением Боярской думы – совещательным органом, ставшим теперь постоянным. В конце XV в. дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих (5-12 бояр и около 12 окольничих). Боярство было представлено людьми из старых московских боярских фамилий и удельными князьями. В среде этих бояр в XV в. сложились местнические отношения, которые регламентировались не родовитостью (это определить было невозможно), а службами предков. Во второй половине XV в. начинает складываться исполнительная власть. К общегосударственным ведомствам относились: Дворец и Казна. Дворец ведал церковными землями Князя, тяжбами о земле и судил население уездов. Казна являлась по сути гос. канцелярией, т. к. кроме денег и драгоценностей здесь хранились гос. архив и гос. печать. Казна ведала вопросами внешней политики. Из Казны выделелись приказы. Страна была разделена на уезды , размеры которых были различны. Власть в уезде была у наместника. В свою очередь, Уезды делились на станы и волости, а власть в волости была у волостеля. У центральных органов власти не было дублирующих органов на местах. Суровость Великокняжеской власти сочеталась со слабостью центральных органов управления. В начале 16в в стране была установлена самодержавная монархия, в которой вся власть принадлежала князю. Высшее сословие представлено князьями, боярами, богатыми купцами, поддворскими (позднее дворяне). Далее шли ремесленники, городское население и купцы. Представителями низшего сословия были холопы и крестьяне. Крестьяне в свою очередь делились на крестьян на частных землях (земли монастырей и бояр) и черносошных (на землях князя). До 15в крестьяне могли свободно переходить от помещика к помещику. Крестьяне старались закрепиться за владельцем большого участка земли. Они должны были платить оброк и исполняли определенные работы (изделия). В 1497г был издан первый Судебник , который установил единый срок для перехода крестьян ( 2 недели в конце ноября); была введена плата для уходящего крестьянина; крестьянские серебрянники (должники) должны были сначала расплатиться с долгами, иначе переход запрещен. Черносошные крестьяне не принадлежали частным лицам, а зависели от государства в целом или от князя. Они были занесены в великокняжеские податные списки. Имели участки земли в свое распоряжение. Могли их продавать, закладывать, дарить, менять и передавать по наследству. Каждый двор вел свое хозяйство. Несколько дворов образовывали артель, а несколько артелей – волость, а каждая волость составляла отдельный мир. Функции мира: выбирали старосту (сотского) и его заместителя (товарища); заведовал своими угодьями (лес, рыбные промыслы); сдавал землю в аренду; разбирал мелкие споры и отношения между крестьянами (крупные преступления разбирал князь); строил церкви, подыскивал священника; оплачивал подати князю (при оплате подати существовал принцип круговой поруки). Холопы – попавшие в зависимость к князю за долги и пленники – делились на две категории: пашенные (которые получили от князя земельный надел и должны отработать его) и кабальные (люди, проданные за долги, отрабатывали долг до смерти хозяина). Церковь являлась крупной влиятельной политической силой и поддерживала власть государя. В середине Важным событием в политической жизни страны было принятие 16 января 1547 г. Иваном IV титула царя. В этом же году венчается на Была создана система приказов (учреждения, которые ведали отраслями гос. управления или отдельными регионами страны). Было создано 26 приказов: челобитный, посольский, стрелецкий, оружейный и др. приказы. Одним из таких приказов был Приказ тайных дел, основная часть дел которого была связана с управлением дворцовым хозяйством. Приказы были важнейшим государственным институтом. С 1556г отменена система кормлений. В деревнях в качестве руководителей были Губные старосты, а в городах – Излюбленные головы. Выбирались они из дворян, непригодных к военной службе (старость). Они должны были выполнять свои функции на общественных началах. Из-за этого они часто сбегали. Было ограничено местничество. До 18 лет молодых аристократов нельзя назначать на руководящие должности, и нельзя занимать более одной должности. В 1555-1556гг вышло уложение о службе. Служилые люди делились на служилых по отечеству (дворяне) и служилых по прибору (стрельцы). Дворяне начинали службу с 15 лет. В 1550 новый Судебник (царский). Он подтверждал переход крестьян в Юрьев день, но за более высокою плату. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Установлена единая единица взимания налогов – Большая соха. Впервые введено наказание за взяточничество. В 1549г в феврале был создан Земский собор. Он ведал вопросами внешней политики, финансов и назначал на царствование. В состав Земского собора входили члены боярской думы, государева двора, выборные правителем дворяне и верхушка посада. Земский собор существовал до 17в. Такая власть называлась сословно-представительной монархией (16-17вв). В 1551г был собран стоглавый собор, который провел реформы церковного управления: составлен общерусский список святых, унифицированы обряды в стране. За монастырями оставили землю, но новую землю они могли покупать только с разрешения государя. Избранная рада проводила структурные реформы, темп которых не устраивал царя. Однако, слишком торопливыми структурные преобразования быть не могут. В России 16в, где еще не сложились предпосылки для централизации, ускоренное движение к ней могло быть только через террор. Таким образом, Иван IV пришел к опричнине. За период с середины XV до середины XVI в. территория России увеличилась более чем в 6 раз. Население страны в конце XV в. составляло примерно 5—6 млн. человек, в середине XVI в. — около 9 млн. человек[1] (по другим данным — 6—7 млн. человек). [1] Это почти в 2 раза больше, чем, например, в Англии того времени (4—5 млн. человек). Некоторые иностранцы, побывавшие в XVI в. в России, считали, что Москва больше Лондона с предместьями, Новгород значительно больше, чем Рим; Псков сравнивали по величине с Парижем. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 280. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |